Главная страница
Навигация по странице:

Фотографика. Фотографика Вступление



Скачать 134 Kb.
Название Фотографика Вступление
Анкор Фотографика.doc
Дата 23.04.2017
Размер 134 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Фотографика.doc
Тип Документы
#1219

Фотографика



Вступление


ФОТОГРА́ФИКА (от греч. phos - "свет" и grapho - "черчу, рисую"; см. графика) - разновидность графического искусства, в которой наряду с традиционными используюттехнические средства фотографии, фотомонтажа (см. также фототипия). Томас Веджвуд, сын знаменитого английского керамиста (см. "веджвуд"), в конце XVIII в. изобрел состав на основе нитрата серебра для "солнечной гравюры" - рисунка, проявляющегося под воздействием яркого света. В 1839 г. французский изобретатель Л.-Ж.-М. Дагерр (1787-1851) разработал способ получения изображения на металлической пластинке, покрытой слоем йодистого серебра, под воздействием света (см. дагерротип). С 1833 г. технику фотографии самостоятельно совершенствовал англичанин У. Х. Тэлбот (1800-1877). Многие изобретатели надеялись с помощью технических процессов расширить возможности искусства и вначале не помышляли о новой области творчества.Прагматизм мышления усиливавшийся в XIX в. (см. Историзмцивилизация), стимулировал поиски в области наиболее точного, достоверного, детального иобъективного отображения действительности. Вначале не осознавалась опасность подмены художественного мышления натурализмом. Камеру обскуру использовали еще в XVIII в. (см. ведутаперспектива), но она служила вспомогательным средством, а основным оставалось эстетическое чувство, художественное восприятие натурногомотива. С развитием технической цивилизации изменялись предпочтения. Совершенствовалась техника литографии и хромолитографии, позволявшая создавать изображения "точь-в-точь как в жизни" (см. изобразительное искусство). Люди хотели видеть себя со стороны и ожидали от искусства не преображения действительности, а ее документального отображения. В середине XIX в. повсюду появлялись фотоателье, в которых принимали заказы на портреты, их изготавливали быстрее, точнее и дешевле, чем это могли сделать живописцы. Гаспар-Феликс Турнашон по прозванию Надар (1820-1910; см. Надара ателье) начинал литографом, но затем стал создавать портреты современников, используя фотоаппарат. На первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. был продемонстрирован стереоскоп - фотокамера с двумя объективами, соответствующими правому и левому глазу человека. Прагматизм и техницизм торжествовали. Вначале фотография развивалась, используя традиционные жанры, сложившиеся в истории живописи: портрет, натюрмортпейзажинтерьер. Фотографы использовали "пикториальный" ("картинный") метод: эффектное боковое свещение, грим,декорациибутафорские предметы (сравн. театр). Затем, в начале XX в., в связи с развитием конструктивизмафункционализма и дизайна наивному периоду развития фотоискусства пришел конец. Появились документальная фотография,экспериментальная (художественная), рекламный фотомонтаж, фотографика как компонент оформления книги и средство полиграфического искусства, разновидность графического дизайна и, наконец, как вид авангардного искусства. С середины XX в. развивалось постмодернистское течение радикального реализма, мастера которого использовали натуралистические приемы и возможности фотокамеры, заостряя их догротеска, монтируя фрагменты фотографий в нелепых сочетаниях (сравн. арт-дизайн;видео-артвиртуальная реальностьдадаизмкомпьютерная графика: дигитальная графика; "магический реализм"; "метафизическое искусство"; голография; плакат; оп-арт; "обман зрения"; современное искусство).

Фотографика - понятие многозначное, им определяется и область твор­чества, и отдельное произведение, и соответствующее художественное средство. Фотографика основывается на синтезе фотографии, рисунка и текста. К фо­тографике относится любое произведение графического дизайна, будь то пла­кат или настенный календарь, упаковка или печатная реклама, листовка или буклет, если ведущую роль в их художественном решении играет изображение, полученное фотографическим путем.

Сегодня фотографика используется в дизайне все чаще, что легко объясни­мо. Во многих случаях она способна донести до зрителя информацию лучше, чем рисованные картинки. К тому же все время появляются новые технологии и материалы, благодаря чему современная компьютерная техника и полигра­фия могут очень качественно воспроизводить фотоснимки.

Фотографика, как и другие составные части графического дизайна, имеет свои особенности. Ее использование зависит от того, какие задачи стоят пе­ред дизайнером. Как бы ни применялись средства фотографии, они должны гармонично соотноситься с другими элементами сообщения - шрифтовыми и графическими. Изобразительные возможности фотографики велики: от при­сущей фотоснимку документальности до сложных визуальных эффектов, созда­ваемых в процессе специальной съемки и обработки светочувствительного материала.

