Навигация по странице:
|
2. Содержание дисциплины Физическая культура в вузе. Общая физическая подготовка. Цель и задачи офп
Глава 2. Специфические принципы физического воспитания
2.1 Принцип непрерывности процесса физического воспитания
Заключается в методически правильном построении занятий, их последовательности. Важнейшие правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному [6].
Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях.
1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».
Обучение двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств.
2. Второе положение обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерыва между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями [16].
2.2 Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация - возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Систематическое повторении нагрузок на фоне недовосстановления ведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Наилучшим оптимальным отдыхом будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления. При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные и укороченные «жесткие» интервалы [16].
2.3 Принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих воздействий
Данный принцип обуславливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.
Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).
Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма [16].
2.4 Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания.
1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье.
2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.
3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение [16].
2.5 Принцип циклического построения занятий
Процесс физического воспитания - это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторность применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношения средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.
Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся [16].
2.6 Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).
Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека.
В целом можно сказать, что принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями [16].
44. История возникновения Олимпийских игр древности.
Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Официально первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. в небольшом греческом городе на юге Греции -- Олимпии. Этот год явился первой летописной страницей Олимпийских игр. Только во время Игр Олимпия принадлежала людям, в обычное же время это был город, посвященный богам. Состязания в Олимпии проводились задолго до того, как стали общегреческим спортивным праздником. Греки придавали Играм огромное значение. Во время Игр объявлялся "священный мир": прекращались войны, и вчерашние враги мирно соревновались за право называться самыми быстрыми, ловкими и сильными.
Вначале Игры проводились в течение одного дня, с V в. до н. э. их продолжительность увеличилась до 5 дней, из которых 3 отводилось на соревнования, а в первый и пятый приносилась торжественная клятва и проводилось награждение. На первых Играх соревновались только в беге, дистанция забега равнялась 192 метрам 27 сантиметрам. Вскоре прибавилось пятиборье, включавшее в себя бег, прыжки в длину, метание копья и диска, а также борьбу. В дальнейшем прибавились кулачные бои, гонки на колесницах, конкурс искусств и т.д.
Более тысячи лет, несмотря на постепенное падение могущества Эллады, Олимпийские игры в Олимпии регулярно проходили раз в 4 года. Лишь в 394 году н.э. они были запрещены указом римского императора Феодосия, усмотревшего в играх языческий обряд. Так Олимпийские игры на полторы тысячи лет ушли в небытие.
45. История возникновения современных Олимпийских игр.
С древности Олимпийские игры были главным спортивным событием всех времён и народов. На период проведения Игр все страны прекращали войны, на земле воцарялось согласие. Борьба за звание лучшего велась достойными людьми и только в честной борьбе.
Многовековое Олимпийское движение преодолело немало препятствий на своём пути, было подвержено и забвению ( см. История возрождения Олимпийских игр). Но несмотря ни на что Олимпийские игры живы и по сей день. История современных Олимпийских игр в полной мере проникнута философией Древней Олимпии. Расскажем об Олимпийских играх XX века.
В современное время организация Олимпийских игр под силу только экономически развитым странам. Для проведения этого мероприятия выбираются лишь те города, которые имеют необходимые спортивные сооружения и могут должным образом принять необходимое количество гостей. Вынося решение об очередных играх 1900-1904 гг. в Париже и Сент-Луисе Международный Олимпийский Комитет исходил из того, что в этих городах в тоже время проводились всемирные выставки. Избранные города во Франции и США уже имели минимально необходимые спортивные сооружения, а подготовка к международным выставкам обеспечивала условия для обслуживания туристов и участников Игр.
На соревнованиях игр II Олимпиады в Париже были показаны довольно высокие результаты. Парижские игры стали частью программы третьей Всемирной выставки. Но решение совмещения Игр с международной выставкой себя не оправдало. Соревнования проходили на аренах, далеко расположенных друг от друга и не рассчитанных на большое количество зрителей. Так, соревнования по лёгкой атлетике были организованы на грунтовых дорожках Ресинг-клуба, расположенного в Булонском лесу, соревнования по плаванию – в Аньере, гимнастика – в Венсенском лесу, фехтование – в Тюильри, теннис – на острове Пюто. Игры, к сожалению, привлекли мало зрителей и были слабо отражены в прессе.
