Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Русская культура XVII века. Лекции по культурологии Русская культура XVII века
Русская культура XVII века
Культурология - Лекции по культурологии
Русская культура XVII века
В XVII веке завершалась история средневековой культуры и зарождались элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». В науке это проявилось главным образом в росте интереса к обобщению практического опыта; в литературе – в формировании демократического светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; в живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
Литература и образование. В XVII в. заметным явлением русской культуры стала светская литература. Произошла дальнейшая ее жанровая дифференциация. Трансформация житийного жанра завершилась возникновением повести-жития (биографической повести). Рост грамотности вовлек в круг читателей провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Это привело к появлению бытовой повести, которая в занимательной форме обращаясь к обыденной жизни, делала попытку проникнуть в психологию героев, отойти от средневекового шаблона, делившего персонажей на идеальных героев и абсолютных злодеев. Основная тематика таких произведений – столкновение молодого и старшего поколений, вопросы нравственности, человек с его личными переживаниями. Большой популярностью пользовались «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».
Полный социальными конфликтами XVII в. вызвал к жизни демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства. Развитие жанра тесно связано с фольклором. В XVII в. под влиянием польского силлабического стихосложения возникла русская рифмованная поэзия, основоположником которой был С. Полоцкий, издавший «Букварь», «Рифмованную псалтырь», два больших рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Продолжали дело С. Полоцкого его ученики Карион Истомин и Сильвестр Медведев.
Среди новых жанров особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явился С. Полоцкий: «Комедия притчи о блудном сыне» и «Трагедия о Навуходоносоре-царе». Автора волновали серьезные нравственные, политические и философские проблемы. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.
Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков – 65%; купечества – 96%; посадских людей – около 40%; крестьян – 15%; стрельцов, пушкарей, казаков – 1%.
Грамоте чаще всего обучали в семье. Одним из основных методов педагогики признавалось телесное наказание. Весьма показательно сочинение по педагогике «Гражданство обычаев детских» – свод правил, определявший все стороны жизни детей: поведение в школе, за столом и при встрече с людьми; одежду и даже выражение лица. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий. Так, в 1633 г. издается букварь Бурцева, в 1679-м - учебник Полоцкого, а в 1694-м – Истомина, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению и педагогике, словари и т. п. Использовались в учебном процессе и «азбуковники» – словари иностранных слов, знакомившие с философскими понятиями, содержавшие краткие сведения по отечественной истории, об античных философах и писателях, географические материалы. Это были справочники-пособия, обеспечивавшие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем.
В Москве появились средние школы, в том числе частные, где изучались иностранные языки и некоторые другие предметы. В 1621 г. была открыта всесословная лютеранская школа в Немецкой слободе, в которой обучались и русские мальчики. С 1640-х гг. стала работать частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии. В 1664 г. открылась государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями в ней стали братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии. Состав учеников был неоднородным. Здесь обучались представители разных сословий. Академия сыграла большую роль в развитии просвещения в конце XVII – первой половине XVIII вв.
Становление знаний и рационалистического мировоззрения. В XVII в. умели решать многие практические задачи по математике, которые выдвигались практикой описания земель, торговой деятельности, а также военного дела. По указаниям в «Книге сошному письму» измеряли площади, извлекали квадратные и кубические корни, решали уравнения с несколькими неизвестными.
Крупным памятником научных знаний XVII в. является «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленный Онисимом Михайловым (Радышевским) в 1621 г. Текст содержит сведения об организации войска, употреблении артиллерии и ее устройстве, о приемах ведения боевых действий. В нем много практических сведений из различных областей знания – геометрии, механики, физики, химии. «Устав» проникнут идеей старого конкретного, опытного, рационалистического подхода к изучению различных явлений. В «Уставе» содержится ряд сведений из математики, дана таблица мер, уделено внимание вопросам динамики, описан угломерный прибор, содержатся некоторые наблюдения над разницей удельного веса металлов – железа и свинца (хотя само понятие еще не сформулировано).
Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и «травников». При переводах вырабатывалась русская терминология. Аптекарский приказ в Москве сосредоточил искусных мастеров, умевших изготавливать лекарства и обладавших широкими для того времени познаниями в области химии, ботаники и фармакопеи. Таковы были Тихон Ананьин, Иван Венедиктов, Василий Шилов и др. В том же приказе производилось обучение новых мастеров по изготовлению медикаментов, а также врачей.
На протяжении XVII в. развивался интерес к общим вопросам биологии. В Россию проникли и первые сочинения по вопросам агротехники. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. В середине XVII в. в Россию стали проникать сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Само появление в России сочинений, излагавших данную систему, весьма знаменательно для XVII в. Оно свидетельствует о том интересе, который возникал к проблемам рационального объяснения мироустройства в XVII в. О прогрессирующем развитии астрономических знаний говорит также и то, что в XVII в. стали все более приобретаться и использоваться в России различные астрономические приборы.
Большое развитие получили географические знания. Продвижение русских землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт; еще в начале XVII в. была сделана несохранившаяся карта всего Русского государства. Важный географический материал был получен в ходе освоения Сибири экспедициями Стадухина, Реброва, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова и др. Возникли сводные географические описания, как, например, «Роспись сибирским городам и острогам», «Роспись морского пути вдоль Охотского моря», и др. В 1667 г. в Тобольске Юрским стольником и воеводой П. П. Годуновым был составлен чертеж сибирских земель с соответствующим описанием. Спустя пять лет был составлен новый чертеж Сибири. Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран. Эти сведения собирались русскими посольствами за границей и обобщались в «статейных списках». Большое внимание привлекали тогда страны Дальнего Востока – Монголия и Китай.
Художественная культура. Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось деревянное зодчество. Замечательной светской постройкой был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, представлявший живописную композицию больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, с высокими кровлями, килевидными «бочками» крыш и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливалось золоченой резьбой и яркой раскраской. Культовые деревянные постройки при небольшом числе основных типов необычайно разнообразны по своей композиции.
Широко были распространены храмы клетские, представлявшие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, увенчанной маковкой с крестом; шатровые, основу конструкции которых составлял восьмерик на крестообразном основании или на четверике, перекрытый шатром; ярусный – особый тип высотной композиции, представлявший нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков; многоглавые – из наиболее известных памятников этой группы можно назвать Преображенскую церковь в Кижах.
Каменное строительство, прерванное «смутой» начала XVII в., возобновилось лишь в 20-е гг. В это время была осуществлена реставрация Московского Кремля. Зодчие Б. Огурцов и Х. Галовей возвели шатер над Спасской башней. Гражданская архитектура заметно влияла на культовые постройки. В храмах 20 – 30-х гг. появились некоторые новые черты: дробность элементов, как в церкви Покрова в Рубцове; необычайно богатый декор, как в церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. Еще заметнее отход от традиции в трехшатровых храмах, например, в Успенской церкви Алексеевского монастыря в Угличе, прозванной в народе «Дивной». Новые черты привели к формированию во второй четверти XVII в. живописного стиля с асимметричной группировкой масс. Обычно это пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приделами, папертями, лестницами и крыльцами, с обязательными деталями отделки: бочкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон и др. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось светское начало, которое современники называли «узорочьем». Таковы московские церкви Рождества Богородицы в Путниках, Троицы в Никитниках, ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках.
В 90-е гг. XVII в. в русской архитектуре утвердился новый стиль, условно именуемый «нарышкинским», или «московским барокко». Главные его композиционные принципы – ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем – восьмерик, выше – второй, большего объема и, наконец, завершающий барабан с главой. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым постройкам предшествующих времен. Декоративное убранство из резного белого камня выглядело необычайно выразительно на красном фоне кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками с вычурными фронтончиками; над карнизами помещались так называемые «петушиные гребешки» – полосы резных декоративных элементов. Примеры этого стиля: церкви Покрова в Филях, Спаса в селе Уборы, близ Москвы. Декоративные формы «московского барокко» применялись и в пятиглавых храмах: Успенский собор в Рязани, московская церковь Воскресения в Кадашах. В зодчестве XVII в. в борьбе старых традиций и новых тенденций вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством. В то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.
