Навигация по странице:
-
2. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм
-
Школы индийской философии.
-
3. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, моизм, даосизм, номинализм, легизм.
-
Конфуцианство. Основоположником конфуцианства был Конфуций.
-
Моизм
-
4. Истоки древнегреческой философии: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа, атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
-
Милетская школа
-
5. Философия Платона (теория познания, учение об идеальном государстве).
-
6. Философия Аристотеля (метафизика, учение о душе, социально-политические взгляды).
|
1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений. По преданию, первым слова философия
1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений.
По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, это стремиться к мудрости, любить ее.
Зародилась философия в середине 1 тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и самой философии.В других регионах философия возникла значительно позднее и развивалась на базе философских учений одной из этих трех стран.
В истории философии принято выделять следующие периоды.
Эпоха Древнего мира: середина 1 тыс. до н.з. — 476 г.
Эпоха Средневековья: 476 г. — середина XIV .
Эпоха Возрождения: середина XIV — начало XVII
Эпоха Нового времени: XVII — XX1: ( Начало Нового времени (XVII в.— 1688 г.),Эпоха Просвещения (1688 -1789 гг.), Немецкая классическая философия (ок. 1770 — 1850 гг.), Современная философия (XIX — XXI вв.)
Возникновение философии это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития.
Основной круг вопросов философии :
1) на протяжении веков философы изучали природу, фил. В начале выступала, как натур. Фил.
2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни.
3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия:
Плюрализм-философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия.
Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.
2. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм,
джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта)
философских школах Древней Индии.
Философия зародилась в Индии в середине 1 тыс. до н.э. на базе
ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах. Веды формировались во второй половине П — начале 1 тыс.
до н.э. и существовали сначала только в устной форме. В первой половине 1 тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен-
ных к священным (литература шрути), все эти книги считались «бого-
откровенными», т.е. полученными людьми от богов.
Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо-
бенно в ее последней части. Но о формировании
собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими
упанишадами.
К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих
в Ригведе, необходимо отнести понятия:
Пуруша — в чисто мифологическом плане выступает как первоче-
ловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к воз-
никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза -
Солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуру-
ша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Рита — это некий космический порядок, закон или закономерный
ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира,
телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита -
это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют-
ся живые существа.
Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.
Школы индийской философии.Примерно с V! в. до н.э. начина-
ется процесс развития древнеиндийской философии и становления
различных школ и направлений. В качестве основных принято выде-
лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.
Ортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые признают веды священными книгами и базируются на них.
Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только
на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при-
знают еще и иные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхья и йога.
Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа
сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ-
к VII — VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья.
Неортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые не признают веды священными и базируются на иных источ-
никах; это буддизм, джайнизм и чарвака.
Миманса.
Буквальное значение термина «миманса» — размыш-
ление, исследование, т.е. решение некоторой пробле-
мы путем рассуждения и критического исследования.
Основные труди. Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-
сутра» (ок. 2ОО г. до н.э.).
Философские воззрения. Отношение к ведам. Первоначальной
целью мимансы было рациональное обоснование традиционного веди-
ческого ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и соверша-
лись жертвоприношения богам.
Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для
мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. В других
ортодоксальных школах святость и авторитет вед обосновываются тем,
что они являются словами Бога (или богов), но миманса не признает
существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно
только узнать, но не создать. В защиту этого тезиса приводятся, напри-
мер, следующие аргументы:
если бы веды были кем-нибудь созданы, то имя их создателя со-
хранилось бы, как сохранились сами веды. Но даже те, кто считает, что
веды были кем-то сочинены, расходятся в вопросе о том, кто именно
был их автором или авторами;
в ведах говорится о связи ритуала с небесным вознаграждением,
но сами люди (в их земной жизни) не могут этого наблюдать, следова-
тельно, никто из людей не мог об этом рассказать.
Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль-
но существует. Но этот мир не является результатом деятельности
Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из ма-
терии в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим
законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон
бытия. Душа является бессмертной, вечной
субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение
ведических обрядов было бы бессмысленно.
Ньяя
Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «аналитическое исследование», «логика».
Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории по-
знания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех
системах индийской философии, признающих логический вывод в ка-
честве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к онтологии школы вайшешика.
