Навигация по странице:
|
Шпоры ГОСЫ. Графическая модель птэ ла назначение принципы построения, характеристики состояний показатели эффективности
Вопрос № 14
Техническая эксплуатация ЛА по состоянию
Основная цель ТЭЛА по состоянию- разработать и внедрить эффективные методы и средства, позволяющие учитывать фактическое техническое состояние систем и агрегатов. Традиционный метод обслуживания и ремонта основан на выполнении профилактических работ через заранее запланированные интервалы времени или наработки. А обслуживание по состоянию предусматривает предупреждение отказов и неисправностей.
Метод обслуживания по тех. состоянию с контролем уровня надежности агрегатов. Сущность метода заключается в сборе, обработке и анализе данных о надежности и эффективности эксплуатации совокупности однотипных агрегатов и выработки на этой основе решений о необходимости объема и периодичности работ.
Целью обслуживания с контролем параметров агрегатов является повышение эффективности использования агрегатов летательных аппаратов и снижение эксплуатационных расходов путем назначения необходимых профилактических работ в зависимости от фактического состояния каждого отдельного агрегата. Этот метод предусматривает проведение, после отработки гарантийного ресурса, непрерывного или периодического контроля и измерения параметров.
Вопрос №11
Эксплуатационная технологичность и контролепригодность авиационной техники: определение, факторы, показатели и методы их расчета, нормирование и пути повышения.
Обобщенные показатели:
Удельная оперативная продолжительность ТОиР.
Удельная оперативная продолжительность ТОиР в цикле восстановления
Удельная оперативная продолжительность ТОиР и не планового текущего ремонта в оперативном цикле:
Удельная стоимость запчастей и материалов при ТОиР
Удельная суммарная оперативная трудоемкость ТОиР
Удельная оперативная трудоемкость ТО в оперативном цикле (15 чел*ч/ч налета)- идеальный показатель, на самом деле имеем 25
Вероятность выполнения непланового текущего ремонта за заданное время.
Среднее оперативное время устранения отказа в оперативном цикле.
Интенсивность устранения отказа в оперативном цикле
Под эксплуатационной технологичностью понимается свойство конструкции ЛА заключающееся в приспособленности его и выполнении всего комплекса работ по ТОиР с использованием наиболее экономичных технологических процессов
Единичные показатели
Коэф-т доступности
- средняя трудоемкость дополнит. работ
-средняя трудоемкость основной работы
- средняя трудоемкость подгоночных, проверочных работ
-средняя трудоемкость демонтажных - монтажных работ
- коэффициент легкосъемности
- отклонение трудоемкости
- коэф - т контролепригодности
- трудоемкость разового контроля изделия не треб. демонтажа
- требует демонтажа
-частота контроля изделий
Вопрос № 18
Руководящая документация.
Эксплуатационно-техническая документация (ЭТД) предназначена для изучения конструкции, правил эксплуатации и ТО, планирования и оформления работ по ТО АТ, а также для учета работы, численности, движения и технического состояния АТ, учета ее доработок и ведения отчетности.
ЭТД подразделяют на руководящую (нормативно-техническую), номерную и производственно- техническую (см. рис.).
Руководящая документация регламентирует вопросы организации обеспечения эксплуатации АТ, определяет требования к ней и устанавливает правила ее эксплуатации. По своему назначению руководящая документация делится на общую (для всех типов ЛА) и типовую (для определенного типа ЛА).
Общими руководящими документами являются Наставление по производству полетов в ГА РФ, Наставление по технической эксплуатации и ремонту АТ в ГА РФ, приказы, указания, инструкции, методики и другие документы Министерства ГА.
Нормы летной годности ЛА
Структурная схема основных групп документации по ТЭ ВС
НТЭРАТ определяет основные положения и общие правила организации технической эксплуатации ЛА.
Типовая руководящая документация включает документы, которыми экипажи и ИТС руководствуются при технической эксплуатации ЛА данного типа (рис.). Она разрабатывается организациями промышленности, гражданской авиации на основании программы ТОиР ЛА и принимается к руководству после утверждения или ввода в действие МГА.
РЛЭ содержит правила самолетовождения на всех этапах полета, правила полетов и различных условиях и особых ситуациях, указания по эксплуатации силовых установок и бортовых систем на земле и в полете, порядок взаимодействия членов экипажа со службой управления воздушным движением.
РТЭ включает все указания, необходимые для технического обслуживания, выполнения работ по замене агрегатов, регулировочных и других работ на ЛА
Регламент и технические указания по техническому обслуживанию определяют объекты обслуживания, объем, периодичность и порядок выполнения работ в процессе эксплуатации ЛА.
Альбом основных сочленений, ремонтных допусков и каталог деталей и сборочных единиц относятся к номенклатуре ремонтной документации, однако в процессе технической эксплуатации при выполнении работ по текущему ремонту, подбору деталей и узлов составлении заявок на них на эксплуатационных предприятиях возникает необходимость в использовании данных документов.
НТД входят документы ИКАО, Воздушный Кодекс РФ, Технические регламенты, Постановление правительства РФ по ГА, Федеральные авиационные правила, Сертификат типа ВС, Технические условия на поставку, Нормы летной годности и другая документация.
