24. Влияние направленной физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
25. Влияние направленной физической нагрузки на органы пищеварения, выделения и нервную систему.
26. Подвижная игра, как важное средство физического воспитания. Классификация подвижных игр. Методика организации и проведения подвижных игр.
27. Связь физического воспитания с другими видами воспитания.
28. Здоровье. Виды здоровья и факторы риска, влияющие на здоровье.
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Наше здоровье можно смело разделить на следующие виды здоровья:
• Физическое. Это когда у вас достаточно энергии и сил для выполнения вашей работы и обязанностей. Все системы организма согласовано работают. Ваша иммунная система способна противостоять любым инфекциям и болезням. Физическое здоровье предполагает полноценный отдых, здоровое питание, оптимальные физические нагрузки.
• Эмоциональное. Это принятие себя и понимание собственных эмоций. Наличие возможности слушать других и сопереживать их чувствам. Оно подразумевает переход от эмоциональной зависимости к взаимозависимости. Включает в себя оказания поддержки другим людям.
• Психическое. Включает в себя способность чётко и логически думать и на основании этого, принимать соответствующие решения. Также важным являются: умение смотреть на вещи с разных сторон, готовность к принятию новых решений и оценка риска, возможность творческой самореализации.
• Социальное — ещё один вид здоровья. Подразумевает положительное взаимодействие с друзьями, семьей и другими членами общества. Оно определяет заботу о других, признание, применение различных социальных навыков.
• Духовное. Отвечает за жизненные цели и умение находить гармонию в себе. Помогает найти своё место в мире. Включает в себя: поиск истины и мудрости, умение слушать свой внутренний голос.
Факторы риска
1. Генетические факторы
Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию. Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
2. Состояние окружающей среды
Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа.
29. Здоровый образ жизни. Основные составляющие ЗОЖ.
30. Двигательная активность – основа здорового образа жизни.
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность — это естественная потребность человека в движении. Количество движений, которые совершает человек в течение какого - либо времени, составляет объём двигательной активности.
Учёные установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия - недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности и потребности в познавательных процессах.
Норма двигательной активности подростков 18-25 тысяч шагов в течение дня, или 3,5-4,5 часов ходьбы. Конечно, всю двигательную активность нельзя сводить только к ходьбе.
31. Рациональное питание – неотъемлемая часть здорового образа жизни.
32. Факторы, разрушающие здоровье (алкоголь, табакокурение, наркомания и т.д.)
33. Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
34. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Субъективные показатели.
35. Объективные показатели самоконтроля. Контроль за состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем (функциональные пробы, тесты)
36. Волейбол. История появления. Основные правила игры.
37. Баскетбол. История появления. Основные правила игры.
38. Настольный теннис. История появления. Основные правила игры.
Настольный теннис (пинг-понг) — вид спорта, спортивная игра, основанная на перекидывании специального мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определённым правилам. Целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет правильно отбит противником. Главные международные турниры — чемпионат мира и Олимпийские игры.
Сведения о развитии настольного тенниса противоречивы. Некоторые специалисты считают считают, что зародился он в Азии - в Японии или Китае. Что же касается историографов спорта, в том числе японских и китайских, то большинство их подобное утверждение опровергают.
Есть данные о том, что зародился настольный теннис в Европе.
В XVI веке в Англии и Франции возникла забавная игра без определенных правил. Мяч был с перьями, позже появился резиновый.
Сохранились рисунки, на которых можно увидеть игру давних времен, когда играли ракетками со струнами, похожими на те, которые ныне приняты в обычном, так называемом большом, теннисе
Довольно скоро она с открытого воздуха перешла в помещение - играли на полу. Позднее появилась игра на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Прошло еще немного времени, и две половинки стола были сдвинуты. Между ними натянули сетку.
Простой инвентарь, а главное, небольшие размеры площадки позволяли играть где угодно. Настольный теннис получил распространение.
В XIX веке он появился и в России. В 1860 году в Петербурге открылся клуб "Крикет и лаун-теннис", но по-прежнему любимейшими в нем были игры: волан, лапта, и тамбурин.
Если Вам необходимо просто понять основные правила игры в настольный теннис, чтобы, например, проводить домашние матчи или суметь сыграть партию–другую на отдыхе, если поблизости оказался теннисный стол – тогда этот раздел для Вас.
