Навигация по странице:
|
лекции по псих-пед исслед. Курс лекций орел 2002 Образцов П. И. Методология и методы психологопедагогического исследования Курс лекций. Орел, 2002. 292 с
Вариант
N
пп
|
Кто
выбирает
|
Кого
выбирают
|
Потребность в
общении
|
ФИО
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Кп+
|
Кп-
|
Ист
|
1
|
А
|
*
|
-
|
+
|
+
|
|
-
|
+
|
|
3
|
2
|
0,14
|
2
|
Б
|
+
|
*
|
|
|
+
|
|
-
|
-
|
2
|
2
|
0
|
3
|
В
|
+
|
-
|
*
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
5
|
1
|
0,57
|
4
|
Г
|
|
-
|
-
|
*
|
+
|
-
|
+
|
|
2
|
3
|
-0,1
|
5
|
Д
|
+
|
|
|
|
*
|
|
-
|
|
1
|
1
|
0
|
6
|
Е
|
+
|
|
+
|
|
|
*
|
+
|
+
|
4
|
0
|
0,57
|
7
|
Ж
|
+
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
*
|
-
|
3
|
3
|
0
|
8
|
З
|
+
|
-
|
|
-
|
+
|
-
|
|
*
|
2
|
3
|
-0,1
|
Социометрический статус
|
Кп+
|
6
|
1
|
2
|
2
|
4
|
1
|
4
|
2
|
|
|
|
Кп-
|
0
|
4
|
2
|
1
|
1
|
3
|
2
|
2
|
|
|
|
Ист
|
0,9
|
-0,4
|
0
|
0,1
|
0,4
|
-0,3
|
0,3
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».
НА ГЛАВНУЮ
односторонний положительный выбор;
взаимный положительный выбор;
односторонний отрицательный выбор;
взаимный отрицательный выбор;
8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:
а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию
где и – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.
В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:
б) индекс потребности в общении () – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.
В качестве примера определим члена коллектива “А”:
в) индекс психологической совместимости():
где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.
К групповым индексам относят:
а) индекс психологической сплоченности группы () – определяет степень ее группового единства:
где - сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых.
б) индекс психологической разобщенности группы () – определяется как степень групповой разобщенности.
где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:
1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
-
2. Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
3. Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.
4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности ()
ПРИЛОЖЕНИЕ 35[1]
|
|
|