Навигация по странице:
|
Экономика образования
|
Название |
Экономика образования
|
Анкор |
Shahova.docx |
Дата |
24.04.2017 |
Размер |
258.95 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Shahova.docx |
Тип |
Документы
#2181
|
страница |
1 из 9 |
|
-
Экономика образования –одна из самых молодых экономических наук, она сложилась позже экономики промышленности и других отраслевых экономик. Экономика образования как наука, может быть поэтому определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения культурно-технического уровня населения. Объектом изучения науки экономика образования является своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности.
Возникновение: Экономика считается одной из древнейших наук. Еще первобытные люди производили между собой расчеты добываемой пищи, для того чтобы учитывать потребляемые ресурсы. Это одна из теорий происхождения экономики. Позже в эпоху феодализма появились первые школы экономики, когда возникла необходимость систематизирования экономических знаний и взглядов. Люди впервые стали учиться и получать экономическое образование. Однако сам процесс становления экономики как отдельной дисциплины окончательно произошел в индустриальный период.
К образованию как отрасли относят: - детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях,
- общее среднее образование,
- подготовку кадров.
Подготовка кадров в свою очередь включает профессионально - техническое, среднее специальное и высшее образование.
Основной субъект образования как отрасли – образовательное учреждение. Оно самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
Задачами экономики образования, таким образом, являются:
- систематизация знаний об образовании
- установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
- поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг
3. Предмет экономики образования– специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения .Предмет экономики образования составляет разработка принципов организации, оплаты труда и материального стимулирования учителей школ, профессорско-преподавательского состава. Важно учитывать общие условия труда различных категорий преподавателей и совершенствовать систему оплаты их труда. С этим связано определение научно-обоснованных штатов учителей, преподавателей. Экономика образования опирается на специальные методы исследования, такие, как сравнительный, балансовый, экономический анализ, социологический метод, программно-целевой и комплексный методы, статистические методы.
4. Система образования, ее составляющие, образовательный процесс.
Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «Об Образовании» система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
государственными
муниципальными
негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений:
1.Дошкольные: ясли, детские сады
2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.
3.Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии), послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура, курсы, институты повышения квалификации) образования.
4.Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.
5.Учрежедния дополнительного образования детей, музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества и пр.
6.Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.
7.Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
С учетом потребностей и возможностей личности используются различные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные, заочные формы), в форме семейного образования, самообразования, экстерната и пр.
В системе высшего профессионального образования наиболее распространенными типами образовательных учреждений являются институты, университеты, академии.
Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования.
Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственныецели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественныецели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативныецели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.
В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.
Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.
Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.
5. Понятие системы образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В 90-е годы прошлого века система образования в стране претерпела большие изменения. Были провозглашены новые принципы приоритета человека, его прав и свобод, демократизации, гуманизации образования, его непрерывности и вариативности, уважения и учета региональных и национальных особенностей обучения, широкой автономии образовательных учреждений.
При этом особое внимание уделялось соответствию новой системы образования нормам основополагающих международных документов - Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, определяющих такие условия полного осуществления права на образование, как:
обязательность и бесплатность начального образования;
доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования;
свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать их религиозное и нравственное воспитание в соответствии с собственными убеждениями;
направленность образования на полное развитие личности и ее достоинства, уважение к правам человека, взаимопонимание, терпимость и дружбу между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Положения Конституции Российской Федерации в части, касающейся права на образование, а также Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" соответствуют лучшим мировым стандартам. Именно они отражают масштаб и глубину осуществляемых преобразований.
Так, статья 43 Конституции РФ посвящена реализации права граждан на образование. Часть 1 статьи провозглашает право каждого на получение образования. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является общедоступным и бесплатным. При этом основное общее образование обязательно (ч. 2, 4 ст. 43). В соответствии с этой же статьей ответственность за получение детьми обязательного образования ложится на родителей или лиц, их заменяющих. Часть 3 статьи 43 Конституции РФ гарантирует на конкурсной основе бесплатное получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 43).
Гарантии гражданам при реализации права на образование конкретизированы в статье 5 Закона РФ "Об образовании", в которой установлено, что:
для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период учебы;
лицам с отклонениями в развитии государство создает условия не только для получения образования, но и для коррекции существующих у них отклонений и последующей социальной адаптации;
государство оказывает содействие в получении образования тем, кто обладает неординарными способностями, в частности посредством предоставления им специальных государственных стипендий, в том числе для обучения за рубежом.
Обучение на каждом уровне оканчивается итоговой аттестацией и при успешном ее прохождении выдачей документа о соответствующем образовании или квалификации. Лицам, не завершившим образование, выдается справка установленного образца.
Можно констатировать, что современное российское образовательное законодательство обладает огромным потенциалом, который, к сожалению, остается пока недостаточно реализованным. Далеко не все декларированные нормы удалось осуществить в полном объеме. Основные причины такого положения общеизвестны. Это неудовлетворительное финансирование системы образования, а также неотработанность механизма реализации законодательных норм.
6.экономические отношения в системе образования. Научные подходы в экономике образования.