Вопрос № 25
Диагностика.
1. Диагностика масла.
Функция маслосистемы – вымывание и вынос продуктов изнашивания трущихся пар. Существуют следующие методы анализа работавшего масла на содержание продуктов износа: электрич., электромагнитный, магнитный, радиационный, спектральный.
Электрический метод используется для обнаружения довольно крупных металлических частиц. Он основан на измерении величины электропровод. масла.
Магнитный метод основан на измерении сил взаимодействия ферромагнитных частиц в масле и искусственно созданным внешним магнитным полем. Недостаток метода – невысокая точность (20% погрешности).
Электромагнитный метод основан на взаимодействии переменного магнитного поля катушки индуктивности с электромагнитным полем вихревых токов частиц металлов в масле.
Радиационный метод основан на измерении радиоактивного масла, омывавшего предварительно активированные детали.
Спектральные методы делятся на оптические, эмиссионно-спектральные (МФО) и рентгеноспектральные методы анализа масел (БАРС-1 и еще чето непонятное)
Рентгеноспектральный метод основан на возбуждении и регистрации флуоресцентного излучения металлами под воздействием рентген. лучей.
3 этапа изнашивания: приработка, че-то че-то, аварийный износ.
В качестве диагностических параметров используют: концентрацию металлов в масле (ч/т); скорость нараст. концентрации (ч/т-ч); размер частиц в масле.
Оперативные индикаторы – стружно-сигнализаторы, фильтры-сигнализаторы, магнитные пробки. Для определения концентрации металлов широко используется спектро-анализ проб масла. 3 этапа: перевод масла в парообразном состоянии, размножен. излуч. в спектре и определение концентрации элементов.
Метрологические обеспечения средств контроля.
Метрологическая аттестация – это обеспечение эталонами, настроечными образцами, а также проведение проверок (1 раз в год для оборудования НК, 1 раз в полгода для веществ, 1 раз в 5 лет для настроечных эталонов).
Проверка: 1) внешний осмотр
2) апробация
3) проверка чувствительности.
Метрологическое обеспечение – это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, выполняемых при ТО и ремонте ЛА. Основными задачами метрологического обеспечения является поддержание инструментов, средств измерения и контрольно-проверочного аппарата в рабочем состоянии и постоянной пригодности к применению. Обеспечение требуемой точности измерения параметров изделий и функционирующих систем ЛА (к числу важнейших задач относится устранение повреждений, отказов и анализ тех.состояния средств измерений). Проведение их периодических проверок и метрологической аттестации –
(продолжение 25 вопроса)
метрологическая экспертиза, разрабатыв. конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации. Контроль за внедрением и правильным использованием государственных и отраслевых стандартов.
Неразрушающие методы контроля (МНК)
Визуально-оптический метод: при визуализации мелких повреждений, трещин, особенностей строения изломов используют ряд оптических приборов (лупы типа ЛП1; бинокулярные лупы налобные БЛ-1 и БЛ-2; микроскопы МБС; эндоскопы – смотреть внутри)
Капиллярный метод: выявление невидимых или слабо видимых дефектов на поверхности. Наносят (пенетрант), после проявитель, вследствие чего образуется след.
Магнитно-порошковый метод: намагничивают деталь и наносят суспензию (стружка с маслом или керосином), она проникает в дефект или трещину из-за магнитного поля над дефектом.
Рентгеновский и гамма-методы: основан на проникающей способности рентгено- и гамма-лучей. Применяются для выявления разрушившихся и сместившихся закрытых элементов конструкций, коррозии, развившихся трещин с большим раскрытием.
Ультразвуковой метод: основан на возбуждении ультразвуковых колебаний в контролируемом изделии и времени прохождения эхо-сигналов.
Место для графика
Используют ультразвуковые дефектоскопы. Бывают эхо-метод, теневой и зеркальный метод.
Вихретоковый метод: сущность метода состоит в изменении характера распределения вихревых токов в контролируемом объекте. Вихреток (ВТ) возникает под воздействием первичного электромагнитного поля, создаваемого вокруг вихретокового преобразователя (катушки ВТП). Изменения сопротивления ВТП и является сигналом появления дефекта.
Вопрос № 33
1. Характеристика условий эксплуатации высотной системы самолета.
Основным средством обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов является приминение герметичных кабин и комплекса элементов высотного оборудования, т.е. систем жизнеобеспечения. Данные системы обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности экипажа и создают максимальный комфорт для пассажиров на всех этапах полета, выполняя следующие функции:
-кондиционирование воздуха, совместно с отоплением и вентиляцией герметичной кабины.
-автоматическое регулирование давления воздуха в кабине.
-теплозвукоизоляцию.
-передачу кислорода членам экипажа и пассажирам в случае необходимости.
На работоспособность системыжизнеобеспечения и в частности системы кондиционирования воздуха (СКВ) и системы автоматического регулирования давления (САРД) в процессе эксплуатации оказывают постоянное воздействие разлияные эксплуатационные факторы.(см.рис.)
В процессе эксплуатации парметры режимов регулирования давления в кабинах могут находиться в пределах допусков или превышать их. В последнем случае отклонения параметров от нормального режима обуславливаются неисправностью САРД или её отдельных агрегатов.
