Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Борытко. 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк



Скачать 2.56 Mb.
Название 1 удк 37. 012(075. 8) Ббк
Анкор Борытко.doc
Дата 12.04.2017
Размер 2.56 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Борытко.doc
Тип Учебное пособие
#328
страница 2 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

10

I!

В своем крайнем выражении гуманистическая стратегия высту­пает как педоцентризм — сосредоточенность исключительно на воспитаннике, его интересах, запросах, потребностях; игнориро­вание внешних условий обучения и воспитания, пренебрежение воспитательными возможностями среды в теории и на практике. Широкие возможности для снятия перечисленных недостат­ков определяются в контексте гуманитарной стратегии.

Гуманитарная стратегия образования. На смену гуманистиче­ской стратегии приходит гуманитарная стратегия, в центре кото­рой находится человек во всей его целостности, во всем многооб­разии его связей и отношений с окружающим миром. Гуманитар­ный (от лат. humanitas— человеческая природа, образованность) означает обращенный к человеку, к его правам и интересам. Гу­манитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектпости — в сферу бытия. Главная характеристика гуманитарного характера позиции педагога — диалогичность; цель гуманитарное™ — развитие «че­ловеческого качества», того, что составляет истинно человече­скую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культу­ры, человеческих отношений. В кратком изложении гуманитарная стратегия означает признание следующих фактов: целостного ха­рактера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нели­нейного, кризисного характера саморазвития; необходимости ока­зания помощи (содействия) в развитии человека.

Обеспечить права, интересы и запросы человека (не только ма­териальные, но и духовные, например потребность в определении смысла жизни) гораздо более эффективно можно с участием са­мого человека. Имея общие (типовые) проблемы развития (а воз­можно, и не имея их!), каждый человек неповторим в своих инте­ресах, склонностях, способностях, в учебных и жизненных затруд­нениях и способах их преодоления. Неповторимы его окружение, семейные традиции, личный жизненный опыт, устремления.

Обращенность к уникальным проблемам человека и поиск спо­собов преодоления препятствий па пути к совершенству означает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное зна­ние предстает в следующих его свойствах:

  • это всегда знание о способах эффективной реализации субъект­ного, деятельностного начала в человеке, о способах преодоле­ния им самим возникающих жизненных проблем;

  • источник и предмет этого знания — субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношениях с реаль­ностью;

  • это знание получено и зафиксировано с помощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но и фантазирования, мечтания, переживания, воображения;

- неотъемлемой частью такого знания является информация об особенностях самого познающего субъекта1.

На содержание современной гуманитарной парадигмы образо­вания существенное влияние оказала гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после пси­хоанализа и бихевиоризма). Гуманистическая психология основы­вается на философии европейского экзистенциализма и феноме­нологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистичес­кую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и ста­новлению человека, феноменология — описательный подход к че­ловеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опы­ту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основ­ному феномену в изучении и понимании человека.

Гуманистическая психология провозгласила свой подход к про­блеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, це­лостную систему, понять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целост­ный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специ­фические человеческие свойства — стремление к развитию и осу­ществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществ­лению определенных жизненных целей, раскрытию смысла соб­ственного существования.

Знание, полученное в гуманитарной парадигме, — это всегда персонифицированное, ценностно-ориентированное, диалогич­ное, контекстное знание (И. А. Колесникова). Гуманитаризация образования утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообра­зие как один из важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкования мира и себя в этом мире. По словам И. А. Колесниковой, «процесс гуманитаризации педагогического сознания и поведения сопряжен с принятием идеи ценностно-смыслового равенства людей на их образовательном пути. Причем равенство понимается в контексте возможности и права каждого, независимо от возраста и исходного уровня, постигать мир и об­разовываться, т.е. осознанно работать над созданием человеческо­го образа».

' В характеристиках гуманитарного знания испольадваны выводы, содержа­щиеся в статье И. А. Колесниковой «Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе» (Социальные и гуманитарные знания. — 2001. — № 3).


12

13

Поэтому гуманитарная стратегия предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педа­гогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится как со-деятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии. И результаты исследования педагогической реальности исполь­зуются не для поиска пробелов или недостатков развития, а для обнаружения сильных сторон человека и перспектив его разви-

тия.

