Главная страница
Навигация по странице:

ТиМФВ (1). 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"


Скачать 0.6 Mb.
Название 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"
Анкор ТиМФВ (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.6 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ТиМФВ (1).doc
Тип Документы
#384
страница 2 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

6. Общая характеристика общеподготовительного и специализированного направлений физического воспитания.

Программное содержание системы физического воспитания, имея объединяющую основу, вме­сте с тем дифференцируется в зависимости от особенностей контингента (возрастных, половых, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий ос­новной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т. п.). При этом во всех случаях предусмотрена тесная взаимосвязь двух направлений— общеподготовительного и спе­циализированного.

Общеподготовительное направление (оно представлено в первую очередь обязательным курсом физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях) обеспечивает, безусловно, необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, кото­рый характеризуется освоением жизненно важного фонда двигательных умений и навыков и дости­жением определенных показателей разностороннего развития физических способностей.

С известной условностью общеподготовительного направление физической культуры можно под­разделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным на­правлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются базовая физическая культура, спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре), а также профессионально-прикладная, оздоровительно -реабилитационная и «фоновая» физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне опре­деленные различия как по функциям, так и по структуре.

Специализированное направление (оно представлено в спортивной тренировке и ряде разновид­ностей производственно-прикладной и военно-прикладной физической подготовки) ведет на базе широкой общей подготовки к углубленному совершенствованию в избранной деятельности, обеспе­чивает повышенную степень освоения прикладных навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям данной деятельности.

7. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (профес­сионально-прикладное направление, военно-прикладное направление).

Профессионально-прикладная физическая культура подразделяется на собственно-профессионально-прикладную (в частности, производственную) и военно-прикладную. Особенно­сти этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специ­альной подготовки человека к конкретной деятельности, становящейся основной для него (хотя бы на относительно длительный период, как в случае срочной военной службы), а также непосредст­венно в сферу данной деятельности, где функционируют в прямой зависимости от ее специфиче­ских условий и требований. Профессионально-прикладная физическая культура направлена, таким образом, на создание предпосылок успешного освоения той или иной профессии, на оптимиза­цию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека.

Планомерно организованный процесс специально направленного использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профес­сии, и для развития профессионально важных способностей составляет профессионально-прикладную физическую подготовку (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную). По существу, это прикладной профилированный процесс физического воспитания, который организуется в специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах) и в ряде дру­гих учреждений и организаций. Непосредственно в сфере труда факторы физической культуры применяются в соответствии с требованиями оптимальной организации трудовых процессов, в за­висимости от характера труда, условий его производительности и особенностей воздействия на человека. В силу этого физическая культура на производстве приобретает специфические черты — черты производственной физической культуры (вводная гимнастика, физкультпаузы, физ-культминуты, послерабочие реабилитационные упражнения и т. п.). Иначе говоря, содержание производственной физической культуры, состав включаемых в нее средств воздействия, методы и весь порядок их применения в решающей мере зависят от закономерностей оптимизации трудово­го процесса.

Профессионально-прикладная физическая культура тесно связана с базовой физической куль­турой. Их органическая связь заключается в первую очередь в том, что профессионально-прикладная физическая подготовка строится на основе предпосылок, создаваемых общей физиче­ской подготовкой.

Военно-прикладная физическая культура отнесена к профессионально-прикладной с извест­ной условностью. Для большинства военнослужащих (всех тех, кто призывается лишь на срочную службу) военная деятельность не является, понятно, постоянной профессией. Тем не менее и пе­ред ними возникает необходимость овладения военными специальностями, а следовательно, и не­обходимость специально направленного применения в этих целях соответствующих факторов фи­зической культуры.

8. Общая характеристика оздоровительно-реабилитационной физической культуры (оздо­ровительная физическая культура, адаптивная физическая культура, физическая реабилита­ция, ЛФК и др.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - этот специфический раздел физи­ческой культуры выделился на основе специально направленного использования физических уп­ражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нару­шенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Приме­нение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по истори­ческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здра­воохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры (ЛФК). Современная ЛФК включает довольно обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и другие упражнения), специализированных в зависимости от характера заболеваний, травм или других нарушений функций и форм организма (перенапряжение, хроническое утомле­ние, возрастные изменения и др.). Определились также режимы нагрузок—так называемые дви­гательные режимы, — характерные для ЛФК (в частности, «щадящий», «тонизирующий» и «тре­нирующий»), и типичные организационно-методические формы ее применения (индивидуальные се­ансы-процедуры, занятия урочного типа и др.)

В последние десятилетия ускоренно разрабатываются система мер спортивно-реабилитационного характера и другие элементы оздоровителъно-реабилитациоиной физи­ческой культуры. Спортивно-реабилитационные меры органически входят в систему подго­товки спортсмена, где они играют важнейшую роль в восстановлении функциональных и при­способительных возможностей организма после длительных периодов напряженных трениро­вочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последст­вий спортивных травм. Физкультурные оздоровительно-реабилитационные меры входят и в систему научной организации труда, занимая свое место в производственной физической культуре и связанном с нею комплексе профилактических мер (восстановительные упражне­ния по окончании рабочего дня, направленные на устранение неблагоприятных последствий производственных нагрузок, физкультурно-реабилитационные занятия в производственных профилакториях и т.п.). Значимость оздоровительно-реабилитационной физической культуры в связи с последствиями гиподинамии и стрессовыми факторами современных условий жизни возрастает.

