Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Экономика образования



Скачать 258.95 Kb.
Название Экономика образования
Анкор Shahova.docx
Дата 24.04.2017
Размер 258.95 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Shahova.docx
Тип Документы
#2181
страница 9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

40.Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

Может возникнуть вопрос: имеется ли связь между экономической эффективностью учебных заведений и платой за обучение? Чем продуктивнее деятельность учреждения обра- зования и выше уровень подготовки его выпускников, тем больше желающих здесь учиться и тем большую плату готовы заплатить студенты и их родители, имеющие для этого средства. Вместе с тем высокая плата за обуче- ние позволяет учебному заведению иметь более квалифицированных и лучше оплачи- ваемых преподавателей, получать прибыль и использовать её на укрепление своей материально-технической базы. Поэтому обе- спечивается совмещение обоих видов интере- сов и эффектов коллектива учреждения и уча- щихся.57 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 2/2011 Показателями экономического эффек- та работы в данном случае будут два наиболее важных компонента: суммарная стоимость (цена) образовательных услуг и норма при- были. Стоимость всех образовательных услуг определяется путём суммирования всей платы за обучение. Но в таком случае мы рассматри- ваем процесс в наиболее упрощённом виде элитарной частной школы, когда состоятель- ные родители полностью берут на себя содер- жание учебного заведения. Большинство частных школ получают на своё содержание и средства государственного бюджета, что позволяет сократить размеры платы за обучение. Поэтому здесь объём обра- зовательных услуг должен в себя включать сум- марную величину внесённой платы за обуче- ние и израсходованных бюджетных средств. Причём в такой ситуации возможно увеличе- ние объёма образовательных услуг и уменьше- ние нормы прибыли и даже полное её отсут- ствие в каком-то году. Несколько по-иному дело обстоит с опре- делением платы за обучение и экономическо- го эффекта в средних специальных и высших учебных заведениях. Многие вузы нашей стра- ны широко используют существующую «Методику определения стоимости обучения в высших учебных заведениях». Не вдаваясь в детали, обратим внимание на самое суще- ственное в её содержании. По этой методике стоимость обучения специалистов, получающих высшее образова- ние, характеризуется суммой расходов вуза за весь период подготовки того или иного специалиста. Расходы состоят из затрат на содержание учебных и подсобных зданий, на оплату труда научно-педагогического и обслу- живающего персонала, часть расходов на научно-исследовательскую работу, затрат на содержание учебных библиотек и студенче- ских общежитий, на стипендии студентам и других расходов, связанных с учебным про- цессом. Источником финансовых средств для покрытия этих расходов служат соответству- ющие ежегодные ассигнования из госбюдже- та и внебюджетные средства, включая плату за обучение. Для практического определения размера средневзвешенной платы за обучение важно первоначально установить себестоимость и стоимость образовательных услуг, которые в течение года предоставляются студентам факультета и вуза в целом. В самом общем виде себестоимость услуг (Сб) представляет собой денежное выражение всех затрат на их создание, и подсчитать её можно по формуле: Сб = Аф + Оф, где: Сб — себестоимость всех услуг; Аф — амортизационный фонд, или стои- мость износа зданий, оборудования; Оф — оборотные фонды, в которые вклю- чаются все текущие расходы (зарплата, сти- пендии, плата за коммунальные услуги и т.д.). Помимо себестоимости, возмещающей израсходованные на обучение студентов сред- ства, вуз должен получить прибыль, без кото- рой невозможно его дальнейшее развитие. Тем самым стоимость (Су) образовательных услуг вуза подсчитывается по формуле: Су = Сб + П, где П — прибыль. Стоимость обучения студента и равную ей плату за обучение в течение года можно найти путём деления всей массы стоимости услуг на контингент студентов (К) на факульте-58 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ те или в целом по вузу. Стоимость подготовки специалиста за время учёбы в вузе определяет- ся путём умножения полученного результата на число лет обучения (Т) в данном учебном заведении. Стоимость подготовки (Сп) специ- алиста представляет собой стоимость тех образовательных услуг, которые он потребил за время обучения в вузе. И рассчитать это воз- можно по формуле: Сп = (Су : К) х Т. Изложенная схема, естественно, не даёт полного представления о том, насколько зна- чительна отдача высшей школы в сравнении с затратами на неё. Как же рассчитывается воз- можный экономический эффект индивиду- альных инвестиций в образование? Покажем это на конкретном примере, приведённом в одном из американских учеб- ников по экономике9. Некий Н.