Игроки бросают монетку и определяют, кто начнет матч, и с какой стороны стола будет подавать. Иногда это определяют, угадывая, в какой руке находится мячик. В любительских соревнованиях играют пробную партию из нескольких розыгрышей, чтобы определить – кто начнет матч. Есть также способ, когда нужно прокатить мячик по столу, у кого он остановится ближе к краю стола – тот получает право выбирать, кому начинать партию.
В одиночной игре центральная линия не обозначает границу – поэтому можете смело игнорировать её.
Игра начинается с подачи, вот основные правила:
игрок подбрасывает мячик (примерно на высоту 16 сантиметров), не придавая ему вращения, стоя за белой линией стола,
запрещается прятать мяч в руке за спиной,
во время подачи мячик должен удариться по половине стола подающего, затем не менее одного раза на другой стороне,
если мяч задевает сетку и не попадает на сторону противника - подача проиграна, если мяч задел сетку, но при этом коснулся половины стола противника, то согласно правилам – происходит перепадача (количество перепадач не ограничено).
Отбить мяч на подаче – самый непростой момент по ходу игры. Вы не можете предугадать траекторию полета мяча и его силу.
Матч
Существуют разные системы, когда матч идет до 5, 7 или 9 сетов. Матч выигрывает игрок, победившей в большем количестве сетов, например в 4 из 7.
Сайты наших коллег и партнеров
Сувенирная продукция футболки логотип, футболки на заказ.
|
Лечение бесплодия, стоимость ЭКО в Москве
|
|
Сет
Выигрывает игрок, первым набравший 11 очков (раньше играли до 21 очка). При равном счете 10-10, игра идет до преимущества в 2 очка.
Очко
Игрок зарабатывает очко, если его противник совершил одну из ошибок:
не успел отбить мяч,
неправильно выполнил подачу,
мяч ударился 2 раза по его стороне стола,
после удара мяч попал на его сторону,
отбил мяч до того, как он опустился на его сторону стола,
коснулся мяча ракеткой и запястьем, рука считается продолжением ракетки,
коснулся свободной рукой поверхности стола или подвинул стол.
Переход подачи осуществляется каждые два розыгрыша.
39. Причины и механизм нарушения зрения. Методика корригирующей гимнастики для глаз.
Глаукома. Значительное повышение внутриглазного давления, необратимое повреждение зрительного нерва.Близорукость. При излишней кривизне роговицы, при удлинении глазного яблока или при наличии этих обоих симптомов изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Дальнозоркость. Это нарушениe рефракции вызвано недостаточной кривизной роговицы, малым размером глазного яблока или обеими этими причинами. При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней.Астигматизм. Его причиной является неправильная форма роговицы, при которой ее преломляющая сила неодинакова, и лучи света преломляются в нескольких фокусах.Низкое кровяное давление. Быстрое падение давления.Острая или хроническая анемия. Уменьшение количества эритроцитов, которые осуществляют перенос кислорода для нормального обмена веществ в ткани сетчатки и зрительных нервных центров.Гипогликемия. Снижение глюкозы в крови и активизация зрительных нервных центровАритмия. Нарушение сердечного ритма с уменьшением притока крови к сосудам сетчатки и к зрительным нервным центрамМигрень. Внезапное сужение сосудов сетчатки в поврежденном глазу Травмы.
Как проявляется нарушение зрения
Глаукома - прогрессивное снижение периферического зрения. При отсутствии должного лечения наступает слепота.
Близорукость - удаленные предметы кажутся расплывчатыми, хотя вблизи пациент может видеть хорошо.
Дальнозоркость - вблизи предметы кажутся расплывчатыми, хотя удаленные предметы пациент может видеть хорошо.
Астигматизм – пациент видит расплывчатое или искаженное изображение.
Низкое кровяное давление - небольшое ухудшение зрения, чаще всего при быстрой смене положения тела из положения лежа в положение сидя или стоя; преимущественно по утрам
Острая или хроническая анемия - различные варианты нарушения зрения — от легкого помутнения до значительного ухудшения.
