Раздел 4. Основы физического воспитания в системе образования
Тема 4.1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе
Тема 4.2. Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье»
Тема 4.3. Методика планирования учебного процесса в общеобразовательной школе
Тема 4.4. Методика урока физической культуры в общеобразовательной школе
Тема 4.5. Педагогический контроль в физическом воспитании школьников
Тема 4.6. Внеклассная и внешкольная рекреационная и спортивно-массовая работа
Тема 4.7.Физическое воспитание в средних специальных и высших учебных заведениях
Физическое воспитание в общеобразовательной школе
(4 часа)
лекция
1. Значение физического воспитания учащихся в период обучения в общеобразовательной школе.
2. Общее физкультурное образование учащихся как фактор физического и духовного оздоровления нации средствами физической культуры.
3. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» как основная форма общего физкультурного образования.
4. Основные стороны учебного предмета и их компоненты. Уровни общего физкультурного образования на различных ступенях общего среднего образования.
5. Особенности содержания, построения, методики обучения, воспитания и развития учащихся в процессе освоения учебного предмета
1. Значение физического воспитания учащихся
в период обучения в общеобразовательной школе.
Теория рассматривает физическую культуру в виде относительно самостоятельных разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый из них включает виды и разновидности физической культуры определенного типа.
К наиболее крупным часто относят: базовую физическую культуру, спорт, профессионально - прикладную, оздоровительно - реабилитационную и «фоновую» физическую культуру.
Рис. Формы физической культуры
Базовая физическая культура
Традиционно к базовой относят физическую культуру в существующей системе образования и воспитания подрастающего поколения как фактор обеспечения должного уровня общей физической подготовленности. Поэтому эту форму физической культуры часто называют «школьной». Под ней подразумевают физическую культуру, являющуюся обязательным учебным предметом в общеобразовательных школах и других образовательных учреждений, где ее применение направлено на формирование жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также разностороннее развитие физических и связанных с ними психических качеств.
Важными элементами школьной физической культуры, по Л.П. Матвееву [97], являются, в частности:
- «школа движения» (система гимнастических упражнений и правил их выполнения, с помощью которых формируют умение дифференцирование управлять отдельными движениями и развивают способность координировать их в различных сочетаниях);
-система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования с предметами (основных способов ходьбы, бега, плавания, передвижения с помощью вспомогательных средств, прыжков, метаний, поднимания и переноски тяжестей и т.п.);
-«школа» единоборства, противодействия и взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности, включающих межличностные контакты (типа спортивной борьбы, игр).
Педагогически организованный многолетний процесс использования базовой физической культуры в образовательно-воспитательных целях представляет собой процесс основного физического воспитания. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации данного процесса, создаются благоприятные условия для его педагогически оправданной организации. Определяющие черты школьной физической культуры во многом и обусловлены именно тем, что она органически включена в общую систему образования и воспитания и функционирует по закономерностям этой системы (т.е. по общим закономерностям образования и воспитания).
Т.о. Физическое воспитание - часть воспитания, процесс решения специфических задач формирования физической культуры личности, который осуществляется в соответствии со всеми признаками педагогического процесса, а так же в порядке самовоспитания. Специфика физического воспитания состоит в обучении двигательным умениям, навыкам, совершенствовании двигательных способностей, оздоровлении занимающихся средствами физической культуры.
Известно, что процесс физического воспитания должен строиться на основе строгого учета общих закономерностей возрастного развития человека. Именно они являются основой формирования наиболее общих, фундаментальных целей физического воспитания.
По возрастному признаку выделяется физическое воспитание дошкольников, школьников, студентов и т.д., которое осуществляется в детских садах, средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, техникумах, ВУЗах.
Физическое воспитание подрастающего поколения является органичной частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития личности и духовных сил школьников, их подготовки к жизни, труду и защите Родины.
В процессе физического воспитания общеобразовательных школ решаются задачи укрепления здоровья школьников, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности.
Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.
Оздоровительные задачи
Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.
Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.
Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.
Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.
Образовательные задачи
Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков (З.И.Кузнецова, 1968): 1) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.); 3) умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).
Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.
Воспитательные задачи
-
Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.
Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.
Согласно КОНЦЕПЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Кряж В.Н., Кряж 3.С.) достигается цель ФВ в результате решения специфических и общепедагогических воспитательно-образовательных, оздоровительных и прикладных задач физического воспитания.
Специфические воспитательно-образовательные задачи направлены на формирование устойчивых мотивов физического воспитания и самовоспитания, обучение физкультурным знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей и воспитание на этой основе физических качеств, включение в активную физкультурную или спортивную деятельность.
Общепедагогические воспитательно-образовательные задачи направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к физическому воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие, личности.
Оздоровительные задачи направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения.
Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту, в экологически неблагоприятных условиях. К прикладным задачам относится формирование (у учащихся старших классов и студентов) мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, подготовка юношей (учащихся и студентов) физически и психологически к службе в вооруженных формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, подготовка к трудовой деятельности, семейной жизни.
Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.
Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.
В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.
Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).
И, наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).
2. Общее физкультурное образование учащихся как фактор физического и духовного оздоровления нации средствами физической культуры.
