Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк



Скачать 2.56 Mb.
Название 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Анкор Борытко.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Борытко.doc
Тип Учебное пособие
#328
страница 31 из 31
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

Окончание табл.

Содержание ГОС

Тема

Вопрос теста

Глава пособия




Термин, категория, понятие

4.2, 13.2




Парадигма, теория и концепция в системе научного знания

4.3, 13.3

Общая логика и структура психо-л ого- г i еда гоги ч е-ских исследова­ний

Этапы педагогического иссле­дования

5.1, 14.1

5

Моделирование в психолого-педагогическом исследовании

5.2, 14.2

Проектирование как метод исследования

5.3, 14.3

Классификация методов исследо­вания

Понятие метода исследования

6.1, 15.1

6

Теоретические методы иссле­дования

6.2, 15.2

Эмпирические методы иссле­дования

6.3, 15.3

Определение оптимального комплекса методов

Принципы и правила исследо­вания

7.1, 16.1

7

Специфика исследования раз­личных аспектов образования

7.2, 16.2

Гуманитарная взаимосвязь пред­мета и метода исследования

7.3, 16.3

Надежность и валидность

Надежность методов психолого-педагогического исследования

8.1, 17.1

8

Валидность методов психолого-педагогического исследования

8.2, 17.2

Общие требования к методам исследования

8.3, 17.3

Обработка и интерпретация научныхданных

Измерения в психолого-педаго­гическом исследовании

9.1, 18.1

9

Математическая и статистиче­ская обработка данных

9.2, 18.2

Визуализация данных и выводов исследования

9.3, 18.3


310

311

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ИЗ «ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ

СТЕПЕНЕЙ»

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от

30 января 2002 г. № 74 с изменениями, внесенными постановлением

Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 072!

I. Общие принципы

!. Настоящее Положение определяет правовые основы оценки квали­фикации научных и научно-педагогических работников и критерии, ко­торым должны отвечать диссертации — паучно-кнадификационные ра­боты, представленные на соискание ученой степени.

  1. В целях обеспечения единой государственной поли гики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует Высшая аттестационная комис­сия Министерства образования и пауки Российской Федерации, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации (далее --Высшая аттестационная комиссия). <...>

  2. Высшая аттестационная комиссия и сонеты по защите докторских и кандидатских диссертаций (далее — диссертационные советы) осуществля­ют оценку квалификации научных и научно-педагогических работников и определяю! соответствие представленных ими на соискание ученой степе­ни диссертаций критериям, установленным настоящим Положением.

  3. Диссертационные советы создаются в установленном порядке Фе­деральной службой по надзору в сфере образования и науки при широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях, получивших государственную аккредита­цию федерального органа управления выспим образованием, а также при научных организациях на основании заключения Высшей аттеста­ционной комиссии и ходатайств, указанных организаций (при организа­циях, имеющих форму учреждения., — по согласованию с учредителем).

Диссертационные сонеты проводят работу под руководством Высшей аттестационной комиссии. Диссертационные советы создаются для рас­смотрения докторских и кандидатских диссертаций, как правило, но нескольким, но не более чем по пяти, специальностям. <...>

5. Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестацион­
ной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, при­
нятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем,
имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соот­
ветствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о
соответствии представленной диссертации установленным настоящим
Положением критериям.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным со­ветом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, име­ющим высшее профессиональное образование

Высшая аттестационная комиссия вправе проверять выборочно атте­стационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. По результатам проверки в случае выявления нарушений порядка представления и зашиты диссертаций, установленного настоящим По­ложением, Высшая аттестационная комиссия вправе отменить принятое диссертационным советом решение о присуждении ученой степени кан­дидата наук. <...>

II. Критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени

8. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна
быть научно-квалификационной работой, в которой на основании вы­
полненных автором исследований разработаны теоретические положе­
ния, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное
научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имею­
щая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо
изложены научно обоснованные технические, экономические или тех­
нологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад
в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится реше­ние задачи, имеющей существенное значение для соответствующей от­расли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, эко­номические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.

9. Соискатель ученой степени доктора наук представляет диссертацию
в виде специально подготовленной рукописи, научного доклада или опуб-
л и кованной монографии.

Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссерта­цию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии.

Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокуп­ность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргу­ментированы и критически оценены но сравнению с другими известны­ми решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — ре­комендации по использованию научных выводов.

Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, уста­навливаемым Министерством образования и науки Российской Федера­ции.

Диссертация, как правило, пишется на русском языке. Для решения вопроса о возможносли представления диссертации, написанной не на


312

313

русском языке, диссертационный совет направляет в Высшую аттеста­ционную комиссию мотивированное ходатайство. <...>

11. Основные научные результаты диссертации должны быть опубли­
кованы в научных изданиях.

Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях. Результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном ведущем рецензируемом журнале или издании. Перечень ука­занных журналов и изданий определяется Высшей аттестационной ко­миссией. <...>

12. При написании диссертации соискатель обязан давать ссылки на
автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные ре­
зультаты.

При использовании в диссертации идей или разработок, принадле­жащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить ото в диссертации.

Указанные ссылки должны делаться также в отношении научных ра­бот соискателя, выполненных им как в соавторстве, так и единолично.

В случае использования заимствованного материала без ссылки на ав­тора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты.

13. Соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответ­
ствующие кандидатские экзамены, перечень которых определяется Выс­
шей аттестационной комиссией и утверждается Министерством образо­
вания и науки Российской Федерации.

Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее обра­зование, не соответствующее отрасли науки, но которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдаст дополнительный кандидатский '-экзамен по общенаучной приме­нительно к данной отрасли науки дисциплине. <...>

Программы кандидатских экзаменов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

III. Представление и защита диссертаций

14. Организация, где выполнялась диссертация или к которой был
прикреплен соискатель, проводит предварительную экспертизу диссер­
тации и дает по ней заключение, в котором должны быть отражены лич­
ное участие автора в получении результатов, изложенных в диссерта­
ции, степень достоверности результатов проведенных исследований, их
новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискате­
ля, специальность, которой соответствует диссертация, полнота изло­
жения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем,
и целесообразность защиты диссертации (докторской) в виде научного
доклада.

Заключение должно быть выдано соискателю не позднее двух меся­цев со дня представления для предварительной экспертизы кандидат­ской диссертации и трех месяцев - докторской диссертации.

Соискатель имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет, созданный по решению Высшей аттестацион­ной комиссии. При этом специальность, по которой выполнена диссер­тация, должна соответствовать специальности, по которой утвержден диссертационный совет.

15. Диссертационный совет принимает диссертацию к предваритель­
ному рассмотрению и последующей защите при наличии документов по
перечню, устанавливаемому Министерством образования и науки Рос­
сийской Федерации.

Процедура предварительного рассмотрения диссертации диссертаци­онным советом устанавливается Положением о диссертационном совете.

16. Ректорам и проректорам вузов, руководителям и заместителям
руководителей организаций запрещается представлять к защите диссер­
тации в диссертационные советы, созданные при организациях, кото­
рыми они руководят.

Руководителям и заместителям руководителей органов государствен­ной власти не разрешается представлять к защите диссертации в диссер­тационные советы при организациях, подведомственных органу, в кото­ром работает соискатель.

  1. В тех случаях, когда тема диссертации охватывает несколько спе­циальностей, не по всем из которых диссертационному совету предо­ставлено право проведения защиты диссертаций, диссертационный со­вет проводит разовую защиту. Порядок формирования состава диссерта­ционного сонета для проведения разовой защиты устанавливается Поло­жением о диссертационном совете.

  2. При принятии к зачтите докторской диссертации диссертацион­ный совет не позднее чем за три месяца до защиты представляет в Феде­ральную службу по надзору в сфере образования и науки для опублико­вания в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и размещения на офици­альном сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет текст объявления, в котором указываются фамилия, имя и отчество соискате­ля, название диссертации, шифр специальности и отрасли науки (в со­ответствии с номенклатурой специальностей научных работников), на­звание и адрес диссертационного совета, а также автореферат диссерта­ции для размещения на указанном сайте. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не позднее чем за месяц до защиты разме­щает на указанном сайте автореферат и текст объявления.

При принятии к защите кандидатской диссертации диссертацион­ный совет размещает на официальном сайте организации, при которой он создан, в сети Интернет не позднее чем за месяц до защиты авторе­ферат и текст объявления, в котором указываются фамилия, имя и отче­ство соискателя, название диссертации, шифр специальности и отрасли науки (в соответствии с номенклатурой специальностей научных работ­ников), название и адрес диссертационного совета.