III Олимпийские игры состоялись в Сент-Луисе в 1904 году, и стали первыми играми проведенными на Американском полуострове. Их также приурочили к всемирной выставке, поэтому в проведении Игр сохранялись теже недостатки, что и в предыдущих соревнованиях. Подавляющее большинство участников составляли сами американцы. Соревнования проводились главным образом на спортивных площадках университета Вашингтона, рассчитанных на 40 тысяч мест. Беговая дорожка стадиона имела прямую в 200 метров, пловцы стартавали в искусственном русле реки на территории выставки с недавно сколоченного плота.
Организаторы IV Олимпиады в Лондоне учли ошибки предшественников. В столице Великобритании за короткий срок был сооружён стадион WHITE-CITY с трибуной, вмещавшей 100 тысяч зрителей. На территории стадиона построили стометровый плавательный бассейн, арену для соревнования борцов и каток с искусственным льдом. Олимпийские игры в Лондоне положили начало сооружению спортивных комплексов. Правильность этого решения тут же была подтверждена высокими результатами, показанными спортсменами-участниками IV Олимпийских игр.
V Олимпиада была проведена в Стокгольме. Чёткая работа Организационного комитета, специально построенный королевский стадион принесли играм заслуженный успех. Малый размер стадиона, деревянный козырёк над трибунами создавали хорошую видимость и акустику. Стадион был снабжён круговыми проходами и тоннелями. В дальнейшем спортивные комплексы, специально построенные для проведения в них Олимпийских Игр, отличались уникальностью форм и высоким техническим оснащением.
Игры VII Олимпиады 1920 года состоялись в бельгийском городе Антверпене. Олимпийский стадион был решён как сооружение городского назначения. Здесь любители спорта впервые наблюдали за хоккейными матчами, проводимыми на искусственном льду. Для проведения соревнований по велоспорту был построен большой велодром GARDEN-CITY. Участок канала Вильбрек преобразился в водный стадион для соревнований по гребле. Футбольный турнир проходил на стадионе «Биршот». На стадионе во время церемонии открытия Олимпийских игр был поднят белый флаг с пятью переплетёнными кольцами, символизирующими единство спортсменов всех континентов, и прозвучала олимпийская клятва.
VIII Олимпийские игры вновь прошли на территории Франции. В этот раз в Париже была проведена тщательная подготовка к соревнованиям. Организаторами игр был объявлен конкурс на лучший проект олимпийского стадиона. Победителем конкурса стал М. Фор-Дюжарик. Он разработал проект стадиона на 100 тысяч мест, с комплексом спортивных сооружений для соревнований по различным видам спорта и олимпийскую деревню для 2 тысяч спортсменов. К сожалению, проект реализовать не удалось, но он послужил хорошим стимулом для создания подобных комплексов в будущем. В предместье Парижа для части спортсменов были построены деревянные одноэтажные дома со всеми удобствами.
Игры IX Олимпиады в 1928 году состоялись в Амстердаме, крупном экономическом и культурном центре Нидерландов. К Играм в пределах города был построен стадион, который примыкал к городскому парку. Олимпийский комплекс включал в себя бассейн для плавания, теннисный корт, залы для бокса, борьбы, фехтования, тренировочные площадки. Вблизи стадиона проходил канал с гаванью для яхт, была построена гостиница.
Игры X Олимпиады в американском городе Лос- Анджелесе в 1932 году ознаменованы началом формирования олимпийского центра города, включившего стадион, плавательный бассейн, Олимпийскую деревню. Построенный в античным стиле стадион «Колизей» в 1923 году был реконструирован к Олимпиаде. Над центральной аркой стадиона горел олимпийский факел. Для расселения спортсменов впервые была сооружена Олимпийская деревня, состоявшая из 700 сборных жилых домиков. Проживание спортсменов из разных стран в одной деревне благоприятствовало установлению тесных контактов и взаимопонимания.
В 1932 году игры XI Олимпиады было решено провести в Берлине. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты, которые стали использовать подготовку Олимпиады в своих пропагандистских целях. Для проведения Игр в Берлине был возведён комплекс, отличавшийся чрезмерной пышностью. Проект Вернера Марха на играх был удостоен золотой медали.
XIV Олимпийские игры, проведённые в 1948 году в Лондоне, воочию показали, как велика тяга людей к миру и взаимному сотрудничеству. Организованные в условиях режима жестокой послевоенной экономии, они, тем не менее, привлекли рекордное для того времени число стран-участниц (59) и множество туристов. Новых спортивных сооружений к Играм не построили, но впервые соревнования по плаванию проводились в крытом бассейне.