К основным отклонениям САРД относятся пониженное или повышенное давление воздуха в кабине; падение кабинного давления; повышенная или недостаточная скорость изменения давления в кабине.
При рассмотрении причин возможных отклонений следует обратить внимание на особенности работы САРД с учетом влияния внешних эксплуатационных факторов. Как известно рабочим телом в системах является кабинный воздух, который практически всегда загрязнен пылью, смолистыми веществами, волокнами теплозвукоизоляции, ворсинками тканей ковров. При движении загрязненного воздуха через агрегаты САРД засоряются дозы, различные калиброванные отверстия агрегатов, трубопроводы. С течением времени происходит постепенная закупорка воздушных трактовЮ образование наслоений пыли и грязи в местах прилегания тарелок клапанов к посадочным местам, что в конечном итоге приводит к возникновению отказов и повреждений в работе системы.
Перечисленные причины могут вызывать стабильные (устойчивые) отказы и повреждения ,действующие в течении длительного периода времени, и нестабилные отказы, носящие временной характер. В первом случае для устранения отказов применяют инженерные методы, во втором повреждение может самоустраняться, особенно при резких колебаниях давления кабины. Этот вид повреждений требует особенно тщательного анализа возможных причин их возникновения и принятия решения по их устранению и предупреждению повторных проявлений.
Рис. Характеристика эксплуатационных факторов влияющих на работоспособность СКВ и САРД.
Вопрос № 36
На эксплуатируемых в настоящее время вертолетах применяются винты с шарнирным креплением лопастей втулки. ТО втулки несущего винта (НВ) во многом аналогично ТО силовых и гидромеханических элементов самолетов. При осмотре втулки следует обращать внимание на коррозийное состояние элементов конструкции, отсутствие глубоких забоин, царапин и трещин. Трещин и наклеп на элементах конструкции втулки НВ недопустимы.
Особенности конструкции шарнирных втулок НВ- наличие значительного числа подшипников качения, работающих в условиях высоких нагрузок и малых перемещений. Надежность шарнирных соединений обеспечивается оптимальным режимом смазки, учет сорта масла, сезонность использования, тщательность соблюдения технологии смазочных работ на втулке НВ. Основными причинами появления течи уплотнения шарниров наряду с их конструктивным несовершенством являются и эксплуатационные причины: перзаливка масла, засорение дренажных клапанов, нарушение резьбовых соединений и уплотнений.
Учитывая существенное влияние качества функционирования демпфера ВШ на возникновение различных видовколебаний вертолета, необходимо уделять особое внимание контролю его техсостояния.
Лопасти НВ – наиболее ответственные эелементы конструкции. Распростронение получили лопасти цельнометалической конструкции с цельнотянутым ланжероном. Компановка лопасти специфична в силу особого нагружения : все нагрузки воспинимаются одним силовым элементом – лонжероном.
Система сигнализации повреждения лонжерона : выявление на ранней стадии трещин и повреждений лонжеронов – конструктивно реализовывается за счет герметизации внутренней лопасти лонжерона, создание в ней незначительного избыточного давления, измеряемого специальным сигнализатором, имеющим визуальную индикацию. Так при возникновении трещины в 5мм происходит разгерметизация , а опасность его разрушения –при развитии трещины до 70-100мм – это создает условие для эксплуатации лопастей по состаянию с контролем параметров.
При ТО лопастей НВ кроме проверки давления в полости лонжерона, необходимо внимательно осмотреть компевые участки, носовые и хвостовые части отсеков лопастей. Частые повреждения : забоины и вмятины от попадания посторонних предметов , расконтривание соединений, абразивный износ передней части лопатки, нарушение клеевых соединений, появление трещин обшивки отсеков. Наиболее вероятная зона появлнения трещин – 0,75 длины полости.
|
Вопрос № 4
Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией.
Компоненты системы:
1.Общие положения
2.Общее руководство качеством
3.Система качества
4.Анализ контракта
5.Управление документацией и данными
6.Закупки
7.Управление продукцией, поставляемой потребителям
8.Идентификация, прослеживаемость продукции
9.Управление процессами
10.Контроль и испытания
11.Управление контрольным, измерит. и испытательным оборудованием
12.Статус контроля и испытаний
13.Управление несоответствующей продукцией
14.Корректирующие и предупреждающие действия
15.Хранение, упаковка и консервация
16.Управление регистрацией данных о качестве
17.Внутр. проверки качества
18.Подготовка кадров
19.Обслуживание
20.Статистические методы
Факторы:
Технические
- оборудование
- средства механизации
- инструмент
- средства контроля
- тех. документация
- запасные части, материалы
Дополнение
Оценка качества ТО и Р производится базового коэффициента сдачи работ с первого предъявления, выраж. в процентах.
- общее количество предъявлений
- количество работ, сданных с первого предъявления
Обобщенная оценка качества недостатки ТО и Р, не выявленных при приемке работ и обнаруженных в процессе послед. эксплуатации АТ.
- коэфф. пересчета, установленный для соответств. вида нарушений при ТО и Р.
Для оценки качества работы исполнителей, инженерного и руководящего состава используется также обобщенный коэфф. качества
- коэфф. повышения уровня качества по i-му случаю
- коэфф. снижения уровня качества по i-му виду нарушения
n, m – количество случаев повышения или снижения качества
Вопрос № 8
Безотказность АТ: определение; факторы; физика отказов; показатели и их расчет; пути повышения.
Безотказность – свойство конструкции непрерывно сохранять работоспособное состояние.
Факторы определяются при проектировании, производстве и эксплуатации.
Используется теория вероятности и мат.статистика, которая позволяет определить качественные характеристики безотказности.
1)Вероятность безотказной работы
;
- число изделий сохранивших работоспособность к моментуt
- общее число изделий под наблюдением
- число отказавших изделий к моментуt
2)Плотность вероятности безотказной работы
- число отказов в i-том интервале
3)Интенсивность отказов (для невост. изделий)
- число отказов в i-том интервале, треб. снятия с ЛА изд.
4)Параметр потока отказов (для восст. изделий)
- число отказов в i-том интервале, не треб. снятия с ЛА изд.
5)Средняя наработка изделий до отказа
Вопрос № 12
Система ТОиР ЛА: назначение, структура, требования к системе, факторы эффективности, методы их определения.
Система ТОиР представляет собой совокупность взаимодействующих объектов и средств технического обслуживания и ремонта. ИТС и соответствующей программы. Целью системы ТОиР является управление техническим состоянием изделий в течении их срока службы или ресурса до списания, позволяющий обеспечить заданный уровень готовности изделий к использованию по назначению их работоспособность в процессе эксплуатации.
К числу основных задач системы относится установление требований к программе технического обслуживания и ремонта конкретных видов техники, обеспечение условий для выполнения технического обслуживания и ремонта, подготовка трудовых ресурсов, оптимизация размещения производственных баз и материальных ресурсов. Эффективность системы ТОиР определяется степенью ее приспособленности к выполнению функций по управлению надежностью и тех состоянием ЛА в процессе технической эксплуатации.
Требования предъявляются по обеспечению безопасности, регулярности и экономичности эксплуатации ЛА
Под программой ТОиР понимается документ, содержащий совокупность основных принципов и принятых решений по применению наиболее эффективных методов и режимов ТО и ремонта.
Показатели эффективности и способы их определения
К показателям эффективности предъявляются требования простоты показателей их информативной обеспеченности. Эффективность процесса ТЭ зависит от эффективности системы технического обслуживания.
Показатели
- отношение налета к числу отказов в полете за рассматриваемый период эксплуатации, произошедших по причине ТОиР ЛА
- отношение налета к числу неисправностей, выявленных при всех видах ТОиР за определенный период
- отношение разности общего числа отправлений и числа задержек по причинам ТОиР к числу регулярных отправлений
- отношение продолжительности технического обслуживания и ремонта к налету за рассматриваемый период.
- отношение налета к сумме налета и продолжительности ТОиР
- отношение стоимости ТОиР к налету
-отношение трудоемкости ТОиР к налету
-коэффициент регулярности отправлений
Важными показателями, характеризующими использование и исправность ЛА являются коэфф-ты использования , представляющий собой отношение налета к календарному фонду.
Вопрос № 19
Обеспечение ТОЛА
Комплекс служебного обслуживания в соответствии с определенными требованиями системы ТОиР образуют ее инфраструктуру, которая определяется содержанием базовой программой ТОиР и базовой программы ее обеспечения.
ТОиР включает ряд служебных задач (или виды обеспечения):
Организационно- правовое обеспечение ТОиР
Развитие и совершенствование производственной базы для ТОиР
МТО процессов ТОиР
Информационное обеспечение процессов ТОиР
Проведение НИР и совершенствование НТД в области ТОиР
Представляет совокупность государственных законов и нормативных актов междугородных и госстандартов, федеральных норм и правил, организационно- правовых документов
Задача в том, чтобы представить необходимые правовые документ и возможные варианты организации форм для успешного функционирования системы.
Задача (2) в том, чтобы обеспечить через колледжи и институты ремонтную подготовку в потребных количествах
Задача (3) совокупность взаимосвязанных процессов обеспечивающих техническую готовность авиапредприятий к выполнению ТОиР
Вопрос № 27
Современные методы диагностирования А.Т.: методы статистич. решений, принципы прогнозирования тех.состояния; параметрическая диагностика; оценка информативн. диагност. параметров.
Методы статист.решений:
Статист.распределения параметра К для исправных и неисправных указаны на рис.
Методы: минимального риска: минимал. числа ошибочн. решений; наибольш. правдоподобия, прогнозир.
Важную информ. о процессах старения при работе несут совокупность значений диагностических параметр. полученные посредством измерений через периодич. интервалы наработки (непрерывные функции).
Оценка повреждаемости конструкции на основе анализа изуч. функций решают задачу прогнозиров. ЛА на период работы.
В основе процесса получения и оценки информации лежит понятие «энтропия» (поворот, превращение), обозначающая степень неравномерности распредел. тепла в замкнутых объемах. Накопление информ. при решении задач диагностирования имеет целью обеспечить возможность выбора неких ситуаций из числа равновероятных или неравновероятных состояний системы. Этот процесс называется распознаванием.
