Навигация по странице:
|
Бланк социометрического опроса
Бланк социометрического опроса
Ф. И. О.
Курс (группа, класс, отдел)
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.).
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
а)
б)
в)
Социометрический тест
Методика "Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено в 1951 году. Используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений с целью улучшения и оптимизации взаимодействия группы лиц или участников
Основные положения теории Морено
Социальный атом общества - это не отдельный индивид, а их сосуществование;
Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.
Цель:выявление социометрического статуса в коллективе; определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных навыков членов коллектива.
Возраст: студенты 1-4 курсов.
Инструкция:Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайтесь быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл.
Читайте каждый вопрос и сразу отвечайте на него. Для фамилий, которые вы будете записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывайте в любом порядке. Упоминайте только тех, кто здесь присутствует.
Прежде чем начинать работу, напишите свое имя, фамилию.
Процедура проведения
Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:
1-й этап
Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.
2-й этап
Разработка социометрических критериев.
Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:
формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.
двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.
прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.
сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.
Требования к критериям
Ограниченное количество (3-4);
логическая связь между собой;
критерии должны вызывать интерес;
смысл критериев должен быть понятен испытуемым;
критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.
3-й этап
Выбор типа процедуры социометрического исследования.
Социометрия может проводится в двух вариантах:
Непараметрическая процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.
Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.
Достоинства непараметрической процедуры:
позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.
Недостатки непараметрической процедуры:
при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.
Параметрическая процедура
Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];
N — число членов группы.
Достоинства параметрической процедуры:
повышает надёжность полученных данных;
облегчает статистическую обработку;
позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.
Недостатки непараметрической процедуры:
не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;
социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
4-й этап
Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.
При проведении социометрии, возможны два варианта:
I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.
-
II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:
готовятся списки членов группы;
каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.
Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:
заголовок;
инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;
подписание карточки (разборчиво).
5-й этап
Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.
В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.
Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.
Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
необходим доверительный контакт с группой.
Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.
Мягкое формулирование целей тестирования.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:
каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;
при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);
при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.
6-й этап
Непосредственно обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).
Социометрические индексы
Выделяют два типа социометрических индексов:
персональные социометрические индексы;
групповые социометрические индексы.
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными персональными социометрическими индексами являются:
индекс социометрического статуса i-члена;
индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:
i – объект выбора;
j – субъект выбора;
ij – совмещение ролей.
Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:
индекс эмоциональной экспансивности группы;
индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);
Интерпретация результатов
Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:
Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Таблица 1 (критерий выбора: 1)
Матрица социометрических положительных выборов
№
|
Фамилия,
имя, отчество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во выборов (M)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во взаимных выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).
Таблица 2
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа
|
Количество полученных выборов
|
«Звезды»
|
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
|
«Предпочитаемые»
|
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
|
«Принятые»
|
|
«Непринятые»
|
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
|
«Отвергнутые»
|
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым
|
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
K =
|
Общее число сделанных выборов
|
Общее количество испытуемых
|
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
KB =
|
Количество взаимных выборов
|
Общее число выборов
|
Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Игра «Социальный статус»
Цель: Приобрести навыки адаптации к изменяющемуся социальному статусу, выработать основные модели поведения в соответствии со своим статусом.
Возраст: от 14 до 29 лет
Инструкция; Вам будут розданы карточки, на которых будет обозначен ваш статус. Прочитайте эту карточку, никому не показывая. Также вам будет дана ситуация (положительная, негативная), из которой вам необходимо найти выход в соответствии с социальным статусом, обозначенным на карточке.
