Навигация по странице:
|
Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимные выборы.
200
мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек — кружочками. В центральный крут помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, односторонний — сплошной линией со стрелкой (оттого, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).
Иной вариант — выборы по разным параметрам. В этом случае предлагается выбрать по каждому параметру одного наиболее предпочитаемого человека, а общее количество выборов суммируется. При этом есть возможность вычислить индекс популярности каждого человека и группе по разным параметрам. (Рейтинг в этом случае равен количеству выборов членов группы.)
Бланк социометрического опроса заполняет каждый участник, а экспериментатор объединяет данные в сводную таблицу (табл. 8). Для подсчета общего социометрического статуса рейтинг следует высчитывать путем деления суммы выборов на 5 (количество пара м строг; вы бора,)..
Достой истин социометрического метода:
\) дает представление о структуре взаимоотношений внутри группы и положении каждого члена группы и этой системе/,
Таблица 8
Рис. 1. Пример сопрограммы
Сводная таблица социометрического спроса
кам вписывают фамилии (или шифры) опрошенных, а в колонках — номера, под которыми записаны эти фамилии. В каждой строчке проставляют предпочтения s>. выборе. При этом взаимные выборы выделяют (контрастным цветом, обводят в кружок, и т.д. — в таблице они отмечены полужирным шрифтом). В качестве примера приведены нары Махмудов—-Сергеев, Махмудов --Зльда-ров. В двух нижних строчках подсчитывают абсолютную сумму предпочтений и социометрический статус (иногда его называют индексом популярности), который высчитываете?! по формуле $ /?/3(/V- !), где R— количество баллов, R/3 —рейтинг, /V — количество опрошенных.
Затем на отдельном листе вычерчивается сопрограмма (рис. Г), она представляет собой концентрические окружности (или прямоугольники), в которые помешают номера опрошенных. Номера
1 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.
Вопросы
|
Фамилии
|
с 3
|
Борисов
|
Иванов
|
О
С1
н
г2
|
Сидоров
|
Карпов
|
И
т. д.
|
Кого бы ты предложил назначить командиром группы?
|
6
|
7
|
|
|
|
1
|
8
|
|
С кем бы ты хотел веселиться?
|
8
|
|
2
|
1
|
|
14
i
|
|
С кем бы ты хотел выполнять трудовое поручение?
|
8
|
4
|
7
|
|
|
6
|
|
С кем бы ты хотел выполнять домашнее задание?
|
6
|
|
|
|
\
|
12
|
|
К кому бы ты обратился за советом в трудной жизненной ситуации?
|
3
|
|
9
|
|
|
10
|
|
Общее количество выборов
|
31
|
!1
|
19
|
!
|
1
|
50
|
|
Общий социометрический статуе
|
6.2
|
2,2
|
J. (S
|
|«_
|
0,4
1
|
10
|
|
202
203
2) позволяет сравнить отношение к одному и тому же члену группы
со стороны различных группировок или по разным основаниям;
помогает предположить лидеров и «звезд» в обследуемой группе:
при повторном проведении показывает динамику отношений внутри обследуемой группы.
Ограничения в использовании социометрического метода:
применяется в группах численностью от 20 до 40 человек;
не позволяет выявить истинные причины сложившихся взаимоотношений и перспективы их изменения;
результаты во многом зависят от событий, происшедших накануне- опроса, от формулировки вопроса, от отношения опрашиваемых к исследователю и тип
Рейтинг. Это близкий к социометрии метод оценки определенных качеств личности человека или особенностей процесса компетентными экспертами. Фамилии испытуемых располагаются в таблице но степени убывания или возрастания выраженности оцениваемого свойства.
При этом эксперты должны отвечать следующим требованиям: хороню знать испытуемых по выделенным критериям оценки; однозначно понимать критерии; обладать уравновешенностью, доброжелательностью; признавать пользу оценивания.
Показатели, выбираемые для рейтинговой опенки, также должны соответствовать определенным требованиям:
- быть- объективными;
-- полностью отражать исследуемую область; -легко поддаваться фиксации с помощью наблюдения и других методов;
подразумевать возможность качественного анализа;
оценочные эквиваленты показателей должны отражать их значимость.