Основоположником философского учения ньяя считается великий
мудрец Готама (Гаутама), живший не позже 1 в.
Основные труды.Готама. «Ньяя-сутра».
Главной целью челове-
ческого существования является достижение состояния освобожде-
ния, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо
освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам.
Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пре-
бывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы име-
ем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо иссле-
довать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди
них достоверные и недостоверные.
Вайшешика
Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша»,
т.е. «различие», «особенность». Свое название данная
система получила потому, что в ней особое внимание
уделяется категории «различие».
Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания
последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение
индивидуального «я».
Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по про-
звищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.
Основные труды. Канада. «Вайшешика-сутра»; различные ком-
ментарии на эту работу.
Главная цель челове-
ческого существования состоит в полном освобождении индивидуаль-
ного «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в
незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто
Реальность понимается как все то, что может быть на-
звано, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:
1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие, т.е. все
существующие объекты (предметы, души, умы и т.p.);
2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е.
все не существующие объекты.
Санкхья
Термин «санкхья» может быть переведен как «число»,
«перечисление», «расчет».
Философия санкхья строится как перечис-
ление основных элементов бытия в порядке их становления: от перво-
начал — ко всему многообразию мира.
Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи-
ла, живший в VII в. до н.э.
Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача-
на-сутра».
Философия санк-
хья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо-
связь материальной причины и ее следствия. Одной из центральных
проблем теории причинности,широко обсуждавшейся в древнеиндийской философии, была следующая: пребывает ли следствие в причине
еще до того, как оно появляется как таковое?
Представители санкхьи положительно отвечали на этот вопрос.
Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние
одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как резуль-
тат реального превращения одного объекта (причины) в другой (след-
ствие). Так, например, творог появляется в результате превращения
молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенци-
ально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи
между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться
в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины
и т.п.
Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас
к признанию существования материальной первопричины всех суще-
ствующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити
(материю).
Йога
Термин «йога» переводится как «соединение», «учас-
тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».
Важнейшей особенностью йоги является разработка сис-
темы специальных приемов для достижения особого духовного со-
стояния, в котором достигается освобождение от физического мира
и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического со-
знания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое
размышление).
Основоположником классической йоги считается великий мудрец
Патанджали, живший около И в. до н.э.
Основные труды. Патанджали. «Иога-сутра> («Патанджали-сут-
ра»); Вьяса. «Йога-бхашья» («Вьяса-бхашья») — комментарии к
«Иога-сутре»; Вачаспати. «Таттва вайшаради» — комментарии к
«Иога-бхашья».Йога и другие школы индийской фи- лософии.
Значение йоги как метода постижения высшей истины при-
знается почти во всех школах индийской философии — как ортодок-
сальных так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим
способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реа-
лизации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во
всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чар-
ваки.
Как философское учение йога во многом смыкается с учением санк-
хьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле иогу
можно считать практическим применением теории санкхьи.
Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как
высшего «Я», отличного от всех остальных «я».
Буддизм
Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама,
получивший прозвище Будда, т.е. «просветленный»,
«постигший истину». По преданию Гаутама жил в VI в. до н.э.
Он был сыном царя (раджи), рос в роскоши и, не зная забот, женился на
любимой девушке, у них родился сын. Но однажды при возвращении во
дворец произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного и узнал о существовании в мире болезней и связанных с ними страданий; увидел дряхлого старика и узнал о существовании в жизни старости и связанных с ней страданий; увидел похороны и узнал о существовании смерти и страданий, связан-
ных с нею. И наконец, встретил аскета-отшельника и узнал о суще-
ствовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою
судь-
бу — выйти из под власти своей кармы. И Гаутама покидает дво-
рец и семью став аскетом-отшельником
Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь
аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, и уходит с этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей,
Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий, и, наконец,
после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь
он провел в странствиях, проповедуя свое учение.
Философские воззрения. В фокусе внимания буддизма находит-
ся человек. А центральной проблемой философии буддизма является
радикальное решение жизненно важной, практической задачи — ос-
вобождения от страдания, что возможно только при уходе из обыч-
ной жизни (сансары) в нирвану, поэтому традиционные философские
вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), со-
знательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир
(сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.
