10. СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДИСЛАЛИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ДИСЛАЛИИ
Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нарушение проявляется в дефектах воспроизведения звуков речи: их искаженном произнесении, заменах, смешениях, пропусках.
Термин «дислалия» был введен литовским врачом И. Франком для обозначения всех нарушений произносительной стороны речи. Изменения в объем данного понятия был введен рядом исследователей: А. Куссмаулем, Гутцаном, В. Олтушеским. Из отечественных ученных изучением дислалии занимались: М. T. Хватцев, А. М. Смирнова, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др. Так, постепенно из понятия «дислалия» ушли нарушения произносительной стороны речи при нарушениях слуха, при дизартрии (в том числе ее стертой форме), ринолалия.
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушений и причин, обусловливающих дефект: функциональную и механическую (органическую). Функциональные нарушения возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения , а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механической – страдает группа. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические нарушения.
Причинами функциональной дислалии могут быть: общая физическая ослабленность, ЗПР (ММД), избирательные нарушения фонематического слуха, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи, неправильное воспитание в семье.
Причинами механической (органической) дислалии являются аномалии артикуляционного отдела периферического речевого аппарата: укороченная уздечка, дефекты челюстей, дефекты строения зубов, аномальное строение твердого неба, массивный язык, толстые губы.
Замены и смешения звуков Р. Е. Левина квалифицирует как фонематические дефекты, а искажения как фонетические. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления. В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы сенсорную и моторную в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы нарушены.
Наиболее важным критерием квалификации дефекта является тот, на основе которого может осуществляться логопедическое воздействие, то есть учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. На основе этого признака выделяют три формы дислалия: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую.
К акустико-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи – несформированнось операций опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков, принятие решения о фонеме. При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений физического слуха, дефект сводится к избирательному нарушению фонематического слуха.
К артикуляторно-фонематической дислалии относятся дефекты обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам а моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта: 1) артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной (замена на более простой звук); 2) артикуляторная база полностью несформирована (замены неустойчивы). Фонематический слух при данной форме дислалии сформирован полностью. Ребенок осознает свой дефект и пытается его преодолеть.
К артикуляторно-фонетической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Отмечается искаженное произношение, близкое к нормативному звуку, реже отмечается отсутствие звука.
Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины: ротацизм / параротацизм (р, р’), ламбдацизм / параламбдацизм (л, л’), сигматизм / парасигматизм (свистящие и шипящие звуки), йотацизм (j), каппацизм (к, к’), гаммацизм (г, г’), хитизм (х, х’).
О. В. Правдина выделяет три уровня нарушения произношения звука:
Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков;
Неправильное произношение в речи при правильном произношении изолировано и в легких словах;
Недостаточное дифференцирование двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.
В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяют на 2 группы:
1) простые / мономорфные нарушения относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки;
2) сложные / полиморфные нарушения - нарушено произношение разных групп звуков.
11. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умения и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их, в восприятии, отличать нормативное произношение от ненормативного, осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением, принимать необходимые артикуляторные позиции, варьировать артикуляционные уклады в зависимости от их сочетаемости в потоке речи, безошибочно использовать звуки во всех видах речи.
Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить в виде кратковременных упражнений (5-15 мин) 2-3 раза в течение дня. В случае простой дислалии занятия занимают 1-3 месяца, при сложных – 3-6 месяцев.
В литературе нет единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделять логопедическое воздействие при дислалии. Б. М. Гриншпун предлагает выделять три следующих этапа.
1. Подготовительный этап. Основная цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. На этом этапе формируется произвольная форма деятельности, осознанное отношение к занятиям, развивается произвольное внимание, память, мыслительные операции. К специальным логопедическим задачам относятся: умение узнавать и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков).
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. Всегда необходимо учитывать следующее. Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Исходными единицами речи должны быть слова. Операции звукового анализа в начале проводятся на материале правильно произносимых звуков. Данная работа проводится так, чтобы ребенку не мешало собственное неправильно произношение.
Для формирования артикуляторной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования, методические рекомендации, пособия по исправлению произношения. Упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые требуются в постановке каждого конкретного звука. Как правило, ребенок выполняет упражнения по подражанию, в случае затруднений можно помочь ребенку зондом или шпателем. Артикуляционные упражнения можно разделить на статические и динамические, которые обязательно должны сочетаться в комплексе. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно. Необходимо вырабатывать умения удерживать позу и плавно переключаться с одной позы на другую.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель данного этапа – сформировать у ребенка первоначальные умения правильного прознесения звука на специально подобранном речевом материале.
В работах Ф. Ф. Рау выделяется три способа постановки звуков:
По подражанию основан на сознательных попытках ребенка найти соответствующий звук. Используются акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения;
с механической помощью, при помощи воздействия зондов и шпателей. Логопед просит ребенка произнести несколько раз определенный звук, а сам в это время меняет артикуляционный уклад ребенка, добиваясь другого звука;
смешанный способ основан на совмещении двух предыдущих способов.
По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации. Этот процесс заключается втренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми о фонетическому составу. Подбираются слова, в которых звук находится в разных позициях. Используются приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, придымывание слов, задания на звуковой анализ и синтез. Необходимо вводить творческие упражнения, игры, переходить к построению словосочетаний, коротких высказываний. В автоматизацию вовлекаются два контрастных звука, дифференциация. Для дифференциации звуки нужно объединять попарно.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения.
12. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Ш], [Ж]
Уклад органов артикуляции: при произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка подят к началу твердого неба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя – поднимается по направлению к мягкому небу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; небная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели между задней частью языка и мягким небом и между кончиком языка и твердым небом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминает шипение. При образовании звука [ж] к данной артикуляции добавляются сомкнутые и колеблющиеся голосовые складки, выдыхаемая струя воздуха несколько слабее. Щель между кончиком языка и твердым небом меньше, чем при [ш].
Основные виды нарушений:
межзубное произношение;
боковое произношение;
«щечное» произношение. Язык не принимает участия в артикуляции. Щель образуется между зубами и боковыми углами рта.
«нижнее» произношение. Щель образуется не между кончиком языка и твердым небом, а передней частью его спинки. Звук похож на «щ».
«заднеязычное» произношение. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым небом. Звуки походи на фрикативные «х», «г»;
замена на свистящие;
Приемы постановки. Логопед просит ребенка произнести звук [с] (слог «са») и в это время шпателем или зондом поднимает кончик языка за альвеолы. Для обеспечения необходимого положения рта, логопед слегка надавливает на углы рта. Можно попросить ребенка сделать это без механической помощи, объяснив, куда нужно поднять язык.
При нормативном произнесении звука [р] можно попросить ребенка произнести слог «Ра» и в этот момент шпателем или зондом прикоснуться к нижней поверхности языка , чтобы затормозить вибрацию.
Можно поставить звук от артикуляционного упражнения «чашечка», английского звука [t] с вытянутыми гудами.
Звук [ж] обычно ставиться от звука [ш] включением голоса, но может быть поставлен и от звука [з]
13. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Щ]
Артикуляционный уклад. Произносится как долгий фрикативный мягкий шипящий звук. Губы вытянуты вперед и округлены как при произнесении звука [ш]. Кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при [ш]). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка поднимется к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед, небная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом, между кончиком языка и верхними зубами или альвеолами.
Недостатки произношения:
укороченное произношение
замена на [c’]
произнесение с аффрикативным элементом [ш’ч]
Постановка может быть осуществлена от слога «си» или «ся» с протяжным свистящим элементом. Логопед слегка приподнимает шпателем язык и несколько отодвигает его назад. При произнесении звука [ч] можно протянуть длительно фрикативный элемент, далее отделить взрывной элемент. Полученный звук сразу же вводится в слоги и слова.
14. НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ч]
Артикуляционный уклад: губы вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1-2 мм. Звук начинается со смычного элемента (как при звуке [т’]). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому небу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [щ]), который звучит кратко. Элемента произносятся слитно. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой.
Недостатки произношения:
замена на [ц’], [т’], [ш’];
замены, характерные для шипящих звуков.
Постановка звука может быть осуществлена от звука [т’], произносимого в слоге «ти» или обратном слоге «ать». Ребенок несколько раз произносит слог с некоторым усилением выдоха на согласном слоге Логопед слегка отодвигает назад шпателем или зондом кончик языка (как для [щ]). Звук [ч] легче вызывается в обратных слогах.
15. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]-[Ш] У ДОШКОЛЬНИИКОВ
Артикуляционный уклад звука [ш]: …
Артикуляционный уклад звука [с]: при произнесении звука [с] губы слегка растянуты в улыбке, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются. Зубы сближены на расстояние 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые края прижаты к коренным зубам. Образуется узкий проход между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа, голосовые складки разомкнуты и не производят голоса.
