Навигация по странице:
|
Характер и акцентуации. Контрольная работа по Психологии. Часть 1
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Контрольная работа по «Психологии. Часть 1»
Характер и акцентуации характера
Ярославль
2008
План контрольной работы
Часть 1. Характер как свойство личности
Стр.
1.1. Понятие характера 3-4
1.2. Основные типы характера. Акцентуации характера 4-7
1.3. Методы изучения преобладающего типа характера (акцентуации) 8-10
Часть 2. Исследование характера
2.1. Цель исследования 11
2.2. Описание выборки испытуемых 11-12
2.3. Методика исследования «Тест-опросник Г. Шмишека» 12-13
2.4. Ход исследования 13-15
2.5. Анализ результатов исследования 15-16
2.6. Выводы 16
Библиографический список 17
Приложение: экспериментальный материал к опроснику Г. Шмишека 18-21
Часть 1. Характер как свойство личности
1.1. Понятие характера
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. По Ю.Б. Гиппенрейтер, характер – это «совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования» [1, c. 257-280]. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуациях характера” [Личко А.Е., 1977].
В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).
Явная акцентуация: эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация: эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.
Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.
1.2. Основные типы характера. Акцентуации характера
Акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических — в них могут быть потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Г. Шмишек исследовал типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, описанным далее.
1. Гипертимический тип. Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке. Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо переносит одиночество, не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу, часто переоценивает свои возможности, может являться инициатором конфликтов, бурно реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.
2. Тревожно-боязливый тип. Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний. Человек с этим типом акцентуации характера, нередко располагает привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служит "козлом отпущения", мишенью для шуток.
3. Дистимический тип. Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни. Люди с такой акцентуацией характера высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Черты личности, привлекательные для партнеров по общению: серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Отрицательные черты — пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
4. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе — бюрократ, предъявляет окружающим много формальных требований, но охотно уступает лидерство другим людям. Данному типу акцентуации характера свойственно изводить домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Отрицательные и способствующие возникновению конфликтов черты — формализм, занудливость, брюзжание.
5. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии эти люди с этим типом акцентуации характера, часто добросовестны, аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
6. Эмотивный тип. Имея выраженную акцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, "не выплескивают" наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радуются чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отрицательные черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. 7. "Застревающий" тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен этот тип акцентуации характера к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. 8. Демонстративный тип. Этому типу акцентуации характера присуща легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты для партнеров по общению: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отрицательные черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы. 9. Циклотимический тип. Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми. В периоды депрессии, поведение человека с циклометрическим типом акцентуации характера, сходно с дистимной акцентуацией характера, которая сменяется активностью, свойственной гипертимическому типу. 10. Аффективно-экзальтированный тип. Человека данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
1.3. Методы изучения преобладающего типа характера (акцентуации)
Особенности данных методов проистекают от классификации типов характера, лежащих в их основе. Существуют следующие классификации.
Тип акцентуированной личности
по К.Leonhard (1976)
|
Тип акцентуации характера по
А.Е.Личко (1977)
|
Демонстративный
|
Истероидный
|
Педантичный
|
Психастенический
|
Застревающий
|
-
|
Возбудимый
|
Эпилептоидный
|
Гипертимический
|
Гипертимный
|
Дистимический
|
-
|
Аффективно-лабильный
|
Циклоидный
|
Аффективно-экзальтированный
|
Лабильный
|
Эмотивный
|
Лабильный
|
Тревожный (боязливый)
|
Сенситивный
|
Экстравертированный
|
Гипертимно-конформный
|
Интровертированный
Сенситивный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический
|
Шизоидный
Сенситивный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический
|
Г. Шмишек разработал тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда также употребляется название опросник Леонгарда-Шмишека (Шмишека-Леонгарда или просто "Шмишек" в качестве профессионального жаргонизма). Являясь тестом характера, тест Шмишека изучает типы акцентуации характера человека, но именно как тест характера, тест Шмишека должен использоваться квалифицированным психологом для получения достоверных результатов и их интерпретации. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам, описанным выше.
Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко, ориентирован на подростковую популяцию и задача его, прежде всего, определить сохраняется ли взаимосвязь корреляции между уровнем невротизации и психопатизации и некоторыми акцентуациями характера и в более старшем возрасте. Подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко. С возрастом черты характера могут сглаживаться, компенсироваться жизненным опытом.