В XV Олимпиаде 1952 года в Хельсинки, в числе 69 национальных команд, впервые на олимпийскую арену вышли спортсмены Советского Союза. Советские спортсмены, вопреки прогнозам, добились поразительных результатов. В неофициальном зачёте они по очкам разделили первое и второе места с общепринятыми фаворитами – спортсменами США.
Игры XVI Олимпиады были впервые проведены на Австралийском континете в Мельбурне. Отдалённость олимпийской столицы от подавляющего большинства развитых стран, своеобразные климатические условия создавали определённые трудности для участников и гостей Игр. Но организаторы приложили много стараний, чтобы преодолеть эти препятствия. Высокие спортивные достижения, показанные посланцами разных стран, стали лучшей оценкой деятельности Оргкомитета.
Игры XVII Олимпиады в 1960 году в Риме можно считать началом нового направления в организации подготовки последующих Олимпиад. Впервые была сделана попытка охватить весь круг вопросов, подлежащих решению Организационного комитета. Наряду с подготовкой и строительством спортивных комплексов, большое внимание уделили совершенствованию инфраструктуры Рима. По древнему городу проложили современные автомагистрали, ряд старых зданий и сооружений снесли, некоторые древнейшие памятники архитектуры Рима были переоборудованы для проведения соревнований. Примечательны игры Римской Олимпиады ещё и тем, что с них велись телевизионные передачи в некоторые страны Европы.
Для подготовки XVIII игр в Токио в 1964 году было израсходовано 2 668 млн. долларов. Организаторы Олимпийских игр подготовили более 110 различных объектов для соревнований и тренировок спортсменов. Характерным для токийских игр стало и то, что в спортивном судействе впервые была использована электроника. Новый этап в развитии средств массовой информации открыли телевизионные передачи, транслируемые через спутники.
В 1968 году Олимпийские игры были проведены на территории Латинской Америки. Город Мехико с честью выполнил почётную обязанность хозяина XIX игр.
Организаторы игр XX Олимпиады в Мюнхене учли опыт Рима, Токио и Мехико и сделали всё возможное, чтобы превзойти достижения предшественников. Олимпийский комплекс включал в себя стадион оригинальной конструкции, универсальный дворец спорта, крытый велотрек и бассейн. Был построен стрелковый комплекс, гребной канал, ипподром. Организаторы Игр объявили Мюнхен олимпийским центром коротких расстояний и зелёных ландшафтов.
Главной ареной XXII Олимпиады стал московский стадион в Лужниках. Для спортсменов-участников были возведены огромные корпуса Олимпийской деревни, в которой размещались до 15 тысяч человек. К Москве соорудили новые подъездные пути, соорудили линии метро, в несколько раз увеличили гостиничный фонд.
XXVII Олимпийские игры вновь прошли в Австралии – в Сиднее. Подготовка к соревнованиям была проведена на высочайшем уровне, оснащение соответствовало последнему слову техники.
В наши дни Олимпиады – одно из крупнейших событий в мире. Игры технически оснащены – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды. Любители спорта в любом уголке мира могут приобщиться к всемирному празднику, спутниковые антенны направлены на все стороны света. С совершенствованием спортивного оборудования, совершенствуются и виды спорта, в разряд Олимпийских вводятся новые спортивные игры.
46. Организация похода выходного дня.
Жителям городов походы особенно нужны. В городах еще, к сожалению, очень многие семьи замкнуты в собственном мирке. И тем семьям, где растет один ребенок, такие походы просто необходимы. У детей появляется возможность общения, познания, соревнования, подготовки к труду. В таких походах дети будут учиться самообслуживанию, коллективизму, дисциплинированности, ответственности. Только как можно меньше опеки над детьми. Они должны быть равноправными членами коллектива. У детей значительно расширяется возможности общения друг с другом. А общение – это одна из наиболее привлекательных сторон туризмаПрирода – это неиссякаемый источник прекрасных впечатлений, где ребенка на каждом шагу ждет что-то новое, неведомое раньше, то, что научит, воспитывает.Но только на первых порах не стремитесь совершать дальние прогулки в воскресные дни, и особенно если уходите всей семьей. Преодоление больших расстояний утомительно не способствует проявлению интереса к такого рода прогулкам. Детей это просто оттолкнет от участия в походах даже однодневных, не говоря ужа о многодневных. И это касается в первую очередь жителей города, непривыкших много ходить.
|
|
|