Главная страница
Навигация по странице:

ТиМФВ (1). 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"


Скачать 0.6 Mb.
Название 1. Сущность и определение понятий "Физическое воспитание", "Физическое развитие", "Физическая культура личности", "Физическая культура", "Спорт"
Анкор ТиМФВ (1).doc
Дата 12.04.2017
Размер 0.6 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ТиМФВ (1).doc
Тип Документы
#384
страница 5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

26. Этап начального разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики).

Обучение на первом этапе - начальное разучивание - направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные задачи здесь состоят следующие:

1) сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действия (ООД). Делиться на
более частные:

  • выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний

  • сформировать или актуализировать (сделать более явными Я включенными в ООД) зрительные, двигательные и вообще чувственные представления о разучиваемом действии;

  • выделить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выпол­няемом занимающимися действии.

2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной форме новые элементы техники
действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной
механизм его техники). Делиться на более частные:

  • использовать сформировавшиеся ранее двигательные операций (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;

  • сформировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники дви­жений;

  • предупредить или устранить временные искажения в технике движений.

Эти частные задачи могут быть конкретизированы и более детально в зависимости от уровня под­готовленности обучаемых и их индивидуальных особенностей. Средства и методы:

  • метод речевого воздействия

  • наглядно-демонстрационные средства и методы

  • метод расчленено-конструктивного упражнения

  • метод целостно-конструктивного упражнения и д.р.

На этапе начального разучивания двигательного действия причины ошибок выполнения могут быть следующие:

  • недостаточная подготовленность обучаемых

  • изъяны в информации, сообщаемой преподавателем, несовершенство методов ее передачи

  • искажение воспринятой информации, недостаточный самоконтроль

  • отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления

  • неблагоприятные внешние условия выполнения действия и т.д.

27. Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности методи­ки).

Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия — завершить его форми­рование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве как в деталях, так и в целом.

Частные задачи на данном этапе:

  1. оптимизировать 00Д, придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной про­граммы осуществления действия (в частности, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в жи­вых образах, точных понятиям и установках);

  2. совершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в со­ставе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;

  3. повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности соз­нанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.

В этих задачах находят свое отражение закономерности второй стадии формирования двигатель­ного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает по­степенно переходить в двигательный навык. По мере углубленного разучивания действия на первый план все больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.

Средства и методы:

  • метод целостного упражнения

  • речевой метод

  • метод идеомотороного упражнения

  • метод обеспечения наглядности

Частота занятий на втором этапе разучивания действия остается обычно такой же, как и на первом (чем больше интервалы между занятиями, направленными на формирование нового двигательного действия, тем больше вероятность забывания полученной о нем информации - лучше чаще, но по­немногу).

Определяющие черты методики:

  • усложнений заданий

  • выполнение контрастных и сближаемых заданий

  • выполнение действия в усложненных условиях и т.д.

28. Этап закрепления и совершенствования двигательного действия (задачи и особенности методики).

На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый целе­вой результат, намечаемый в пределах относительно завершенного цикла обучения отдельно взятому действию. Цель состоит в том, чтобы обеспечить заданный уровень овладения действием, необхо­димый для эффективного использования его в жизненной практике и (или) для дальнейшего совер­шенствования в двигательной деятельности.

Основные задачи здесь заключаются в следующем:

  1. довести процесс освоения всех сторон действия (ориентировочной, собственно исполни­тельной и контрольной) до уровня превращения двигательного умения в навык;

  2. обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, на­дежности и экономичности техники действия;

  3. гарантировать необходимое соответствие между техническими характеристиками движе­ний и уровнем развития двигательных качеств (способностей) применительно к условиям эффек­тивного использования действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности.

Средства и методы:

  • метод стандартно-повторного упражнения

  • метод варьиативного упражнения

  • идеомоторные упражнения

  • игровой и соревновательный метод

Многократное воспроизведение разученного целостного действия, являясь на этом этапе главным фактором становления и совершенствования двигательного навыка, при известных условиях служит одновременно и фактором развития двигательных качеств (силы, быстроты т .д.) определяющих его эффективность. Дно из решающих условий - повышение степени мобилизации функциональных возможностей организма в процессе выполнения упражнения.

Методы преподавания на завершающем этапе обучения действию еще в большей мере, чем на предшествующем этапе, объединяются, а отчасти и замещаются методами самообучения, в том числе методами самостоятельного углубления и практического применения обучаемыми усвоенных знаний о действии, самостоятельным осмысливанием закономерностей совершенствования его тех­ники и поиском индивидуализированных способов повышения его результативности.

Определяющие черты методики:

  • выполнение задания по точному предвидению параметров действия

  • выполнение задания по акцентированию установки на решающих качественных характеристи­ках действия

  • выполнение по ходу действия дополнительных, отвлекающих заданий и т.д.

29. Общая характеристика общепедагогических и специфических принципов физической культуры.

Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, крае­угольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.

Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют раскрыть логику решения задач, очерчивают главные правила их реализации.

В числе принципов, имеющих основополагающее значение в качестве идейной основы сис­темы воспитания в целом, надо иметь в виду прежде всего общие социальные принципы воспита­тельной стратегии общества. Таковыми в условиях социалистического общества являются прин­ципы, предусматривающие объединенное использование социальных факторов направленного раз­вития человека (культуры, воспитания, образования) для обеспечения его всестороннего гармо­ничного развития и органическую связь воспитания с практикой социалистического строительст­ва. В сфере физического воспитания эти принципы преломляются в ряде кардинальных положений, обязывающих гарантировать единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания, осуществлять всестороннюю физическую подготовку подрастающего и взрослого поколений к трудо­вой и другим общественно важным видам деятельности, всемерно содействовать развитию жизнен­ных сил и ценностей человека как высшей ценности общества.

В физическом воспитании должны получать свое конкретное воплощение и общепедагогические принципы, поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания. В общей педагогике такие принципы сформулированы применитель­но к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленных на формирование сознания и поведе­ния воспитываемых, на развитие личностных качеств). Фактически дидактические принципы (соз­нательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т. д.) содержат ряд универ­сальных методических положений, без соблюдения которых не мыслится рациональная методика не только в обучении, но и вообще, ни в одном из основных аспектов педагогической деятельности. В этом отношении они представляют собой общеметодические принципы. Именно в таком качестве они утвердились и в методике физического воспитания. Их содержание здесь получило свою конкре­тизацию в соответствии с особенностями этого вида воспитания.

Определяя краеугольные позиции, линии и подходы в педагогической деятельности, названные принципы являются своего рода общим руководством к действию во всех сферах воспитания. Но в качестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрывают специфических зако­номерностей каждого отдельного вида воспитания. Эту роль призваны выполнять специальные принципы. В частности, таковыми являются принципы, очерчивающие ряд специфических законо­мерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения (на­пример принцип построения спортивной тренировки).

30. Принцип динамичности (постепенного повышения требований) Требования к его реа­лизации в процессе физического воспитания.

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в про­цессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физиче­ское воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обнов­ляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваи­вать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерно­стями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических уп­ражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, - то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсив­нее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменны­ми. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же рабо­той более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адап­тации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенса­цию», она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения тре­бований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов дос­тупности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и адаптационных пере­строек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более сложным и труд­ным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособле­ния к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах фи­зического воспитания.

возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д. Доступность, таким образом, обу­словливает последовательность. Требования:

  • физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;

  • физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановле­ния сил;

  • во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время.

31. Принцип систематичности. Требования к его реализации в процессе физического вос­питания.

Физиологической основой этого принципа является суперкомпенсация (сверхвосстановление энер­гоисточников, возбудимости нервной системы). Лишь при систематических занятиях могут произой­ти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образовываться двигательные навыки.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и систе­мы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между раз­личными сторонами их содержания.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отды­хом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключает­ся в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основ­ные периоды жизни. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во вре­мя и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.

Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается оп­ределенной системой чередования нагрузок и отдыха.

Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффек­та занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется - возникает кумулятивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, ко­торые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигатель­ных навыков.

В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по содержанию, направ­ленности, объему и интенсивности нагрузки. Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реаль­ное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме. Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередо­вания занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса. Ра­циональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха зависит от конкретных за­дач, уровня предварительной подготовленности занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко выражен момент по­вторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также - в определенных чертах - и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговремен­ные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.

Повторяемость - только одна из черт рационального построения процесса физического воспита­ния. Столь же существенное значение имеет противоположная черта - вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие мето­дов их применения, обновление форм и содержания занятий.

Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Про­блема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступно­сти. Намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить, прежде всего, из
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
написать администратору сайта