Вопрос № 29
Коррозия
Коррозия металлов, находящихся в контакте с жидкими средами являются электрохим. процессом (в этом участв. анод, катод, электролит).
В процессе коррозии происходит окисление металла с образованием окислов.
Типы коррозии металлов:
Гальваническая – по границам зерен и сопровождается снижением мех.прочности металла.
Коррозия под напряжением – разруш. при действии среды и растягив. нагрузок.
Фреттинг-коррозия – возникает при трении двух металических контактирующих поверхностей.
Оспенная коррозия – образов. короз. язвин.
Щелевая – ржавление по стыку в месте расположения щели.
Виды коррозии планера:
1)изменение блеска и цвета
2)вздутие защитного покрытия
3)коррозия точечная (до 1,5мм)
4)коррозия язвенная ( >1,5мм)
5)коррозия пятнами
6)коррозия общая
Для каждого металла характерен свой цвет коррозии.
К причинам коррозии относятся:
1)проникновение агрессивных жидкостей на элем. планера
2)образование застойных зон в отдельных участках конструкции (дренажн. устройства)
3)применение материалов с недостаточной корроз. стойкостью
4)использование необлад. защитными св-вом герметиков и др. материалов
К причинам эксплуатационного характера относят:
1)воздействие атмосферн. факторов
2)мех. повреждения защитных покрытий.
3)попадание агресивн. жидк. на констр.
Методы контроля и предупреждения.
Для выявления коррозийных повреждений используют:
- неразруш. метод визуального контроля (лупы ЛИ-3, ЛИ-4)
- инструментальный метод с использованием приборов: фиброскопов, техноэндоскопов и др., вихретоковый
- метод красок (дефектоскопия)
- разрушающие методы контроля.
Вопрос № 49
Различают предварительную и предполетную подготовку,
Предварительная подготовка осуществляется на кануне дня вылета.
Предварительная подготовка включает в себя – изучение и усвоение всех элементов и условий планируемого полета.
Подготовку экипажа проводит командир. Рассматриваемые вопросы –изучение задания на полет , подбор карт, изучение географических и метрологических особенностей, основных и запасных аэродромов, методы восстановления орентироввания , изучение продолжительности полета при особых ситуаций.
Бортмеханик пред вылитом получает в АТБ документы осматривает ВС.
Вопрос № 32
Отказы и повреждения гидросистем. Мероприятия по их обслуживанию.
Типовые отказы и повреждения элементов гидросистем и их эксплуатационные причины:
А) Внешняя негерметичность агрегатов трубопроводов.
- наружное повреждение при ТО.
- усталостные разрушения при концентрации напряжений.
- Деформация, натяги агрегатов и трубопроводов при замене.
-Корозия вследствии загрязнения жидкостью, попадание воды.
Б) Внутренняя негерметичность агрегатов.
-Износ (эрозионный , кавитационный, в результате трения)
-Усталостные разрушения от вибраций, пульсаций и других нагрузок.
-деформации при замене агрегатов, перегрузках.
-разрушение от гидроударов при регулировках.
В) повреждение изделий с прецезионными парами
- износ (эрозионный, кавитационный, в результате трения)
-фреттинг –коррозия
-повышение трения при облитерации (заращивании зазоров)
-механические заклинивания при попадании твердых частиц.
-гидравлическое зацепление золотников при эксцентриситете сил и вибраций.
Мероприятия по их обслуживанию.
К наиболее часто проводимым работам следует отнести : проверка уровня рабочей жидкости в баке, проверка герметичности систем, контроль чистоты рабочей жидкости, промывку фильтров, Проверку зарядки гидравлических аккумуляторов; проверку работоспособности различных потребителей ГС под рабочим давлением от наземных источников питания, проверку работы аварийных систем.
Вопрос № 33 (продолжение)
2. Типовые отказы и повреждения СКВ и их техническое обслуживание.
Техническое обслуживание СКВ является частью комплекса работ по предупреждению отказов и повреждений вызываемых по самолету в целом. Объем регламентных работ по СКВ пассажирских самолетов в процессе их эксплуатации постоянно уточнаяются с учетом возникающих отказов и повреждений.
3. Отказы и повреждения САРД и их ТО.
На основании опыта эксплуатации САРД могут быть выявлены следующие характерные отклонения от их нормальной работы и возможные причины появления.
Типовые отказы и повреждения САРД и возможные причины.
(см. таблицу)
Пониженное давление воздуха в кабине является следствием превышения утечки воздуха из кабины над подачей его для наддува кабины.
Падение кабинного давления может произойти вследствие неисправности САРД или нарушения герметичности кабины. Оно может носить , как замедленный, так и быстрый характер , в зависимости от вида повреждения.
Повышенным давлением воздуха в кабине считается такое, которое превышает норму на данном этапе полета на 0,02кг/см2 , а высота в кабине при этом ниже , чем при нормальном режиме давления. Повышенное избыточное давление может привести к разрушению конструкции самолета и авиационному происшествию.