В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек -
это единство вечной души и сменяемого тела'. Будда с этим не согла-
сен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов -
дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического.
Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные
атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы
только «в потоке», в сочетании с другими. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.
Двенадцать звеньев цепи страдания
(колесо причинности, порождаемое кармой)
1. Страдания жизни (обусловлены рождением).
2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни).
3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).
4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).
5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).
6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с
объектами).
7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами
познания).
8. Несть органов познания (обусловлены эмбриональным перио-
дом развития организма (состоящего из тела и разума)).
9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).
10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прош-
лой жизни).
11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).
12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.
Джайнизм
Джайнизм — это религиозно-философское учение, воз-
никшее в Древней Индии в VI — V вв. до н.э. и суще-
ствующее в Индии до сих пор. Основоположником
джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под
именами Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель», по-
скольку он победил свои страсти и достиг освобождения).
Основные труды.«Канон шветамбаров» (включающий в себя
произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары при-
знают лишь наиболее древние части этого канона.
Джайнисты не верят в существование
бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множе-
ства объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и нераз-
рушимые) начала или сущности: живое — дживы (души) и нежи-
вое — адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени,
эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они мо-
гут быть связаны с материей — это несовершенное бытие, при котором
душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи — это
совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блажен-
ства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно
только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нрав-
ственных норм, важнейшая из которых — не причинять даже малей-
шее зло любому живому существу.
Соответственно, возможны и два вида познания мира: опосредован-
ное, доступное душам, связанным с материей, и непосредственное, интуи-
тивное — для освободившихся душ.
Чарвака
Термин «чарвака» можно считать синонимом термина
материалист. Ряд индийских авторов считают основоположником учения чарва-
ка легендарного мудреца Брихаспати, которому приписывается сочине-
ние наиболее мятежных ведийских гимнов и в уста которого вклады-
ваются речи в материалистическом духе в Махабхарате и других эпи-
ческих поэмах.
Чарвака — это единственная материалистическая школа в философии
Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось «локая-
та» (от «лока» — «этот мир»); возникло оно в середине 1 тыс. до н.э.
Основные труды Сохранилось только несколько фрагментов.
Философские воззрения. Теория познания. Достоверным источ-
ником познания является только непосредственное чувственное вос-
приятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетель-
ство других лиц и т.п.) ненадежны и часто приводят к заблуждением.
Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о суще-
ствовании только одного мира — материального и телесного.
Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, по-
этому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.
3. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, моизм, даосизм, номинализм, легизм.
Философия в Китае зародилась в период VI — III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это
представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии) человека-микрокосма и вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.
Количество направлений в ранний период развития китайской фило-
софии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о су-
ществовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократ-
ные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них при-
надлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цяню (II — I вв. до н.э.). Он
выделил шесть основных течений в древнекитайской философии, основ-
ными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство.
Основоположником конфуцианства был Конфуций.
Примерное время жизни — ок. 551-
479 гг. до н.э. Кон-
фуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет
он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу,
в которой обучал учеников (по преданию их было несколько тысяч).
В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг,
но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку,
после чего несколько лет провел в странствиях по различным государ-
ствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на
практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой,
где продолжил преподавание.
Последние годы жизни Конфуций посвятил дальнейшей разработке
своего учения, а также редактированию и комментированию древней-
ших текстов, лежащих в основании китайской культуры.
Главным объектом изучения в школе Конфу-
ция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составля-
ли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли-
тературы:
1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга);
2) «Ши цзин» («Книга песен»);
3) «Шу цзин» («Книга документов»);
4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»);
5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя-
тельное произведение);
6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» — хроника царства Лу, на-
чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом
смерти Конфуция).
Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о
культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я пере-
даю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и
идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с соб-
ственными воззрениями и нравственными установками. Манера со-
здания новой интерпретации при передаче и комментировании старых
учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традицион-
ной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой
комментарии к более древним текстам.
Конфуция мало интересовали натур-
философские проблемы типа происхождения и устройства мира (как
земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде
всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает
разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа»,
который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества.
Даосизм.
