Навигация по странице:
|
Экономика образования
|
Название |
Экономика образования
|
Анкор |
Shahova.docx |
Дата |
24.04.2017 |
Размер |
258.95 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Shahova.docx |
Тип |
Документы
#2181
|
страница |
4 из 9 |
|
22. Факторы эффективности внебюджетной деятельности. Определение цены на образовательные услуги.
Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, обеспечивающей и иной. Задумывая ту или иную деятельность, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий. На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.
К таким факторам можно отнести следующие:
1. Научный потенциал влияет на привлечение договоров на выполнение грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов.
2. Внутренняя нормативная база.Наличие полной и отработанной нормативной базы обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.
3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности.Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана максимально благоприятная обстановка.
4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификаты и т. д.является необходимым условием для осуществения большинства видов внебюджетной деятельности.
5. Регион расположения учебного заведения определяет внешние условия его функционирования –демографическую ситуацию, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию и т. д.
6. Оборудование. Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечение заказов на исследования и разработки, предостановления широкого спектра различных услуг, товаров, работ и пр., сдачи оборудования в аренду.
7. Производственные мощности.Обладание производственными мощностями обеспечивает выполнение работ, связанных с производством товаров, выполнением заказов, поддержкой наукоемкого бизнеса, инноваций на собственных мощностях, обеспечением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
8. Информационные ресурсысоздают условия для поддержки современных образовательных технологий, реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета.
9.Библиотечный фонд. Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.
10.Помещения. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации это приносит доход.
11.Кадры. Наличие достаточного количества профессорского-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема учащихся на платное обучение, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектора специальностей и направлений подготовки.
12.Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов.
13.Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения.
В народном образовании рыночные отношения возможны и необходимы, но их сфера неизбежно будет ограничена целым рядом объективно действующих факторов. Такой ограниченный рынок не сможет выявить истинную цену большинства образовательных услуг. В этих условиях возникает необходимость в разумном, регулирующем воздействии государства на рынок образовательных услуг через механизмы ценообразования. Научно-методической основой такого регулирования должна стать организация расчета и утверждение нормативных цен на образовательные услуги, определяемые суммой двух составляющих: нормативной себестоимостью и нормативной прибылью. Эти составляющие рассчитываются по нормам и нормативам, соответствующим общественно необходимым затратам ресурсов, которые требуются для производства образовательных услуг. В связи с этим нормативные цены теоретически должны совпадать с истинными ценами, определямыми свободным рынком. На практике же возможно их несовпадение, обусловленное несовершенством методик расчета цен и нормирования.
Определение нормативных цен на образовательные услуги необходимо для решения задач установления:
1) предельно допустимых цен с целью защиты потребителей;
2) норм отраслевого и бюджетного финансирования учебных заведений (прямое финансирование);
3) размеров пособий обучающимся, предназначенных для оплаты образовательных услуг (непрямое финансирование учебных заведений);
4) исходной базы при формировании договорных и свободных рыночных цен.
Основной структурной составляющей цены любого товара является себестоимость, для расчета которой в настоящее время применяются принципиально различные методы. Большинство из них основано на учете фактических или плановых затрат. Использование фактической или плановой себестоимости при расчете нормативной цены недопустимо, так как при этом реализуется затратный подход, который, как известно, побуждает производителя к обоснованному увеличению затрат ресурсов.
Среди опубликованных известен пока лишь один метод расчета нормативной себестоимости образовательных услуг. Он разработан НИИ высшего образования в 1989 г. применительно к высшим и средним специальным учебным заведениям. Разработаны также методики расчета нормативной себестоимости и цены подготовки специалистов, которые прошли апробацию в Гособразовании СССР, Минфине СССР и ряде вузов.
23. Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.
В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности. Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений, и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.
Налог — общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом.
Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы.
1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)
2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)
3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)
4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).
Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:
* обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
* выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
* прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);
* объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
Налоговые льготы:
Скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.
Изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя.
Налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков.
Налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.
Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица
24
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
Принадлежность человека к различным профессиям проявляется в образе его мышления и особенностях деятельности. Е.А. Климовым была предложена классификация, согласно которой, профессия педагога относится к тем профессиям, основным предметом которых есть другой человек. Кроме того, педагогическая профессия выделяется среди других повышенным чувством ответственности и долга, особым образом мыслей ее представителей.
Основная особенность, отличающая профессию педагога от всех остальных специальностей класса «человек-человек» - это то, что профессия является как управляющей, так и преобразующей. Обладая в качестве цели собственной деятельности желанием преобразования и становления личности, педагог управляет процессом эмоционального, интеллектуального, физического развития личности, формирования ее внутреннего духовного мира.