Экспресс-диагностика: «Сигналитический опросник Гекса» - методика на определение поведенческого типа личности. Эта экспресс-диагностика позволяет определить поведенческий тип личности через самооценку, оценку другим и оценку группой личности. Опросник исследует следующие типы личности.
1.Страстно-эмоциональный тип. Бойцовский тип, «блещет» красноречием, эмоционально привлекателен, высокий авторитет в группе, нацеливает группу на большие задачи и дальние цели. Авторитет держится на ровной степени требований к себе и к другим.
2. Щедро-холерический тип. Душа общества, весельчак, стремящийся завоевать любовь, внимание окружающих, поддерживает со всеми хорошие отношения, но испытывает явную антипатию к недоброжелателям.
3. Сентиментально-чувствительный тип. Самокопатель, очень ранимый, чувствительный к любым проявлениям внимания. Обычно имеет постоянный круг общения, избегает новых знакомств, компаний. Стремится к уединению.
4. Нервный тип. Типичный демонстратор, человек настроения, ищущая натура, при неудачах склонен проявлять дурной характер, либо увлекается религией, мистикой и т.п.
5. Флегматический тип. Тип педанта. В общественной жизни человек принципа, в обыденной жизни: умен, хитер, изворотлив. В работе на него можно положиться, весь основной груз берет на себя.
6. Реалистически – сангвинический тип. Тип душечки, мягко приспосабливается к новым условиям, людям, событиям. Во всем находит смысл и привлекательную сторону, по взглядам является оппортунистом. Во всем привлекает к себе все внимание, но не внутреннее. В случаях неудачи реалистически себя высмеивает, проявляет цинизм.
7. Апатический тип. Тип отшельника, ищущего спокойной и тихой жизни. Упрям, агрессивен, в делах расчетлив, в случае неудачи – напускное безразличие.
8. Аморфный тип. Тип бабочки, безропотный, податливый, внушаемый. Всегда хочет больше, чем может сам, стремиться к кому-нибудь прилепиться.
Часть 2. Исследование характера
2.1. Цель исследования
Цель данного исследования – исследовать особенности акцентуаций характера учащихся 4-го кадетского класса.
Задачи:
1. Исследовать акцентуации характера детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать индивидуальные особенности акцентуированных детей-кадетов 4-го класса.
3. Анализ общих закономерностей развития акцентуаций в кадетском классе младшего школьного звена.
2.2. Описание выборки испытуемых
Исследовались учащиеся 4-го «А» класса школы № 29. Особенность класса и школы в том, что они кадетские. Дети воспитываются и обучаются в данном классе в духе кадетского патриотизма, заключающийся в формировании правильного образа Родины и чувства любви и патриотизма по отношению к Родине. По сравнению с 4 «А» классом 4-ый «Б» - обычный, не кадетский, тем не менее, кадетское воспитание отражается и в обычных классах школы.
4 «А» класс полностью мужской. Здесь учатся одни мальчики. Такое положение дел сейчас меняется, благодаря участию в образовательном процессе школы психологов и социальных педагогов. С одной стороны, группа учащихся мальчиков-кадетов при отсутствии женского пола представляет собой хорошую почву для воспитания дисциплинированных патриотов, которые обладают прежде всего самодисциплиной, как в духовной семинарии. Но с другой стороны, отсутствие женского пола в группе может порождать нездоровое отношение к половым вопросам. Учёт данных особенностей класса предполагает дальнейшую интерпретацию полученных данных исследования акцентуаций характера у детей.
Возраст детей – приблизительно 9-10 лет. Количество человек в классе – 21. Классный руководитель – женщина. Особенности обучения в кадетском классе: высокая спортивно-физическая подготовка, обучение основам самозащиты и обороны без орудия и при его наличии, патриотическое воспитание на ярких исторических примерах и реальных примерах современности. В воспитании детей активное участие принимает заместитель директора по военной подготовке, учитель по Основам безопасности жизни, имеющий военный чин и обладающий полномочиями воспитывать и обучать подрастающее поколение в боевом духе. С одной стороны, этот факт является положительным, поскольку детям необходимы основы самозащиты и обороны. С другой стороны, данное направление необходимо уравновешивать подлинным патриотическим воспитанием, которое формирует в детях прежде всего любовь к Родине и уважение других государств, которые являются также Родиной для других людей. Такое воспитание должно приводить к тому, чтобы люди стремились не вооружиться как можно лучше и хвалиться своей военной силой, но стремились, наоборот, разоружиться раз и навсегда ради мира во всём мире.