К. задумал поступить на одногодичный интенсивный курс по программированию. Плата за курс установлена в 1000 долл., упущенный доход (возможный заработок) за год — 5000 долл. После окончания курса Н.К. обещана работа в специализированной фирме. Вскоре он надеется получить большое наследство и потому рассчитывает работать лишь три года после окончания курса. За эти годы он может получить прирост к своему потенци- альному заработку 2500, 3000 и 3500 долл. соответственно. Действующая рыночная норма достигает 10%. Обосновано ли экономически поступле- ние на курсы? Проведём расчёт. Экономический эффект инвестиций в данном случае составит: 9 Вуз и рынок. В 3-х кн. Кн.1. Коммерческая де- ятельность в системе высшей школы России. М.,1992. С. 308-310. Раз величина экономического эффекта положительная, изложенный вариант инве- стиций надо признать оправданным. Если бы эта величина оказалась отрицательной, Н.К. было бы выгоднее положить имеющую- ся сумму в банк или вложить её в денежные активы. Разумеется, не всякий, кто в условиях рынка и платного образования решится вло- жить свои средства в профессиональную под- готовку, займётся аналогичными расчётами. К тому же не всегда такие расчёты возможно осуществить с достаточной степенью досто- верности. Тем не менее, количество стремя- щихся получить ту или иную специальность складывается в зависимости, прежде всего, от соотношения величины платы за обучение, дифференциации оплаты труда согласно уров- ню квалификации и высоты рыночной нормы процента. Следовательно, общий результат поведения претендентов на получение высше- го специального образования в рыночной системе будет таков, как если бы все они вели точные расчёты в соответствии с изложенной методикой. Такая методика расчёта эффектив- ности инвестиций в профессиональное обра- зование может быть использована и у нас, в частности для определения размеров платы заобучение. С точки зрения общества в целом, затра- ты и результаты, связанные с инвестициями в высшее образование, не совпадают с суммой всех адекватных индивидуальных затрат и результатов. И дело не только в том, что, кроме прямых индивидуальных затрат, надо )1,01( 3500 )1,01( 3000 1,01 2500 50001000 2 3 Ý = + + + + + Э +−−= =+++−= (13822630247922736000 äîëë долл.)59 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 2/2011 учесть затраты из всех остальных источников финансирования. Индивидуальный упущен- ный доход в таком случае оценивается как потерянная для общества возможная стои- мость несозданных товаров и услуг. Сообразно и рост индивидуальных доходов, обусловлен- ный уровнем повышения образования, расце- нивается как мера увеличения производитель- ных возможностей экономики. Потому-то в такой ситуации более подходящим измери- телем экономического эффекта высшего обра- зования выступает сумма прироста индивиду- альных заработков тех, кто получил такое образование. Кроме того, повышение уровня образо- вания даёт человеку другие важные преимуще- ства: улучшение условий труда, более разноо- бразный и содержательный отдых, расшире- ние возможности физического и умственного развития детей. Неоднократно проводимые в последнее время в развитых странах эмпирические исследования и расчёты внутренней экономи- ческой эффективности инвестиций в высшее образование показали сравнительно высокий её уровень. Норма дохода от частных и обще- ственных инвестиций сюда составляла в сред- нем от 10 до 15 %. Наряду с экономической эффективно- стью большое значение имеют и другие поло- жительные эффекты образования. Среди них и такие: снижение уровня преступности, уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения, повышение уровня культуры в обществе, улучшение функциони- рования государственных учреждений, обще- ственных организаций и т.п. Всё это свиде- тельствует о многогранной и высокой соци- ально-экономической плодотворности отрас- ли образования в нашей и других странах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта