Что такое платон у дальнобойщиков

«Платон» — это российская система взимания платы за эксплуатацию автомобильных дорог, работающая с 2015 года. Деньги с перевозчиков взимаются для компенсации ущерба, который большегрузные автомобили наносят автомобильным дорогам общего пользования. Деньги переводятся в пользу государственного бюджета и в перспективе направляются на восстановление автомобильных трасс федерального назначения. Давайте рассмотрим, что такое система «Платон», как она действует и чем чревато уклонение от платы.

Что такое система «Платон»

«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.

Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.

За услуги оператора из федерального бюджета Российской Федерации ежегодно компании выделяется 10 500 млн. рублей. По оценке ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», благодаря работе «Платона» федеральный бюджет должен получать ежегодное пополнение в размере 20-50 миллиардов рублей.

Система взимания платы «Платон» покрывает 50 774 километра федеральных дорог. Для обеспечения стабильной и эффективной работы, она включает в себя:

  • центры информационной поддержки;
  • геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
  • бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
  • системы стационарного контроля;
  • системы мобильного контроля;
  • интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
  • колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.

Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:

  • улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
  • поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.

Система взимания платы «Платон» также рассматривается как обеспечивающая реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» программы «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.». Функционирование «Платон» позволяет улучшить состояние дорог и снизить нагрузку на бюджет (муниципальный и государственный), необходимый для сохранения транспортно-эксплуатационных параметров.

Как работает система «Платон»

На данный момент система взимания платы предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.

Для мониторинга и идентификации автомобилей, попадающих под действие «Платона», используются машины мобильного контроля «Платон» и рамные конструкции, располагаемые над дорожным полотном.

Система «Платон» регистрирует административные нарушения автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн и передаёт данные о них в ГИБДД. При этом штрафы за нарушения выписываются самой госинспецией.

Для оформления разовой Маршрутной карты необходимо обратиться в ЦИПП (центр информационной поддержки пользователей), воспользоваться Мобильным приложением или Личным кабинетом. Перед этим владелец транспортного средства уже должен быть зарегистрирован в системе. Внесение средств на расчётные записи производится в ЦИИП (в кассах и через терминалы), Мобильном приложении и Личном кабинете пользователя на сайте.

Бортовое устройство автоматически передаёт данные о передвижении автомобиля. В соответствии с тем, по каким дорогам двигается транспортное средство, с расчётной записи списывается плата. «Платон» не взимает плату за проезд по платным и дорогам федерального назначения.

Читайте также: Что такое утилизационный сбор и кто должен его оплачивать.

Какие машины под нее попадают под систему«Платон»

Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.

Плата за пользование дорогами не взимается:

  • пассажирских автотранспортных средств;
  • военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
  • транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.

Как зарегистрироваться в системе «Платон»

Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.

Перечень документов для российских предпринимателей:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • ИНН;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Перечень для крупных юридических лиц из РФ:

  • документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
  • ИНН;
  • паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.

Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:

  • техпаспорт на большегрузное ТС;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
  • копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
  • персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).

Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.

Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.

Читайте также: Что такое зеленая карта на автомобиль и для чего она нужна.

Тарифы и штрафы

На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:

  • отсутствия бортового устройства в автомобилей;
  • езды с неисправным или отключённым БУ;
  • когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
  • езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
  • продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.

Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:

  • для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
  • для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.

При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.

Конец 2015 года ознаменовался введением в эксплуатацию российской системы «Платон». Новшество, запуск которого был произведен в ноябре ушедшего года, предназначено для сбора средств на восстановление федеральных дорог, страдающих от ущерба, причиняемого проезжающими по ним автомобилями. Касается это большегрузного транспорта, а если точнее, то автомашин, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн. Согласно статистическим данным, именно крупнотоннажный транспорт является главной причиной повреждения автодорог: один проехавший большегруз, весящий больше 12 тонн, наносит столько же вреда, сколько 30-50 тысяч промчавшихся легковушек.

Крупнотоннажный транспорт наносит серьезный вред дорожному покрытию

История системы «Платон»

Название новой системы расшифровывается как «плата за тонну». Ее создание и внедрение обсуждалось еще в 2011 году, но было неизвестно, когда она заработает. По мнению чиновников, взимание дополнительной платы справедливо, ведь доход от проезда многотонников, осуществляющих грузоперевозки, будет направляться в первую очередь на улучшение имеющихся автотрасс. В мире более 12 стран применяют этот инструмент уже на протяжении нескольких лет. Европейские руководители считают, что средства на ремонт автомобильных трасс должны предоставляться теми, кто получает доход от грузоперевозок.