Прежде всего гуманитарный подход — это подход к действитель­ности сточки зрения человека и во имя человека, это попытка уви­деть мир в его «человеческом измерении». Причем определяю­щими координатами гуманитарного взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существенные, собственно человеческие — «человеческое в человеке» (Ф.М.Достоевский). Ведь человека можно рассмотреть с биологической, физической, химической точек зрения и т. д. Но сколь бы тщательно мы ни пыта­лись выстроить эти проекции — они мало что скажут нам о челове­ке как человеке, о том, что отличает его от всего не-человеческого. Как справедливо предупреждал М.М.Бахтин, человека можно изучать как безгласный объект, «вещь», но и результатом такого изу­чения будут лишь его «вещные» характеристики. Главная опасность чрезмерного увлечения «точными» и «объективными» исследова­ниями («наивное понимание научности», по М.М.Бахтину) состоит в том, что за скобками при этом окажутся собственно человече­ские проявления: ценности, смыслы, достоинство, свобода, ответ­ственность, творчество, любовь... Гуманитарный взгляд концентри­руется именно на этих наиболее сущностных проявлениях челове­ческой природы, а все иные аспекты понимаются с точки зрения того, в какой мере они способствуют (или препятствуют) раскры­тию человеческого в человеке.

Очевидно, что такая антропоцентристская ориентация гумани­тарного подхода предполагает и соответствующую — гуманитар­ную — методологию, отличающуюся от привычной естественно­научной.

В первую очередь изменяются акценты и логика познания. Са­мым важным становится не столько понимание неких фактов и вли­яния на них тех или иных факторов, условий, механизмов и т.п., сколько отношение человека к этим фактам и воздействиям, смысл, который они для него приобретают. Специфику гуманитарной ло­гики хорошо иллюстрирует известный пример: если я отдаю свой кошелек грабителю, который навел на меня пистолет, я делаю это не потому, что имеется «воздействие обстоятельств», а для того, чтобы спасти жизнь или по иным мотивам. Такая логика позволяет адекватно («по-человечески») понять и другой вариант: я не отдаю кошелек, так как предпочел жизни черть, осуществив этот поступок во имя значимой для меня ценности.

Аналогично главный гуманитарный вопрос об образовании — не «Почему ребенок учится хорошо (плохо)?» (хотя и это важно), а «Для чего, ради чего он учится, какие ценности предпочел, а от каких от­казался?», т. е. что при этом происходит с ним в «человеческом из­мерении»?

Еще одна важная черта гуманитарного познания — смещение акцента с выведения общих законов на поиск индивидуального, особенного. Поведение конкретного человека, конечно, может строиться в точном соответствии с объективными закономерно­стями; но может быть и «ошибочным», не вполне соответствующим закономерностям (социальным, психологическим, законам логики и т.д.). Сточки зрения этих «законов», такое поведение может трак­товаться как «случайное»; однако если мы попытаемся понять си­туацию с позиции ее участника, глазами самого человека, то, воз­можно, окажется, что для него это поведение имеет глубокий смысл, вполне логично и вовсе не случайно. Более того, если, например, в физическом мире законосообразный результат внешнего воздей­ствия — норма и исходный пункт анализа, то в мире гуманитарном, в отношении человека как личности однозначные автоматические реакции в ответ на воздействие могут свидетельствовать о пробле­мах или даже нарушениях. (Все сказанное справедливо не только для отдельного человека, но и для группы или организации.)

Поэтому критерием оценки адекватности и эффективности гу­манитарного познания является не соответствие заданным этало­нам, а глубина постижения; точность здесь — это «преодоление чуж­дости чужого без превращения его в чисто свое» (подмены всякого рода, модернизация, неузнание чужого и т. п.) (М. М. Бахтин).

Наконец, принципиальная особенность гуманитарного подхода — признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости и по­стоянной изменчивости человеческого в человеке. Это полная про­тивоположность естественно-научной парадигме, которой свой­ственна своеобразная «когнитивная простота», представления о том, что человек и мир — рациональны, детерминированы, конеч­ны и потому (при условии правильности анализа) — полностью по­знаваемы рациональным путем. В отличие от «научного» гумани­тарное знание всегда «неокончательное», всегда открытое и требу­ющее развития1.

Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек должен быть понят через мир, а, напротив, мир через человека. Поэтому гуманитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изменения означают, по словам Л.М.Лузиной, выход за рамки гносеологии и методо­логии, преимущественную замену познания (знания) понимани-

1 См.: Братчсико С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Психологические аспекты. — VI., 1999.

