Главная страница
Навигация по странице:

лекции по псих-пед исслед. Курс лекций орел 2002 Образцов П. И. Методология и методы психологопедагогического исследования Курс лекций. Орел, 2002. 292 с



Скачать 1.54 Mb.
Название Курс лекций орел 2002 Образцов П. И. Методология и методы психологопедагогического исследования Курс лекций. Орел, 2002. 292 с
Анкор лекции по псих-пед исслед.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.54 Mb.
Формат файла doc
Имя файла лекции по псих-пед исслед.doc
Тип Курс лекций
#712
страница 18 из 21
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Вариант


N

пп

Кто

выбирает

Кого

выбирают

Потребность в

общении

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

Кп+

Кп-

Ист

1

А

*

-

+

+

 

-

+

 

3

2

0,14

2

Б

+

*

 

 

+

 

-

-

2

2

0

3

В

+

-

*

+

+

 

+

+

5

1

0,57

4

Г

 

-

-

*

+

-

+

 

2

3

-0,1

5

Д

+

 

 

 

*

 

-

 

1

1

0

6

Е

+

 

+

 

 

*

+

+

4

0

0,57

7

Ж

+

+

-

 

-

+

*

-

3

3

0

8

З

+

-

 

-

+

-

 

*

2

3

-0,1

Социометрический статус

Кп+

6

1

2

2

4

1

4

2

 

 

 

Кп-

0

4

2

1

1

3

2

2

 

 

 

Ист

0,9

-0,4

0

0,1

0,4

-0,3

0,3

0

 

 

 











































7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ

односторонний положительный выбор;

взаимный положительный выбор;

 

односторонний отрицательный выбор;

 

взаимный отрицательный выбор;

 

8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:

а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию



где и – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.

В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:



б) индекс потребности в общении () – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):



где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.

В качестве примера определим члена коллектива “А”:



в) индекс психологической совместимости():



где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.



К групповым индексам относят:

а) индекс психологической сплоченности группы () – определяет степень ее группового единства:



где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых.



б) индекс психологической разобщенности группы () – определяется как степень групповой разобщенности.

 



где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.



На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:

  1. 1.     Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.

  2. 2.     Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).

  3. 3.     Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.

  4. 4.     Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности ()

ПРИЛОЖЕНИЕ 35[1]

1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
написать администратору сайта