Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Марцинковская. Детская практическая психология. Детская практическая психология под редакцией профессора Т. Д. Марцинковской



Скачать 1.96 Mb.
Название Детская практическая психология под редакцией профессора Т. Д. Марцинковской
Анкор Марцинковская. Детская практическая психология.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.96 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Марцинковская. Детская практическая психология.doc
Тип Документы
#383
страница 1 из 22
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

www.koob.ru

ДЕТСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

под редакцией

профессора Т.Д. Марцинковской




Рекомендовано Министерством

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим специальностям


МОСКВА

2000

УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

Д 38
Рецензенты:

доктор психологических наук член-корреспондент РАО И.В. Дубровина;

доктор психологических наук член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев

Коллектив авторов:

доктор психологических наук профессор Т.Д. Марцинковская - гл. 1, 3;

кандидат психологических наук доцент Е.И. Изотова - гл. 2, 4;

кандидат психологических наук профессор Т.Н. Счастная - гл. 5;

кандидат психологических наук Е.А. Калягина;

доктор психологических наук профессор Е.О. Смирнова - гл. 6

Детская практическая психология: Учебник / Под ред.

Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.

Для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

УДК 159.922.7 (075.8)

ББК88.8

В оформлении обложки использован фрагмент картины

Бальтуса "Дети" (1937)

ISBN 5-8297-0038-7 © "Гардарики", 2000

© Коллектив авторов, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 6

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 7

ГЛАВА 1 7

1.1. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДОЛОГИИ 7

1.2. СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ 12

1.3. РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДОЛОГИИ В 20-30-Е ГГ. 15

o ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 21

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 23

В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 23

ГЛАВА 2 23

2.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ 23

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 25

2.3. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 28

2.4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 29

2.5. OPГАНИЗAЦИOННO-МEТOДИЧECКAЯ ДОКУМEНТАЦИЯ 32

o ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 35

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35

ГЛАВА 3 35

3.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСТВА 35

3.2. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 39

3.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 41

3.4. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 48

o ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 50

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 50

ГЛАВА 4 50

4.1. ПСИХОДИАГНОСТИКА 50

4.2. ПCИXOКOPPEКЦИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 60

4.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ 63

4.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 65

o ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 69

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ 71

ГЛАВА 5 72

5.1. ТЕРМИНОЛОГИЯ 72

5.2. ОСОБЕННОСТИ ДЕПРИВАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ 72

5.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕПРИВАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 75

5.4. ОСОБЕННОСТИ ДЕПРИВАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 79

o ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 84

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ 84

ГЛАВА 6. 84

o ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 92

ЛИТЕРАТУРА 92

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 97

ПРИЛОЖЕНИЯ 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100

БЛАНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ 100

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104

ПРОТОКОЛЫ КОРРЕКЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ 104

МЕРОПРИЯТИЙ 104

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 106

ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАПРОСОВ 106

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106

БЛАНК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПРОСА 106

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107

ПЛАН РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 107

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 109

НАБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 109

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 109

НАБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ 109

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 110

HAБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 7- 12 ЛЕТ 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 110

НАБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 12-18 ЛЕТ 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 111

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 111

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 111

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ 111

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 112

ОБРАЗЦЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК И АНАЛИЗА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 112

ПРИЛОЖЕНИЕ 13 122

AНКЕТA ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 122

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 124

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 15 128

ВЫПИСКА ИЗ МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ 128

ПРИЛОЖЕНИЕ 16 129

СХЕМА БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ 129

ПРИЛОЖЕНИЕ 17 130

СХЕМА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ 130

ПРИЛОЖЕНИЕ 18 131

КОНСПЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 19 133

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 133

ПРИЛОЖЕНИЕ 20 135

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 135

ПРИЛОЖЕНИЕ 21 138

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМООЦЕНКИ РОДИТЕЛЕЙ 138

ПРИЛОЖЕНИЕ 22 140

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 23 146

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 146

ПРИЛОЖЕНИЕ 24 153

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ 153


ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.

Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.

В конце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.

В книгу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми - наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.

Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.

ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1
1.1. Становление детской практической психологии и педологии

Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX - начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией начал издаваться журнал "Педагогический семинар и журнал генетической психологии", а с 1910 г. - "Журнал педагогической психологии", посвященный тем же проблемам, что и журнал, который был создан Мейнаном.

Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир. Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, молодые люди должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о своих радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную характеристику подростков, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с их собственных позиций. Эти данные легли в основу книг "Юность" (1904) и "Проблемы воспитания" (1911).

Холл был также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле. Фактически, именно педология в том виде, как ее рассматривал Холл, является предтечей современной детской практической психологии.

Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и воспитанию ребенка. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказывал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. С его точки зрения прохождение каждой онтогенетической стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал и механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, переход от одной стадии к другой осуществляется с помощью игры, которая служит специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.

Работы Д. Селли "Очерки по психологии детства" (1895) и "Педагогическая психология" (1894-1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по контрасту. Данные, полученные Селли, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений последовательница Селли - М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы, достаточно распространенной и на сегодняшний день, стала тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых способствуют познавательному развитию детей.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман основал психологическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Мейман стал также основателем первого специального журнала, посвященного педологическим проблемам, - "Журнала по педагогической психологии". Основное внимание он уделял прикладному аспекту детской психологии и педологии, так как считал, что главная задача педологии - разработка методологических основ обучения детей. Его трехтомник "Лекции по экспериментальной педагогике" (1907) представлял собой своего рода энциклопедию педагогической и практической психологии того времени.

Мейман считал, что педология должна не только изучать стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития и проводить его диагностику. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании особенностей психики конкретного ребенка.

При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет. В ней опробовались разные программы обучения детей, разработанные с учетом периодизации Меймана, а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора - по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для них стилю общения с учителем. Небходимо отметить, что если одаренность, так же как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно Мейманом.

Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж.Ж. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии.

Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, поскольку, по его мнению, у них разный круг изучаемых проблем. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. В то же время прикладная детская психология разделялась им на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста.

Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки - детской практической психологии, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.

Развитие детской практической психологии и педологии требовало не только четкого определения предмета и задач этой науки, что было сделано Мейманом и Клапаредом, но и разработки новых объективных методов психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественнонаучным (например, антропометрии). Одним из первых поиски таких новых способов измерения психических качеств начал английский ученый Ф. Гальтон.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
написать администратору сайта