Главная страница
Навигация по странице:

ТиМФВ (1). 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"


Скачать 0.6 Mb.
Название 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"
Анкор ТиМФВ (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.6 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ТиМФВ (1).doc
Тип Документы
#384
страница 8 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

42. Координационные способности и методика их направленного развития.

Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движе­ниями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями вне­запно изменившейся ситуации. С понятие ловкости тесно взаимосвязаны такие слова как: координа­ция, точность и соразмерность движения, равновесие и т.д.

Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координа­ции движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой уме­ния действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу).

Координирующие способности:

  1. способность координировать движения при построении действия:

  2. способность перестроить их для изменения параметров действия или переключение на другое действие при изменении условий.

Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений - ос­новной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согла­сованы различные по силе и времени мышечные напряжения.

Ловкость в значительной степени зависит от имеющегося двигательного опыта. Владение разно­образными двигательными умениями и навыками положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора. Следовательно, ловкость можно считать проявлением дее­способности функциональных систем управления движением и распределения энергозатрат. К ос­новным факторам, определяющим ловкость, относятся: деятельность ЦНС, богатство динамических стереотипов, степень развития систем, умение управлять мышечным тонусом, полноценность вос­приятия собственных движений и окружающей обстановки. Все эти факторы тесно взаимосвязаны.

Ловкость может измеряться временем овладения или выполнения двигательного действия (мин, с), координационной сложностью выполняемого действия (оценка элементов в гимнастике из 8,9 и 10 баллов), точностью выполняемого действия (слалом - количество сбитых флажков, акробатика - вы­сота, группировка, градусы в поворотах, устойчивость в приземлении), результатом (прыжки в высо­ту с шестом, см).

Средства развития ловкости. Наиболее эффективным средством считают следующие упражне­ния: гимнастические, акробатические, легкоатлетические, спортивно-игровые, единоборства, горно­лыжные. Общими методическими требованиями в процессе обучения является ''новизна'' упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Автоматизация динамического стерео­типа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости. Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:

  1. к точности движений;

  2. к их взаимной согласованности;

  3. к внезапности изменения обстановки.

Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.

Наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ловкости создаются в младшем школьном возрасте, когда происходит наибольший прирост координационных способностей. Заня­тия целесообразно ориентировать на развитие пространственных и силовых характеристик движений (умение различать длину и частоту шага, прыжка, дальность броска). Дети легко схватывают технику довольно координационно сложных упражнений. В младшем и среднем школьном возрасте развива­ется способность поддерживать равновесие тела.

43. Гибкость и методика ее направленного развития.

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, оп­ределяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная ампли­туда движений. Различают активную гибкость (проявляемую в результате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем приложения к движущейся части тела внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значи­тельной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Существенное значение в огра­ничении подвижности имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу. Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды, суточной периодики, утомле­ния. Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению гибкости, можно компенсировать разогрева­нием с помощью разминки.

В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть лишь такой, которая обеспечивала бы беспрепятственное вы­полнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение. Гипертрофированное же - выходящее за пределы анатомического строения суставов - увеличение подвижности не оправдано никакими сооб­ражениями, ибо оно нарушает гармонию развития и вступает в противоречие с педагогическими за­дачами. Наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и пле­чевых суставах.

Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения— упражнения на растягивание. Они делятся на 2 группы — активные движения и пассивные. В актив­ных увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходя­щих через этот сустав; в пассивных — используются внешние силы.

В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин "'специальная гиб­кость" - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, харак­терных для избранной спортивной специализации. Под "общей гибкостью", в таком случае, понима­ется гибкость в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.

Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах.

Средством развития гибкости являются упражнения на растягивания. Их деление на 2 группы: активные и пассивные. Активные упражнения:

  • однофазные и пружинистые (сдвоенные, строенные) наклоны;

  • маховые и фиксированные;

  • статические упражнения (сохранение неподвижного положения с максимальной амплитудой).

Пассивные упражнения: поза сохраняется за счет внешних сил. Применяя их, достигают наиболь­ших показателей гибкости. Для развития активной гибкости эффективны упражнения на растягива­ние в динамическом режиме.

Общее методическое требование для развития гибкости - обязательный разогрев (до потоотделе­ния) перед выполнением упражнений на растягивание.

Взаимное сопротивление мышц, окружающих суставы, имеет охранительный эффект. Именно по­этому воспитание гибкости должно с запасом обеспечивать требуемую мах амплитуду движений и не стремиться к предельно возможной степени. В последнем случае это ведет к травмированию (растя­жению суставных связок, привычным вывихам суставов), нарушению правильной осанки.