2.3. Методика исследования «Тест-опросник Г. Шмишека»
В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированых личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации — это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. К.Леонгард различает акцентуированные свойства характера и темперамента (см. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища Школа, 1981).
Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки «+» или «—» в соответствии с вариантом ответа.
При использовании ключей подсчитывается сумма сырых баллов по каждой шкале (знак «—» перед ключом означает отрицательный ответ). Произведение сырого балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 12 баллов. Сочетание акцентуированных черт требует специального анализа на основе теории КЛеонгарда.
Но-мер
шка-лы
|
Тип акцентуации
|
Коэффи-
циент
|
Сырые баллы (число совпавших с ключом ответа)
|
Показатель акцентуации (произведение сырых баллов на коэффициент)
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Гипертимическая
Тревожная
Дистимическая
Педантическая
Возбудимая
Эмотивная
Застревающая
Демонстративная
Циклотимическая
Экзальтированная
|
3
3
3
2
3
3
2
2
3
6
|
|
|
2.4. Ход исследования
Исследование проводилось на занятии. Потребовалось примерно больше половины занятия, чтобы продиагностировать всех детей в групповом режиме. Каждым из 21 ребёнка была заполнена анкета с инструкцией, вопросами и бланком для ответов. Дисциплина на уроке была хорошая, во многом засчёт участия преподавателя и благодаря кадетской дисциплинированности.
Исследователю стало известно, что в данном классе психолог проводил исследование адаптации к школе. В данном исследовании выяснилось, что как в кадетском, так и параллельном ему 4-ом «Б» классе среди детей немало групп риска по разным показателям – по интеллекту, по тревожности, по ответственности, по коллективизму.
В целом же, результаты показали, что многие дети психологически не готовы к переходу в среднее звено, из 4-го в 5-ый класс. Особенно это прослеживалось по результатам методики «Человек». Один из мальчиков-кадетов (Веснин) вообще не смог нарисовать человека всё занятие, хотя времени было достаточно. По остальным тестам, кроме очень высокой тревожности, результаты у него были нормальные. Что помешало ему создать простой рисунок, неизвестно: возможно, это утомление или какие-либо физиологические причины. По крайней мере, по тревожности и низкому невербальному интеллекту предварительно можно заключить об особенностях этого мальчика: он очень зависим от людей и мало проявляет свою индивидуальность. Может сказываться и школьное воспитание. Это может говорить и о сильном преобладании одной из акцентуации, о чём будет сказано в интерпретации.
Результаты исследования
4 "А"
|
Г
|
Т
|
Дс
|
П
|
В
|
Эм
|
З
|
Дм
|
Ц
|
Эк
|
Костенко
|
6
|
6
|
6
|
2
|
9
|
6
|
16
|
8
|
6
|
0
|
Жарков
|
9
|
6
|
6
|
2
|
9
|
9
|
12
|
6
|
3
|
12
|
Фролов
|
9
|
6
|
6
|
6
|
12
|
9
|
2
|
0
|
3
|
18
|
Ушаков
|
9
|
6
|
6
|
4
|
9
|
3
|
15
|
8
|
0
|
0
|
Морозов
|
6
|
3
|
9
|
6
|
6
|
3
|
12
|
6
|
0
|
18
|
Малышев
|
6
|
6
|
6
|
2
|
6
|
9
|
2
|
6
|
3
|
18
|
Голованов
|
3
|
3
|
9
|
4
|
3
|
9
|
16
|
4
|
3
|
18
|
Моляков
|
9
|
3
|
6
|
4
|
3
|
6
|
2
|
6
|
3
|
12
|
Румянцев
|
9
|
3
|
3
|
2
|
3
|
9
|
12
|
4
|
3
|