Гипогликемия - различные варианты ухудшения зрения в зависимости от степени гипогликемии
Аритмия – Внезапно наступающее, различно выраженное ухудшение зрения — от незначительного до слепоты
Мигрень – Одностороннее, искры в глазах
Комплекс корригирующей гимнастики для глаз
Частое моргание в течение 10 секунд.
Усиленное сжатие и разжатие век, 6-12 раз.
Частое моргание еще в течение 10 секунд для снятия напряжения.
С закрытыми глазами, движения глазным яблоком вправо-влево, 10-20 раз.
С закрытыми глазами, движения глазным яблоком вверх-вниз, 10-20 раз
С закрытыми глазами, движения глазным яблоком «по квадрату»: вправо-вверх – вправо-вниз – влево-вниз – влево-вверх, 6-12 раз в каждую сторону.
С закрытыми глазами, движения глазным яблоком по кругу, 6-12 раз в каждую сторону.
С закрытыми глазами, диагональные движения глазным яблоком, из одного угла «квадрата» в противоположный, 6-12 раз.
Регулярное выполнение этих упражнений совместно с пальмингом и расслаблением способно дать хорошие результаты уже через месяц тренировок.
40. Традиционные и нетрадиционные методики оздоровления средством физических упражнений.
41. Средства и методы мышечной релаксации. Методика проведения психорегулирующей (аутогенной) тренировки.
42. Методы обучения и организации деятельности занимающихся на занятиях физической культурой.
Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.
1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.
Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например — при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).
Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь, — учеников.
2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по росто-весовым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.
3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (68 ч в учебном году).
Педагогическое построение урока определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работоосновной части. При этом обеспечивается высокая моторная плотность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени способности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.
В содержание подготовительной части входят: 1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание); 2) различные варианты ходьбы, бега; 3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами).
При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.
Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8: а) после предварительного показа и объяснения преподавателя; б) одновременно с показом и объяснением преподавателя; в) только по показу; г) только по объяснению. Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8—10.
При проведении общеразвивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать: 1) хлопки руками; 2) выполнение упражнений с закрытыми глазами; 3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5—7; 4) выполнение упражнений в различном темпе; 5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения; 6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.
При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимающимися конкретное задание. Например, во время наклона вперед коснуться пола всей ладонью или при выполнении поворота туловища направо из стойки ноги врозь правой рукой коснуться левой пятки, и наоборот.
Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений.
1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.
2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего.
3. Выполнение упражнений в парах.
4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке и т.д.).
5. Выполнение упражнений в движении.
Для успешного решения задач подготовительной части урока преподавателю необходимо:
— правильно выбирать место для показа упражнений;
— в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;
— кратко и точно называть показываемые упражнения;
— правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;
— помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;
— добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;
— исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.
При проведении подготовительной части урока преподавателю необходимо так подобрать упражнения, чтобы они:
— начинались из разных исходных положений (различных стоек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);
— имели разную направленность, кинематические и динамические характеристики (различные группы мышц, направлений, амплитуду, темп и характер выполнения);
— содержали в одном цикле от двух до восьми движений.
В содержание основной части урока входят: 1) разучивание новых двигательных действий; 2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; 3) развитие физических качеств; 4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; 5) формирование специальных знаний.
В процессе обучения двигательным действиям Преподавателю следует:
— избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения;
— использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;
— индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого;
— формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения физических упражнений.
Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8—10 раз, а при закреплении уже изученного движения — в пределах 20—30 раз.
Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятельности. Включение в урок физической культуры подвижных игр, игровых заданий и упражнений, использование игрового метода активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние учащихся и заинтересованность.
Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.
Последовательность применения игр на уроках физической культуры должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо четко знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудования.
Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на уроке при формировании навыка.
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.
В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражнений на уроке следует применять соревновательный метод обучения, предусматривающий использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения.
Объектом соревновательной деятельности являются показатели качества выполнения элементов или целостных двигательных действий («кто правильнее?», «кто точнее?» и т.п.).
Для того чтобы занимающиеся могли освоить предлагаемый материал урока (выполнить соответствующие действия), преподаватель осуществляет множество действий: объясняет, показывает, наблюдает, анализирует, оценивает работу учащихся и т.д. Процесс освоения занимающимися учебного материала также строится через выполнение ими различных действий: восприятие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скорректированных действий, совершенствование действий и т.д.
Все действия педагога (и занимающихся) подчинены в итоге конкретному результату: научить (научиться) выполнять двигательные действия.
Большое значение при обучении двигательным действиям играют зрительное и слуховое восприятие изучаемого упражнения (наглядность). Использование наглядности зависит от этапа обучения. Как правило, на этапах ознакомления и начального разучивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, а на этапе совершенствования используется для исправления появившихся ошибок.
К средствам наглядности при обучении двигательным действиям относят следующие.
1. Показ двигательного действия преподавателем {или учеником по заданию преподавателя). В основе обучения с помощью показа лежит подражание. При показе двигательных действий преподавателю необходимо соблюдать следующие требования [10]:
— показ всегда следует сочетать с методами использования слова, это позволяет избежать слепого копирования;
— содержание показа обязано, при всем прочем, соответствовать задачам обучения: а) первый показ, как правило, должен давать целостное представление о технике исполнения физического упражнения; б) в дальнейшем, когда необходимо обратить внимание учеников на отдельные движения и акцентированные усилия, в показе подчеркиваются именно эти моменты; в) для большей наглядности иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения, делают паузы;
— недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать;
— поручать показ упражнения ученику можно в следующих случаях: а) если преподаватель по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить действие; б) если при показе преподаватель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; в) когда необходимо снять предубеждение учеников в невыполняемости задания;
— при показе преподаватель занимает положение, при котором ему удобно руководить всеми учащимися (например, стоя на возвышении, легче держать под контролем учащихся всего класса), а ученикам видеть упражнения в плоскости, наглядно отражающей структуру действия (например, стоя к учащимся в профиль, легче показать правильное сгибание ноги вперед);
— показы преподавателем «как не надо выполнять» допустимы в тех случаях, когда учащиеся способны критически относиться к выполняемым упражнениям, умеют анализировать свои движения и если такой показ сопровождается убедительным объяснением и не является передразниванием недостатков учащегося;
— зеркальные показы целесообразны при использовании лишь простых, преимущественно общеразвивающих упражнений. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит, как правило, к нарушению естественности, легкости исполнения.
2. Наглядные пособия (рисунки; кинограммы с изображением последовательности движений, составляющих действие; учебные видеофильмы и т.п.). Демонстрация наглядных пособий обладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание учащихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
Для усвоения результатов наглядного восприятия полезны вопросы преподавателя и ответы учащихся.
3. Ориентиры (предметные регуляторы). Если показ движений и демонстрация наглядных пособий при обучении двигательным действиям используются довольно часто, то ориентиры пока не получили широкого применения на уроке физической культуры. А между тем ориентиры — одно из эффективных средств наглядности. Для безошибочного выполнения отдельных элементов и упражнений в целом в учебном процессе используются следующие ориентиры:
— пространственные (линии, флажки, метки, жесткие ограничители движений по амплитуде, направлению), указывающие точную меру движений тела или его отдельных частей;
— звуковые и световые (метроном, хлопки руками, словесный сигнал, музыкальный такт, электронные звуколидеры и светолидеры и т.п.), задающие определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.;
— инструментальные (показания приборов, секундомеров, измерителей высоты и длины прыжка и т.п.).
Некоторые ориентиры, используемые на уроках физической культуры, представлены на рис. 18.
Увидев, как выполняется упражнение, и выслушав объяснения преподавателя, учащиеся иногда не могут воспроизвести его правильно: они лишь зрительно воспринимают «чужие» движения. Зрительные восприятия, как бы точны они ни были, не создают полного «живого» представления, если они не подкреплены мышечно-двигательными ощущениями.
Чтобы воспроизвести упражнение правильно, надо его зрительный образ соединить с мышечно-двигательными ощущениями собственных движений. Создать правильные мышечно-двигательные ощущения как раз и помогают различные ориентиры (предметные регуляторы). Например, часто после показа и объяснения ученики не выполняют требования бежать, высоко поднимая бедро. Добиться правильных движений помогают такие задания, как бег через набивные мячи, невысокие препятствия. При метании малого мяча на дальность с места и разбега ученики нередко посылают его не прямо перед собой, а в сторону, хотя преподаватель показывал и объяснял, как правильно выполняется метание. Более точному направлению броска способствует метание в длинный узкий коридор.