Вопрос № 36 (продолжение)
Регулировачные работы: регулировку редуктора несущей системы проводят в случае повышенной вибрации, а также после замены ряда агрегатов НС, нарушение соконусности вращения НВ-следствие неравенства аэродинамических сил лопастей НВ (устраняется изменением установочного угла лопасти, за счет изменения длины вертикальной тяги поворота лопасти и изменением угла отгиба закрылков.Наиболее сложным этапом работ при несоконусности является определение взаимного положения концов лопастей в горизонтальной полости вращения винта. При этом осуществляется замер общего «разброса» и отклонения каждой лопасти относительно расчетной базовой линии. По способу замера разброса лопастей и их распознования различают несколько методов. Метод «Флаг» : эластичный флаг с закрепленным слоем бумаги укрепляется на спец.штанге и устанавливается на высоте конуса: каждая лопасть по законцовке окрашивается в различные цвета(контактный метод) недостаток метода: возможность повреждения НВ штангой, низкий уровень ТБ. Достоинство : малая трудоемкость, высокая точность.
Соконусность НВ на тяжелых вертолетах определяют фотографированием концов лопастей при вращении винта. Преимущество: возможность наблюдения конуса при различных скоростях полета и высокая культура выполнения работ.
Рег работы: регулирование управления общим шагом , продольного и поперечного управления вертолетом, хвостовым винтом и стабилизатором, положение штока и гидроусилителей в нейтрали.
ТО СУ: имеет ряд особенностей, обусловленных конструкцией (размещение на вертолете, наличие редукторов и трансмиссий, систем принудительного охлаждения. Установка дв.:д.б. – предусмотрено определенное положение двигателей относительно редуктора с учетом деформации фюзеляжа в полете. Регулирование положения двигателя осуществляется перемещением задней регулировочной опоры и изменением длины тяг. Замер соосности - по фланцу эластичной муфты. Главный редуктор - наиболее ответственный агрегат, нагруженный. Поэтому при ТО трансмиссии уделять особое внимание: контроль за расходом, наличие температурных режимов и чистоты масла в маслосистеме. Масло – главный информатор . В целом ТО вертолета СУ такое как и у самолетного ГТД.
|
Вопрос № 40
Особенностью функционирования авиаремонтного предприятия ( АРП)в условиях рыночной экономии является борьба за рынок сбыта. Финансовая устойчивость достигается за счет предоставления услуг по ремонту АТ на более качественном уровне, чем у конкурентов, и путем широкий диверсификации на базе имеющейся производственно-технологической инфраструктуры. Достижение этой цели невозможно без прогнозирования рыночной ситуации и планирования инвестиционной политики на основе моделирования результат марк. исследования статистических данных тенденции развития науки, техники и технологичности. Внедрение техпроцессов, расширение номенклатуры восстанавлеваемых деталей, освоение ремонта вновь вводимой в эксплуатацию АТ.
Входным из сложной ситуации является мах использование методов матмоделирования технологических процессов ремонта и создания на их основе систем автоматизировного проектирования . их этого следует актуальность задачи поиска и разработки способов (САРП) техпроцессов ремонта АТ.
Основной сложностью при этом составляет то что до настоящего времени не поводились исследования авиаремонта как единой системы, что является предметом обшей теории авиаремонтного производства. Теоретические основы проектирования технологических процессов ремонта ЛА в условиях рыночной экономике и получение на их основе практические рекомендации, способствуют производственному увеличению эффективности авиаремонтного производства, повышение его экономической устойчивости и является существенным шагом на пути общей теории авиаремонтного производства поскольку позволит расширить сферу услуг по восстановлению длительного АТ , решать проблему резкого дефекта и дороговизны запасных частей за счет внедрений технологических процессов
Характеристика современных технологических методов повышения износостойкости авиа двигателей: эти мероприятия направлены на сохранения качества АТ во времени, чтобы скорость производства энтропии была мин, они представляют цель востанавлеваемого качества, снижение энтропии до исходного уравнения .
|
Вопрос № 42
Ремонт АТ состоит из отдельных стадий, этапов и технологических операций. Часть производственного процесса, состоящего из отдельных стадий, этапов и операций, выполняемых на АТ в определенной последовательности - представляет собой технологический процесс. При выполнении технологического процесса ремонта изделия АТ могут изменять размеры, форму, внешний вид детали изделия, их взаимное расположение.
Классифицируются на технологический процесс и типовой технологический процесс, и производственный. Подразделяются на стадии, этапы, фазы, операции, установки, позиции, переходы, проходы, приемы предусматривают три стадии работ, подготовительную, восстановительную, заключительную. Стадии делятся на этапы: приемки, демонтажа и разборки, промывки и очистки, определение технического состояния комплектования в ремонт и сборку, ремонта, сборки и монтажа, окраски и отделки, регулирования и испытаний, сдача заказчику.
Значительному повышению эффективности технолог. Процесса способствует его типизация.
В настоящее время для дальнейшего повышения эффективности авиаремонтных производства комплекта и постоянно производится работы по совершенствованию технологических процессов внедрение в них новые достижения науки и т.п.
При этом необходимо выполнять требования охраны труда для работников заводов ТА, охраны окружающей среды.
|
Вопрос № 43
Ремонт элементов ЛА осуществляются с использованием материалов обладающих эффектом понятий формы (ЭПФ)
Основные задачи : ремонт и соединение элементов конструкции когда нет подхода из нутрии для клёпки, заделка локальных пробоин, быстрое соединение трубопроводов тяг управления и т. д. в полевых условиях.
