Главная страница
Навигация по странице:

ТиМФВ (1). 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"


Скачать 0.6 Mb.
Название 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"
Анкор ТиМФВ (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.6 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ТиМФВ (1).doc
Тип Документы
#384
страница 6 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

32. Принцип доступности и индивидуализациии. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.

Принцип доступности и индивидуализации предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий.

Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определен­ной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важ­но не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.

Важность и особенности реализации общепедагогического принципа доступности в сфере физи­ческого воспитания обусловлены прежде всего тем, что в процессе занятий физическими упражне­ниями серьезным нагрузкам подвергаются двигательные и другие жизненно важные функции орга­низма. Если при этом завышается посильная мера нагрузок, возникает угроза для здоровья зани­мающихся, т. е. физические упражнения вместо оздоровительного начинают оказывать отрицатель­ное воздействие. Умелое соблюдение принципа доступности является поэтому залогом оздорови­тельной направленности физического воспитания.

Суть этого принципа применительно к физическому воспитанию раскрывается в следующих основных требованиях.

Строго определять меру доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зави­сит, с одной стороны, от возможностей занимающегося, а с другой — от объективных трудностей возникающих при выполнении упражнения в силу характерных для него особенностей (координаци­онной сложности, интенсивности и длительности усилий и т. д.). Полное соответствие между возмож­ностями занимающегося и трудностями упражнения означает оптимальную меру его доступности.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такую степень, при которой они могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и ду­ховных сил. Вместе с тем не всякую преодолимую трудность можно считать с педагогической точ­ки зрения оправданной. Чтобы не допустить опасного несоответствия между кажущейся доступностью и действительной «стоимостью» для организма физических нагрузок, необходимо, разумеется, пред­видеть как ближайший, так и отдаленный их эффект. Обязательными предпосылками к тому слу­жат глубокие специальные знания, профессиональный опыт специалиста, систематический врачеб-но-педагогический контроль.

Последовательно обеспечивать методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью целесообразности из­бранных методов и общего построения занятий. Требуется так же распределять учебный материал, чтобы содержание каждого Предыдущего занятия служило своего рода ступенькой к следующему, подводящей кратчайшим путем к освоению его материала.

33. Принцип сознательности и активности. Требования к его реализации в процессе физи­ческого воспитания.

Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Необхо­димо довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагает­ся именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения. Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлека­тельного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, кото­рая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.

Последовательная реализация в физическом воспитании принципа сознательности и активности предполагает квалифицированное выполнение специалистом следующих требований:

  • формирование у воспитываемых осмысленного отношение и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам поставленным в занятиях. Значение этого требования очевидно, однако выполнить его бывает не просто, особенно в физическом воспитании детей. Первоначальные моти­вы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны и нередко с педагогиче­ской точки зрения случайны или малосущественны.

  • Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физи­ческих упражнений. То, насколько рациональными и эффективными окажутся двигательные действия, формируемые и воспроизводимые в процессе физического воспитания, зависит, кроме прочего, от степени участия занимающихся в анализе этих действий, оценке их качества, поиске путей устра­нения ошибок и совершенствования действий.

  • Всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности и творческих на­чал в поведении воспитанников. Хотя педагогу по праву принадлежит ведущая роль в педаго­гическом процессе, было бы принципиально неверным видеть ее основную линию в противо­стоянии самонаправленной активности воспитанное. Уже на начальном этапе физического воспитания нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать доступные двига­тельные задачи, искать адекватные способы их решения.

Ясно, что инициативность и самостоятельность лишь тогда при обретают смысл, когда они со­пряжены с целеустремленностью, а она во многом зависит от твердой убежденности в зна­чимости того, на что направлена, причем значимости, признаваемой не только лично, но и обще­признанной. В интересах содействия формированию такого отношения есть смысл использовать, в частности, систему официально установленных поощрений за физкультурные и спортивные дости­жения (знаки, удостоверяющие выполнение общих нормативов физической подготовленности, грамо­ты, присвоение спортивных разрядов и званий и т. д.), но этим нельзя, разумеется, подменять под­линную цель физкультурной деятельности.

34. Принцип наглядности. Требования к его реализации в процессе физического воспита­ния.

Обеспечивая наглядность в физическом воспитании, предусматривают не только широкую опору на зрительно воспринимаемую информацию, но и направленную активизацию всех органов чувств, поставляющих в комплексе богатую чувственную информацию о реальных условиях и параметрах двигательной деятельности. Особое значение в реализации принципа наглядности имеет адекватное использование средств и методов наглядного воздействия применительно к закономерностям началь­ного и углубленного разучивания двигательных действий, оптимальное сочетание комплексного и из­бирательного воздействия на функции анализаторов движения. Предусматривается также сочетание непосредственной и опосредствованной наглядности в системе мер, обеспечивающих совершенствова­ние двигательной деятельности.