Текст объявления о защите докторской диссертации с указанием но­мера Бюллетеня Высшей аттестационной комиссии Министерства обра­зования и науки Российской Федерации, в котором он был опублико-


314

315

ван, и даты размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет, а также текст объявления о защите канди­датской диссертации с указанием даты размещения на официальном сайте организации, при которой создан диссертационный совет, в сети Ин­тернет приобщаются к аттестационным делам соискателей. <...>

20. По диссертациям, в том числе в случае представления к защите
опубликованной монографии, должен быть с разрешения диссертаци­
онного совета напечатан на правах рукописи автореферат объемом до
двух печатных листов для докторской и одного печатного листа для кан­
дидатской диссертации на том же языке, что и диссертация, а также на
русском языке (в случае защиты диссертации, написанной не на рус­
ском языке). По докторским и кандидатским диссертациям в области
гуманитарных наук объем автореферата может быть увеличен до 2,5 и 1,5
печатного листа соответственно.

По докторским диссертациям в виде научного доклада, написанного на русском языке, автореферат не печатается, а научный доклад рассы­лается как автореферат. Пели научный доклад написан не на русском языке, то его автореферат печатается на русском языке.

В автореферате должны быть изложены основные идеи и выводы дис­сертации, показаны вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Авторе­ферат диссертации печатается типографским способом или на множи­тельных аппаратах в количестве, определяемом диссертационным сове­том.

Автореферат рассылается членам диссертационного совета и заинте­ресованным организациям не позднее чем ча месяц до защиты диссерта­ции. Перечень организаций, которым авторефераты рассылаются в обя­зательном порядке, определяется Положением о диссертационном сове­те. Других адресатов, которым необходимо направить автореферат, опре­деляет диссертационный совет.

  1. Один экземпляр диссертации, принятой к защите, и два экземп­ляра автореферата передаются в библиотеку организации, при которой создан диссертационный совет, не позднее чем .за месяц до защиты и хранятся там на правах рукописи.

  2. Диссертационные советы назначают официальных оппонентов по диссертации из числа компетентных в соответствующей отрасли науки ученых, давших на это свое согласие.

По докторской диссертации назначаются три официальных оппонен­та, имеющих ученую степень доктора наук, при этом только один из них может быть членом диссертационного совета, принявшего диссертацию к защите.

По кандидатской диссертации назначаются два официальных оппо­нента, из которых один должен быть доктором наук, а второй — докто­ром или кандидатом наук. <...>

24. Официальный оппонент на основе изучения диссертации и опуб­ликованных работ по теме диссертации представляет в диссертационный совет письменный отзыв, в котором оцениваются актуальность избран­ной темы, степень обоснованности научных положений, выводов и ре-

комендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и но­визна, а также дается заключение о соответствии диссертации критери­ям, установленным настоящим Положением.

Копии отзывов официальных оппонентов вручаются соискателю не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации.

Диссертационный совет вправе вернуть официальному оппоненту для переработки отзыв, не соответствующий указанным требованиям, или заменить официального оппонента, если он не выполняет установлен­ные требования.

25. Диссертационные советы назначают по диссертациям ведущие (оп­
понирующие) организации, широко известные своими достижениями в
соответствующей отрасли науки.

В отзыве ведущей организации отражается значимость полученных автором диссертации результатов. В отзыве о работах, имеющих приклад­ной характер, должны также содержаться конкретные рекомендации по использованию результатов и выводов диссертации.

Отзыв ведущей организации утверждается ее руководителем или за­местителем руководителя.

Копия отзыва ведущей организации вручается соискателю не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации.

Диссертационный совет вправе вернуть ведущей организации отзыв, не соответствующий указанным требованиям, или заменить ведущую организацию, если она не выполняет установленные требования.

  1. По желанию соискателя диссертационный совет должен назначить защиту диссертации и при наличии отрицательных отзывов и заключений.

  2. Защита докторской диссертации проводится не ранее чем через два месяца, а кандидатской — не ранее чем через месяц после публика­ции работ соискателя, отражающих основные научные результаты дис­сертации.