18
|
Сальников
|
12
|
6
|
3
|
2
|
3
|
6
|
18
|
6
|
3
|
0
|
Хойрутдинов
|
6
|
3
|
9
|
2
|
3
|
6
|
16
|
6
|
3
|
12
|
Агафонов
|
9
|
6
|
3
|
2
|
6
|
12
|
2
|
4
|
3
|
18
|
Веснин
|
6
|
15
|
6
|
2
|
15
|
9
|
2
|
6
|
6
|
18
|
Голубков
|
6
|
12
|
6
|
2
|
12
|
6
|
2
|
6
|
6
|
12
|
Занько
|
9
|
3
|
3
|
4
|
3
|
6
|
12
|
6
|
3
|
18
|
Алешковский
|
9
|
6
|
6
|
2
|
6
|
6
|
12
|
8
|
3
|
18
|
Сухов
|
6
|
6
|
6
|
6
|
6
|
3
|
12
|
6
|
3
|
18
|
Семёнов
|
3
|
6
|
6
|
0
|
3
|
12
|
12
|
4
|
6
|
18
|
Поздняков
|
9
|
6
|
3
|
6
|
6
|
3
|
12
|
4
|
3
|
18
|
Хохлов
|
6
|
3
|
6
|
2
|
3
|
9
|
12
|
4
|
6
|
12
|
Казанцев
|
6
|
3
|
9
|
4
|
3
|
6
|
16
|
4
|
3
|
12
|
Средние
|
43%
|
43%
|
39%
|
19%
|
41%
|
46%
|
75%
|
35%
|
18%
|
83%
|
Обозначения: Г - Гипертимическая, Т - Тревожная, Дс - Дистимическая, П - Педантическая, В - Возбудимая, Эм - Эмотивная, З - Застревающая, Дм - Демонстративная, Ц - Циклотимическая, Эк - Экзальтированная. Акцентуация выражена при 12 и больше баллов, или при 50 и больше %.
У другого мальчика, Сальникова, наоборот было всё очень хорошо по методикам. У мальчика мать работает учителем в этой же школе в старших классах. И этот ребёнок демонстрирует своего рода одарённость. Он ходит в художественную школу, и, судя по рисунку человека, это было видно. Он имеет успех у девочек. Одна из девочек в параллельном классе ходит вместе с ним в художественную школу и нарисовала на своём рисунке себя и Сальникова рядом. Здесь мы видим проявление детской любви. Вполне возможно, что мальчик отвечает взаимностью. Эти проявления также могут иметь отражение в особенностях характера.
2.5. Анализ результатов исследования
Результаты исследования показывают, что экзальтированная акцентуация наиболее распространена в кадетском классе начальной школы. Наименее сформированной акцентуацией является циклотимическая, к ней очень близка педантическая. Высокий показатель у застревающей акцентуации. Таким образом, выраженными являются только экзальтированная и застревающая акцентуации, что говорит, вероятно, о преобладании эмоций над интеллектом в данном возрасте.
Данные результаты вполне соответствуют особенностям 4-го кадетского класса с его патриотической и спортивной ориентацией. Застревающая акцентуация объясняется тем, что кадетское воспитание очень требовательно к молодым «бойцам». Такая требовательность появляется и у самих кадетов как к самим себе, так и к окружающим. Дети ещё не склонны к нравоучениям, но в нравственном отношении они, возможно, будут опережать своих сверстников. По крайней мере, юные кадеты известны большей дисциплинированностью по сравнению с одногодками.
Тот факт, что именно аффективно-экзальтированная акцентуация оказывается доминирующей у кадетов можно объяснить тем, что эмоциональная сфера в обстановке кадетского класса известным образом сковывается и поэтому всплеск эмоций даёт о себе знать на переменах и в общении с друзьями. Эти эмоции в малой степени носят характер высших чувств (сострадание, альтруизм) и проявляются в основном как стремление к развлечениям.
Низкое развитие циклотимической и педантической акцентуаций объясняется воспитанием в кадетах ровного оптимистического настроя, связанного с патриотической любовью к Родине и мало зависящего от педантического выполнения какой-либо муштры.
