Главная страница
Навигация по странице:

1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений. По преданию, первым слова философия



Скачать 0.79 Mb.
Название 1. Специфика философского миропонимания. Предпосылки возникновения и место появления философии. Плюрализм философских учений. По преданию, первым слова философия
Анкор filosofia.doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.79 Mb.
Формат файла doc
Имя файла filosofia.doc
Тип Документы
#642
страница 2 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Часть произведений Аристотеля написана совместно с его учениками,
которые подбирали и систематизировали материалы для этих работ.

Аристотеля
можно считать первым историком философии. Анализируя любую
проблему, он всегда начинает с изложения всех известных ему мнений
предшествующих философов по данному вопросу. В значительной степени именно благодаря Аристотелю мы обладаем важными сведения-
ми о древнегреческой философии раннего периода.

Метафизика(первая философия).Аристотель
является дуалистом: он признает существование двух самостоятель-
ных первоначал — материи и формы. Все вещи, существующие в
мире, состоят из материи и формы.

Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Пер-
воматерия — это бесформенное неопределенное вещество, непозна-
ваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех ве-
щах. Сама по себе первоматерия пассивна, безжизненна, не способна
ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожи-
мой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникнове-
ния вещей, она же — источник случайности, множественности, возник-
новения и уничтожения вещей. Любая возникшая вещь обретает су-
ществование (становится действительностью) только в результате
соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому поня-
тию «идеи». Форма — это некая идеальная сущность вещи — видовая
или родовая, но не индивидуальная. Только при внесении формы в ку-
сок меди, мы получаем определенный предмет: кувшин, вазу, блюдо и т.п.
Форма — это общая сущность для множества предметов одного типа;
различные кувшины (разной конфигурации, из разного материала и
т.п.) обладают единой сущностью кувшина.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то,
что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя.

Учение о душе. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с богом. Все живое и только оно обладает душой.
Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции
питания, роста и умирания; животная — осуществляющая функции
ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная — осуществляющая интеллектуальные функции рас-
суждения и размышления. Растения обладают только растительной
душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная
души не отделимы от тела — как у растений и животных, так и у чело-
века. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела. Аристотель отвергал учение о переселении душ.

Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек — это политическое животное.
Высшая цель государства, как и отдельного человека, состоит
в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что
Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то
время. Лучшей формой правления он считал «полицию», где нет рез-
кой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и
крайнюю демократию.

Физический труд — удел рабов, рабство существует «от природы», и
рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного
человека — интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.

7. Теоцентризм средневековой философии. (патристика, схоластика, полемика реализма и

номенализма).

Патристика Термин происходит от лат. «pater» — «отец». Патристикой называ-
ется религиозно-философское учение крупнейших философов и бого-
словов периода раннего христианства и прежде всего так называемых
отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую
роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основ-
ное время развития патристики — III — VIII вв.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовы-
вались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочи-
нениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Все-
ленских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно
на Вселенских соборах.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера,
обсуждавшимися в патристике, были:

• троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);

• природа Христа — божественная, человеческая или богоче-
ловеческая;

• соотношение свободы и благодати;

• отношение веры и разума.

В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II — III вв.)
и зрелую (III — VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех
философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полнос-
тью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью
(Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский). Они считаются лишь церковными писателями, а не отцами
церкви.

Отцы церкви в эпоху зрелой патристики:Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, Дионисий, Ареопагит, Максим Исповедник.

Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную.
Учения западных отцов церкви (и особенно — Аврелия Августина)
сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и филосо-
фии, а учения восточных — православной.

В католической церкви принимались особые постановления, опре-
деляющие список отцов церкви (который пополнялся именами теоло-
гов более позднего времени), в православной церкви канонические по-
становления такого типа не принимались.

Схоластика. Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит назва-
ние «схоластика». Хотя формально история средневековой филосо-
фии начинается с конца 5 в., но в силу социально-политических при-
чин в «темные века» развития философии в Западной Европе практи-
чески не происходило. Почти единственными центрами культуры в
это время были христианские монастыри, в библиотеках которых хра-
нились и переписывались отдельные античные тексты, в том числе и
философского содержания. Систематическое и последовательное развитие западноевропей-
ской схоластики началось только с XI в. В истории средневековой
философии можно выделить следующие периоды.

1. Ранний период:

а) предсхоластика (эпоха «темных веков») — У—VIII вв.;

б) ранняя схоластика — IX—XII вв.

2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв.

3. Поздняя схоластика — XIV—ХЧ вв.

По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков. Главной являлась задача согласовать оба предания и объединить в нечто целое. При выполнении этой задачи исходили из того принципа, что разум и откровение происходят от одного источника света — от Бога, и что поэтому между теологией и истинной философией противоречия не может быть, а в согласии их учений — доказательство истинности обеих.

Номиналисты и реалисты. Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объек-
там определенного вида или рода. Например, все
конкретные лошади, несмотря на множество индивидуальных разли-
чий, обладают некой общей «лошадностью», благодаря чему они и являются лошадьми.

Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Пла-
тона об идеях, которые, будучи «присущи» конкретным вещам некото-
рого вида, определяют их природу, являясь их идеальной моделью, а
кроме того — причиной и целью этих вещей; близко к этому и учение
Аристотеля о формах.

В решении вопроса «существуют ли универсалии
самостоятельно?» все философы поделились на два больших лагеря:
реалисты и номиналисты .

Реалисты — это философы, считавшие универсалии существую-
щими реально вне конкретных вещей.

Номиналисты (от лат. «nomen» — «имя») — это философы, счи-
тавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует
только в словах (именах), которыми называются вещи определенного
вида.

Так, с точки зрения реалистов, кроме конкретных лошадей и вне их
реально существует «лошадность», присущая всем лошадям как тако-
вым, вне конкретных быков — «быковость», вне любых четвероногих
животных — «четвероногость» и т.д. А с точки зрения номиналистов,
вне конкретных объектов нет никакой «лошадности», «быковости» и «четвероногости», а есть только слова (имена) «лошадь», «бык», «четве-
роногое», применимые, соответственно, к любой лошади, быку, четверо-
ногому.

Борьба шла не только между реалистами и номиналистами, но и
внутри каждого этого лагеря, среди и тех и других можно выделить
«крайних» и «умеренных».
8. Философия Августина Блаженного (учениео Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума).

Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.

Основные проблемы:

1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом.

2) Христологическая - божественная и человеческая природа Христа, проблема единства.

3) Антропологическая - проблема души и тела.

Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в. фил

Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после(Субъективное понимание времени). С идеей време­ни связана идея истории, который движется от града земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосозна­нию. Ч-к благодаря свободе может выбрать между добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

• Бог существует;

• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте — всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.
9. Философия Фомы Аквинского (метафизика, социальные взгляды).

Фома Аквинский (1223-1274). Он обосновывает единство веры и разума, фил и религ. В 1323 г Фому Кат. Церковь провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности, сумма теоло­гии.

Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя - как пассивное.

1-ый уровень бытийности вещей - неорганическая степень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой растение, 3-ий животный мир, 4-ый разумная душа. Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей.

Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна - учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами и реалистами. Общее это бог, который присутствует во всех сущных вещах.

В соответствии со средневековыми воззрениями
человек понимался как соединение материального тела и нематери-
альной души. Фома утверждал, что свое завершающее осуществление
индивидуальная человеческая душа получает только при соединении с
телом и благодаря этому соединению. В частности, только при этом
может в полной мере действовать разум (интеллект) - «могущественнейшая природа человека»
10. Философия эпохи Возрождения. Социально-философские идеи гуманистов 16 века.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Это эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Фран­ции и Нидерландская буржуазная революция.

Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Это эпоха художест­венно эстетическая, формируется новое искусство, объ­ектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность.

В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятель­ности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенно­стях фил. : антропоцентризм, тесная связь с развитием естествознания, Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как само­стоятельное явление, Поднимаются вопросы естественной морали, есте­ственного права и естественной религии.

Характерной чертой эпохи Возрождения стало появление специфически ренессансного мировоззрения — гуманизма (Франческо
Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валло, Пико де ла Мирандола,
Эразм Роттердамский, Себастиан Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле,
Мишель Монтень и др.).

Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (естествознания) и значительным ростом ее авторитета. В XV в. шло активное развитие натурфилософии (философии природы). На ранней
стадии развития в ней господствовали магические и мистические
представления, но уже в XVI в. основным объектом исследования становятся законы самой природы. Натурфилософия, несмотря на ее многочисленные заблуждения, сыграла роль переходного звена от средне-
вековой к современной науке и послужила фундаментом для послед-
ней. Базировалась натурфилософия чаще всего на идеях гилозоизма и
пантеизма. Виднейшие натурфилософы — Парацельс и Бернардино
Телезио.

В сфере социально-политических воззрений в эпоху Возрождения
особое место занял утопизм, предлагающий человечеству идеальные
модели совершенного общества (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), и
учение Никколо Макиавелли (макиавеллизм), основанное на жизнен-
нои практике и предлагающее утилитарно-прагматические решения
проблем управления обществом.

Гуманизм — это особое явление в духовной жизни эпохи Возрож-
дения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципи-
ально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гу-
манности» — «человеколюбию».

В XIV — XV вв. было принято деление наук на «науки божествен-
ные» и «науки человеческие (гуманитарные)», причем к последним обычно относили грамматику, риторику,
литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образо-
ванных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки.

Первым гуманистом считается Петрарка (1304 — 1374). Анали-
зируя причины «испорченности» и «безбожия» своего времени, он ука-
зал две их основные причины и способы борьбы с ними. Увлечение натурализмом-необходимо обратится к человеку и чел.душе. Увлечение рационалистическими методами мышления-необходимо возвратится к гуманитарным наукам и их методам.

В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд
греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совер-
шенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и
Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.

Одна из важней-
ших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не
по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по
тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбеж-
но вела к индивидуализму.

11. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Философия Ф. Бэкона (индуктивный метод

познания, проблема очищения интеллекта от заблуждений).

Новым временем
принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVII в.
(после эпохи Возрождения) и длящийся по настоящее время. Именно
в Новое время возникла культура нового типа, заложившая основы
технологической цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Само возникновение культуры Нового времени в Европе (и прежде
всего в Западной Европе) и порожденный ею невиданный рывок в раз-
витии науки и техники, принципиальное изменение самого характера
научного и философского мышления является удивительным и труднообъяснимым явлением в истории человечества.

Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени,
говорил о том, что решающую роль в становлении культуры Нового
времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас и порох. Однако все эти открытия пришли в Европу с Востока — из Ки-
тая — и через посредство арабов (или шире — мусульманских народов). Известные на Востоке намного ранее, чем в Европе, эти открытия
тем не менее не привели там к соответствующим революционным пре-
образованиям в культуре.

В XVII — XVIII вв. в странах европейской культуры постепенно
восторжествовал рационализм, а вместе с ним и утвердившаяся в
эпоху Просвещения вера в безграничную мощь человеческого разу
ма и науки. Казалось, что применение человеческого разума и научной методологии ко всем сферам бытия позволит познать все тайны
природы и произвести переустройство социальной жизни на разум-
ных и естественных началах. Но уже в конце XVIII в. Кантом (немецкая классическая философия) был поставлен вопрос о природе
самого человеческого разума и указаны границы «теоретического
разума». Весь внешний мир, в том числе и природа, при таком подходе оказались в принципе не познаваемой «вещью-в-себе». А попытки переустроить социальную жизнь рациональным образом на основе просветительских лозунгов «Свобода. Равенство. Братство» вы-.
лились на практике во время Великой французской революции в
кровавый террор и диктатуру. Эти и аналогичные события уже
XIX — ХХ вв. в значительной степени подорвали веру в безграничную мощь человеческого разума и повлияли на становление иррационализма в западной философии.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — анг-
лийский философ и государственный деятель.

Основные труды. «Нравственные и политические очерки» (1597),
«О мудрости древних» (1609), «Новый Органон. или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и преувеличе-
нии наук» (1623), «Новая Атлантида» (1624).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
написать администратору сайта