Разработкой данной технологии активно занимались В.М. Таранин и Сухачев Ю.Н Механизм ЭПФ мартенситное превращение (изменение структуры кристаллической решетки сплава) ее переход из гранецентрированной плотноупакованной тетрагональной в объемноцентрированную кубическую. Наиболее часто применяется никелид титана марки ТН-1, ТН-1К. «Тренировка» материала на закрепление памяти формы ведется териоциктрованием.
Пайка: конструкционный материал соединяемых деталей не плавится, диффузионные зоны в сплаве
Плазменное восстановление – резка, сварка, наплавка металлических материалов низкотемпературной плазмой. Плазменные покрытия применяются для восстановления размеров, формы деталей АТ, повышения их прочности и износостойкости; улучшается жаропрочность деталей, твердость и коррозийная стойкость.
Для этих изделий используют смеси порошков металлов.
Лазер – резка, сверление, сварка. Особенность – отражение луча от поверхности свариваемого металла - подбирают форму импульса лазера, спец. обработка поверхности предварительно нагреваемой поверхности или нанесение покрытия.
Вопрос № 50
Под запуском двигателя понимается процесс приведение его в действие из не рабочего состояния в состояние устойчивой работы на режиме малого газа . Процесс запуска включает прокрутку ротора двигателя, подачу топлива через пусковые форсунки в камеру сгорания, подачу топлива к основным форсункам , вывод двигателя на режим малого газа,
Прокрутка ротора ГТД в процессе запуска осуществляется стартером и турбиной двигателя.
Связи с этим запуск двигателя условно можно разделить на 3 этапа.
На 1 этапе от начала запуска до частоты вращения ротора двигатель прокручивается только стартером момент ускорения ротора на этом этапе Муск=Мст-Мсопр
На 2 этапе от частоты вращения n1до n2 происходит совместная прокрутка двигателя стартером и турбиной . Муск=Мст + Мт -Мсопр
Где Мт – момент развиваемый турбиной двигателя.
На 3 этапе запуск двигателя ГТД от частоты вращения n2 до частоты вращения малого газа на этом этапе стартер отключается и ротор прокручивается только от турбины Муск= Мт -Мсопр
|
Вопрос № 44
Технологические процессы ремонта АД компрессоров, турбин камер сгорания, соплового и реверс устройства, топливо регулируемой аппаратуры, приводных агрегатов, силовых установок.
Корпусные толстостенные детали компрессоры и турбины:
Повреждения: трещины около отверстий в местах сварки.
Метод ремонта: замена, ремонт сваркой.
Повреждения: износ, мелкие забоины, царапины, коррозия.
Метод ремонта: слесарная обработка (зачистка).
Повреждения: не плотность поверхностей в соединениях.
Метод ремонта: слесарная обработка (притирка).
Ротор компрессора и турбины:
Повреждения: разрушение, трещины, деформация стали, разрушение дисков, перегрев, обгорание лопаток, не механическое повреждение.
Метод ремонта: замена вышедших из строя деталей.
Перегрев дисков – по замерам твердости принимают решение заменять или нет.
Камеры сгорания:
Повреждения: в процессе эксплуатации на стенках жаровых труб, сопел и элементах реверса возникает нагар, трещины, прогар и т.п., вызванный температурными напряжениями. Они увеличиваются с изменением режима работы двигателя.
Метод ремонта: чистка, слесарная обработка, сварка, а при необходимости рихтовка.
Авиадвигатели, как объект ремонта, значительно отличается от ремонта ЛА и А и РЭО. Конструктивные решения, применяемые материалы условия производства и ремонта и т.п. При ремонте АД находят широкое применение новые технологические процессы, которые при ремонте ЛА либо вообще не применяются, либо применяются ограниченно. К таким процессам можно отнести плазменное напыление и наплавку и т.д. Многие работы по ремонту АД схожи с ремонтом ЛА, выполняются на одном и том же оборудовании, одними и теми же рабочими. Так что структура технологического процесса ремонта АД мало, чем отличается от ремонта ЛА. Весь процесс так же разбит на стадии, этапы, операции и фазы.
Объектом ремонта является деталь, узел, агрегат или целый АД. Однако, некоторые этапы для таких объектов ремонта, как деталь, отсутствуют, например, этапы приемки, разборки и сборки.
|
Вопрос № 45
Прогрессивные технологические процессы ремонта АТ, плазменные методы восстановления, лазерные технологические методы с использованием эффектов памяти формы. Вакуумные методы. Восстановление на основе моделирования процессов пайки.
Плазма – частично или полностью ионизированный газ, в котором концентрация «+» и «-» зарядов практически равна между катодом (чистый вольфрам или с добавлением 2% тория) и медным, охлажденным водой соплом, служащим анодом, возникает дуга нагревающая поступающий в сопло горелки газ, который истекает из сопла в виде плазменной струи. В качестве рабочего газа используют аргон или азот, к которым иногда добавляется водород. Порошковый наплавочный материал подается в сопло струей транспортирующего газа, нагревается плазмой и с ускорением переносится на поверхность основного материала для образования покрытия.