У Веснина особенно выраженные показатели по экзальтированной, тревожной и возбудимой акцентуациям, и это связано, вероятно, с низким развитием общего интеллекта и чрезмерным уровнем тревожности, видимо, по причине авторитарного воспитания (скорее родительского, но школьное не исключается и тоже может служить основной причиной вместе с индивидуальными чертами ребёнка). У видного Сальникова есть индивидуальная тенденция к гипертимной и высокая общая - к застревающей акцентуациям, что может говорить о его высоком интеллекте и развитых эмоциях, возможно, часто поверхностных.
2.6. Выводы
1. В исследовании удалось в некоторой степени решить общую задачу выявления особенностей акцентуаций детей младшего школьного возраста, которые заключаются, вероятно, в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, что проявляется в особой выраженности экзальтированной акцентуации в сравнении с застревающей.
2. Были выявлены особенности акцентуаций отдельных учащихся-кадетов 4-го класса.
3. Были достаточно подробно исследованы общие закономерности развития акцентуаций в целом среди учащихся-кадетов младшего школьного возраста.
4. В целом можно говорить о том, что поставленная в исследовании цель достигнута по мере данного уровня методического обеспечения
Список литературы
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 257-280.
Левитов Н.Д. “Психология характера”. – М.: Владос, 1997.
Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 1997.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. - М., 1964.
Петухов В.В. Типология индивидуальности. - psihologia.net
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М: Просвещение, 1963.
Приложение
Экспериментальный материал к опроснику Г. Шмишека
Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки «+» или «—» в соответствии с вариантом ответа.
Список вопросов с ключами
Ты обычно спокоен, весел? (1)
Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? (7)
Легко ли ты можешь расплакаться? (6)
Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? (4)
Такой ли ты сильный, как твои одноклассники? (—2)
Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? (9)
Любишь ли ты бывать главным в игре? (8)
Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься? (5)
Серьезный ли ты человек? (6)
Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей? (7)
Умеешь ли ты выдумывать новые игры? (1)
Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел? (—7)
Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? (6)
Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези? (4)
Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции? (8)
Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак? (2)
Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным? (4)
Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? (9)
Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят? (8)
Бывает ли у тебя неспокойно на душе? (5)
Тебе обычно немного грустно? (3)
Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? (10)
Тебе трудно долго оставаться на одном месте? (1)
Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо? (7)
Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки кошек? (—6)
Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят не ровно? (4)
Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома? (2)
Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины? (9)
Ты — один из лучших учеников в классе? (8)
Часто ли ты веселишься, дурачишься? (—3)
Легко ли ты можешь рассердиться? (5)
Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? (10)
Умеешь ли ты веселить ребят? (1)
Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь? (7)
Боишься ли ты крови? (6)
Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? (—4)
Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? (7)
Тебе неприятно войти в пустую темную комнату? (2)
-
Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? (4)
Легко ли ты знакомишься с людьми? (9)
Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах? (8)
Ты когда-нибудь убегал из дому? (5)
Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу? (3)
Кажется ли тебе жизнь тяжелой? (3)
Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой? (1)
Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине? (—7)
Любишь ли ты животных? (6)
Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? (4)
Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? (2)
Твое настроение зависит от погоды? (9)
Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос? (—8)
Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? (5)
Нравится ли тебе быть среди ребят? (—3)
Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние? (10)
Можешь ли ты организовать игру, работу? (1)
Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? (7)
Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги? (6)
Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? (4)
Подсказываешь ли ты или даешь списывать? (—7)
Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице? (2)
Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте? (4)
Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим? (9)
Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)? (8)
Бывает ли у тебя головная боль? (5)
Часто ли ты смеешься? (—3)
Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)? (8)
Можешь ли ты сделать много разных дел за один день? (1)
Часто ли с тобой бывают несправедливы? (7)
Любишь ли ты природу? (6)
Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет? (4)
Боязлив ли ты, как ты считаешь? (2)
Меняется ли твое настроение за праздничным столом? (9)
Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены? (8)
Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать? (5)
Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью? (3)
Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске? (10)
Умеешь ли ты развлекать гостей? (1)
Подолгу ли ты сердишься, обижаешься? (7)
Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей? (6)
Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради? (4)
Считаешь ли ты себя недоверчивым? (7)
Часто ли тебе снятся страшные сны? (2)
Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину? (4)
Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся? (9)
Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно? (8)
Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно? (4)
Обычно ты немногословен, молчалив? (3)
Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, на столько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене? (8)
|
|
|