Мышцы сравнительно мало растяжимы. Если пытаться увеличить их длину в одном движении, то эффект будет очень незначителен. Однако от повторения к повторению следы упражнения суммиру­ются, и, если сделать несколько десятков наклонов, увеличение амплитуды будет вполне заметным. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями по несколько повторений в каждой. Ам­плитуду движений увеличивают от серии к серии. После активных упражнений увеличенные показа­тели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных. Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период. Значительные инволюционные изменения наступают в пожилом и старческом возрасте (в связи с изменением состава мышц и ухудшением упруго-эластических свойств мышц и связок). Нужно противодействовать регрессивным изменениям путем использования специальных упражне­ний с тем, чтобы поддерживать гибкость на уровне, близком к ранее достигнутому.

44. Научно-методические основы построения урока физической культуры (динамика рабо­тоспособности, структура урока, содержание и продолжительность частей урока).

Урочные формы занятий имеют наиболее четкую структуру из всех форм занятий. Структура - это рациональная взаимосвязь и соотношение составляющих ее элементов. Под структурой урока пони­мают относительно устойчивый порядок построения каждого отдельного занятия.

Структура занятий физическими упражнениями в значительной степени определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. Поэтому ее оценка - это предмет особого внима­ния. К основным характеристикам работоспособности относятся: внимание, время реакции, точность мышечных чувств, эмоциональное состояние.

Внешними признаками уровня работоспособности являются: окрас кожи, частота дыхания, пото­отделение, ЧСС и т.д. Согласно динамике работоспособности - кривой изменения внешних призна­ков - определяется специфика занятия.

Определенная последовательность и взаимосвязь частей и компонентов урока физической культу­ры обусловлены биологическими закономерностями функционирования организма. Определяющей для структуры урока является логика развертывания учебно-воспитательного процесса, которая пре­дусматривает:

  1. последовательность включения учащихся в познавательную деятельность;

  2. постепенное достижение необходимого уровня физической работоспособности;

  3. последовательное решение намеченных на данный урок образовательных и воспитательных за­дач:

  4. обеспечение после рабочего нормального состояния организма.

Это и обусловливает деление урока на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Структура урока не ограничивается трехкомпонентным построением, она характеризуется и опреде­ленным построением каждой из составляющих ее частей. Продолжительность урока - 45 мин., могут проводиться и сдвоенные уроки, например, по лыжной подготовке.

Подготовительная часть урока направлена на достижение оптимальной оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в основной его части. В подготовительной части происходит ор­ганизация учеников, их психологический настрой на сознательное и активное выполнение упражне­ний, функциональная подготовка организма к более высоким нагрузкам основной части. Подготови­тельная часть может носить не только вспомогательный характер, но и решать образовательные зада­чи (т.е. иметь самостоятельное значение): изучение строевых упражнений, развитие силы при выпол­нении общеразвивающих упражнений с предметами и др. Продолжительность подготовительной час-' ти - 8-15 мин. (I кл,- до 25 мин.).

Основная часть урока определяет его содержание и занимает преобладающую временную долю: -2/3 отведенного времени (30 мин. при 45-минутном уроке).

Задачами основной части урока являются:

- формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по выполнению про­
граммных физических упражнений;

Заключительная часть урока имеет восстановительную направленность. Активный отдых, пере­ключение на другую деятельность, не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функцио­нальной активности занимающихся. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.:

45. Особенности методики проведения подготовительной части урока физической культу­ры.

Подготовительная часть урока направлена на достижение оптимальной оперативной подготовки организма учащихся к деятельности в основной его части. Существенными факторами, определяю­щими содержание и параметры подготовительной части являются:

  • функциональное состояние занимающихся;

  • необходимая величина и направленность его изменения.

В подготовительной части происходит организация учеников, их психологический настрой на сознательное и активное выполнение упражнений, функциональная подготовка организма к более высоким нагрузкам основной части. Подготовительная часть может носить не только вспомогатель­ный характер, но и решать образовательные задачи (т.е. иметь самостоятельное значение): изучение строевых упражнений, развитие силы при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами и др. Продолжительность подготовительной части - 8-15 мин. (I кл.- до 25 мин.). Компоненты струк­туры:

  • построение (в 1-3 кл. строит учитель);

  • рапорт (с IV класса), сообщение задач урока;

  • проверка внешнего вида (возможно и присутствия по журналу). Продолжительность 2-3 минуты.

  • строевые упражнения на месте (концентрируют внимание, формируют осанку);

- упражнения в ходьбе (в том числе фигурная маршировка на гимнастике, танцевальные шаги,
строевые упражнения в движении);

- бег различными способами и передвижение прыжками.
Продолжительность 3-4 минуты.

- ОРУ (в средних и старших классах использование подводящих или подготовительных упражне­
ний повышает интенсивность урока).

Следовательно, разминка может носить общий характер или состоять из 2-х частей при занятии тренировочного характера, как и при занятиях спортом. Построение занимающихся зависит от коли­чества учеников, размеров зала. Комплекс ОРУ выполняется в парах, шеренгах, разомкнутых колон­нах, по кругу. Число ОРУ от 6-8 - до 10-20 (в зависимости от времени, сложности упражнения, спо­соба проведения - раздельный или поточный); каждое ОРУ повторяется 6-12 раз.

Следует обращать внимание, в младших классах особенно, на правильное сочетание дыхания и осанку. Эмоциональный настрой и активность учащихся достигается разнообразием упражнений и способов их выполнения (упражнения в движении взявшись за руки, в колонне положив руки на пле­чи или талию впереди стоящего, игровым методом, под периодический подсчет учениками вслух, соревнуясь, чья колонна лучше), музыкальным сопровождением, четкими командами и образцовым показом упражнений учителем.

Специальная разминка обеспечивает профилированное врабатывание организма в предстоящую деятельность. Эффективность специальной разминки определяется оперативной готовностью зани­мающихся к результативному выполнению следующих за ней основных упражнений. Развернутая и глубоко избирательная разминка необходима, если основная часть начинается выполнением высоко­интенсивных и координационно-сложных физических упражнений.

46. Особенности методики проведения основной части урока физической культуры.

Основная часть урока определяет его содержание и занимает преобладающую временную долю: -2/3 отведенного времени (30 мин. при 45-минутном уроке). Задачами основной части урока являются:

- формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний по выполнению про­
граммных физических упражнений;

  • воспитание потребности и умений к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

  • воспитание физических качеств, обеспечивающих выполнение упражнений, нормативных требо­ваний и нормальную жизнедеятельность организма;

- содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Различают 2 типа структуры основной части урока:

  1. гомогенная (однородная) структура в предметном уроке - используются упражнения одного раздела урочного материала школьной программы по физическому воспитанию;

  2. гетерогенная (разнородная) структура комплексного урока, при которой используются упраж­нения из разных разделов школьной программы.

Подбор физических упражнений при комплексном уроке должен оказывать разностороннее воз­действие на организм; последовательность их выполнения должна основываться на положительном переносе (исключить отрицательный перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в длину - в высоту).

В начале основной части изучаются новые, координационно-сложные упражнения, т.к. они тре­буют повышенного внимания и напряжения психомоторных функций. Затем закрепляются и совер­шенствуются ранее изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если занятие направлено на избирательное воспитание физических качеств, то сначала развивают ловкость и бы­строту, затем - гибкость, силу и в конце - выносливость.

Количество повторений выполнения упражнений зависит от индивидуальных особенностей уча­щихся, материальной оснащенности урока, методов организации и управления учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4-6 раз.

Эмоциональный фон и активность учащихся достигается правильной организацией, разнообрази­ем используемых форм и методических приемов. Особенно способствует применение соревнователь­ного метода между отделениями: на более быстрое овладение упражнением, на чистоту выполнения, на количество раз и т.п. Надо помнить и о психологическом факторе: трудность упражнения должна быть преодолима для индивидуума.

Комплексирование учебного материала значительно повышает эмоциональный фон, проведение их более сложно, чем тематических уроков. Повышает интерес к занятиям проведение эстафет, ис­пользование тренажеров, у девушек - ритмической гимнастики, элементов художественной гимна­стики.

47. Особенности методики проведения заключительной части урока физической культуры.

Заключительная часть урока имеет восстановительную направленность. Активный отдых, пере­ключение на другую деятельность, не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функцио­нальной активности занимающихся. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.: в младших классах - 5 мин., в старших - 3 мин.

Физические упражнения выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, не свя­занные с интенсивными нагрузками, танцевальные элементы.

К числу образовательных задач, типичных для заключительной части урока, особенно на ранних этапах физического воспитания, относятся: обучить умению постепенно снижать интенсивность уп­ражнения, анализировать проделанную работу, переключаться на последующую деятельность. Для заключительной части подбираются обычно легко дозируемые упражнения: умеренный бег, ходьба, элементарные движения, танцевальные элементы.

Заключительная часть урока может состоять из нескольких подразделов: упражнения на дыхание, упражнение на расслабление мышц, упражнения на внимание, подвижные игры и т.д. Учитель под­водит итоги урока, оценивает дисциплину, дает домашнее задание. Домашнее задание может быть общим и индивидуальным. Оно должно быть доступным, без опасности травматизма. Домашнее за­дание может быть направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в физическом развитии, может содействовать активному и здоровому отдыху (подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам), соблюдение объема двигательной активности.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
написать администратору сайта