Дизайнеры-графики хорошо понимают, насколько информативным и впе­чатляющим может быть фотоснимок. Однако специалист в области фотогра­фики иначе смотрит на отпечаток, сделанный с натуры, чем фотохудожник: для него это уже не самоцель, а один из элементов сложного целого, которое должно воплощать определенную идею. Когда, например, дизайнер ищет изоб­разительное решение плаката или рекламного объявления, он занимается не только подбором характерной «фотонатуры», но и подбором шрифтов, смот­рит, как будут соотноситься текст и изображение, учитывает законы восприя­тия и особенности предполагаемой потребительской аудитории и т.п.

Эмоциональный заряд, который несут такие произведения, во многом воз­никает благодаря синтезу двух противоположных начал - вымысла и докумен­тальности, творчества и ремесла в высоком понимании этого слова. В наибо­лее удачных произведениях «обычная» графика и фотография органично дополняют друг друга. Особое впечатление производят работы тех художни­ков, которые выстраивают их как бы на границе двух техник, размывая не только момент замещения графики фотографией, но и момент вхождения графики в фотографию.

Одним из мощных изобразительных средств графического дизайна является фотомонтаж. Фотомонтаж - это композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, часто дополнен­ная текстом и графическими элементами. Само понятие «фотомонтаж» было предложено худож­никами-дадаистами для обозначения произведе­ний, созданных из различных фотофрагментов. По технике создания фотомонтаж является раз­новидностью коллажа - своеобразного способа создания картин или графических произведе­ний, скомпонованных из плоских или объемных наклеек различного материала.

Но использовать необычные эффекты следует лишь тогда, когда это оправдано, когда помогает лучше выразить задуманную идею, сделать ее более наглядной и художественно выразительной.

Фотомонтаж - основа фотоплаката. В этом жанре трудились такие мастера, как Дж. Харт-филд, А. Родченко, В. Корецкий, А. Житомирс­кий, Г. Клуцис, Л. Лисицкий.

Что нужно для фотографики


Возможности фотографии в графическом дизайне реализуются с помощью различной фотоаппаратуры и фотографических материалов. Полученные с их помощью изображения являются своеобразным «полуфабрикатом» для созда­ния нового оригинального произведения.

Обычно дизайнер использует снимки профессиональных фотографов или выбирает иллюстрации из печатных изданий. Однако лучшие образцы фото­графики прошлых лет созданы специалистами, которые были способны само­стоятельно экспериментировать с фотоаппаратурой и фотоматериалами.

Фотографическая аппаратура - это различные технические средства съемки и обработки фотоматериалов, необходимых для получения слайдов или отпечат­ков на бумаге. Набор данных средств впечатляет: фотоаппараты, насадочные фильтры, экспонометры, фотовспышки, осветительные приборы, фотоувеличи­тели, глянцеватели и т.п.

Фотоматериалы - это светочувствительные пленки и бумага, предназначен­ные для получения на них фотографических изображений. Их разнообразие поражает воображение человека, далекого от фотографии.

К вспомогательным, но, тем не менее, очень нужным материалам фотоху­дожника относятся различные средства ретуширования - скребки, абразивные порошки, пемза, графитные карандаши и фломастеры, кисти, тушь, анилино­вые красители, лаки и т.п.

В графическом дизайне средства ретуширования играют важную роль. Изве­стно, что ретушь может изменить облик фотографии до неузнаваемости. В традиционной фотографии ретушь помогает исправить технические недостатки отпечатков или «подправить» изображенную натуру. Фотографика этим не огра­ничивается. Здесь мастер экспериментирует, пытаясь найти необычные при­емы художественной выразительности. Но это надо делать осторожно. Худо­жественная ретушь и трансформация фотографии должны органично вписываться в изображение, открывая в нем что-то новое, иначе они будут вос­приниматься как излишние детали.

В последнее время появились новые средства подготовки фотоизобра­жений. Цифровые фотокамеры позволяют моментально получить цифровой образ объекта съемки, благодаря чему становятся ненужными химические про­цессы обработки светочувствительных материалов - проявления и фиксиро­вания. Изображения, полученные с помощью цифровой камеры, можно сразу же обрабатывать и редактировать на компьютере: корректировать световой и цветовой тона, резкость, контрастность, тем самым обеспечивая оператив­ную и качественную допечатную обработку электронной фотографии для ее последующего тиражирования.

Сегодня цифровые фотокамеры превратились в добротный профессио­нальный инструмент дизайнера-графика, а роль фотохудожника, работающего в сфере массовой информации, существенно возросла. Современные дизайне­ры уверены, что изобразительные материалы для различной печатной продук­ции и других средств масс-медиа в дальнейшем будут готовиться только в циф­ровом виде.