Приемы работы над дифференциацией:
- повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (са-ша, шо-со);
- назвать картинки, отобрать из них картинки с заданным звуком (самалет, шарик);
- повторить пары-тройки слов со звуками [с]-[ш], предложить свои слова (сад-шалун);
- повторить предложения, найти в них слова с нужным звуком (У Сани шаль / шапка / щарфик);
- повторить, выучить чистоговорку(су-шу, шу-су – я грибы сушу), загадку (сам верхом, а ноги за ушами); скороговорку (шерстка мягонькая, да ноготок остер), стихотворение (Саша любит сушки …);
- повторить рассказ, ответить на вопросы, пересказать (Паша купил шар. И Саня купил шар. Паша и Саня пошли в сад. В саду были осы. Одна оса укусила Саню. Саня испугался и выпустил шар. И Паша испугался и убежал, но шар не выпустил из рук).
16. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИНИЯ ЗВУКА [J]
Артикуляционный уклад: губы несколько растянуты, но меньше, чем при [и]. Расстояние между резцами 1-2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно приподнята к твердому небу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. Выдыхаемая струя воздуха слабая.
Недостатки произношения. Как правило, дефектное произношение звука [j] сводится к замене на звук [л’].
Постановка звука. Можно исправить звук, опираясь на звук [и]: ребенок произносит несколько раз «иа, аиа», выдох несколько усиливается в момент произнесения «и», и сразу без перерыва произносится «а». Дается установка на более краткое произнесение «и». Произносят так же «аи, ои» и т. д.
Также звук [j] может быть поставлен от звука [з’] с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог «зя», логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигает несколько назад до получения нужного звучания.
17. НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л], [Л’]
Артикуляционный уклад: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм. Кончик язык поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлении к мягкому небу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос.
Артикуляция [л’] отличается тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе корнем значительно продвинута вперед и опущена.
Недостатки произношения (чаще отмечаются недостатки произношения твердого варианта):
краткий двугубный [у];
[w];
краткий [ы];
фрикативный [г];
носовой;
[л’], [j], [р].
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука [л], могут быть следующие:
Приемы постановки звука. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.
Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у].
Прии замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л'], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в переднесредней части его, а не в задней. В случае неуспеха можно предложить:
предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на воз можно низком тоне;
механическая помощь: двумя пальцами — указатель ным и безымянным — провести легкий нажим на шею снаружи так, чтобы каждый палец приходился в точ ку у внутреннего края задней трети левой и правой вет вей нижней челюсти.
При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в].
При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.
18. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНАШЕНИЯ ЗВУКОВ [Г], [К], [Х]
Артикуляционный уклад: при произнесении звука [к] губы нейтральные и принимают положение следующего гласного. Расстояние между резцами 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с небом. Место смычки языка с небом меняется при разных фонетических условиях (ка/ку). Мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струю воздуха взрывает смычку между небом и языком, образуется характерный шум. При [г] добавляется участие голосовых складок и ослабляется сила выдоха. При [х] в отличии от [к] задняя часть спинки языка полностью не смыкается с небом: по средней линии языка создается щель, по которой идет воздух. При произнесении мягких вариантов звуков язык продвигается вперед, его средняя часть приближается к твердому небу. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются, открывают зубы.
Недостатки произношения
Гортанный звук;
Замена на переднеязыкчные звуки [т], [д];
Замена [к] на [х], [г] на фрикативный вариант звука;
Боковое произношение звуков [г’], [к’];
Замена [х] на [к].
Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных с механической помощью (от «та» - «ка», от «да» - «га», от «са» - «ха»).
19. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДЕФЕКТОВ ОЗВОНЧЕНИЯ
Звуки каждой пары ([б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [в] — [ф], [з] —[с], [ж] — [ш] и их мягкие пары; у звуков [ш] и [ж] мягких пар нет) имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.
Дефекты озвончения и оглушения могут возникать при:
снижении физического слуха;
несформированности фонематических процессов;
-
нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
Виды дефектов озвончения и оглушения
Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими Может быть недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло), дефект оглушения, обусловленный смешением парных звонких и глухих звуков (В волосах савязана бандом ленда).
Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б], [д], [г].
Подготовительные упражнения:
поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;
сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Общие приёмы для постановки звонких звуков
Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани при кладыватьтыльную сторону кисти руки). Далее он сам про износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужно го согласного. Например, озвончение звука [з]:
шепотом — [а]; громко — [а];
шепотом — [э]; громко — [э];
шепотом — [и]; громко — [и];
шепотом — [с]; громко — [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом — а. а. а. а... громко — а. а. а. а... шепотом — о. о. о. о... громко — о. о. о. о... шепотом — э. э. э. э... громко — э. э. э. э... шепотом — т. т. т. т... громко — д. д. д. д... Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонко го звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам. Работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф —» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот — получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г]. Начинать целесообразно со звука [б] (от звука [в] с помощью вибрации нижней губы при механической помощи). Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д] (от двугубного к межзубному и к зазубному). Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука [г] (механически с использованием шпателя).
20. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ МЕЖЗУБНОГО СИГМАТИЗМА
Артикуляция звука [с]:…
При произнесении мягкого звука [c’] губы растянуты больше, чем при [с], и напрягаются. Передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего щель еще больше сужается, а шум становится более высоким. При артикуляции [з] и [з’] добавляется голос, напор воздушной струи ослабевает.
Межзубный сигматизм наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука [с] отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка между зубами. Этот же дефект распространен на звуки [з], [з’], [ц].
Постановка свистящих звуков обычно начинается со звука [с]. Можно использовать постановку звука от слога «та» с применением специального зонда, образующего желобок посередине языка.
Можно также произносить слог «са» в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного и опустить челюсть на гласном. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.
21. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ГУБНО-ЗУБНОГО СИГМАТИЗМА
Артикуляционный уклад: …
При губно-зубном сигматизме в образовании звука, кроме языка, участвует нижняя губа. Она сближается с верхними резцами (как при образовании [ф]), поэтому звук напоминает [ф].
Чтобы снять губную артикуляцию демонстрируется правильная поза гуз при артикулировании звука либо механически отводится губа от зубов. В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка. Также может быть использована постановка от слога «та».
22. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ БОКОВОГО СИГМАТИЗМА
Артикуляционный уклад: …
При боковом сигматизме выдыхаемая струя воздуха выходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двухстроннюю, так как боковые края не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами.
При коррекции бокового сигматизма необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. Для получения чистого произношения применяют двухэтапный прием постановки звука: вызывают межзубное произношений, чтобы избавится от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.
23. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ
Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:
неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким;
слабость мышц языка;
несформированность фонематических процессов;
снижение физического слуха.
Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:
замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);
смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.);
смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.
Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание
Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.
Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:
длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;
при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п'], с некоторым придыханием;
перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апъ;
закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со гласную фонему от гласной ([п'] — [а]), а потом сливая их;
затем вводить слоги и слова с другими гласными.
Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в'].
В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н'].
Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога aт получают слог ать. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах.
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н].
Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [р'], [л'].
Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется.
После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).
24. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ УСТРАНЕНИИ ПРИЗУБНОГО СИГМАТИЗМА
Артикуляционный уклад:…
При призубном парасигматизме язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного [т]. Можно использовать два приема коррекции призубного парасигматизма:
1) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;
2) предложить ребенка держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его, то есть произнести межзубный звук [с]. Затем логопед слегка нажимает на передний распластанный край языка , постепенно отодвигает его за нижние резцы.
25. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ц]
Артикуляционный уклад: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при [т]), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые края прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при [с]), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается на слух и артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.
Недостатки произношения:
межзубный
призубный [т]
губно-зубной
шипящий
боковой
Постановке звука [ц] должна предшествовать постановка [с]. Звук [ц] ставится от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам п прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произноcит [т] и [с]. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Для его укорочения предлагаем ребенку произнести обратный слог «атс». Если ребенку трудно удержать кончик языка внизу, применяют механическую помощь.
26. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [Р’]
Уклад органов артикуляции: губы разомкнуты и принмают артикуляцию следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть спинки языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос. Отличие [р’] состоит в том, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно, как при [и]), кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки вместе с корнем продвинута вперед.
Нарушение произношения:
веларный звук – щель образуется на месте сближения корня языка с мягким небом, вызывается беспорядочная, многоударная вибрация мягкого неба;
увулярный звук – вибрирует мягкий язычок;
боковой ротацизм – вибрирует один из боковых краев языка, воздушная струя выходит между боковым краем языка и коренными зубами, звук похож на [л];
щечное произношение – щель образуется, как и при боковом, но вибрирует щека;
одноударный (проторный) звук – отсутствие вибрации при правильном месте образования;
двугубный [р] – образуется либо вибрацией обеих губ, либо без вибрации, когда слышится нечто вроде английского [w];
оглушонный звук.
параротацизмы: [р’], [л], [л’], [j], [г], [д] и др.
Приемы постановки
Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения используют дополнительные упражнения (приемы). Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом «тпррр...». Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.
В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.
Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».
Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддД», «ддД». Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».
Постановка звука [р] может быть осуществлена в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.
Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»).
Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».
В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный гласный звук: «дырpa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.
В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).
Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р'].
27. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ЗВУКОВ [С], [З]
Артикуляционный уклад:…
Недостатки произношения:
межзубный сигматизм;
боковой сигматизм
губно-зубной парасигматизм [ф];
носовой сигматизм;
призубный парасигматизм [т]
шипящий парасигматизм [ш]
замена [c] на [щ]
Приемы постановки:
по подражанию;
с механической помощью;
от звука [т];
через упражнение «Заборчик»
28. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ У ШКОЛЬНИКОВ
Работа начинается с понятия о звонких и глухих согласных. Сравниваются пары звуков [з]-[с], [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [ж]-[ш]. Объясняется их схожесть по артикуляции и единое отличие внутри каждой пары. Даются понятия звонкие и глухие звуки. Затем логопед предлагает детям проверить работу голосовых связок. Объясняет, что отсутствие умение различать эти звуки приводит к ошибкам на письме.
Работа по дифференциации проводится в следующей последовательности: на материале звуков, слогов, слов, предложений, связных текстов.
Целесообразно начинать работу с пары звуков [с]-[з]. Могут быть использованы следующие приемы работы:
1) на материале звуков:
выделить начальный звук в словах (сани, зайка)
назвать из ряда звуков схожие по артикуляции звуки (с, к, з, у…)
запиши первую букву в слове ((зайка, Соня, сыр, зубы, зонт, стол…)
назови начальный звук в словах на картинках
2) на материале слогов:
образуй слоги и прочитай
прочитай слоги парами (са-за, со-зо… за-са…зя-ся…, ся-зя…)
послушай слоги и запиши первый звук (за, cё, злу, ска…)
запиши только согласные (аза, ёсы, узу…)
послушай слоги, запиши по памяти (за-са-за… са-за-за-са…)
3) на материале слов:
послушай слова и запиши те, в которых услышишь звук [с] или [ш].
послушай, запиши начальный/конечный слог (сани, Зоя…/коса, вези…)
вставь пропущенную букву «эс» или «зэ» (..такан, ..о..нательный…)
допиши недостающий слог по картинкам (бу.., ко...)
закончи слово или добавь «са» или «за» (ли.., Ли.., ..пог, ..бота…)
присоедини приставку «за-», назови полученное слово (нести-занести)
сделать схему к словам, надписать нужную букву над соответствующим слогом
задания на проверку парных согласных (ваз-вязы, нос-носы, узкий-узок)
записать в слова в три колонки: 1) с буквой с, 2) с з, 3) с з и с
4) на материале предложений:
вставить в предложение слово, подходящее по смыслу (зуб/суп: У Зои разболелся коренной … . / Бабушка сварила вкусный .. .)
закончи словосочетание словом со звуком [с] или [з] (нести…, вязать …)
составь словосочетания из слов первого и второго столбика (1) морозный, полосатая, интересная; 2) зебра, песня, воздух)
составь с каждым словосочетанием предложение (спелый арбуз…)
выпиши слова со звуками [с] и [з]. Подчеркни с - синим, з – зеленым
вставь в предложения подходящие по смыслу слова (Зазвенел …, и ученики вошли … .)
составь предложение из слов (за, собака, забором, залаяла)
составить предложения по сюжетным / предметным картинкам
5) на материале связных текстов:
вставить пропущенные буквы
списать текст, заменяя картинки словами
послушать рассказ и письменно ответить на вопросы
изложения
зрительный диктант
слуховой диктант
творческий рассказ
Далее проводится аналогичная работа с парами [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [ж]-[ш].
29. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Р]-[Л] У ДОШКОЛЬНИКОВ
Артикуляционный уклад звука [р]: …
Артикуляционный уклад звука [л]: …
Приемы работы над дифференциацией:
- повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (ла-ра, ра-ла);
- назвать картинки, отобрать из них картинки с заданным звуком (ракета, ландыш);
- повторить пары-тройки слов со звуками [р]-[л], предложить свои слова (луна-рука);
- повторить предложения, найти в них слова с нужным звуком (Лена забрала Рому домой);
- добавь слог «лы» или «ры» и т. д. по картинкам (иг..)
- замени звук [л] на [р] (игла – игра…)
- повторить, выучить чистоговорку (ро-ло-ро - на полу стоит ведро), загадку (Был он круглый и зеленый и на кустике висел. Постепенно потолстел, сочный стал и покраснел); скороговорку (в лес ходили по морошку, потеряли мы дорожку), стихотворение (черный кротик вырыл норку, проглотил от булки корку, положил зерно в кладовку, с огорода взял морковку);
- исправить ошибку (грустят на пригорке две стройные ерки. Был закат и тих и светел, но потом поднялся ветел)
- повторить рассказ, ответить на вопросы, пересказать (…).
|