Следует отметить, что не всякий большегруз подвергается взиманию дополнительных средств. Для самосвалов и грузовиков, вес которых превышает 12 тонн, система работает. А вот транспорт, осуществляющий пассажироперевозки, избавлен от внесения новых платежей. То же касается и специальной техники, предназначенной для аварийно-спасательных мероприятий, в число которой входят:

  • скорая помощь;
  • полиция;
  • пожарные машины;
  • другая спецтехника.

Перевозчики вооружения и военная техника тоже не облагаются новым «налогом».

Пожарная, санитарная и военная техника пошлиной не облагается

Как пользоваться системой

Для начала необходимо зарегистрироваться. Это потребует внесения сведений о себе и своем автомобиле в систему. Пользователь должен произвести ввод следующих данных:

  • адрес электронного почтового ящика;
  • номер сотового телефона;
  • ИНН;
  • реквизиты банковской карты;
  • скан свидетельства о регистрации ТС.
Читайте также:  Устройство помпы для воды из бутылей

Кроме этого, обязательным является внесение первоначального взноса.

Предоставив все данные, придется ожидать около 5 суток, пока будет произведена проверка номеров и документов. Затем можно обратиться в офис – получить документы и бортовое устройство.

Но это вариант оформления для физических лиц. В случае с юридическими лицами и ИП понадобится внесение еще ряда сведений. Ознакомиться со списком требуемых документов можно на официальном сайте системы мониторинга и взимания платы – platon.ru.

Предпочтительным все-таки является личное обращение сразу в центр обслуживания системы. Оформление в этом случае займет меньше времени.

Центр обслуживания Платон поможет быстро оформить все необходимые документы

Варианты пользования системой

Если водитель многотонника, весящего более 12 тыс. кг, отдает предпочтение составлению маршрутной карты, то оплата проезда по федеральным трассам производится заранее. Но для этого необходимо точно знать весь маршрут и неукоснительно следовать ему. Отклонение от заданного пути, проезд не в том месте, приведет к наложению штрафа на владельца. Заплатить можно, посетив Центр информационной поддержки пользователей (ЦИПП), либо через личный кабинет на сайте системы (доступ возможен и с мобильных устройств). Также можно воспользоваться терминалами самообслуживания. Вариант онлайн-платежа должен быть произведен не позднее чем за шесть часов до поездки. Для мобильных девайсов есть соответствующее мобильное приложение.

Если же выбор сделан в пользу бортового устройства, то необходимо лишь своевременно пополнять свой расчетный счет, с которого денежные средства будут вычитаться при каждом проезде мимо специально оборудованных рам на автотрассах. Этот способ расчета предпочтительнее. Само приспособление выдается бесплатно, но использовать его можно только на одной автомашине – переставлять на другой автомобиль нельзя, замена каким-либо аналогом тоже недопустима.

Кроме стационарно установленных средств контроля и слежения за соблюдением предписаний нововведения, мониторинг осуществляется также с мобильных пунктов – автомобилей, оснащенных спецоборудованием. Информация, полученная с помощью мониторинга, транслируется напрямую в ЦИПП, где она изучается, и в случае обнаружения нарушений на водителя налагается штраф.

При наличии бортового устройства его владелец должен всего лишь регулярно пополнять счет

Бортовое устройство

Что представляет собой бортовое устройство? Это небольших размеров прибор, подключаемый к прикуривателю. Крепится он к лобовому стеклу автомашины. Прибор не должен устанавливаться в том месте лобового стекла, где осуществляется его обогрев. Имеются еще некоторые условия, которые нужно соблюдать при установке, для этого необходимо ознакомиться с прилагаемой инструкцией.

Функция прибора – автоматическое определение маршрута движения, для чего предусмотрена связь со спутниковыми системами ГЛОНАСС и GPS. В «Платон» сведения о перемещениях автомобиля передаются прибором уже посредством сотовых сетей. Настраивать приспособление не требуется. При любых неполадках в его работе следует обращаться к оператору, замена устройства может быть произведена в ближайшем центре обслуживания.