Наглядность необходимо рассматривать как фактор адекватного разучивания двигательных дейст­вий. Чем полнее чувственный образ вновь разучиваемого двигательного действия, тем, несомненно, благоприятнее предпосылки к его формированию, к становлению нового двигательного умения.

Для реализации этого принципа на практике применяются:

  • показ двигательного действия преподавателем;

  • демонстрация наглядных пособий;

  • кинофильмы;

  • видеофильмы;

  • звуковая и световая сигнализация.

Необходимость направленного воздействия на функции сенсомоторных систем, участвующих в управлении движениями. Наряду с традиционными общепедагогическими средствами и методами обеспечения наглядности в процессе разучивания и последующего совершенствования двигательных действий используют специализированные средства и способы направленного воздействия на функ­ция сенсорных систем, информирующих выполняющего действие об условиях, параметрах, динамике и результатах его выполнения. Важную роль в оптимизации процесса становления и отлаживания действий играют как взаимосвязанные, так и дифференцированные воздействия на функции различ­ных сенсорных систем, причем на только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внут­ренних, без которых невозможна саморегуляция движений (проприорецепторов мышц, связок, суста­вов, рецепторов вестибулярного аппарата).

Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности. Постановка и уяснение дви­гательных задач, решаемых в ход физического воспитания, предполагают сочетанное использование факторов непосредственной и опосредствованной наглядности. Факторами непосредственной нагляд­ности здесь являются прямое восприятие натурального показа того, как выполняется разучиваемое двигательное действие, и чувственные образы — отображения действия, возникающие в процессе и в результате его выполнения; факторами же опосредствованной наглядности служат восприятия и представления, создаваемые демонстрацией наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонной де­монстрацией и тому подобными средствами формирования образа действия, а также образное сло­во.

Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и разви­вает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование Дви­гательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей.

35. Аэробная выносливость и методика ее направленного развития.

Общей выносливостью в широком смысле понимают совокупность функциональных свойств ор­ганизма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах дея­тельности. Общей выносливостью в узком смысле чаще всего называют выносливость, проявляе­мую в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, ко­торая совершается в режиме аэробного обмена. Учитывая, что выносливость такого типа в очень большой мере определяется аэробными возможностями организма, ее называют также «общей аэробной». Большинство двигательных действий в быту и в сфере физического труда протекает пре­имущественно в аэробном режиме. Развитие общей аэробной выносливости играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности и здоровья.

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процесс занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне вы­ражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакции, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка отно­сительно полно определяется следующими факторами: абсолютная интенсивность упражнения (ско­рость передвижения и т.д.), продолжительность упражнения, продолжительность интервалов отдыха, характер отдыха, число повторений упражнения.

Воздействуя на аэробные возможности организма в процессе физического воспитания, решают три задачи:

  1. повышение максимального уровня потребления кислорода;

  2. развитие способности поддерживать этот уровень длительное время;

  3. увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие мак­симальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Более эффективны те упражнения, в которых участвует больше мышечных групп (передвижение на лыжах, например, предпочтительнее бега). Занятия, если это возможно, лучше переносить в есте­ственные условия местности, в места, богатые кислородом (лес, река). Упражнения рекомендуется выполнять с интенсивностью, близкой к критической.

В качестве основных методов для повышения аэробных возможностей используют:

  • методы равномерного,

  • непрерывного (широко применяется на начальных этапах воспитания выносливость),

  • повторного,

  • переменного упражнения.

При использовании в целях развития аэробной выносливости методов повторного и повторно-переменного упражнения основная проблема заключается в подборе наилучшего сочетания работы и отдыха. Ориентировочно можно указать следующие характеристики:

  1. Интенсивность должна быть выше критической , примерно на уровне 75-85% от максимальной.

  2. Положительность отдельной нагрузки подбирается так, чтобы время работы не превышало 1-1,5мин.(работа переходит в условия кислородного долга и максимум потребления кислорода наблю­дается в период отдыха)

  3. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы последующая работа проходила на фоне благо­приятных изменений после предшествующей работы.

  4. Интервалы отдыха рекомендуется заполнять малоинтенсивной работой

  5. Число повторений определяется возможностями спортсмена поддерживать устойчивое состояние, т.е. работать в условиях стабилизации потребления кислорода на достаточном уровне.

Для повышения аэробных возможностей необходима правильная постановка дыхания. Хотя внешнее, легочное, дыхание не является обычно первоочередным фактором, лимитирующим аэроб­ные возможности, оно все же имеет важное значение для выносливости человека. Постановка дыха­ния вообще входит в число оздоровительных задач физического воспитания.