Специфичность адаптивной физической культуры выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с от­клонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее про­явлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и спо­собности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Ос­новным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигатель­ной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и лич­ность человека.

9. Общая характеристика общеподготовительного направления физического воспитания (базовой и фоновой физическая культуры).

С известной условностью физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, кото­рые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются базовая физическая культура, спорт (в той части, в какой он от­носится к физической культуре), а также профессионально-прикладная, оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимо­связаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть фи­зической культуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколе­ния в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Целевой результат, достигаемый на основе использования физиче­ской культуры в этом направлении, заключается, таким образом, в базовой физической подготовлен­ности. Она называется «базовой» в том смысле, что, во-первых, характеризуется приобретением ос­новного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей; во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельно­сти (профессиональной, спортивной и т. п.). Обеспечить такой результат и позволяет базовая физи­ческая культура, в этом выражается ее специфическая функция. К базово физической культуре отно­сится:

  • Физическая культура в рамках школьного физического воспитания (урок по физической культуре)

  • Секционные и самостоятельные занятия физической культурой

  • Занятия спортом, ориентированные преимущественно на достижение базовой физической подго­товленности и оптимизируют общую физическую дееспособность (массовый спорт)

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным наименованием объединены так на­зываемые гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта (ут­ренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативная физическая культура, пред­ставленная в режиме расширенного отдыха (активный туризм и охота с нестрого нормиро­ванными и нефорсированными физическими нагрузками, физкультурно-спортивные развле­чения как способ активного отдыха и т.п.). При этом имеются в виду преимущественно те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текуще­го, относительно быстро меняющегося, функционального состояния организма и нормализации его на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым форми­рованию благоприятного функционального «фона» для основной жизнедеятельности. В отличие от других компонентов физической культуры эти ее виды обеспечивают менее глубокое воздейст­вие на физический статус и развитие организма.

10. Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, осно­ванный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества). Условно понимают спорт в "узком" и "широком" смысле слова. Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:

  • система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);

  • унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выпол­нения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;

  • регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специ­альную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом.

Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производитель­ность отдельных лиц.

Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная об­становка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ре­сурсов организма.

Изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин, легочная вентиля­ция возрастает до 20 - 30 л/мин, в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается тем­пература тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.

В педагогическом аспекте занятия спортом в большей степени способствуют приобщению зани­мающихся к интересам коллектива, воспитанию духовных качеств (самообладание, воля, самоорга­низация и пр.), стимулируют эмоциональную активность.

11. Общая характеристика методов физического воспитания.

Существует насколько групп методов физического воспитания в основу которых положены раз­личные принципы подхода к процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

  1. Методы, основанные на различных способах регламентации нагрузок и отдыха

  1. Методы, основанные на регламентации деятельности занимающихся (строго-регламентированного упражнения, игровой, соревновательный)

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Нагрузкой в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энерге­тических ресурсов и др.) и с утомлением. Последнее же неизбежно связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузки. Таким образом, нагрузка`1 ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Нагрузка в различных методах физического воспитания бывает стандартной — практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и перемен­ной— меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность использования нагрузок обоих типов вытекает из принципов методики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в значительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) ха­рактер. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивным (от­носительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление).

Длительность интервала между частями нагрузки при различных методах устанавливается со­гласно преимущественной направленности воздействий и закономерностям протекания восстанови­тельных процессов. Возможны интервалы отдыха трех типов:

  • ординарные (называют такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня, что позволяет повторить работу без дополнительного напряжения функций),

  • жесткие (очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состоя­ния отдельных функций или организма в целом),

  • экстремальные (очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособ­ности, наступающей вследствие закономерностей врабатывания, последействия нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.)

Формирование специфических методов физического воспитания исторически шло по нескольким направлениям. Широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации дви­гательной деятельности занимающихся (типичные для игры и спорта). Вместе с тем разрабаты­вались специальные способы методически четкой ее регламентации (организации, упорядочения), позволяющие строго направленно решать определенные задачи обучения движениям и воспитания двигательных способностей. В результате сложились три типа методов: методы строго регламентиро­ванного упражнения, игровой и соревновательный методы.

12. Игровой метод в физическом воспитании.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимаю­щихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов вос­питания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми иг­рами, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он мо­жет быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они под­даются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие черты:

  • Сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (смысловой линии поведения в игре, намечающей главные направления действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровизационного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

  • Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и ком­бинирования способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно. Отсюда вытекает самостоятель­ная импровизация занимающихся в соответствии с условиями.

  • Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчело­веческие отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и типа соперниче­ства, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется — а при определенных условиях и формируется — ряд этических качеств личности

  • Особенности регулирования воздействующих факторов, i/гровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельно­сти в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способу ности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), бы­строта ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

13. Соревновательный метод в физическом воспитании.

Соревновательный метод имеет очень большое значение как способ организации и стимулирова­ния деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутом форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненно­го элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации дея­тельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоя­тельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (кон­трольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основные, определяющие черты соревновательного метода

  • Конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

  • Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и прове­дения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступен­чатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному про­явлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в боль­шей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно дей­ствует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение сорев­новательной цели.

• Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к неко­
торому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки дос­
тижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет об­
щего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: вос­питании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, форми­ровании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие тре­бования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему разви­тию.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
написать администратору сайта