При использовании бортового прибора нужно обязательно следить за его состоянием – индикатор «Статус» должен светиться зеленым светом. Любые другие варианты состояния этого индикатора сигнализируют о том, что прибор не выполняет своих функций. Продолжение езды с таким устройством будет считаться нарушением и повлечет наложение штрафа на дальнобойщика.

ГЛОНАСС обеспечивает отслеживание перемещения большегрузов в режиме реального времени

Штрафы и льготы

В связи с кризисной ситуацией государство не имеет возможности выделять дополнительные средства на поддержание автодорог в должном состоянии. Но оставлять эту отрасль совсем без средств нельзя – дальнейшее разрушение автотрасс только усугубит кризисные явления. Что же делать? Проблемы, по мнению российских чиновников, могут быть решены благодаря запуску «Платона» – сбор за первые 12 месяцев может составить около 40 миллиардов рублей. Но с этими предположениями согласны не все. Часть дальнобойщиков, приняв «правила игры», стали регистрироваться, оформлять маршрутные карты, получать бортовые приборы и продолжать грузоперевозки. Другие же дальнобойщики скептично отнеслись к нововведению, в результате чего власти идут уступки.

Многочисленные протесты дальнобойщиков возымели силу, и правительство приняло решение о внесении определенных изменений в систему взимания денег. Власти стали делать шаги навстречу протестующим. Во-первых, более чем в два раза был снижен тариф – до конца февраля была установлена стоимость километра федеральной трассы в размере 1,53 рубля, изначально же планировалось взимание 3,73 рубля. С начала марта стоимость стала равна 3,06 рубля за километр, что тоже меньше заявленной ранее суммы.

Во-вторых, первоначальный уровень штрафов был снижен практически в сто раз. Если с юридических лиц планировалось брать суммы от 450 тысяч до одного миллиона (в зависимости от того, первым является данное нарушение или повторным), то после изменений штрафы с владельцев многотонников снизились до 5 тысяч при первом нарушении и до 10 тысяч рублей при повторном.

В-третьих, взимание штрафов до конца апреля текущего года производится только в столичной области.

Кроме того, Минэкономразвития России выступило с предложением сохранить для многотонных грузовиков льготный тариф на 12 месяцев. Другое важное решение, сделанное для уменьшения нагрузки на перевозчиков, – отказ от индексирования платы в зависимости от уровня инфляции.

Также по указанию Президента России, готовится законопроект о вычетах. Его вступление в силу уменьшит транспортный налог для фур на величину «платоновских» отчислений.

Эксперты считают, что в этих решениях есть недостатки, поэтому впоследствии возможны проблемы. Придется что-то делать, ведь замороженный тариф в сумме с вычетами недодаст казне более 24 миллиардов рублей.

Протесты против Платона привели к понижению тарифной ставки

Какое развитие даст введенная система

В связи с вводом новых поборов возникает вопрос о распределении дохода – куда идут собранные деньги? Есть предположение, что пользу от нововведения получат не только автомобильные трассы. Удорожание автоперевозок вынужденно перенесет часть нагрузки. Но куда? На железнодорожный и водный транспорт. Значит, благодаря перераспределению грузоперевозок соответствующие отрасли получат дополнительный стимул к развитию. Тем самым могут быть решены проблемы, касающиеся не только автомобильных трасс.

Дорожная инфраструктура начнет обновляться после получения первых «платоновских» денег. Для принятия решения о том, на реализацию какого проекта и в какой регион полученные деньги будут направлены в первую очередь, проводятся семинары. И тут все зависит от расторопности и предприимчивости руководителей проектов.

Проект строительства объездной трассы в Хабаровском крае был предложен одним из первых. Его реализация позволит разгрузить автодороги областного центра.

Елена Семенова, начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства ФДА, обращает внимание на то, что предпочтение будет отдаваться проектам, для реализации которых требуется внесение не меньше 1,5 миллиарда рублей. Создаваемые инфраструктуры так же будут приносить прибыль благодаря взиманию платы за пользование ими.

Улучшение качества дорог — основная цель введения системы Платон

Мировой опыт

Россия не первая и не последняя страна, осуществившая запуск системы взимания платы за проезд по федеральным трассам. В Беларуси денежные средства взимаются не только с автотранспорта, масса которого превышает 12 тонн. Проезд по платным участкам должны оплачивать и машины, весящие больше 3,5 тонны, а также легковые автомобили, незарегистрированные в Таможенном союзе. Относительно величины взимаемых средств, то белорусский тариф дороже примерно в шесть раз.

В Европе осталось менее 12 стран, которые не взимают денежные средства за пользование автотрассами. В некоторых странах используются виньетки – наклейки на лобовом стекле, подтверждающие оплату дальнобойщиком дорожного сбора и позволяющие осуществлять контроль. Покупаются наклейки обычно на въезде в страну, на приграничных автозаправках. Существуют варианты приобретения виньеток через интернет.

В таких странах, как Швеция, Англия, Дания, Голландия, ситуация с подобной оплатой проще – имеется один-два участка, где водители должны платить деньги за проезд. Это мост или тоннель, по которому идут машины.

А в Германии введение в действие мер по сбору налога за проезд может быть отложено на неопределенно долгое время. Почему? Потому что Еврокомиссия считает, что германский вариант ущемляет права иностранцев – дорожный сбор, вводимый Германией, будет иметь меньший размер для граждан страны. В случае преодоления разногласий по этому поводу закон об оплате пользования трассами Германии вступит в силу в течение 12 месяцев.

Читайте также:  Шумоизоляция арок киа рио 3

Сравнительно недавно на территории Российской Федерации была запущена система по автоматическому взиманию денежных средств с владельцев грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн как компенсации за наносимый ими ущерб дорожному покрытию. Система дорог «Платон», получившая свое наименование отнюдь не в честь великого мыслителя, а от сокращения «плата за тонну», с самого момента запуска вызвала много разногласий. В чем же особенности данной программы и каков принцип ее работы?

Система «Платон»: что это такое?

Грузовые транспортные средства, подпадающие под действие программы, имеют массу, равную или свыше 12 тонн. За перемещение транспорта по федеральным трассам страны взимается оплата. «Платон» имеет собственную базу данных, в которую внесено свыше двух миллионов автомобилей и более 51 тысячи километров дорожного полотна. Официальный запуск системы был произведен в ноябре прошлого года.

Правительство в роли главного оператора «Платона» выбрало компанию «РТ-Инвест» ТС. После переговоров с Федеральным дорожным агентством было принято решение, по которому оплата проезда взималась как в виде «лицевой оплаты», так и при помощи автоматической системы.

Основная цель системы — улучшение состояния дорожного полотна федеральных трасс на территории всей России. Каждый год ему наносится значительный ущерб из-за автомобильных средств, чей вес превышает 12 тонн. Система «Платон» используется в качестве фундамента для следующей новой программы, которая будет запущена до 2020 года. Исключая возможность реставрации дорожного полотна, его можно будет полностью заменить, не прибегая к средствам из федерального бюджета.

Принципы работы

Существует несколько способов взимания денежных средств с водителей, которые имеет система «Платон». Что это, и как именно происходит оплата проезда по федеральным трассам?

Авансы. Деньги вносятся в систему непосредственно перед отправкой в рейс. Можно внести сумму как за одну поездку, так и за несколько последующих.

За пройденный километраж. Наиболее удобный способ оплаты, поскольку не подразумевает переплаты. Перед каждым выездом на трассу вносится оплата. «Платон» предлагает и более практичный способ – установку специального прибора в кабину автомобиля. Впрочем, у подключения бортового компьютера имеются и свои недостатки. Первый – строгий контроль пройденного километража. Второй — привязка автомобиля к спутниковой системе ГЛОНАСС и, соответственно, контроль со стороны ГИБДД.

Навесные рамы. Являются частью системы «Платон». Дороги федерального назначения оснащаются подобными конструкциями электромагнитного типа, которые считывают информацию с проходящего сквозь них транспортного средства и списывают определенную денежную сумму с личного счета водителя. Для этого, конечно же, обязательна регистрация в системе «Платон» и наличие специального электронного кода, который и считывают рамки.

Если взимание платы с грузовиков производится авансовым способом и регулярным оформлением дорожных маршрутов, то подобная процедура осуществляется следующим образом:

  • В любом Центре поддержки клиентской базы с помощью его сотрудников.
  • Заполнением специальной формы и учетной записи, зарегистрированной через личный кабинет на Платон.ру.

Бортовое устройство, устанавливаемое в кабинах транспортных средств, работает полностью в автоматическом режиме.