В этой игре вы сможете:
– узнать, в какой социальной роли вас видят окружающие до знакомства и после общения;
– осмыслить в какой социальной роли вы себя позиционируете здесь и сейчас;
– в выбранной вами социальной роли, по желанию, проиграть конфликтный сценарий, (безопасные условия гарантируем) и понять, насколько удобна выбранная вами роль и дает ли она возможность для нахождения совместных компромиссов с конфликтующей стороной;
- потренировать умение слушать и слышать иную точку зрения, отличную от вашей;
– научиться видеть, в какой социальной роли находится ваш собеседник;
– задаться вопросом и поискать на него ответ: «какая из масок стала настолько «своей», что ее уже трудно снять?
Процедура проведения
1 этап: Инструктаж
2 этап: Раздача карточек, обозначение ролей.
3 этап: Озвучивание ситуаций
4 этап: Проведение игры
5 этап: Разрешение конфликтной ситуации.
Статусы:
1) звезда;
2) душа компании;
3) нытик;
4) игнорируемый;
5) задира.
Ситуации:
-
Негативная: Вы находитесь на необитаемом острове. Сейчас ночь и вам необходимо пойти за дровами. Никто не хочет этого делать, так как на острове водятся дикие звери, растут ядовитые растения и в джунглях обитают аборигены. Вам жизненно необходимо добыть дрова, но в задачу каждого из вас входит отказаться от этого, в соответствии с ролью данной вам.
Положительная: Вы сотрудники крупной международной компании и ваше руководство проводит конкурс красоты. Каждый из вас хочет участвовать в нем, так как участие гарантирует карьерной рост и другие выгоды. Не отказывайтесь до последнего от участия в конкурсе, но делайте это в соответствии с ролью данной вам.
Игра «Цифры»
Цель: Выявить уровень взаимопонимания в коллективе.
Возраст: от 16 до 35 лет.
Инструктаж: Вам необходимо коллективно вести счет, не соблюдая при этом очередность, не переглядываясь и не делая продолжительной паузы. Игра прекращается, если одновременно называют цифру.
Анализ:
«1-15» - уровень взаимопонимания в коллективе находится на низком уровне, уменьшает эффективность работы, препятствует быстрому достижению результата в совместной деятельности; способствует повышенной утомляемости, низкой активности, безынициативности.
«16-35»- уровень взаимопонимания находится в пределах нормы.
«36 и более»- уровень взаимопонимания в коллективе находится на высоком уровне. Повышенная вовлеченность в дела друг друга мешает качественно исполнять свои обязанности и строить отношения «начальник-подчиненный» в коллективе.
Игра «Трое в лодке, не считая собаки»
Цель: Научиться добиваться поставленной цели, приобрести умение высказать свою мысль и научиться слушать других.
Инструктаж: Вы оказались в лодке, посреди океана. Эта лодка способна выдержать лишь троих из вас. Провизия и медикаменты также рассчитаны на троих. Вы должны придумать любую историю и привести весомые аргументы в пользу того, что именно вы останетесь на лодке и выживете.
Примечания: Минимизировать негативное восприятие своей роли, донести до участников, что это лишь игра.
Программа тренинга « Эффективность работы в коллективе»
1. Вводная часть
Цель: Создать благоприятную атмосферу.
1)Знакомство
2)Игра «горячий стул»
2. Социальный статус
Цель: определение социального статуса и приобретение навыков адаптации к его изменению.
1)Социометрия(тест)
2)Игра «социальные статусы»
3. Взаимопонимание в коллективе
Цель: Определить уровень взаимопонимания в коллективе и провести его коррекцию
1)Игра «цифры»
2) Игра «Трое в лодке, не считая собаки»
4. Завершающая часть
1)Подведение итогов
2) Результаты социометрического теста
3)Интервью(беседа)
Вопросы для интервью.
Что вы узнали нового друг о друге?
Как вы думаете, повлияет ли тренинг на ваши отношения?
Понравилось ли вам?
Есть ли интересующие вас темы или вопросы для обсуждения и проблемы и трудности, которые необходимо было бы решить?
Звезда
душа компании
нытик
игнорируемый
задира
Звезда
душа компании
нытик
игнорируемый
задира
|
|
|