Сухомлинский В.А.
Мудрая власть коллектива (или в другом переводе Методика воспитания коллектива)
Важнейший период становления личности будущего гражданина Страны Советов приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей и молодежи к производственному труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины
Школьный коллектив
Важнейший период становления личности будущего гражданина Страны Советов приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей и молодежи к производственному труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Школьному коллективу придавали большое значение Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко. Исходя из учения марксизма-ленинизма о воспитании, они все вопросы педагогической теории и практики решали в свете подготовки молодого поколения коллективистов.
В тезисах доклада об общественно-политическом воспитании в школе II ступени Н. К. Крупская писала:
«В СССР власть принадлежит трудящимся. Они взяли ее для того, чтобы перестроить всю жизнь на началах социализма, т. е. коллективизма. Тов. Ленин главной задачей нашего времени считал именно перевоспитание широчайших народных масс в духе коллективизма путем кооперирования, т. е. объединения хозяйственных усилий разрозненных производителей.
Общественно-политическое воспитание в школе II ступени должно преследовать цель - воспитание из ребят коллективистов, т. е. людей, умеющих подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого, умеющих работать и жить коллективно, во всем помогать друг другу».
А. С. Макаренко, разработавший систему воспитания детей в коллективе, для коллектива и через коллектив, остро критиковал распространенную в его время среди педагогов формулировку, данную педологами, по которой под коллективом понимали «группу взаимодействующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные раздражения». С сарказмом Антон Семенович говорил, что от этого определения на десять верст пахнет биологизмом, что оно может быть применено к стае обезьян или колонии полипов, но совершенно непригодно для коллектива людей, для человеческой деятельности. Если же его отнести к людям, то тогда под такое понятие коллектива можно подвести все, что угодно, вплоть до пассажиров трамвайного вагона, до уличной толпы, пьяных, которые подрались. А. С. Макаренко подчеркивал, что только социальное единство людей, основанное на социалистическом принципе объединения, может быть названо коллективом. Так, мы говорим о коллективе трудящихся Харьковского тракторного завода, но никогда не скажем «коллектив заводов Форда». Можно назвать коллективом советскую семью, построенную на принципе равного участия ее членов в общественном труде, но не может быть коллективом купеческая семья, которую возглавляет отец - самодур.
А. С. Макаренко так характеризовал коллектив:
«По нашему мнению, коллектив есть контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения.
По отношению к отдельной личности коллектив утверждает суверенитет целого коллектива.
Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива.
Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества».
Говоря о детском коллективе, Макаренко замечал, что, поскольку советская система воспитания является социалистической, то и наша воспитывающая
организация имеет форму коллектива.
«Коллектив наших воспитанников, - подчеркивал Антон Семенович, - есть не только собрание молодежи, это прежде всего ячейка социалистического общества, обладающая всеми особенностями, правами и обязанностями всякого другого коллектива в Советской стране».
Наиболее известным в практике и исследованным в педагогической теории является первичный классный коллектив.
В этой работе речь и пойдет о школьном коллективе.
Школьный коллектив - это не только ученики школы. Он включает в себя также и педагогический персонал. Ученический и педагогический коллективы - отдельные объединения, которые живут своей жизнью, каждый из них имеет свои закономерности становления и развития. Между ними нельзя провести какой-либо резкой грани, они не отделены друг от друга какой-то стеной, они в своем единстве представляют школьный коллектив, вместе с тем они и не сливаются в единое целое.
Мы рассматриваем школьный коллектив как высшую, наисложнейшую форму коллективистских взаимоотношений. Школьный коллектив - это школа гражданства, в которой формируются качества активного участника коммунистического строительства, образно говоря, это то гнездо, из которого птенец отправляется в самостоятельный полет.
В нашей стране немало школ, где сложились чудесные школьные коллективы. Есть огромная потребность обобщить практический опыт, сделать из него теоретические выводы. Теоретическое исследование и обобщение опыта по вопросам методики воспитания школьного коллектива имеет огромное практическое значение для руководителей школ, учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, комсомольских и пионерских работников, классных руководителей и т. п. Как добиться того, чтобы коллектив был определяющей, путеводной, воспитывающей силой? В чем состоит содержание коллективной деятельности? Как возможно целесообразнее построить организационные и духовные взаимоотношения в крллективе? Как обеспечить единство идейной и организационной основ школьного коллектива, общую деятельность комсомольской и пионерской организаций? Как добиться того, чтобы десятиклассника и первоклассника, которые являются членами школьного коллектива, объединяли общие интересы, общая деятельность?
Эти и некоторые другие вопросы мы постараемся теоретически обосновать и дать практические советы, которые базируются на длительном опыте педагогического коллектива Павлышской средней школы Кировоградской области.
|