Регистрация в системе «Платон»

Первоначально владельцам грузовых транспортных средств необходимо пройти регистрацию. В базу данных вносится информация не только о клиенте, но и о его автомобиле. Данную процедуру можно провести через сайт Платон.ру. После завершения авторизации пользователь получит сгенерированные пароль и логин. В личном кабинете необходимо указать лицевой счет и внести на него денежные средства. Оформление маршрутной карты можно начинать сразу же после зачисления денег на счет.

Способы оплаты

При оформлении маршрутной карты денежные средства снимаются с лицевого счета владельца транспортного средства при наличии у него регистрации в системе Платон. Для оплаты выбранного маршрута можно произвести зачисление финансов непосредственно на банковский счет оператора при наличии реквизитов. Подобная процедура подразумевает под собой безналичный расчет. Кроме того, существует возможность оплаты посредством банковской карты, причем относится это не только к терминалам, но и к формам оплаты в личном кабинете и мобильному приложению.

Размер платы для многотоннажных автомобилей

После многочисленных высказываний против "Платона" тариф за один километр пути по федеральным трассам был изменен и зафиксирован на уровне 1,5293 рубля. Действительна стоимость была до конца февраля 2016 года. Ранее тариф составлял 3,73 рубля за километр трассы. Впрочем, снижение его величины действовало ограниченный период времени: начиная с марта 2016 года плата увеличилась практически в два раза и составила 3,06 рублей, теперь она останется неизменной до конца 2018 года.

По сравнению с аналогичными тарифными ставками в странах Европы в России подобная является самой низкой. К примеру, в Беларуси плата за проезд по трассам федерального назначения больше в шесть раз. По сравнению с австрийским тарифом российский ниже в двадцать раз.

Как увеличение тарифов скажется на росте цен в стране

Получив систему "Платон", Россия всколыхнулась: многие начали опасаться резкого скачка стоимости продуктов и прочих товаров. Конечно, затраты перевозчиков увеличатся, однако незначительно. Согласно утверждениям аналитиков, средняя стоимость перевозок грузов по территории России составляет приблизительно 30 рублей за километр. Прибавление к данной величине максимальной платы – 3,06 рубля – повысит цену за транспортировку только на 10%. При этом данные траты от конечной стоимости продукции составляют порядка 4-10%, не более. Соответственно, даже если брать во внимание максимальную планку расходов, то цены на товары должны возрасти максимум на 1%.

На данный момент на территории России в перевозке различных продовольственных товаров задействовано порядка 8,5% всех многотонных автомобилей. Оставшиеся 91,5% занимаются перевозкой навалочных и строительных грузов. При этом большая часть продовольствия перевозится на меньшие расстояния и на более крупногабаритных транспортных средствах.

Кроме того, следует брать во внимание и специфичную экономику России в целом. Перевозчики в стране вряд ли единодушно примут нововведения и повысят тарифы на собственные перевозки. Вероятнее всего, придется столкнуться с демпингом и всплеском активности игроков «черного рынка», которые будут уклоняться от уплаты налогов. Помимо этого, многолетняя практика других стран говорит сама за себя: в странах Балтии, к примеру, после внедрения дополнительной оплаты за проезд по трассам перевозчики стараются понижать фрахты, дабы не упускать покупателей в условиях жесткой конкуренции.

Штрафы за уклонение от использования «Платона»

Одновременно с внедрением системы «Платон» законы, внесенные в КоАП РФ, не раз подвергались изменениям и многочисленным обсуждениям. Согласно последней редакции кодекса, за несоблюдение требований о внесении платы за проезд по федеральным трассам владельцы транспортных средств и их водители будут подвергаться штрафам.

  1. Передвижение автомобиля массой свыше 12 тонн по дорогам федерального назначения без оплаты наносимого им ущерба влечет за собой наложение на водителя данного автомобиля штрафа в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц, которые ответственны за передвижение транспорта – сорока тысяч, на индивидуальных предпринимателей – сорока тысяч рублей, на юридических лиц – четырехсот пятидесяти тысяч рублей.
  2. Повторное совершение административного правонарушения становится причиной штрафа в размере от 50 тысяч до одного миллиона рублей для должностных лиц и юридических лиц соответственно.

