Главная страница
Навигация по странице:

лекции по псих-пед исслед. Курс лекций орел 2002 Образцов П. И. Методология и методы психологопедагогического исследования Курс лекций. Орел, 2002. 292 с



Скачать 1.54 Mb.
Название Курс лекций орел 2002 Образцов П. И. Методология и методы психологопедагогического исследования Курс лекций. Орел, 2002. 292 с
Анкор лекции по псих-пед исслед.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.54 Mb.
Формат файла doc
Имя файла лекции по псих-пед исслед.doc
Тип Курс лекций
#712
страница 19 из 21
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса


 

I. Требования к курсовым работам по педагогике

 

Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам необходимо:

• научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т. д.;

• изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

• грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

• собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой);

• выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Выбор темы исследования

Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов.

Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

• соответствовать задачам подготовки специалистов;

• учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;

• приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

• учитывать разнообразие интересов студентов в области психолого-педагогической теории и практики;

• разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами.

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2. Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые до обучения в вузе имели опыт педагогической деятельности, или те, кто совмещает учебу и работу.

3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Этому содействуют приемы, помогающие ему самостоятельно выбрать тему исследования:

• просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

• выбор темы близкой к проблематике, ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;

• проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

• ознакомление со специальной литературой и периодическими психолого-педагогическими изданиями;

• консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения основных этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Курсовая работа имеет следующую примерную структуру.

1. Титульный лист. Он оформляется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, ниже – тема курсовой работы, еще ниже, справа, – фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы.

2. Оглавление, в нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава или параграф работы.

3. Введение. Эта часть работы содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу исследования и другие).

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2–3 страниц машинописного текста.

Для того, чтобы проверить правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– при выявлении проблемы исследования – Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

– при выборе темы исследования – Нашло ли отражение проблема исследования в его названии?

– при обосновании актуальности – Почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?

– при определении объекта исследования – Что будет исследоваться?

– при определении предмета исследования – Какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?

– при формулировке цели исследования – Какой результат исследования Вы намерены получить?

– при определении задач исследования – Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленную цель?

– при выдвижении гипотезы исследования – Каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цель исследования?

– при выдвижении положений, подлежащих публичной защите, – Что не очевидно в объекте и предмете исследования, что в нем такого, что не замечают другие?

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации научного руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнения на его основе дипломной работы, следует более подробно проработать все компоненты научного аппарата исследования.

4. Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

• первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.);

• вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);

• третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсовой работы следует просмотреть журналы: “Педагогика”, “Народное образование”, “Воспитание школьников”, “Мир образования”, “Магистр”, “Классный руководитель” и другие педагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к конкретной специальности: “Русский язык в школе”, “Начальная школа”, “Математика в школе”, “Иностранные языки в школе” и другие.

Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения.

• Кто и где (какие исследователи, в каких научных учреждениях, центрах) уже работал и работает по теме исследования?

• Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

• В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т. д. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в научном или методическом источнике: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т. д. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что-то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в “широком” и “узком” смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того, как определение понятий будет сделано, начинается поиск их толкований в следующих источниках:

• энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

• толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

• оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для написания обзора по теме исследования целесообразно использовать не менее 20 источников.

Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Подробно дается характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе, и, если он представляет собой изображение предметов, то вставляется в текст или приложение. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений т. д. Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы: Почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была ранее сформулирована).

Текст курсовой работы по объему должен составлять не менее 25–30 машинописных страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2,5 см, снизу – 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т. п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: “я наблюдал”, “я считаю”, “по моему мнению” и т. п. Корректнее использовать местоимение “мы”, но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение “мы”, т. е. фразы строятся с употреблением слов “наблюдаем”, “устанавливаем”, “имеем”. Можно использовать выражения: “на наш взгляд”, “по нашему мнению”, однако предпочтительнее писать “по мнению автора” (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: “изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...”, “на основе выполненного анализа можно утверждать, что...”, “проведенные исследования подтвердили, что ...” и т. п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

5. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.

• Зачем предпринято студентом исследование?

• Что сделано?

• К каким выводам пришел автор?

6. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора).

В список включаются все использованные автором работы и литературные источники независимо, от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Например:

Карпова Е.В.Введение в специальность и культура умственного труда. – Ярославль, 1994. – 116 с. Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом:

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. – 239 с.

Образец оформления статьи:

Пидиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. –1997. – № 5. – С. 97-103.

Если журнал не является центральным изданием, то указывается место издания. Например:

Кузьмина Н.В.Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. – Бийск, 2001, – № 1. – С. 41-54,

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования // Татьянин день. – 2001. – №3(23). – авг. – С 8-10.

7. Приложения. Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: “Приложение” с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: “Приложение 1”, “Приложение 2” и т. д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.

Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели кафедры, работники школ и внешкольных учреждений, различного рода центров, имеющие педагогический стаж, опыт работы или занимающиеся научным исследованием.

Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей или работы в целом.

Руководитель курсовой работы:

• помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план оформления курсовой работы;

• консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом руководство кафедры;

• проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на курсовую работу отражает: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка в зачетную книжку студента.

Курсовая работа возвращается студенту для продолжения исследования, которое может стать основой для будущей дипломной работы. Лучшие работы могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов для студентов.

 
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
написать администратору сайта