В случае рейтиподюго оценивания но одному показателю достаточно сравнения испытуемых между собой по степени выраженности оцениваемого свойства. При ранжировании по нескольким критериям приходится разрабатывать оценочные шкалы по каждому критерию и определять весовые коэффициенты (коэффициенты значимости) для суммирования этих оценок. Ценность и достоверность полученных в результате ранжирования данных снижаются при неточности, неясности описания оцениваемого свойства, скрытого характера этого свойства, ограниченных возможностей ею наблюдения.
В научной литературе (Н.В.Кузьмина и др.) выделяются следующие типичные ошибки при проведении рейтинга.
I. Ошибка великодушия: склонность компетентных экспертов завышать оценку, преимущественно выделять достоинства оцениваемого.
Ошибка центральной тенденции: эксперты не решаются давать высшие или низшие оценки (при использовании шкал для предотвращения этой ошибки на концах шкалы следует ввести более детальные разграничения, которые объединяются при обсчете результатов).
Тенденциозность экспертов: снижается за. счет «принудительного» выбора (например: «Какие два признака из четырех наиболее характеризуют индивида: верность слову, доводит начатое дело до конца, не допускает небрежности в работе, огорчается в случае неудачи?»).
Логическая ошибка: предотвращается, если для оценивания предложены не черты или свойства человека, а их проявления (например, не «Добрый ли он'?», а «Как часто оказывает помощь од i! о к л асе п и ка м ? >>).
Ошибка контраста: эксперт оценивает испытуемого на основе собственных свойств (следует переключить внимание эксперта на сравнивание испытуемых друг с другом или с предложенным эта j i о н о м, и о р м ой).
6. Ошибка Сытости: возникает, когда один и тот же эксперт
оценивает одновременно несколько черт испытуемых (в одно на
блюдение следует оценивать только одну черту или свойство ис
пытуемых).
Опыт зарубежных ко л л е г. Учитель следующим образом получает ранговое распределение учеников по успеваемости. Он
чертит матрицу-таблицу, в которой колонки фамилии учеников в
произвольном порядке, а сцюки —■ те же ученики в том же порядке. Колонка доминирует над строкой в том смысле, что каждая клетка (ячейка матрицы) на пересечении колонки одного ученика со строкой другого ученика позволяет парным сравнением дать относительную оценку их успеваемости: «плюс» — ученик колонки сильнее ученика строки, «минус» — наоборот, «ноль» — они равны.
Таким образом заполняется половина матрицы, ограниченная главной диагональю, где колонка ученика пересекается со строкой этого же ученика. Подсчет производят следующим образом: в колонке подсчитывают все «плюсы» до пересечения с собственной строкой: после этого в строке того же ученика считают все «минусы", а «нули» в строке и колонке принимают за пол-очка. Общая сумма всех очков — это и есть оценка. Ученик, набравший самую большую сумму очков, занимает первое место в ранговом списке1.
Шкалирование. Это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирование — одно из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способ организации эмпирических данных, получаемых по-
1 Воробьев Г. Г. Легко ли учиться в американской школе? — М., 1993.
204
205
Таблица 9
Фрагмент диагностической карты изучения уровня воспитанности школьников X—XI классов на основе метода
полярных профилей (по А. И.Кочстову)
Показатели
|
Уровни проявления показателей воспитанности
|
воспитанности
|
высокий
|
> средний низкий
|
очень низкий
|
нулевой
|
Направленность
|
Общественная мотивация поведения и деятельности
|
Поведение определяется обшила; интересами
|
Групповая направ-л е нность « ка к зс е. так и я»
|
^сформировавшаяся направленность
|
Эгоисты ческа я направленность
|
Нравствен- Руководствуется ная характе- общественными ристнка нормами морали, нетерпим к аморальности других
|
В основном действует в соответствии с обшествеыными нормами
|
Нравствен при благоприятных условиях и требованиях
извне
|
Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью
|
Беспринципность, побуждает других к а мо р ал ь н о м у поведению
|
Самосозка- Самокритичен, трение бователен к себе и другим: объективная самооценка
|
В основном совпадают оценка коллектива it самооценка
|
Завышенная или заниженная самооценка
|
Несамокритичен, снисходителен к своим недостаткам
|
Критичен к другим, нетерпим к критике в свой адрес, нетребователен к себе
|
Волевая характеристика
|
Проявляет самообладание, самостоятельность, находчивость, умеет преодолевать трудности при достижении цели
|
Как правило, проявляет волю при достижении цели, владеет собой в сложных ситуациях
|
Н есамосто яте л е н. податлив чужому ачиянию, действует по указанию других
|
Своеволен и слабохарактерен; неадекватное поведение
|
Безволен или упрям; поведение вызывает протест окружающих; конфликтное поведение
|
i а б л и на 10
Карта оценка ведущих показателей воспитанности
(по А. И. Кочетову)
Показатель
|
Положительное
|
! 1р05
|
влеиноеть Отрицательное
|
(качество)
|
проявление
|
ПО
|
ее ж е.; ы п роя нл е н и е
|
Коллекти-
|
Умение подчинять
|
5
|
4
|
3
|
2
|
I i Эгоизм, противо-
|
визм
|
личное обществен-
|
|
|
|
|
поставление лич-
|
|
ному
|
|
|
|
|
|
мого обществен-
|
|
|
|
|
|
|
|
ному
|
Трудолю-
|
Добросовестное
|
5
|
4
|
3
|
г
|
I
|
|
бие
|
выполнение порученного дела, активность! фн выполнении работы, требующей длительного напря-
|
|
|
|
|
|
соьесп юсть, фор -мадытое выполне- j ние работы;уклонение от работы, требующей напряжении сил и спо-
|
|
жения
|
3
|
А
|
|
|
|
собностей
|
Честность
|
Правдивость,
|
3 ' 2
|
!
|
Лживость,
|
|
откровенность
|
|
|
|
|
неискренность.
|
|
|
5
|
|
|
|
фальшь
|
Дисцшып-
|
Ответственность]'.
|
4
|
3
|
')
|
1
|
Безответственное
|
нирован-
|
выполнении своих
|
|
|
|
|
|
отношение к делу.
|
1IOCI Ь
|
обязанное.той, исполнительное!!,
|
|
|
|
|
|
к выполнению своих
|
|
|
|
|
|
|
|
обязанностей
|
СаМОСТОЯ-
|
Решительность, це-
|
.")
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Иждивенчество,
|
ТСЛЬПОСТЬ
|
леустремленность
|
|
|
|
|
|
нерешительность, податливость чу-
|
|
|
|
|
|
|
|
жому ШШМПИК)
|
Оптимизм
|
Жизнерадостность
и вера в свои силы
|
5
|
4
|
3
|
2
|
i
|
Пессимизм, неуверенность в своих
|
|
|
|
|
|
|
|
ситах
|
«наукообразную игру в бирюльки... портят жизнь как взрослого, так и ребенка» (Корнилов К.Н., 1928). Среди противников тестов были такие известные психологи и педагоги, как К. Н. Корнилов, А. В. Зал-кинд, С. С. Моложавый, наконец, Н.К.Крупская.
В промышленности на основе таких же тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям, без внимательного учета личных склонностей и интересов. Педологи, педагоги и психологи при этом настаивали каждый на универсальности их. науки (Блонский П. П., 1934).
Затронутые тестами столь важные сферы жизни и прямое влияние результатов тестового контроля на судьбы миллионов людей породили широкую гамму мнений в пользу и против тестов. Почти в одно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927),
научная и педагогическая общественность страны то выступает за самую широкую тестологическую практику (I Педологический съезд), то признает тесты недопустимыми для всеобщего пользования (Конференция по вопросу об оценке успеваемости учащихся при педагогической студии Наркомпроса РСФСР).
Пессимизм тех, кто видел несовершенство этого метода или пострадал в результате его использования, повлек за собой во многих странах, в том числе и в СССР, поток писем в правительственные органы и в газеты с требованием запрета тестов.
В те годы были, однако, и другие выступления — в пользу тестов. Так, известный отечественной психолог М.Я.Басов (1928) пи-сап, что долгая, подчас острая критика тестовой методики в конце концов приведет не к ниспровержению и упразднению этой методики, а, напротив, к ее упрочнению и утверждению в определенных границах, в которых она, очевидно, имеет полное право на применение и существование1.
В педагогической практике тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учебным материалом, называются тестами достижений. Тест в готовом виде представляет собой не просто совокупность, а систему заданий возрастающей трудности. Одно из важнейших назначений геста состоит в том, чтобы опросить всех обучаемых по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при '-л'ом ко всем без исключения одну и ту же заранее разработанную шкалу оценок.
Система означает, что в тесте собраны только такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Здесь в первую очередь надо выделить их общую принадлежность к одной и той же учебной дисциплине, их взаимосвязь, выявленную корреляционными и факторными методами, их взаимодополняемость и упорядоченность с точки зрения трудности.
Сами задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в виде утверждений, которые в зависимости от ответов испытуемых могут рассматриваться как истинные или ложные высказывания. Последние легко помечаются принятым повсеместно двоичным кодом — соответственно 1 или 0 — и далее в таком виде поступают в современные системы обработки информации.
Традиционные вопросы, напротив, истинными или ложными не бывают, а ответы на них иногда столь неопределенны и многословны, что для выявления их истинности требуются большие затраты интеллектуальной энергии и преподавательского труда. В этом
' Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М. 1999. — С. 15-18.
209
смысле традиционные вопросы и ответы нетехнологичны, и потому они не включаются в тест, являющийся эффективным средством совершенствования технологии обучения1.
Любой объект изучения может быть описан определенной системой знаний о нем. Эти знания отражают непосредственные факты, связи между объектами, законы, теории, включают методологические или оценочные знания (свойства, методы, события и состояния объектов). Одни и те же знания могут изучаться с различной полнотой, глубиной, обобщенностью, осознанностью и т.д. Выявление этих качеств знаний может быть целью тестирования.
Пример. Уровень усвоения знаний, умений и навыков определяется характером выполняемых действий. Степень сложности задания — количеством операций, необходимых для решения поставленной задачи.
На 1 -м уровне усвоения выполняются репродуктивные действия. Им соответствуют задания по образцу, утверждения с пропущенными словами, вопросы с вариантами ответов и т.д.
На 2-м уровне производятся алгоритмические действия. Предполагается применение усвоенных сведений в стандартных ситуациях. Для них также могут применяться вопросы с вариантами ответов, тесты на установление последовательности.
На 3-м уровне предполагаются реконструктивные действия: применение знаний в нестандартных ситуациях, выбор решения в ситуациях с несколькими неизвестными параметрами. Здесь помимо названных форм тестовых заданий могут использоваться тесты на соответствие, установление правильной последовательности.
На 4-м уровне предполагаются продуктивные действия. Здесь применяются задания открытой формы, без вариантов решения поставленной задачи или с нестаидартизированными ответами.
Содержанке теста определяется структурой знания, которым должен обладать учащийся. Задания формулируются кратко и недвусмысленно. Все ответы в случае необходимости, их выбора должны быть правдоподобными.
Классификации тестон имеют следующие основания:
форма заданий — тесты устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные;
содержание (предмет) диагностирования — тесты, изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;
1 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеД пособие. — М., 2002.
цель тестирования — тесты, предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора;
задачи - гесты вербальные и практические;
-
формы процедуры обследования ■— тесты индивидуальные и групповые;
направленность — тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;
наличие или отсутствие временных ограничений на выполнение тестовых заданий —- тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, и тесты результативности;
уровень стандартизации -- тесты высокостандартизирован-ные и слабостандартизировапные.
Работа над составлением тестов начинается со структурирования учебного курса, выделения в нем таких содержательных блоков, которые более или менее подходят для проверки знаний. Затем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на ото и основе составляется' план теста.
1? психологолюдагогическом исследовании используются 4 основных вида тестовых вопросов.
!. Закрытые вопросы: испытуемому предлагают выбрать ответ из нескольких (как правило, 3 — 5) вариантов. Один из них — полный и правильный, другие -— либо неполные, либо представляют типичные ошибки.
(Например, на вопрос «Что называют медианой?» могут быть даны следующие варианты ответов: 1) это прямая, которая делит угол пополам; 2} это отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны; 3) это луч, исходящий из вершины треугольника и делящий пополам его противоположную сторону. (Правильный ответ — 2.)
2. Открытые вопросы: а предложенном утверждении имеется
пропуск дня .'заполнения его испытуемым.