Таковы за несоблюдение требований штрафы. «Платон» дешевле оплатить, чем на нем сэкономить. Согласно постановлению правительства штрафы могут выписываться, если:

  • Транспортное средство передвигается с неисправным либо отключенным бортовым прибором без оплаты маршрута владельцем и оповещения оператора.
  • Автомобиль следует по трассе без бортового прибора или на расчетном счету нет средств, необходимых для оплаты.
  • Транспортное средство отклоняется по времени или от маршрута, не имея при этом бортового устройства и не информируя об этом операторов.
  • Движение автомобиля продолжается после израсходования денежных средств на личном расчетном счете.

На сегодняшний день система функционирует в автоматическом режиме. Водителей во время передвижения по трассе подвергать проверкам не будут. Все данные в автоматическом режиме считываются с бортового устройства либо с карты. Подразумевает выписку штрафов система "Платон" (что это, мы выяснили) только после предоставления записей с приборов видео- и фотофиксации сотрудникам ГИБДД.

Читайте также:  Нет питания на форсунки калина

Эксплуатация системы

Для того чтобы начать пользоваться системой «Платон», водитель транспортного средства должен оформить специальный документ – маршрутную карту. В качестве альтернативы можно приобрести прибор, размещаемый на борту автомобиля. Стоит отметить, что установка устройства необязательна.

Каждый владелец грузового автомобиля заводит собственный лицевой счет, пополнение которого производится в личном кабинете через банковскую карту. Кроме того, вносить на расчетный счет средства можно через терминалы как самой системы, так и ее партнеров – QIWI либо через офисы на территории страны. На декабрь 2015 года таких точек насчитывалось 138. Оплачивать можно как банковскими картами, так и специальными топливными, с которых деньги снимаются без комиссии.

С целью избежания пробок на переходах между границами созданы специальные мобильные офисы, также осуществляющие прием платы за проезд.

Как расходуются средства, полученные в системе

Зачем нужна система «Платон», что это такое, и куда идут все деньги, вырученные за время ее работы? Сбор и распределение средств являются прерогативой Дорожного агентства. Именно оно ответственно за формирование бюджетов на развитие в регионах страны трасс. В том числе собранные средства будут выделяться и государственно-частным партнерам. Планируется, что система «Платон» будет приносить в год порядка 40 миллиардов рублей, и на эту сумму можно будет провести реставрацию 90% всех федеральных трасс в стране к 2019 году.

Предполагается, что все средства, находящиеся в бюджетах регионов, будут направлены на реализацию наиболее значимых объектов, поскольку ФДА будет принимать отчетные документы, направляя в региональные дорожные фонды деньги за платежи за проезд и штрафы. «Платон», благодаря внедрению и привлечению дополнительных инвестиций, планируется направить на поддержку и строительство самых крупных региональных проектов. К примеру, в Самарской области будет возводиться мост «Фрунзенский», в Ленинградской области и Твери – путепроводы, в Воронежской области – тоннель.

В Минтрансе РФ заявили, что внесенные в систему «Платон» дороги с учетом их последующей реконструкции за счет вырученных средств позволят оптимизировать транспортировку грузов по всей стране и нормализуют все области народного хозяйства. Заводам и предприятиям гарантируется оперативная поставка необходимой продукции для осуществления слаженного и быстрого функционирования.

Протесты против "Платона"

Внедрение системы положило начало массовым протестам дальнобойщиков. Первые недовольные начали появляться еще до того, как программа была запущена — в ноябре 2015 года. Возмущения продлились несколько месяцев, до декабря. Протесты были как против слишком высоких штрафов и платы, так и против того, что денежные результаты "Платона" идут не государству, а частной компании.

Дальнобойщики блокировали дороги и федеральные трассы, намеренно останавливая поток автомобилей. Требования, чтобы "Платон" был отменен в ближайшее время, в Перми превратились в акцию, в ходе которой водители большегрузных машин выстроились в колонну и передвигались со скоростью в 40 км/ч, что стало причиной возникновения пробки длиной в шесть километров. На кольцевой дороге Екатеринбурга была аналогичная ситуация: водители 200 фур собрали пробку длиной в 10 километров. В Тверской области протесты приняли трагический характер: в толпу влетел тягач с прицепом. В результате происшествия погиб один человек, троих госпитализировали.

Соответственно, столь ярая критика системы "Платон", отзывы о ней не самого лестного характера отрицательно сказывались на ее внедрении. Дальнобойщики считали, что программа слишком "сырая" и недоработанная, что ее запуск должен проходить только через несколько лет после прохождения специальных тестов.