Образование, как известно, с давних пор относится к значимой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социально-экономический прогресс. Однако на протяжении многих столетий оно не было непосредственно связано с производством, не оказывало на него заметного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, на рубеже 19 и 20-х веков во всем мире работники просвещения решали, прежде всего педагогические и культурологические задачи. Экономическая функция образования еще не проявилась, поскольку в указанное время в развитых странах Европы преобладал простой физический труд. Предприниматели имели возможность нанимать необходимую рабочую силу в готовом виде, а расходы на ее обучение и подготовку были так малы, что не учитывались ни в бухгалтерских книгах предприятий, ни в теоретических исследованиях экономистов той поры.
Положение коренным образом изменилось в эпоху научно-технической и информационной революции, когда на пороге 21 века заметно возросла роль образования в развитии общественного производства в становлении современной цивилизации. В 90-е годы в развитых странах уже свыше половины экономически активных граждан были заняты не физическим, а умственным трудом. Так в США, по данным статистики, к 1992 г. из 116,8 млн. занятого самодеятельного населения (без военнослужащих) 83 млн., или более 2/3 населения, приходилось на лиц преимущественно умственного труда. Сегодня свыше 85% американцев располагают 12-классным и более высоким образованием. Примерно половина взрослого населения страны имеет высшее образование.
Почти 106 млн. человек, или свыше 80% населения , занятого в народном хозяйстве бывшего СССР к 1990 г., имело высшее, общее и специальное среднее образование. Только в России количество работающих специалистов с высшим и средним образованием достигало 20,6 млн. человек.
К числу важнейших современных закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического развития. Сегодня производственные отношения разветвленного комплекса образовательных учреждений, обеспечивающих образовательный процесс, являются важной составляющей всей системы экономических отношений, а образование выступает важнейшей отраслью общественного производства в целом.
Образовательная отрасль в современных условиях располагает наибольшими интегрирующими (объединительными ) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.
Чем можно объяснить особую роль сферы образования?
Во-первых , специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества- квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим предопределяется приоритетность образования. В статье 1 российского Закона “Об образовании” приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока не носит декларативного характера.
Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов ООН, лучше всего отражается с помощью индекса развития человека. Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.
Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.
7. Экономика образования в системе экономических наук. Характеристики экономики образования как науки и учебной дисциплины.
Экономика образования - важная ветвь системы экономических наук. Она относится к числу наиболее молодых Б поскольку как наука экономика образования сложилась гораздо позже экономики промышленности и ряда других отраслевых экономик : всего лишь несколько десятилетий назад. Для постижения экономических тайн и выявления своеобразия экономических категорий и законов в области образования недостаточно простого наблюдения и описания явлений. Необходима была специальная наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и раскрыть их движущие силы.
Такой наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект- это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.
8. Построение системы управления образованием
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
федеральном;
региональном;
муниципальном.
Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.
Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.
При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.
Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.
Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.
В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
9. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1]. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности[2].
ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
-
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
духовно-нравственное развитие и воспитание
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения,образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ[3].
Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году[4].
10.Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации
Учреждение – некоммерческая организация
ГК РФ, ст. 120 – «…Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично…»
Учреждение, как форма некоммерческой организации отличается от других форм организаций тремя чертами:
Учреждение финансируется собственником, т.е. учредителем
Учреждение не ставит основной целью извлечение прибыли
Предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей
Основные характерные черты образовательного учреждения:
Юридическое лицо, со всеми правами и обязанностями
Некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность
-
Имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться им
Право ОУ заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с образовательным процессом, и использовать для этого переданное ему имущество
Право собственности ОУ на доходы от предпринимательской деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами
11.
Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
12.
В соответствии с Законом об образовании управление государственными и муниципальными учреждениями осуществляется на принципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов, и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Непосредственное управление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят советом по контракту; избран коллективом образовательного учреждения, и т.д.
Полномочия совета и руководителя образовательного учреждения разграничиваются в его уставе.
.
13 вопрос(Образовательные учреждения,ихтипы,виды.Учредители образовательных учреждений)
Образовательное учреждение – это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Официальное определение образовательного учреждения сформулировано в ст. 12 Законе РФ «Об образовании».
Вид того или иного образовательного учреждения определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:
• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;
• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений:
• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);
• муниципальные;
• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).
Типы образовательных учреждений
Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.
• дошкольные;
• общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
• начального профессионального образования;
• среднего профессионального образования;
• высшего профессионального образования;
• послевузовского профессионального образования;
• дополнительного образования взрослых;
• дополнительного образования детей;
• для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
• специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);
• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
14 вопрос(Управление общеобразовательной средней школой)
Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законом «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Уставом Школы на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, охраны жизни и здоровья человека.
Управление Школой носит демократический государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Школы являются: Совет Школы, Попечительский совет, общее собрание (конференция), педагогический совет, методический совет, школьное родительское собрание, родительский комитет, высшим органом ученического самоуправления в Школе является общее собрание обучающихся 5-11 классов, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в год, высшим органом ученического самоуправления в Школе в период между ученическими общешкольными собраниями является Совет старшеклассников и другие формы.
|
|
|