Ведущей задачей в профессии педагога является правильное понимание общественных целей и направление усилий других людей на достижение данных целей. Именно поэтому педагог должен всегда идти в ногу со временем, проявлять интерес к окружающим его событиям, чувствовать потребности и дух времени. В противном случае педагог не сможет подготовить своих учеников к окружающей их действительности, будет воспитывать их на устаревших идеалах, что никак не поможет личности в будущем достойно отвечать на вызовы и требования своего времени.
Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло.
С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения. Если, изучая предмет онлайн, ученик осознает необходимость самостоятельной подготовки, то при наличии педагога ответственность за получение учеником знаний полностью перекладывается на него.
Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные.
Кроме того, педагог должен любить людей, как ни парадоксально это звучит. Даже высококвалифицированный профессионал, владеющий большим объемом специальных знаний, никогда не сможет добиться успеха в качестве преподавателя, если не сможет завоевать авторитет у своих учеников.
А это невозможно без уважения, восхищения и любви к каждому человеку. Публика чувствует настроение педагога и если он будет заходить в класс или аудиторию, ненавидя всех, кто там сидит, ему стоит выбрать другую профессию. Ввиду таких особенностей профессии, вполне справедливым считается требование психологов вводить обязательное тестирование и психологическую проверку и подготовку каждого, кто собирается связать свою жизнь с преподаванием
Отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.
25.Оплата труда вузовских работников.
В рыночной экономике расчет численности персонала и, соответственно, средств на оплату труда на предприятиях частной собственности отличается от планирования этих показателей в бюджетных организациях. Основными показателями по труду являются, как правило: численность персонала, темпы роста производительности труда, фонд заработной платы, величина средней заработной платы, система окладов и тарифных ставок. В частных предприятиях меняется роль и место этих показателей, поскольку для рынка не имеет значения, какой фонд заработной платы сложился на том или ином предприятии и каков показатель средней заработной платы; важен показатель расходов на персонал, отнесенный к единице изделия, с одной стороны, а с другой — установление допустимой величины расходов на персонал, являющийся базой для планирования других показателей по труду. Отправной точкой для планирования заработной платы на государственных предприятиях является фонд заработной платы, утверждаемый министерствами или ведомствами, при этом подобный подход приводит к следующим негативным последствиям: — обесценению рабочей силы в государственных предприятиях и учреждениях; — снижению мотивационных возможностей заработной платы; — сохранению уровня бедности в регионах. Характерной чертой российского общества стала возросшая дифференциация среднемесячной заработной платы не только между отраслями, регионами и предприятиями, но и между частными и государственными организациями. Значительно выше средней по стране ее уровень в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях, ниже — в сельском хозяйстве, перерабатывающей и легкой промышленности. В бюджетной сфере, в частности в системе образования, столь же низкий уровень заработной платы, как и на предприятиях агропромышленного комплекса. Кроме того, структура заработной платы разбалансирована: надтарифная часть во многих организациях превышает базовую (тарифную), в результате нарушаются пропорции в оплате труда между работниками. При оценке качества и сложности труда работников частной сферы и государственных предприятий внесен элемент субъективизма, который создал перекосы в оплате труда работников различных категорий и профессиональных групп работников предприятий (рис. 1): Учитывая негативные явления в планировании заработной платы, рассмотрим на примере высших учебных заведений недостатки и преимущества планирования оплаты труда работников. Уровень оплаты труда работников государственных учреждений высшего профессионального образования сегодня необоснованно ниже заработной платы работников внебюджетного сектора экономики. Действующая на основе Единой тарифной сетки система оплаты труда работников бюджетной сферы при всем многообразии форм выплат имеет существенные недостатки: — она жестко зависит от минимального размера оплаты труда, который значительно ниже прожиточного минимума; — отсутствует четкая привязка уровня оплаты труда к результатам профессиональной деятельности. Известно, что от уровня квалификации работников вузов, качества их работы в значительной степени зависит динамика развития всей системы образования страны и в дальнейшем развитие производств ее регионов. Сложность задач, которые стоят перед работниками высшего образования, предопределяет повышенные требования к кадровому обеспечению и, соответственно, к системе оплаты труда. В России высшее образование представлено 655 государственными учреждениями, в которых занято свыше 800 тыс. работников, из них 155,3 тыс. кандидатов и 37,3 тыс. докторов наук. Среднемесячная заработная плата работников высшей школы ниже средней заработной платы работающих в экономике (табл. 1). Динамика среднемесячной заработной платы Таб. 1 В последние годы в результате недостаточного бюджетного финансирования материальная база высших учебных заведений существенно устарела, что сказывается на предоставлении гражданам качественных и доступных услуг. Для достижения этой цели в рамках приоритетных национальных проектов, в том числе в образовании, осуществляется реформирование сети государственных учреждений, модернизация их технического оснащения и кадрового обеспечения. Особенно остро стоит проблема совершенствования системы оплаты труда. В связи с этим Правительство Российской Федерации разработало ряд нормативных документов о совершенствовании заработной платы работников федеральных государственных учреждений и утвердило Положение об установлении систем оплаты труда федеральных бюджетных учреждений…
26.Роль преподавательского потенциала в развитии образования.
Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) провела в Дакаре (Сенегал) Всемирный образовательный форум (WEF), который подчеркнул ключевую роль преподавателей в достижении целей программы «Образование для всех». В мире наблюдаются две тенденции, которые существенно повлияют на мировые образовательные системы. Первая – это ускоренный рост знаний и технологий, трансформирующий все аспекты деятельности глобального сообщества и экономики. Вторая тенденция – растущая нехватка преподавателей как в развивающихся, так и в развитых странах. По оценкам ЮНЕСКО, необходимо около 15–35 миллионов новых преподавателей для достижения целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» [7]. Это приводит к необходимости разработки стратегий и политики и выделения ресурсов в странах для подготовки и удержания преподавателей, что продиктовано образовательными требованиями общества XXI века.
Во многих странах стоит не только проблема нехватки преподавателей, но и задача обновления знаний и умений имеющегося преподавательского состава. Требования к тому, что должны знать и уметь преподаватели, постоянно растут. От них требуется изучать новый образовательный контент, педагогику и технологический инструментарий. Однако зачастую ресурсов для реализации долгосрочных профессиональных нужд преподавателей недостаточно, и даже если такие ресурсы есть, у преподавателей, как правило, недостаточно свободного времени для посещения семинаров по причине загруженности их рабочего графика.
Дополнительная проблема заключается в новых требованиях жизни, работы и образования в XXI веке. Гражданам, студентам и трудящимся XXI века необходимо:
уметь приспосабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире в условиях глобализации;
обладать способностью к независимости и самостоятельности;
уметь самостоятельно приобретать знания и знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества, организаций и предприятий.
Необходимо исследовать новые стратегии и методы для решения проблем развития образования и повышения квалификации преподавателей. Всемирный образовательный форум отметил особо важную роль, которую могут играть дистанционное обучение и информационно-коммуникационные технологии в развитии образования и повышении квалификации преподавателей. E-обучение, не будучи панацеей, представляет собой важный ресурс для повышения квалификации преподавателей. E-обучение может обеспечить нынешний и будущий преподавательские составы доступом к богатым информационным ресурсам, курсам, инструментарию, программам обучения, онлайновым сообществам, а также обеспечить возможности сотрудничества с другими работниками образования по всему миру [2]. В очень краткие сроки e-обучение стало одним из наиболее динамично развивающихся компонентов сектора высоких технологий [5]. Оно оказало существенное влияние на высшее образование. В настоящее время большинство школ в развитых странах обеспечивают доступ к интернету в классах. На основании этих тенденций для разработчиков политики и стратегии очень важно оценивать потенциальную ценность e-образования для подготовки и обновления навыков преподавателей с тем, чтобы они, в свою очередь, помогали в подготовке обучающихся к успешной работе в экономике XXI века.
E-образование имеет целый ряд преимуществ для повышения квалификации преподавателей, включая:
доступность в любое время – нынешние или будущие преподаватели могут оценивать образовательные ресурсы, курсы, онлайновые сообщества или программы переподготовки в любое удобное для них время, будь то раннее утро, поздняя ночь или выходные дни;
доступность в любом месте – обучающиеся могут общаться с другими или использовать ресурсы, инструкции и экспертизу из любого места, где есть компьютер, подключенный к интернету;
-
сотрудничество и сетевые сообщества – е-обучение открывает преподавателям новые возможности как для совместной работы и проведения исследований, так и для разделения усилий в работе над проблемами, инновациями и учебными программами;
новые педагогические подходы – е-обучение может служить катализатором (или рычагом) процессов трансформации традиционной парадигмы преподавания и обучения; совмещение e-образования с традиционными методами может способствовать формированию более богатой и интерактивной среды обучения.
Основной рекомендацией Европейского саммита по е-обучению [1] для стран-участниц было увеличить инвестиции в непрерывную профессиональную подготовку работников образования с тем, чтобы помочь им в освоении приложений и педагогики e-обучения. Использование e-обучения в качестве инструмента развития образования, однако, ставит важные вопросы перед правительством и научными учреждениями, относящиеся к политике, финансированию, практике преподавания, исследованиям, технической инфраструктуре и поддержке. В ответ на многочисленные требования организации сбалансированного обсуждения возможностей и проблем, связанных с e-обучением и развитием образования, ЮНЕСКО подготовила книгу, предназначенную для помощи представителям образовательных министерств и ведомств, факультетам образования и школам в плане осмысления ключевых проблем, стратегий и новых подходов к использованию e-образования в качестве инструмента развития образования.
Рис. 1. Категории е-обучения как инструмента развития образования.
|
|
|