Основоположником даосизма счита-
ется Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который по
преданию был старшим современником Конфуция. О жизни его прак-
тически ничего не известно. По легенде, в преклонном возрасте Лао
Цзы решил покинуть Китай, и начальник стражи заставы, через кото-
рую он проходил, попросил его оставить Китаю часть своей мудрости.
Лао Цзы согласился и написал книгу «Дао-Дэ-цзин». Многие совре-
менные ученые считают, что Лао Цзы вообще не существовал или жил
значительно позже Конфуция, а «Дао-Дэ-цзин» — собрание текстов
различных авторов.
Даосизм как философское учение в своей классической форме по-
лучил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 369-
286 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.
На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается
развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья счи-
тался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуциан-
ством и буддизмом).
Центральное место в даосизме занима-
ют проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба
эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое рас-
пространение в китайской культуре и различную трактовку в фило-
софских учениях, в том числе даже внутри даосизма.
В «Дао-Дэ-цзин» Дао понима-
ется прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная,
или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение,
развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстан-
ция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может понимать-
ся как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао прису-
ща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао
себя проявляет.
В «Дао-Дэ-цзин утверждается, что знание Дао
доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Это люди, лишен-
ные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за
движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в мол-
чании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».
Человек и человеческое обще-
ство — это часть природы, поэтому их развитие также определяется
Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответ-
ствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики -
недеяние: «человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет неде-
яние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродете-
лен».
Моизм –этико-политическая проблематика.
Легизм- законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.
Номинализм- проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.
4. Истоки древнегреческой философии: милетская школа, пифагорейский союз, элейская школа,
атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии
долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории
античной философии в значительной степени сохранилась терминоло-
гия, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для
обозначения различных природных и социальных сил; любовь имено-
валась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость-
Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриния-
ми — богинями мщения и т.д.
Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа. Милет — город в Ионии (западный район Малой Азии), находящийся на перекрестке дорог между Западом и Востоком.
Фалес-древнегреческий мудрец, которого многие ав-
торы называют первым философом Древней Греции. Первым в Греции предсказал полное солнечное затмение (для Ионии),
ввел календарь из 365 дней. разделенных на 12 тридцатидневных месяцев,
оставшиеся 5 дней были помещены в конец года (такой же календарь был
в Египте). Именно Фалесу
принадлежит знаменитое изречение: «Познай самого себя».
Основные труды. «О началах», «О солнцестоянии», «О равноден-
ствия», «Морская астрология» — ни одна из работ не сохранилась.
Философские воззрения,. Фалес был стихийным
материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода — разумна и «божественна». Мир полон богов, все существующее является одушев-
ленным, именно боги и души — источники движения и
самодвижения тел, например магнит имеет душу потому, что он притя-
гивает железо.
Все возникло из воды, из нее все начи-
нается и в нее все возвращается. Земля — плоская и плавает на воде,
Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.
Божеством космоса является разум (логос) — сын Зевса.
Анаксимандр. (ок. 610-
546 гг. до н.э.) — древнегреческий мудрец, Ученик Фа-
леса.
Анаксимандр изобрел солнечные часы (гномон), первым в Греции со-
ставил географическую карту и соорудил модель небесной сферы {гло-
бус), он занимался математикой и дал общий очерк геометрии.
Основные труды. «О природе», «Карта земли», «Глобус» — ни
одна из работ не сохранилась.
Первоначало. Первоосновой мира
Анаксимандр считал апейрон — вечное («не знающее старости»),
неопределенное и беспредельное материальное начало.
Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары про-
тивоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбина-
ции порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в
мире: Воздух, Вода, Огонь, Земля.
Пифагорейский союз ,созданный Пифагором, был научно-
философской школой и политическим объединением. Это была закры-
тая организация, а учение его — тайным. В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и
женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготов-
ку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество у пи-
фагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к
образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к по-
беде над низменными страстями, высоко ценили дружбу.
У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию
памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни за-
нимали занятия наукой. Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Об-
щим для большинства из них является понимание числа как первоос-
новы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.
Элейская школа. Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, исполь-
зуя философские понятия предельной общности, такие как бытие,
небытие, движение. Если все предшествующие философы всего
лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парме-
нид и Зенон) первыми попытались рационально обосновать и даже до-
казать свои идеи. У элеатов первых появилась оценка чувственного
телесного мира как неистинного и иллюзорного ему был проти-
вопоставлен «истинный», умопостигаемый мир.
Атомизм. Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего имеется в виду учение Демокрита. Известно, что Демокрит написал около 70 сочи-
нений по различным областям знаний, но ни одно из них до нас не до-
шло. Проблемы атомизма излагались в трудах «Большой домострой.,
«Малый домострой» и др.
Первоначалами бытия
являются атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы.
Атомы (букв. «неделимые») — это мельчайшие, неделимые частицы
вещества. Каждый атом вечен и неизменен, атомы не возникают и не
исчезают. Количество атомов бесконечно. Они различаются величи-
ной, формой и
положением в пространстве. Атомы подвижны, парят и «пляшут» в
пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.
Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Воз-
никновение и уничтожение вещей — результат сцепления и разделения
атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы про-
должают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал
«средними ступенями», из которых складывается все остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь — только из
шарообразных.
Сами по себе атомы
лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т.п. Все эти качества-
результат восприятия атомов нашими органами чувств. Ведь то, гово-
рит Демокрит, «то один человек воспринимает как сладкое, другой мо-
жет воспринимать как горькое. Отсюда необходимо проводить разли-
чие между первичными, т.е. объективно существующими, свойствами
атомов (форма, величина, положение в пространстве) и вторичными-
нашим субъективным восприятием этих первичных свойств.
Демокрит был основоположником механистическо-
го детерминизма. Ничто, происходящее в мире., не возникает беспри-
чинно, все появляется в силу необходимости (ведь все происходящее в
мире — это результат движения, столкновения, сцепления и т.п. ато-
мов). Случайность придумали люди для оправдания собственного не-
вежества.
Живое возникает из неживого
без вмешательства богов и без какой-то цели. Из земли и влаги заро-
дились сначала земноводные животные, а потом — сухопутные. Не-
жизнеспособные существа (слепые и глухие, безногие и безрукие) по-
гибали, уцелели только жизнеспособные; они дали потомство; среди
этих последних существ оказались и люди.
Источник движения для людей и животных — душа; она, как и все
остальное. состоит из атомов (шарообразных, как обладающих наи-
большей подвижностью). Со смертью тела душа распадается и поги-
бает.
Гераклит. (ок. 544 — 480 гг.
до н.э.) — древнегреческий мудрец. Родился и жил в г. Эфесе, поэтому его часто называют Гераклит Эфес-
ский. Несмотря на то что он принадлежал к царско-жреческому роду,
жил бедно,и одиноко.
Основные труды. «О природе» — сохранилось около 130 фраг-
ментов.
Первоначалом всего су-
щего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и
живым, более того — он разумен, ему присущ Логос.
Огонь никем не сотворен, но он подчиняется мировому закону, «мерой
вспыхивая и мерой угасая».
Принципиальная особенность мира состоит в его по-
стоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных
философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и
неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по
Гераклиту — это изменение в свою противоположность (холодное на-
гревается, горячее остывает). Противоположности существуют в един-
стве и в вечной борьбе («борьба — отец всего и царь над всем»).
Все в мире возникает из огня, и это
«путь вниз» и недостаток огня. По мнению Гераклита,
космос не вечен, «путь вниз» сменяется «путем наверх», и тогда весь
мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой
(так как огонь живой и разумный).
Сократ.
Первый философ-афинянин Сократ — младший современник Демокрита. Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию.
Основные труды. Сократ за свою жизнь не написал ни одного
произведения (из принципа).
Учение Сократа известно нам только
из работ его учеников, но они излагали его по-разному. К числу досто-
верных сведений могут быть отнесены следующие.
Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии
состоит в познании человека, а не природы. Сократ — сторонник учения о переселении душ.
На основании имеющихся данных невозможно точно определить,
был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена воз-
можность идеализма, которая была реализована его учеником Пла-
тоном. Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей
делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:
• храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх;
• справедливость — это знание того того, как выполнять законы:
божественные и человеческие;
• умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти.
Эта учение подверглось критике уже в античности (Аристотель и др.).