В живописи процесс обмирщения шел особенно активно. Первая половина века ознаменовалась борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно – «годуновская школа» – тяготело к монументальным традициям прошлого и было попыткой оживить угасающий дух великого искусства путем ортодоксального следования древнему канону (иконы «Достойно есть» и «Симеон Столпник»; иконостас кремлевской церкви Ризположения). Другое направление «строгановская школа» – явилось более живой струей в живописи первой половины XVII в. Строгановские иконы впервые в русском искусстве как бы на равных с религиозно-символической функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, тонкую проработку деталей, богатую орнаментацию, полихромный колорит. Выдающимся мастером «строгановской школы» был П. Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз.
Традиционные иконописные приемы художников-новаторов постепенно заменялись более реалистическими. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакова. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом знания анатомического строения лица и с использованием светотени («Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный» и др.) В 60 – 70-е гг. художник coздал ряд произведений в смешанном стиле – лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное – в старой, близкой «строгановскому» письму. Таковы иконы «Древо государства Московского», «Троица» и др. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова.
Черты искусства будущего ярче всего проявились в парсуне. Этот первый чисто светский жанр зародился еще на рубеже XVI–XVII вв., дальнейшее развитие получил во второй половине века в портретах царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра. Лучшие парсуны, такие, как портреты стольника В. Ф. Люткина, дяди и матери Петра I – Л. К. и Н. К. Нарышкиных, написаны в конце века. В них уже наметились черты русского портрета грядущего столетия – внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный путь – от полуиконописных парсун до вполне реалистических изображений. Фреска, в XVII в. переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, пронизаны затейливым орнаментом, житийные композиции приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами.
Культура России в XVIII веке
Культурология - Лекции по культурологии
Культура России в XVIII веке
Реформы Петра I и их общекультурное значение. Рубеж XVII – XVIII вв. является началом нового этапа в истории России. Содержанием его было разложение феодального способа производства и вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений ее особенности. Главное содержание культурного процесса составляло формирование и развитие русской национальной культуры.
Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. В результате преобразований завершилось оформление абсолютной монархии, так как централизация государственного управления, бюрократизация, регулярная армия, включение церкви в государственные структуры – неотъемлемые признаки абсолютизма.
Петровские преобразования носили двойственный характер: с одной стороны, способствовали экономическому и политическому подъему государства, развитию внешних экономических и культурных связей России с Западными странами (особенно с Польшей, Германией, Италией, Голландией); с другой – уклон в сторону социальных идеалов Запада совершился без необходимого осмысления культурных особенностей западных и восточных образцов развития. Культура стала западной по своему внешнему выражению, по представленности и по претензии, но осталась неискоренимо восточной по существу.
План «вестернизации» русской культуры, привития ей ценностей западного мира был основан на насилии. Усвоение европейской цивилизации произошло скоропалительно и пассивно. Народ совсем не принял новоевропейских нововведений, остался чуждым им. «Верхи» их восприняли поверхностно и даже догматически, без переосмысливания. Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов – «почвы» и «цивилизации» по терминологии В. Ключевского. «Почва» − это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, удивительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивающих непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» – это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Между «почвой» и «цивилизацией» был большой разрыв. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» − на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладающие разными ценностями, идеалами, тяготевшими к различным путям развития.
Одним из первых деяний Петра, составляющим существенную сторону всех его реформ, было создание империи, принципиально иного государственного устройства, при котором наиважнейшим, священным становится служение государственным интересам, обязательное и для всех подданных, и для самодержца.
Самыми первыми были реформы армии. Они коснулись способа набора рядовых: прием желающих, «волонтеров» и рекрутирование в армию крестьян. Обучаясь, солдаты не только приобретали необходимые воинские навыки, у них воспитывали чувство ответственности, верность долгу, инициативность, соблюдение не палочной, а сознательной дисциплины. Петр разработал и ввел уставы и присягу. Как справедливо отмечает Е. Анисимов, такую присягу впоследствии приносили и Суворов, и Кутузов, и Лермонтов, и Лев Толстой. Помимо реорганизации армии, именно Петру Россия обязана созданием флота.
|
|
|