36. Анаэробная выносливость и методика ее направленного развития.

Анаэробная выносливость — это способность организма противостоять утомлению при выполне­нии кратковременной нагрузки (при этом в процессе образования энергии участвуют креатин-фосфатный и гликолетический (безкислородные) механизмы)

Воздействуя на анаэробные возможности в целях увеличения их, решаются две задачи:

  1. повышение функциональных возможностей креатин-фосфатного механизма,

  2. усовершенствовать гликолитический механизм.

В качестве средств используют обычно упражнения циклического характера соответствующей интенсивности. Помимо целостного прохождения какой-либо избранной дистанции, характери­зующейся работой максимальной или субмаксимальной мощности, рекомендуется применять по­вторное и переменное интервальное упражнение на укороченных отрезках дистанции.

Упражнения, направленные на совершенствование креатин-фосфатного механизма, отлича­ются при этом следующими характеристиками:

  1. Интенсивность работы близка к предельной, но может быть несколько ниже ее. Выполнение большого объема работы на предельной скорости приводит к образованию «скоростного барьера». Некоторое снижение скорости (скажем, до 95% от максимальной) позволит избежать этой опасно­сти и облегчит контроль над техникой движения; в то же время столь небольшое снижение практи­чески не скажется на интенсивности метаболических процессов и, следовательно, — на эффектив­ности упражнений.

  2. Продолжительность разовой нагрузки задается с таким расчетом, чтобы она равнялась при­мерно 3—8 сек. (бег 20—70 м, плавание 8—20 м и т. п.).

  3. Интервалы отдыха, учитывая значительную быстроту «оплаты» алактатной фракции кисло­родного долга, надо назначать в пределах примерно 2—3 мин. Однако, поскольку запасы креатин-фосфата в мышцах очень малы, уже к 3—4-му повторению данный механизм исчерпывает свои воз­можности. Поэтому целесообразно разбить планируемый в занятиях объем работы на несколько се­рий по 4—5 повторений в каждой. Отдых между сериями может быть 7—10 мин. Такие интервалы достаточны, чтобы успела окислиться значительная часть образовавшейся молочной кислоты; в то же время при них сохраняется повышенная возбудимость нервных центров.




  1. Заполнять интервалы отдыха другими видами работы есть смысл лишь в перерывах между сериями повторений. Чтобы не снижалась возбудимость центральных нервных образований, полезно давать дополнительную работу очень низкой интенсивности, включающую те же мышечные группы, что несут нагрузку в основном упражнении (например, спринтеру в паузах следует не сидеть, а спо­койно ходить).

  2. Число повторений определяется подготовленностью спортсмена

При совершенствовании гликолитического механизма упражнения характеризуются следую­щими чертами:

  1. Интенсивность работы определяется, в частности, длиной выбранной для упражнения дис­танции. Скорость передвижения должна быть близкой к предельной на данной дистанции(90—95% от предельной).

  2. Продолжительность разовой нагрузки лимитируется нередко в пределах примерно от 20сек. до 2имн. (дистанции от 50 до 200 м в плавании; от 200 до 600м беге и т. п.).

  3. Интервалы отдыха должны задаваться с учетом динамики гликолитических процессов, о ко­торой судят по содержанию молочной кислоты в крови.

  4. Заполнять интервалы отдыха активными «переключениями» в данном случае не следует. Нужно избегать лишь полного покоя.

5. Число повторений при работе со сближающимися интервалами отдыха обычно бывает невели­
ко (не свыше 3—4) из-за быстро развивающегося утомления. При этом уже к 3—4-муповто рению в
крови скапливается очень много молочной кислоты. Если пытаться продолжать работу дальше, то
гликолитический механизм исчерпывает свои возможности и энергетическое обеспечение дея­
тельности переходит к аэробным реакциям.

Описанные методики разработаны с таким расчетом, чтобы можно было относительно избира­тельно воздействовать на один из анаэробных механизмов (креатин-фосфатный или гликолитиче­ский).

37. Силовая выносливость и методика ее направленного развития.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по при­знакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (спо­собностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая вы­носливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статиче­скую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следуя из назва­ния, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (опреде­лённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без сниже­ния ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, цикличе­ской и смешанной. Как правило, силовая выносливость требует анаэробно-аэробного режима работы мышц. Следовательно при подборе метод ее развития следует использовать те, которые позволят развить проявление выносливости как при кратковременной нагрузке (в анаэробном режиме), так и при выполнении более длительных силовых упражнений (нагрузка в аэробной режиме).

Очень часто для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные уп­ражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодоле­нием непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в стати­ческом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражне­нии развивается максимум усилий.

Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением — 30— 75% от максимума.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
написать администратору сайта