Самая крупная акция протеста с лозунгами "Платон" — отменен!" прошла в Дагестане: на дорогах собралось свыше 17 тысяч человек, а локальные СМИ сообщали, что грузовые фуры растянулись на 57 километров. В ноябре 2015 года участники угрожали тем, что пойдут маршем на Москву, причем многие из них были из 16 других регионов страны. В начале декабря автомобилями была частично перекрыта МКАД, на которой для передвижения легковых машин оставили только одну полосу. Затем на парковке торгового центра "Мега-Химки" был организован лагерь дальнобойщиков, в котором находилось свыше 40 человек с фурами.

Протесты дали возможность дальнобойщикам снизить тарифы: Минтранс согласился установить новые расценки — за километр пути взимался 1,53 рубля вместо 3,73, и временно освободить водителей грузового транспорта от выплаты штрафов. В декабре прошлого года президент страны заявил, что "Платон" отменен не будет, однако призвал власти освободить фуры от уплаты налогов.

Аналоги системы в других странах

Программы, аналогичные российскому «Платону», функционируют и во многих других странах. К примеру, в Германии оператором подобной системы является компания Toll Collect: с грузовых автомобилей массой свыше 7,5 тонн взимается плата, величина которой зависит от уровня выбросов в окружающую среду и осей транспортного средства и варьируется от 8 до 22 евроцентов за один километр. Оплата производится либо при выборе определенного маршрута, либо при помощи бортовых приборов.

В Австрии плата взимается государственной компанией ASFiNAG. За один километр дороги дальнобойщики платят от 15 до 44 евроцентов. В прошлом году компанией было инвестировано порядка 500 миллионов евро на постройку новых дорог и около 485 миллионов на реконструкцию старых. Toll Collect и ASFiNAG в 2010 году инициировали запуск программы TOLL2GO, которая предназначается для тех, кто совершает рейсы на грузовом транспорте из одной страны в другую.

Аналог «Платона» в Словакии находится под контролем компании SkyToll: платежи взимаются с грузовых транспортных средств массой свыше 3,5 тонн, однако под действие данной системы подпадают только определенные трассы на территории страны. За один километр дороги плата составляет от 9 до 24 евроцентов и зависит от соответствия экологическим стандартам и массы автомобиля.

Был ли законным выбор концессионера программы?

Дальнобойщиков возмущали не только слишком высокие цены и наличие транспортного налога, но и компания-концессионер, которую выбрали для создания концессии без конкурсной основы.

Изначально правительство страны в августе 2013 года объявило конкурс, для участия в котором от компаний требовалось наличие определенных навыков в области создания и эксплуатации подобных систем. Предварительный этап прошли только три компании, у каждой из которых имелось иностранное участие, так как только зарубежные фирмы имели соответствующий опыт.

Глава «Ростехнологий», оператор системы «Платон» Сергей Чемезов после введения в 2014 году санкций выступил с предложением об отказе от иностранного опыта при формировании системы, полностью доверившись российскому программному обеспечению. Правительство согласилось с предложением и отменило конкурсную основу. Многие юристы высказались отрицательно, поскольку посчитали данное решение некорректным, так как случай с «Платоном» не входит в список исключений закона «О концессионных соглашениях», в которых можно обходиться без конкурсной основы.

Другие претензии

С юридической точки зрения существует еще одна проблема, суть которой сводится к тому, что законодательством РФ подразумевается только схема, по которой концессионер выплачивает правительству средства за право использования объекта соглашения, которым является вся система «Платон» и прочее оборудование.

Проще говоря, оператор должен выплачивать государство определенную сумму за право взимания денег с водителей грузовых автомобилей. Несмотря на это государство само выплачивает компании определенную сумму. Многие пользователи соцсетей и дальнобойщики возмутились фактом того, что РТИТС не только собирает денежные средства с водителей, но и получает их от государства.

Впрочем, все полученные деньги компания отправляет в бюджет страны. Кроме того, в законодательстве страны предусмотрен механизм концессионного соглашения, в котором имеется пункт и об условии платы концедента. По этому принципу и работает вся система «Платон». Смысл всего механизма заключается в том, что концессионер за свой счет возводит всю инфраструктуру, которая затем передается во владение правительства, которое выплачивает концессионеру определенную сумму за создание инфраструктуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector