Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Окончание табл.
Содержание ГОС
|
Тема
|
Вопрос теста
|
Глава пособия
|
|
Термин, категория, понятие
|
4.2, 13.2
|
|
Парадигма, теория и концепция в системе научного знания
|
4.3, 13.3
|
Общая логика и структура психо-л ого- г i еда гоги ч е-ских исследований
|
Этапы педагогического исследования
|
5.1, 14.1
|
5
|
Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
|
5.2, 14.2
|
Проектирование как метод исследования
|
5.3, 14.3
|
Классификация методов исследования
|
Понятие метода исследования
|
6.1, 15.1
|
6
|
Теоретические методы исследования
|
6.2, 15.2
|
Эмпирические методы исследования
|
6.3, 15.3
|
Определение оптимального комплекса методов
|
Принципы и правила исследования
|
7.1, 16.1
|
7
|
Специфика исследования различных аспектов образования
|
7.2, 16.2
|
Гуманитарная взаимосвязь предмета и метода исследования
|
7.3, 16.3
|
Надежность и валидность
|
Надежность методов психолого-педагогического исследования
|
8.1, 17.1
|
8
|
Валидность методов психолого-педагогического исследования
|
8.2, 17.2
|
Общие требования к методам исследования
|
8.3, 17.3
|
Обработка и интерпретация научныхданных
|
Измерения в психолого-педагогическом исследовании
|
9.1, 18.1
|
9
|
Математическая и статистическая обработка данных
|
9.2, 18.2
|
Визуализация данных и выводов исследования
|
9.3, 18.3
|
310
311
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ИЗ «ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ
СТЕПЕНЕЙ»
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
30 января 2002 г. № 74 с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. № 072!
I. Общие принципы
!. Настоящее Положение определяет правовые основы оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и критерии, которым должны отвечать диссертации — паучно-кнадификационные работы, представленные на соискание ученой степени.
В целях обеспечения единой государственной поли гики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и пауки Российской Федерации, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации (далее --Высшая аттестационная комиссия). <...>
Высшая аттестационная комиссия и сонеты по защите докторских и кандидатских диссертаций (далее — диссертационные советы) осуществляют оценку квалификации научных и научно-педагогических работников и определяю! соответствие представленных ими на соискание ученой степени диссертаций критериям, установленным настоящим Положением.
Диссертационные советы создаются в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях, получивших государственную аккредитацию федерального органа управления выспим образованием, а также при научных организациях на основании заключения Высшей аттестационной комиссии и ходатайств, указанных организаций (при организациях, имеющих форму учреждения., — по согласованию с учредителем).
Диссертационные сонеты проводят работу под руководством Высшей аттестационной комиссии. Диссертационные советы создаются для рассмотрения докторских и кандидатских диссертаций, как правило, но нескольким, но не более чем по пяти, специальностям. <...>
5. Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестацион
ной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, при
нятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем,
имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соот
ветствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о
соответствии представленной диссертации установленным настоящим
Положением критериям.
Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование
Высшая аттестационная комиссия вправе проверять выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук. По результатам проверки в случае выявления нарушений порядка представления и зашиты диссертаций, установленного настоящим Положением, Высшая аттестационная комиссия вправе отменить принятое диссертационным советом решение о присуждении ученой степени кандидата наук. <...>
II. Критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени
8. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна
быть научно-квалификационной работой, в которой на основании вы
полненных автором исследований разработаны теоретические положе
ния, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное
научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имею
щая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо
изложены научно обоснованные технические, экономические или тех
нологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад
в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.
9. Соискатель ученой степени доктора наук представляет диссертацию
в виде специально подготовленной рукописи, научного доклада или опуб-
л и кованной монографии.
Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии.
Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены но сравнению с другими известными решениями.
В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — рекомендации по использованию научных выводов.
Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
Диссертация, как правило, пишется на русском языке. Для решения вопроса о возможносли представления диссертации, написанной не на
312
313
русском языке, диссертационный совет направляет в Высшую аттестационную комиссию мотивированное ходатайство. <...>
11. Основные научные результаты диссертации должны быть опубли
кованы в научных изданиях.
Основные научные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях. Результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном ведущем рецензируемом журнале или издании. Перечень указанных журналов и изданий определяется Высшей аттестационной комиссией. <...>
12. При написании диссертации соискатель обязан давать ссылки на
автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные ре
зультаты.
При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить ото в диссертации.
Указанные ссылки должны делаться также в отношении научных работ соискателя, выполненных им как в соавторстве, так и единолично.
В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии ее рассмотрения без права повторной защиты.
13. Соискатель ученой степени кандидата наук должен сдать соответ
ствующие кандидатские экзамены, перечень которых определяется Выс
шей аттестационной комиссией и утверждается Министерством образо
вания и науки Российской Федерации.
Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее образование, не соответствующее отрасли науки, но которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдаст дополнительный кандидатский '-экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине. <...>
Программы кандидатских экзаменов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
III. Представление и защита диссертаций
14. Организация, где выполнялась диссертация или к которой был
прикреплен соискатель, проводит предварительную экспертизу диссер
тации и дает по ней заключение, в котором должны быть отражены лич
ное участие автора в получении результатов, изложенных в диссерта
ции, степень достоверности результатов проведенных исследований, их
новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискате
ля, специальность, которой соответствует диссертация, полнота изло
жения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем,
и целесообразность защиты диссертации (докторской) в виде научного
доклада.
Заключение должно быть выдано соискателю не позднее двух месяцев со дня представления для предварительной экспертизы кандидатской диссертации и трех месяцев - докторской диссертации.
Соискатель имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет, созданный по решению Высшей аттестационной комиссии. При этом специальность, по которой выполнена диссертация, должна соответствовать специальности, по которой утвержден диссертационный совет.
15. Диссертационный совет принимает диссертацию к предваритель
ному рассмотрению и последующей защите при наличии документов по
перечню, устанавливаемому Министерством образования и науки Рос
сийской Федерации.
Процедура предварительного рассмотрения диссертации диссертационным советом устанавливается Положением о диссертационном совете.
16. Ректорам и проректорам вузов, руководителям и заместителям
руководителей организаций запрещается представлять к защите диссер
тации в диссертационные советы, созданные при организациях, кото
рыми они руководят.
Руководителям и заместителям руководителей органов государственной власти не разрешается представлять к защите диссертации в диссертационные советы при организациях, подведомственных органу, в котором работает соискатель.
В тех случаях, когда тема диссертации охватывает несколько специальностей, не по всем из которых диссертационному совету предоставлено право проведения защиты диссертаций, диссертационный совет проводит разовую защиту. Порядок формирования состава диссертационного сонета для проведения разовой защиты устанавливается Положением о диссертационном совете.
При принятии к зачтите докторской диссертации диссертационный совет не позднее чем за три месяца до защиты представляет в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для опубликования в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет текст объявления, в котором указываются фамилия, имя и отчество соискателя, название диссертации, шифр специальности и отрасли науки (в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников), название и адрес диссертационного совета, а также автореферат диссертации для размещения на указанном сайте. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не позднее чем за месяц до защиты размещает на указанном сайте автореферат и текст объявления.
При принятии к защите кандидатской диссертации диссертационный совет размещает на официальном сайте организации, при которой он создан, в сети Интернет не позднее чем за месяц до защиты автореферат и текст объявления, в котором указываются фамилия, имя и отчество соискателя, название диссертации, шифр специальности и отрасли науки (в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников), название и адрес диссертационного совета.
Текст объявления о защите докторской диссертации с указанием номера Бюллетеня Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, в котором он был опублико-
314
315
ван, и даты размещения на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет, а также текст объявления о защите кандидатской диссертации с указанием даты размещения на официальном сайте организации, при которой создан диссертационный совет, в сети Интернет приобщаются к аттестационным делам соискателей. <...>
20. По диссертациям, в том числе в случае представления к защите
опубликованной монографии, должен быть с разрешения диссертаци
онного совета напечатан на правах рукописи автореферат объемом до
двух печатных листов для докторской и одного печатного листа для кан
дидатской диссертации на том же языке, что и диссертация, а также на
русском языке (в случае защиты диссертации, написанной не на рус
ском языке). По докторским и кандидатским диссертациям в области
гуманитарных наук объем автореферата может быть увеличен до 2,5 и 1,5
печатного листа соответственно.
По докторским диссертациям в виде научного доклада, написанного на русском языке, автореферат не печатается, а научный доклад рассылается как автореферат. Пели научный доклад написан не на русском языке, то его автореферат печатается на русском языке.
В автореферате должны быть изложены основные идеи и выводы диссертации, показаны вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Автореферат диссертации печатается типографским способом или на множительных аппаратах в количестве, определяемом диссертационным советом.
Автореферат рассылается членам диссертационного совета и заинтересованным организациям не позднее чем ча месяц до защиты диссертации. Перечень организаций, которым авторефераты рассылаются в обязательном порядке, определяется Положением о диссертационном совете. Других адресатов, которым необходимо направить автореферат, определяет диссертационный совет.
Один экземпляр диссертации, принятой к защите, и два экземпляра автореферата передаются в библиотеку организации, при которой создан диссертационный совет, не позднее чем .за месяц до защиты и хранятся там на правах рукописи.
Диссертационные советы назначают официальных оппонентов по диссертации из числа компетентных в соответствующей отрасли науки ученых, давших на это свое согласие.
По докторской диссертации назначаются три официальных оппонента, имеющих ученую степень доктора наук, при этом только один из них может быть членом диссертационного совета, принявшего диссертацию к защите.
По кандидатской диссертации назначаются два официальных оппонента, из которых один должен быть доктором наук, а второй — доктором или кандидатом наук. <...>
24. Официальный оппонент на основе изучения диссертации и опубликованных работ по теме диссертации представляет в диссертационный совет письменный отзыв, в котором оцениваются актуальность избранной темы, степень обоснованности научных положений, выводов и ре-
комендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизна, а также дается заключение о соответствии диссертации критериям, установленным настоящим Положением.
Копии отзывов официальных оппонентов вручаются соискателю не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации.