Сократ оказал громадное влияние на всю последу-
ющую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Ряд ero учени-
ков стали основателями собственных философских школ, относящихся к различным философским направлениям
5. Философия Платона (теория познания, учение об идеальном государстве).
Платон (427 — 347 гг до н.э ) — ве-
личайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократи-
ческой семьи. Подлинное имя Платона — Аристокл, «Платон» — про-
звище, означающее «широкоплечий»; в историю философии и историю
культуры он вошел под прозвищем. Своим главным учителем Платон
считал Сократа. После смерти Сократа, которую Платон тяжело пере-
живал, он несколько лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Ва-
вилоне, Персии и Ассирии. В 399 г, до н.э. приехал в Сиракузы, надеясь
осуществить там свой проект по преобразованию государства. Прави-
тель Сиракуз Дионисий Старший сначала обласкал Платона, а затем,
рассердившись на него (возможно, после ряда доносов), приказал про-
дать Платона в рабство. Один из поклонников Платона выкупил его.
До нас дошли почти все сочинения Платона,
хотя относительна некоторых имеются сомнения: действительно ли они
описаны Платоном. Платону приписываются один монолог (Апология
Сократа), 34 диалога (23 подлинных, l l сомнительных), 13 писем (боль-
шинство считаются подложными). К числу важнейших философских
гроизведений относятся «Протагор», «Федр», «Государ-
ство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме, в
большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.
Платон — основоположник объек-
тивного идеализма. Центральное место в философии Платона зани-
мает учение об идеях.
Вслед за элеатами Платон отличает истинный
мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного,
телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления,
являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное
царства есть духовное множество, состоящее из идей.
Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не
бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, со-
баки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты),
идеи математических объектов и нравственных явлений (идея едини-
цы, идея мужества), идеи четырех стихий. Но царство идей — это
мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или
идеи преступления.
Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой
души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в цар-
ство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется
в тело новорожденного ребенка и т.д.
Гносеология. Подлинное знание возможно только относительно
царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только
мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает
все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые
люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание — это при-
поминание того, что душа знала ранее.
Учение о государстве. Платон создал одну их первых в истории
человечества моделей идеального государства. Это государство суще-
ствует не ради людей, а ради самого себя.
Платон усматривает причину возникновения государства в обще-
ственном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто зани-
мается только одним делом, отсюда необходимость координировать чело-
веческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназ-
начен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве
существует три основные группы граждан: правители-философы, стражи
(воины) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию
определяется не происхождением, а личными способностями.
Стражи и правители не обладают никакой частной или личной соб-
ственностью, они живут все вместе в общественных помещениях, вместе
питаются (за счет налогов с ремесленников и земледельцев) и не получа-
ют никакого иного вознаграждения. У них даже нет семей, так как жены и
дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы
«лучшие сходились с лучшими» — для получения лучшего потомства).
Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители
даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае
все взрослые будут относиться ко всем детям, как к родным.
6. Философия Аристотеля (метафизика, учение о душе, социально-политические взгляды).
Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.)—
величайший древнегреческий философ. Родился во Фракии в г. Стаги-
ре (на берегу Эгейского моря). Отец — придворный врач македонско-
го царя Аминта П.
В 15 лет Аристотель остался сиротой — на попечении своего дяди
(брата отца), который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель
активно интересовался естественными науками.
В 367 г. до н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в
Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона.
Аристотель покидает Афины, проводит не-
сколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э.он приехал в столицу Македонии Пеллу и 3-4 года учил наследника Филиппа — Александра (Македон-
ского).
После воцарения Александра в 335 г. до н.э. Аристотель
возвратился в Афины и открыл свою философскую шкалу — Ликей
(Лицей). Учеников и последователей Аристотеля часто называли
«перипатетиками» (прогуливающимися), так как в Ликее философи-
ей принято было заниматься во время прогулок по роще.
Аристотеля заслужено называют энциклопедистом Древней Гре- ции. Его работы охватывают почти все известные тогда области зна-
ния, Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психо-
логии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.
Работы по философии были объединены в единую книгу, которая полу-
чила название «Метафизика» (букв. —после физики), так как в дан-
ном собрании сочинений она шла после книги под названием «Физика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в ав-
торстве Аристотеля — возможно, они принадлежат его ученикам.
|
|
|