Главные достоинства цифровой камеры - высокое качество снимков и ско­рость съемки, обработки и компоновки фотоизображений. Сейчас уже не при­ходится ждать получения отпечатков из фотолаборатории: снимок можно про­смотреть на мониторе компьютера практически сразу же после съемки и, если дизайнера что-то в нем не устраивает, немедленно произвести повторную съем­ку. При этом отпадает необходимость еще раз арендовать реквизит, тратиться на пленку, химические реактивы, фотобумагу. Сразу же после съемки можно с помощью компьютера творчески переработать цифровую фотографию, из­менить композицию изображения и поместить его в предварительно сверстан­ный электронный макет.

Необычная фотография


Часто бывает так, что прежде чем использовать фотографию в плакатах, лис­товках, наружной и печатной рекламе, другой полиграфической продукции, ее надо видоизменить, чтобы получить оригинальную интерпретацию художе­ственного образа. Возможности свободного варьирования, трансформирова­ния, совмещения, разделения, видоизменения и стилизации фотоизображений открывают перед дизайнером практически неограниченные перспективы. Особое внимание дизайнеров, работающих в жанре фотографики, привлека­ют специальные виды съемки и обработки изображений. Фотографика только тогда выделяется в самостоятельное направление, когда снимок используется не в своем привычном виде, а творчески преобразуется.

В среде фотохудожников считается, что фотографика - это сумма всех спе­циальных техник съемки и обработки фотоматериала. Таким образом, любая фотография, снятая или напечатанная необычным образом, относится к раз­ряду фотографики. Почти всегда такие необычные фотографии могут привне­сти в произведение графического дизайна своеобразный подтекст, иносказа­тельность, метафоричность.

К специальным видам съемок относятся: рефлексография, макрофотосъем­ка, съемка в невидимых ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и др.

С помощью рефлексографии можно получить образ снимаемого объекта без фотоаппарата, выявляя его форму, на которой отсутствуют внешне восприни­маемые детали. Для этого непрозрачный предмет помещается на светочувстви­тельный материал, после чего экспонируется, а затем снимок обычным обра­зом проявляется и закрепляется.

Макросъемка, для которой используются специальные объективы, увеличи­вающие объекты во много раз, дает возможность показать на снимке как види­мые, так и не различимые глазом мелкие объекты.

Фотографика является производной от фотографии, поэтому особые изоб­разительные эффекты достигаются специальными способами обработки и пе­чати фотоизображений. Кратко перечислим некоторые из них.

В графическом дизайне особенно широкое применение получили фото­снимки, выполненные в технике сверх контраста. Они очень похожи на гравю­ру - художественное произведение, образованное резкими контрастными ли­ниями. Этот вид фотографий обладает специфическим качеством – графичностью, которое характеризуется отсутствием мелких де­талей и полутоновых переходов, наличием лако­ничной выразительной линии и светотени и весь­ма ограниченной ролью цвета. Графичность -одно из характерных качеств традиционной фо­тографики.

Аналогичными качествами обладает и люми-нография, с помощью которой фиксируется тра­ектория движущихся источников света.

Развитие фотографической техники и освое­ние с ее помощью новых изобразительных при­емов обогащает фотографику, позволяет на­ходить все более сложные и разнообразные решения, заменять геометрическую четкость черно-белого изображения полихромией, богатством цветовых оттенков, определенной живописностью. Часто используется смешение разнообразных техник, что требует сложной обработки фотомате­риала. Новые возможности открывают эксперименты с цветной фотографией, синтез средств художественной фотографии и графики.

В результате подобного экспериментирования фотохудожники изобрели изогелию. Она характеризуется относительно небольшим количеством тонов изображения, что делает ее похожей на плакат.

Изогелия - способ образования фотографи­ческого изображения с резко выраженными деталями (участками с одинаковой оптической плотностью) без полутонов - метод повышения выразительности в фотографии. Изогелия имеет своеобразный графический характер, приближающий изображение к плакату. Основной принцип изогелии заключается в том, что на изображении воспроизводится лишь несколько резко ограниченных интервалов плотностей. Простейший случай изогелии - выделение только двух плотностей: самой высокой и самой низкой. В итоге получается силуэтное изображение. Выбрав несколько интервалов плотностей, можно выделить основную информацию, содержащуюся в изображении. То есть изогелия сокращает информацию, содержащуюся в изображении, до ее сущности.

Изогелию получают следующим образом: с контрастного негатива при различных экспозициях изготовляют максимально контрастные промежуточные позитивы на высококонтрастной фотопленке, добиваясь разделения изображения на различные интервалы плотностей. С промежуточных позитивов при одинаковой экспозиции получают дубльнегативы, совмещают их и с помощью увеличителя изогелию печатают на фотобумагу.

Изогелию используют преимущественно в художественной фотографии для достижения изобразительного эффекта.
написать администратору сайта