Диссертационный совет вправе вернуть официальному оппоненту для переработки отзыв, не соответствующий указанным требованиям, или заменить официального оппонента, если он не выполняет установленные требования.
25. Диссертационные советы назначают по диссертациям ведущие (оп
понирующие) организации, широко известные своими достижениями в
соответствующей отрасли науки.
В отзыве ведущей организации отражается значимость полученных автором диссертации результатов. В отзыве о работах, имеющих прикладной характер, должны также содержаться конкретные рекомендации по использованию результатов и выводов диссертации.
Отзыв ведущей организации утверждается ее руководителем или заместителем руководителя.
Копия отзыва ведущей организации вручается соискателю не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации.
Диссертационный совет вправе вернуть ведущей организации отзыв, не соответствующий указанным требованиям, или заменить ведущую организацию, если она не выполняет установленные требования.
По желанию соискателя диссертационный совет должен назначить защиту диссертации и при наличии отрицательных отзывов и заключений.
-
Защита докторской диссертации проводится не ранее чем через два месяца, а кандидатской — не ранее чем через месяц после публикации работ соискателя, отражающих основные научные результаты диссертации.
Полнота изложения материалов диссертации и работах, опубликованных автором, определяется диссертационным советом. <...>
Публичная защита диссертации должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации. <...>
После окончания защиты диссертации диссертационный совет проводит тайное голосование по присуждению ученой степени. <...>
35. Диссертации, по результатам защиты которых приняты положительные решения, вместе с одним экземпляром автореферата передаются в установленном порядке для постоянного хранения в Российскую государственную библиотеку, кроме диссертаций по медицинским и фармацевтическим наукам, которые передаются в Государственную центральную научную медицинскую библиотеку.
Обязательный бесплатный экземпляр диссертации передается в установленном порядке также во Всероссийский научно-технический информационный центр Федерального агентства но науке и инновациям.
316
317
IV. Рассмотрение диссертаций в Высшей аттестационной комиссии
36. Экспертизу соответствия диссертаций критериям, установленным настоящим Положением, а также подготовку рекомендаций для Высшей аттестационной комиссии осуществляют экспертные советы Высшей аттестационной комиссии. <...>
38. Исправление недостатков, выявленных диссертационным советом или Высшей аттестационной комиссией в диссертации и документах аттестационного дела в процессе их рассмотрения, не допускается.
Соискатель вправе снять диссертацию с рассмотрения на любом этапе: в диссертационном совете — до начала тайного голосования, а в Высшей аттестационной комиссии — до принятия решения о присуждении ученой степени доктора наук или о выдаче диплома кандидата наук, кроме случаев, когда диссертационным советом или Высшей аттестационной комиссией установлено, что соискателем использован чужой материал без ссылок на автора и источник заимствования.
Решение диссертационного совета или Высшей аттестационной комиссии о снятии диссертации с рассмотрения по письменному заявлению соискателя является окончательным. После снятия диссертации с рассмотрения она может быть представлена к защите как новая работа.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Функции психолого-педагогических исследований в системе
образования 6
Гуманитарно-целостная стратегия в образовании 6
Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин 22
Педагогика и психология в системе наук о человеке 35
Роль педагогики и психологии в исследовании
образования 43
1.5. Соотношение теории и практики образования 47
Глава 2. Соотношение методологического, теоретического
и эмпирического уровней исследования.. 56
Понятие «методология образования» 56
Философский уровень методологии образования 58
Общенаучный уровень методологии образования 62
Конкретно-научный и технологический уровни
методологии образования 64
Глава 3. Методологические характеристики психолого-педагогического
исследования... 68
Научное исследование в образовании ....: 68
Виды научных исследований в образовании 73
Методологическая культура исследователя 80
Рефлексия в исследовании и практической деятельности педагога 84
Глава 4. Категориально-понятийный аппарат научного исследования ....98
Категории, термины и понятия в структуре психолого-педагогического знания 98
Система научных понятий и образовательная концепция 108
Глава 5. Общая логика и структура психолого-педагогического
исследования 118
Логика организации психолого-педагогического исследования 118
Моделирование в психолого-педагогическом исследовании 124
Педагогическое проектирование как метод исследования
в образовании 132
319
5.4. Организация опытно-экспериментальной
и исследовательской работы в учреждениях образования 136
Глава 6. Классификация методов исследования 143
Методы психолого-педагогического исследования 143
Теоретические методы исследования 148
Эмпирические методы исследования 159
Глава 7, Определение оптимального комплекса методов 221
Исследовательский процесс 221
Специфика изучения различных аспектов образования 224
Глава 8. Надежность и валидность методов исследования 232
Надежность методов исследования 232
Валидность методов исследования 236
Глава 9. Обработка и интерпретация научных данных 243
Измерения в психолого-педагогическом исследовании 243
Математическая и статистическая обработка данных 250
Визуализация данных и выводов исследования 268
Особенности различных форм представления
результатов исследования 273
Приложения 294
Пр и л оже ние 1 294
Приложение 2 297
Приложение 3 304
Приложение 4 312
|
|
|