Например: «Биссектриса — это луч, делящий (1) попо
лам: медиана — это отрезок прямой, соединяющий вершину угла с
серединой противоположной (2) треугольника: высота —
это кратчайшее расстояние между вершиной и (3) тре
угольника». (Ответы: 1}угол; 2) стороны; 3) стороной.)
Аналогичным может быть задание иа дополнение рисунка, текста, предложения (например, составить подписи к различным частям рисунка).
3. Вопросы на соответствие: начало и окончание фраз распола
гаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия,
210
211
шшяшшшшшшшшшшш^шшшшшшшшшшшшшшшшшяшшяшяшшшть>.
справа — их определения). Как правило, вариантов справа дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть верные и ошибочные. Например:
Название
Биссектриса — это.
Высота — это...
Медиана — это...
Определение А — отрезок перпендикуляра, опущен -ного из вершины геометрической фигуры (например, треугольника, пирамиды, конуса)на ее основание(или продолжение основания), а также длина этого отрезка. Ь — прямая, которая соединяет угол треугольника с противоположной стороной.
В — полупрямая (пут), исходящая из
вершины угла и делящая его пополам.
! — отрезок, соединяющий вершину
треугольника с серединой противопо
ложной огоромы.
(Ответы: ! - В, 2 А, 3 --- Р.)
4. Вопросы па устишиш'пис правильной последовательности: предполагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательное'™ .действий и т. п.
Например, испытуемому предлагают установить последовательность событий Северной войны. В пустых клетках он должен расставить цифры, указывающие на хронологию названных событий.
Напоимер:
Битва при Гангуте Полтавская битва
Сражение при Нарве
Тестирование возможно па бумаге, когда каждому испытуемому выдается список заданий, или п автоматизированной форме с помощью компьютера. После окончания тестирования начинается математическая обработка полученных результатов.
Итогом тестирования группы учашихся является матрица результатов. За каждое правильно выполненное задание ставится единица, а за невыполненное — ноль. Таким образом, уровень знаний учащегося выражается в определенной сумме баллов. Если расставить учащихся в порядке убывания количества полученных баллов, молучитом ранжирование их по уровню знаний. Регулярное ранжирование учащихся дает педагогу представление о динамике результате!* своей .'деятельности, о результативности тех или
иных методов обучения. Регулярное тестирование позволяет индивидуализировать методы и приемы обучения и воспитания учащихся.
Тесты не могут рассматриваться как универсальный и всеобъемлющий инструмент педагогического контроля в школе, даже в рамках контроля за успеваемостью учащихся. Ибо каждое задание теста и весь тест, поскольку он составлен из однородных заданий, направлены на выявление ограниченного комплекса признаков усвоения и понимания, и чем меньше признаков входит в комплекс, тем яснее возможная интерпретация результатов и тем лучше тест выполняет свою диагностическую функцию1.
Типы тестов в психолого-педагогической диагностике, Личностные тесты — это методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивацион-пые и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из следующих форм: I) шкалы и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия с перцептивными, когнитивными или оценочными задачами (определяется 'усвоение знаний), оценкой себя, своих личностных конструктов и пр.
С п с ц и ф и ч е с кие с во и ст ва личностных тестов. В отличие от тестов успеваемости и тестов способностей, которые требуют от испытуемого максимального и быстрого выполнения, поиска лучшего решения и т.п., отчего зависят тестовые оценки, личностные тесты имеют ряд выделенных В.Г.Максимовым особенностей:
в них внимание испытуемого обращается на то, что нет правильных и неправильных ответов, главное — искреннее, правдивое изложение фактов, точное выполнение инструкций и т.п.;
их подлинное назначение, как правило, скрывается от испытуемых (тесты отношений, измерения внушаемости, правдивости, доброты, склонности к сотрудничеству и т.д.):
важным является установление частоты обнаружения какого-либо свойства, широты и интенсивности его проявления.
Проективные тесты — это совокупность методик целостного изучения личности, которое основано на психологической интерпретации результатов проекции. Составители проективных тестов полагают, что человек всегда преобразует (хотя бы в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия обусловлива-
Максимов В. Г. Указ. соч. Педагогическая диагностика в школе.
|
|
|