Полнота изложения материалов диссертации и работах, опублико­ванных автором, определяется диссертационным советом. <...>

  1. Публичная защита диссертации должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, прин­ципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех вы­водов и рекомендаций научного и практического характера, содержа­щихся в диссертации. <...>

  2. После окончания защиты диссертации диссертационный совет проводит тайное голосование по присуждению ученой степени. <...>

35. Диссертации, по результатам защиты которых приняты положи­тельные решения, вместе с одним экземпляром автореферата передают­ся в установленном порядке для постоянного хранения в Российскую государственную библиотеку, кроме диссертаций по медицинским и фармацевтическим наукам, которые передаются в Государственную цен­тральную научную медицинскую библиотеку.

Обязательный бесплатный экземпляр диссертации передается в уста­новленном порядке также во Всероссийский научно-технический ин­формационный центр Федерального агентства но науке и инновациям.


316

317

IV. Рассмотрение диссертаций в Высшей аттестационной комиссии

36. Экспертизу соответствия диссертаций критериям, установленным настоящим Положением, а также подготовку рекомендаций для Выс­шей аттестационной комиссии осуществляют экспертные советы Выс­шей аттестационной комиссии. <...>

38. Исправление недостатков, выявленных диссертационным советом или Высшей аттестационной комиссией в диссертации и документах ат­тестационного дела в процессе их рассмотрения, не допускается.

Соискатель вправе снять диссертацию с рассмотрения на любом эта­пе: в диссертационном совете — до начала тайного голосования, а в Высшей аттестационной комиссии — до принятия решения о присужде­нии ученой степени доктора наук или о выдаче диплома кандидата наук, кроме случаев, когда диссертационным советом или Высшей аттестаци­онной комиссией установлено, что соискателем использован чужой ма­териал без ссылок на автора и источник заимствования.

Решение диссертационного совета или Высшей аттестационной ко­миссии о снятии диссертации с рассмотрения по письменному заявле­нию соискателя является окончательным. После снятия диссертации с рассмотрения она может быть представлена к защите как новая работа.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Функции психолого-педагогических исследований в системе

образования 6

  1. Гуманитарно-целостная стратегия в образовании 6

  2. Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин 22

  3. Педагогика и психология в системе наук о человеке 35

  4. Роль педагогики и психологии в исследовании

образования 43

1.5. Соотношение теории и практики образования 47

Глава 2. Соотношение методологического, теоретического

и эмпирического уровней исследования.. 56

  1. Понятие «методология образования» 56

  2. Философский уровень методологии образования 58

  3. Общенаучный уровень методологии образования 62

  4. Конкретно-научный и технологический уровни

методологии образования 64

Глава 3. Методологические характеристики психолого-педагогического

исследования... 68

  1. Научное исследование в образовании ....: 68

  2. Виды научных исследований в образовании 73

  3. Методологическая культура исследователя 80

  4. Рефлексия в исследовании и практической деятельности педагога 84

Глава 4. Категориально-понятийный аппарат научного исследования ....98

  1. Категории, термины и понятия в структуре психолого-педагогического знания 98

  2. Система научных понятий и образовательная концепция 108

Глава 5. Общая логика и структура психолого-педагогического

исследования 118

  1. Логика организации психолого-педагогического исследования 118

  1. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании 124

  2. Педагогическое проектирование как метод исследования

в образовании 132

319

5.4. Организация опытно-экспериментальной

и исследовательской работы в учреждениях образования 136

Глава 6. Классификация методов исследования 143

  1. Методы психолого-педагогического исследования 143

  2. Теоретические методы исследования 148

  3. Эмпирические методы исследования 159

Глава 7, Определение оптимального комплекса методов 221

  1. Исследовательский процесс 221

  2. Специфика изучения различных аспектов образования 224

Глава 8. Надежность и валидность методов исследования 232

  1. Надежность методов исследования 232

  2. Валидность методов исследования 236

Глава 9. Обработка и интерпретация научных данных 243

  1. Измерения в психолого-педагогическом исследовании 243

  2. Математическая и статистическая обработка данных 250

  3. Визуализация данных и выводов исследования 268

  4. Особенности различных форм представления

результатов исследования 273

Приложения 294

Пр и л оже ние 1 294

Приложение 2 297

Приложение 3 304

Приложение 4 312
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
написать администратору сайта