15

ем, объяснения (обоснования) — описанием. Вместе с тем это будет означать возврат человека к единению с миром и в то же время — возвращение человека к самому себе. Характеризуя гума-нитарность в педагогике, Л. М.Лузина отмечает, что благодаря ей преодолевается ограниченность существующих подходов на осно­ве общенаучных понятий, посредством концентрации внимания на человеке как базовой ценности, но не на отдельных сторонах его сущности при абстрагировании от других'. При этом гумани-тарность рассматривается не как антипод научности, а как «ино-научность», «новая рациональность», доминирующей чертой ко­торой становится ассоциативность, т.е. способность к символиза­ции, метафоричности, образности как наиболее адекватному спо­собу отражения особенностей становления человека как целост­ного существа.

Гуманитарная стратегия задает контекст для плодотворного сотрудничества педагогики и психологии в исследовании про­блем образования. И педагогика, и психология с позиций гума­нитарной стратегии обращены к проблемам человека; психоло-го-педагогическос знание, будучи гуманитарным по своей сути, «работает» на становление человека во всей его целостности и многообразии его связей с внешним миром, ищет и дает ответы на вопросы о способах решения жизненно важных для человека проблем.

Наличие в образовании трех стратегий не означает конфронта­ции между ними. Так, гуманитарная стратегия отнюдь не игнори­рует социологических, математических и других «естественно-на­учных» методов познания — она лишь использует их для иных целей, объясняет полученные вследствие их применения резуль­таты с иных, чем в традиционной стратегии, позиций. Положе­ния гуманитарного и гуманистического подходов, касающиеся диалогичное™, педагогической помощи и пр., во многом схожи. При условии избегания крайностей все три стратегии могут быть весьма результативными в исследовании проблем образования.

Системно-целостный подход в образовании. Человек при его изу­чении предстает как сложная самоорганизующаяся система ин­дивидуально-личностных и субъектных свойств, качеств, процес­сов. Система (от греч. systema— целое, составленное из частей; соединение) в своем первоначальном понимании — это множе­ство элементов, находящихся в отношениях и связях друг с дру­гом, образующих определенную целостность, единство. В Толко­вом словаре русского языка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 1997) находим также, что система — это «определенный порядок в рас­положении и связи действий; форма организации чего-н.; нечто

целое, представляющее собой единство закономерно расположен­ных и находящихся во взаимной связи частей; ... то, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.)». В этом определении раскрывается закономерный характер структуры (соподчиненно-сти) компонентов системы.

Таким образом, при описании человека как системы следует выделить следующие моменты:

- элементы (компоненты, или составляющие), из которых у
педагога складывается целостное представление о человеке;

- взаимосвязи и взаимозависимости между ними;
-системообразующий компонент, объединяющий эти элементы

в единое целое и обусловливающий специфические свойства сис­темы.

Целостность и динамический характер становления системы признаются современной наукой в качестве ведущих характерис­тик. Сложная картина системных представлений о человеке, пере­плетение его свойств и качеств, нелинейность его становления приводят к попыткам упростить получаемую картину, свести ее к более простой, обозримой, понимаемой, более доступной для анализа или решения схеме, модели, т.е. к редукционизму.

В общем случае редукция (от лат. reductio— возвращение, при­ведение обратно) означает также уменьшение, ослабление чего-либо. Редукционизмом называют методологический принцип, со­гласно которому сложные явления могут быть полностью объясне­ны на основе законов, свойственных более простым (например, биологические явления — с помощью физических и химических законов; социологические — с помощью биологических и т. п.). Ре­дукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения) слож­ного к более простому, игнорируя специфику более высоких уров­ней организации1.

Обоснованная редукция может быть плодотворной (например, планетарная модель атома). Однако когда это касается человека, а также исследования его индивидуально-личностного развития, редукционизм чаще всего проявляется в отказе от рассмотрения свойств и качеств человека в их взаимосвязи и взаимозависимо­сти. Тогда получается так, как говорит пушкинский Сальери: «Му­зыку умертвив, разъял ее как труп». Теряется целостность воспри­ятия человека, понимание процессов становления целостности его внутреннего мира, того, что мы называем «душой» в светском понимании этого свойства человека.


1 См.: Лузина Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический под­ход. — Псков, 2000.

! Большая энциклопедия Кирилла и Мсфодия 2000: Мультимедиа-энцикло­педия [Электронный ресурс|. — 2 электронных оптических диска (CD-ROM). — М., 2.000. «Большая Российская энциклопедия», 2000.


16

17

Целостность — это определенная завершенность и качествен­ная полнота, внутреннее единство объекта, его устойчивость, обособленность, самостоятельность, автономность (независимость от среды). Целостность объекта обнаруживается в его способе су­ществования, в его специфическом качестве, которое обусловле­но системностью объекта, его структурностью, скоординирован-ностыо и взаимообусловленностью всех элементов.

Целостность личности характеризуется строгой иерархией, упо­рядоченностью, системностью ее основных компонентов и под­структур. При этом непротиворечивость личности не означает от­сутствия противоречий в ней как внутренней движущей силы раз­вития. Наоборот, внутренние противоречия личности, порождаю­щие ее поступательное движение к более высоким уровням цело­стности, отличаются системностью, собранностью в русле главных отношений к объективному миру. Мелкие неурядицы, незначитель­ные для коренных интересов и устремлений личности, не волнуют таких людей. Они умеют подняться над мелочными заботами, за­нятые решением более значимых для окружающих и для себя лич­но задач. Поэтому противоречия развития их личности не разроз­ненны, не ситуативны, не раздроблены повседневной текучкой. Они проходят мимо них, если они носят локальный характер, нейтраль­ны по отношению к главному, существенному в их жизни. Система внутренних противоречий целостной личности — это зарождение, утверждение, становление внутри функционирующей целостно­сти новой, более совершенной целостности (Ильин B.C., 1984).

Свойства целого несводимы к свойствам его частей. Еще древ­ние греки утверждали, что целое больше суммы частей, его со­ставляющих. Целостность системы элементов приводит к появле­нию новых свойств и закономерностей, которые называют интег­ральными. «Система — это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содсржаидимися в образующих его компонентах»'. Но и свойства отдельного элемен­та в целостной системе иные, не такие, как вне ее. Чаще всего свойства элемента только и проявляются во взаимосвязи с целым. Это то, что называют контекстностыо. Лишь в контексте целост­ной системы индивидуально-личностных свойств человека мож­но оценить значение каждого отдельно исследуемого свойства, построить прогноз его развития.

Сказанное приводит к необходимости различать интегральные и целостные свойства человека как уникальной живой системы. «Под целостным свойством личности мы понимаем такое свойство, которое обусловливает направленность всей жизнедеятельности личности и накладывает свой отпечаток на многие другие ее ка-

чества, подчиняет их своей природе, интегрирует и объединяет их в единое целое»1. Интегральным называется свойство, возника­ющее благодаря взаимодействию (интеграции) различных элемен­тов системы и отличающееся от свойств отдельных элементов, составляющих систему. По выраженности интегральных свойств мы можем судить о степени целостности системы.

Целостность явления представляет собой некоторое его совер­шенство, высокий уровень развития. Из определений целостности видно, что метод целостного подхода к педагогическим явлениям представляет собой не что иное, как метод системного анализа, применяемый в педагогических исследованиях. Целостность опре­деляется философами как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее опре­деленность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязан­ность, особый тип взаимодействия. Из данных определений вид­но, что метод целостного подхода к педагогическим явлениям пред­ставляет не что иное, как метод системного анализа, применяемый в педагогических исследованиях.

Целостность процесса обучения, к примеру, представляет со­бой некоторое его совершенство, высокий уровень развития и фун­кционирования. Любой педагогический процесс, если он дает по­ложительный результат, является по своей природе целостным: и процесс, протекающий за время урока, системы уроков, и процесс обучения отдельному предмету, циклу предметов и т.д. Философы к целостным относят системы, достигшие в своем развитии зре­лости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание, информатизацию, со­циализацию).

В чем заключается целостный подход к организации обучения? Во-первых, на уровне педагогического коллектива в том, чтобы каж­дый педагог работал на общую цель — не содействовал, а именно обеспечивал достижение общей цели. Во-вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков, так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс). В-третьих, в единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. В-четвертых, должна быть не про­сто совместная деятельность (совместно грибы собирают), а актив­ная взаимная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие). Взаимодействие — установление связей между элементами педагогической системы, таких как информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные свя-


Афанасьев В. Г. ОЬщество: системность, познание и управление. — М, 1981.

1 Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. — М., 1984.


18

19

зи (методы совместнее деятельности), коммуникативные связи (об­щение, связи управления и самоуправления).

Для проектирования и организации целостного процесса иссле­дователю необходимо овладеть следующими умениями:

  • диагностическими — уметь определять исходное и текущее состояния развития отдельных учащихся и класса в целом (приме­нять педагогическую диагностику для выявления уровня развито­сти, обученное™ и воспитанности учащихся);

  • педагогическим целеполаганием — уметь ставить цели и ре­шать педагогические задачи (иметь представление о номенклату­ре педагогических целей, владеть способами их выдвижения и фор­мулирования, знать правила постановки и соблюдать требования, предъявляемые к ним);

  • умением отбирать и применять средства педагогического воз­действия — знать и уметь реализовать побуждающую, развиваю­щую и обучающую функции педагогических средств (уметь выбрать и применить оптимальные в конкретных условиях методы, приемы и формы обучения);

-умением программировать и структурировать взаимодействие с учащимися таким образом, чтобы оно гарантировало достижение поставленных целей (знать и уметь реализовать структуру урока, уметь структурировать свою деятельность в соответствии со струк­турой учебной деятельности учащихся, владеть способами моти-вационного обеспечения учебного процесса);

- педагогической наблюдательностью ---■ видеть и анализировать
условия, при которых протекает процесс, результативность труда
(качественные изменения в развитии учащихся и самого учителя),
эффективность труда (соответствие результатов поставленным
целям), оптимальность труда (достижение наилучшего в данных
условиях результата или достижение его при малых затратах вре­
мени и сил учащихся и учителя)1.

Целостный подход в науке (как и вообще в познании) базиру­ется на принципе дополнительности, который не только не от­вергает различия точек зрения на одно и то же явление или факт, но предполагает их как способы раскрытия различных аспектов исследуемого объекта. Чтобы провести исследование образователь­ного процесса и человека, включенного в этот процесс, с пози­ций целостного подхода, следует учитывать их системные харак­теристики. При этом каждый элемент системы (например, мето­ды совместной деятельности в обучении) может быть рассмот­рен, в свою очередь, как система, являющаяся частью более слож­ной системы, включенная в целостность более высокого уровня. В приложении I раскрывается целостный подход в психолого-пе­дагогическом исследовании.

1 См.: Гребешок О. С, Рожков М.И. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2004.

Содержание педагогики и психологии составляет гуманитар­ное знание, сущностная особенность которого — в многозначно­сти, многоаспектное™. Поэтому целостный подход позволяет по­нять педагогическое явление объемно, в сопоставлении его раз­ных граней.

Взаимосвязь целостности и гуманитарное™ в образовательных процессах. Механистическое понимание образования как процесса передачи и усвоения, накопления или формирования опыта ин­дивида исходит из представлений о линейности этого процесса и приводит к количественным методам его изучения. Теорети­ческие исследования рассматривают «развитие» как нелинейный, неоднородный процесс качественных преобразований, включа­ющий накопление новых возможностей, появление разнопоряд­ковых новообразований, связанных с повышением уровня цело­стности, возрастанием способности продуктивно и адекватно осу­ществлять себя в более сложной системе отношений и воспри­нимать по-новому мир. Именно закономерности качественных преобразований должны быть предметом психолого-педагогиче­ского исследования при целостном понимании педагогического процесса.

Такой подход обнаруживает кризисный характер становления человека. Каждая стадия этого процесса — особая целостность, отличающаяся качественной определенностью, а появление каж­дой последующей целостности не может происходить иначе, чем через «взрыв» старой целостности, через кризис. На закономер­ном характере кризисов саморазвития и строится гуманитарно-целостный подход в педагогике, при котором механизм самораз­вития человека видится в преодолении им кризисов и затрудне­ний. Педагогическое затруднение — это субъективная реакция на ситуацию, характеризующаяся как внутреннее препятствие, про­блема, помеха, остановка в развитии, требующая преодоления неадекватной самооценки, определенных способностей для раз­решения задачи и понимания ситуации, а также корректировки мотивации и прочих индивидуально-личностных свойств человека.

Психолого-педагогическое исследование призвано помочь в понимании реальной картины затруднений, их причин, перспек­тив саморазвития ребенка, педагогического потенциала имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (или со­действия) педагога, которая может иметь следующие формы:

  • педагогическое руководство: педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррек­ции деятельности воспитанника;

  • педагогическая поддержка: совместно с воспитанником опре­деляются его интересы, склонности, способности, ценностно-целевые установки, возможности и способы преодоления затруд­нений, препятствующих саморазвитию воспитанника;

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
написать администратору сайта