В начале 60-х гг. ХХ века были созданы оптические квантовые генераторы (0 кг, лазеры). Конструкция установки состоит из генератора, блока питания, стола с конденсаторами и стереоскопического микроскопа.
Основным узлом генератора является осветительная камера, внутри которой вставлен кристалл рубина. В камере, параллельно кристаллу, установлена импульсная лампа, на конце которой подводится высокое напряжение. Внутренняя поверхность камеры является отражателем света. Для формирования испускаемого кристаллом рубина на изучение и направление его на место сварки. Система состоит из призмы, линзы и сменного объектива.
Соединение элементов конструкции, когда нет подхода изнутри для клепки, задержки локальных пробоин, быстрое соединение трубопроводов тяг управления и т.д. в полевых условиях:
- Механизм ЭПФ: мартенситное превращение (изменение структуры кристаллической решетки сплава), ее переход из гранецентрированной тетрагональной в объемофентрированную кубическую.
Аналогично ведут себя металлы: Fe, W; сплавы Cu-Zn – Al, Ti – M и др. часто применяются никел. TH-1k и TH-1 и др.
Вопрос № 51
Управление функциональными системами в горизонтальном полете.
Режимы горизонтального полета определяются рядом независимых параметров, характеризующих движение ЛА в каждый момент времени и степень напряженности работы силовых установок. Такими параметрами являются высота и скорость полета, курсовой угол, углы траектории, крена и скольжения, а также параметры характеризующие работу СУ.
При горизонтальном полете ЛА с ТРД основными параметрами являются высота и скорость. Они определяют и режим работы силовой установки, т.е. тягу и частоту вращения. Дополнительным параметром является частота вращения ротора двигателя.
Горизонтальный полет ЛА с турбовинтовым двигателем также определяется 2- мя параметрами - высотой и скоростью полета. Дополнительным параметром является положение рычага управления подачей топлива.
Максимальный режим- режим max тяги на земле и в полете обеспечивается при , используется как взлетный режим
Крейсерский режим - на этом режиме пониженные по сравнению с предыдущим режимом значения n и обеспечивает 0,5-0,8 тяги max режима. Температура газа соответствует оптимальной по условию экономичности. Время работы не ограничено.
Режимы земного и полетного малого газа обеспечиваются при min частоте вращения ротора, обеспечивающей заданную тягу, устойчивую работу двигателя и требуемую приемистость.
При высоких значениях время работы ограничивается.
Работа двигателя на заданном режиме и переход с одного режима на другой определяются положением РУД.
Вопрос № 49
Различают предварительную и предполетную подготовку,
Предварительная подготовка осуществляется на кануне дня вылета.
Предварительная подготовка включает в себя – изучение и усвоение всех элементов и условий планируемого полета.
Подготовку экипажа проводит командир. Рассматриваемые вопросы – изучение задания на полет, подбор карт, изучение географических и метрологических особенностей, основных и запасных аэродромов, методы восстановления ориентирования, изучение продолжительности полета при особых ситуаций.
Бортмеханик пред вылетом получает в АТБ документы, осматривает ВС.
Вопрос № 53
Полеты в условиях обледенения.
Обледенение происходит при полетах в облаках, тумане, дожде или мокром снеге. На формы ледяного покрова ЛА оказывают влияние скорость полета и размеры капель.
Формы образования льда
Наиболее часто подвержены обледенению передние кромки крыла, стабилизатора и киля, лобовые стекла фонаря и т.д.
В результате обледенения искажаются формы профилей крыла и хвостового оперения.
На современных ЛА наибольшее распространение получили воздушно-тепловые, электротепловые и смешанные противообледенительные системы.
При полете на пониженных режимах двигателя снижаются расход и t воздуха.
При снижении t воздуха на входе в противообледенительную систему может быть ниже в 2 раза, чем при наборе высоты.
Не рекомендуется включать воздушно-тепловую систему на максимальном режиме работы двигателя.
При эксплуатации электро-тепловых систем в ряде случаев замечалась недостаточная их эффективность. В связи с этим приведение их в действие заранее, перед входом в зону обледенения, является весьма необходимым.
Полеты в условиях турбулентности.
Поля скоростей атмосферы складывается осредненной установившейся величины и наложенных турбулентных порывов.
Наиболее опасными являются возмущения с интервалами между соседними порывами 300-700м.
При действии вертикального порыва на ЛА происходит быстрое изменение угла атаки и подъемной силы. Это вызывает вертикальные и угловые перемещения ЛА.
Пилотирование и выдерживание режима полета в турбулентной атмосфере выполняется в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации. При большой турбулентности командир имеет право изменить высоту полета или обойти зону.
Во всех случаях автопилот должен быть выключен. Не следует так же допускать резких эволюций с большим креном и кабрированием.
Запуск двигателя в полете.
Причины выключения: а) помпаж компрессора
Б)выключение или отказ в работе насосов подкачки
В)увеличение давления топлива перед форсунками
Под запуском двигателя в полете понимается переходной процесс, при котором двигатель с режима авторотации переходит на режим малого газа за счет возобновления горения в камерах сгорания.
На запуск двигателя оказывают влияние давление, t, скорость воздуха на входе в двигатель.
|
|
|