Предметные регуляторы в основном используются при начальном разучивании двигательных действий.
Ни один урок не должен проходить без включения в него специальных упражнений, способствующих развитию тех или иных физических качеств. При выборе упражнений, активно воздействующих на то или иное физическое качество, важно придерживаться следующих рекомендаций.
1. Для достижения лучших результатов в развитии у школьников быстроты следует включать в уроки упражнения по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время. Кроме того, необходимо подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемещения, скорость действий, частоту движений. Такими упражнениями являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и спортивные игры, встречные эстафеты и т.д. Такие упражнения (за исключением игр и эстафет) лучше применять в начале основной части урока, когда организм еще не утомлен.
Проявлению максимума скоростных возможностей содействуют соревновательные и игровые приемы выполнения упражнений.
2. Для развития силы типичными являются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лазание по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, различные виды единоборств и т.д.).
3. Выносливость надо развивать на каждом уроке, применяя специальные упражнения и увеличивая плотность и интенсивность занятий. Особенно эффективны бег на средние дистанции, кроссы, бег на лыжах, подвижные игры («Ручей», «Кросс по кругу», «Бег с выбыванием», «Смена лидеров» и др.) и спортивные игры. В младших классах в основном применяется бег в медленном, равномерном темпе, т.е. бег со скоростью 2—3 м/с, а также равномерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих упражнений. В средних и старших классах применяется равномерный бег продолжительностью 8—25 мин, повторный бег на отрезках 200—800 м и др.
В основной части занятия упражнения на выносливость всегда следует выполнять последними.
4. Развитию координации движений способствуют подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, полосы препятствий, эстафеты с предметами и различные упражнения с использованием нестандартного оборудования и др.
5. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять упражнения на равновесие.
Специфика предмета «Физическая культура» помогает преподавателю успешно воспитывать на уроках и личностные качества учащихся. Для того чтобы достигнуть наибольшего эффекта в воспитании нравственности, необходимо применять на каждом уроке различные средства воспитывающего характера. К их числу относятся: подбор заданий, содействующих сплочению коллектива учащихся; организация совместных действий, взаимопомощь, взаимовыручка; поощрение положительных и порицание отрицательных поступков, совершаемых учениками на уроке, и др. Для воспитания личностных качеств надо ставить перед учащимися трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости можно использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха перед выполнением, например, опорных прыжков, упражнений на гимнастических снарядах и др.
В содержание заключительной части урока, как правило, входят: упражнения, способствующие снижению возбуждения (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на дыхание и расслабление мышц); упражнения, способствующие регулированию эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания и упражнения на внимание); мероприятия по подведению итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся; сообщение задания на дом (для всего класса или отдельным ученикам).
43. Общеметодические и спецефические принципы физического воспитания.
Общеметодические принципы
Это, отправные положения, определяющие общую методику процесса ФВ.
1. Принцип сознательности и творческой активности раскрывается в следующих требованиях:
- формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятия (занятий);
- стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное расходование (использование) сил при выполнении физических упражнений;
- воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
Согласно теории деятельности активность человека зависит от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий как знание, мотивация, потребность, интересы и цели.
2. Принцип наглядности предполагает включение органов чувств в процессе познания при формировании представления о разучиваемом действии, при анализе возникающих ошибок.
а) зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов на этапе начального разучивания и анализ в записи собственного исполнения на этапе совершенствования двигательного действия.
б) звуковая наглядность – в виде различных звуковых сигналов, команд для уточнения временных и ритмических характеристик двигательных действий.
в) двигательная наглядность – наиболее специфическая для ФВ направляющая помощь и проведение по движению.
3. Принцип доступности и индивидуализации обучения требует учета готовности занимающихся (интеллектуальной, психологической, физической) к выполнению задания. Суть этого принципа в области ФВ раскрывают следующие положения:
- определять меру допустимого (программно-нормативная и индивидуальная доступность);
- не завышать посильную меру нагрузок.
Одно из решающих методических условий доступности – это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается правилами: от известного к неизвестному; от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному; от легко к трудному.
Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются: 1) объективные показатели (показатели здоровья, функциональные пробы, кардиограммы и др. показатели тренированности; 2) субъективные показатели (сон, аппетит).
|