Согласно КОНЦЕПЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Кряж В.Н., Кряж 3.С.) физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.
Основной формой физического воспитания в дошкольном, общем, профессиональном, высшем образовании являются обязательные учебные занятия. В процессе таких занятий изучается учебная дисциплина "Физическая культура" структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется также в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования и в процессе самовоспитания.
Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и рекреация.
Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Физическая подготовленность — только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должны подкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.
Формирование физической культуры личности предполагает овладение соответствующими физкультурными ценностями. К ним относятся прежде всего интеллектуальные и духовные ценности, двигательные и методические умения и навыки и другие. В процессе овладения этими ценностями человек, включаясь в активную деятельность, формирует себя как общественную ценность.
Для полноценного формирования физической культуры личности необходима активная, творческая физкультурная деятельность учащегося или студента. Обязательным ее условием является мотивация физического воспитания и самовоспитания. Основными факторами мотивации являются содержание физического воспитания, способ его реализации, система предъявляемых учебных и социальных требований, ценностные ориентации и др.
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье школьников становится все хуже и хуже.
Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствии е болезней или физических дефектов».
Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:
. физическое здоровье;
. психическое здоровье;
. благоприятную социально-психологическую адаптацию.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно-двигательного аппарата. Состояние здоровья ребенка в Беларуси, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
По различным данным основные проблемы со здоровьем белорусских школьников следующие.
Начальник управления организации медицинской помощи Минздрава Иван Рыжко на совместной коллегии Министерства образования и Министерства спорта и туризма, прошедшей 29 июля в Минске огласил такую статистику:
На первом месте по распространенности стоят проблемы со зрением. Если у учащихся первых классов близорукость выявляется в 7% случаев, то ко времени окончания школы эта цифра возрастает до 20 %.
На втором месте находятся заболевания, связанные с нарушением осанки.
На третьем – психические заболевания.
Согласно результатам диспансеризации, к I-й группе здоровья относятся лишь 26% детей (то есть те, которые практически здоровы). Ко II-й (куда входят дети, перенесшие какие-либо хронические заболевания или часто и длительно болеющие) - 58 %. III-я группа (включающая детей с хроническими заболеваниями) - 14 %. Около 2% белорусских детей – инвалиды.
Внештатный специалист комитета здравоохранения Мингорисполкома по медицинскому обеспечению организованных коллективов Инесса Шевчик 22 февраля на заседании круглого стола в столице сообщила, что на сегодняшний день около 10% столичных школьников имеют первую группу здоровья, 35% — вторую. Первая группа здоровья –здоровые.Вторая группа - здоровые, но есть предрасположенность к заболеваниям (в т.ч. из семей соцриска и напр.: с кариесом)
Третья группа составляет 50% и представлена детьми с хроническими заболеваниями
Четвертая группа 5% – это школьники со значительными отклонениями в состоянии здоровья
Школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья.
Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитчснко, Э.Я.Каплан, В.Н.Артамонов, 1990).
Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.
Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, органически присущую обществу и направленную на заботу о людях.
Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.
Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.
Известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формирование ФК личности тесно связано с приобретением прочных навыков здорового образа жизни и предопределяется решением основных задач, стоящих перед системой ФВ, в т.ч. и школьной ее разновидностью.
ФК способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высокой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания. ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходимую и достаточную двигательную активность, а также активный отдых, то есть рациональным двигательный режим (РДР). Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении.
Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» как основная форма общего физкультурного образования.
Закон Республики Беларусь о физической культуре и спорте" был принят в 1993 году. В нем были законодательно закреплены права граждан на занятия физической культурой и спортом. Для обеспечения этого права в стране сохранена и получила дальнейшее развитие государственная система физического воспитания в:
1) детских дошкольных учреждениях
2) средних и высших учебных заведениях
3) детских спортивных школах
4)добровольных физкультурно–оздоровительных и спортивных объединениях граждан по месту жительства, учебы, работы, в местах массового отдыха, учреждениях и предприятиях по оказанию платных физкультурных услуг населению республики.
В статье 19 закона закреплено право учащихся на обязательное физкультурное образование.
Закон Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII Об образовании
Статья 7. Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:
дошкольное образование;
общее базовое образование;
общее среднее образование;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
послевузовское образование.
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:
внешкольное воспитание и обучение;
повышение квалификации и переподготовку кадров.
Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.
Статья 11. В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов.
Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании.
Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.
Основной формой физического воспитания в дошкольном, общем, профессиональном, высшем образовании являются обязательные учебные занятия. В процессе таких занятий изучается учебная дисциплина "Физическая культура" структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется также в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования и в процессе самовоспитания.
Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и рекреация.
3-яя глава закона о ФК в РБ: «Физическая культура» в качестве совокупности программ и нормативов для организации процесса утверждает Физкультурно-оздоровительный комплекс РБ – основы ФВ граждан, который определяет цель и задачи ФВ, уровень ФП и утверждается Правительством РБ или уполномоченным им государственным органом.
На основании вышеперечисленных документов разрабатываются программы по ФВ для различных категорий населения, в т.ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. В дополнение к этим документам, с целью конкретизации основных положений, с различной периодичностью разрабатывается ряд других документов, например: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» (I—XI классы), инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений в 2010/2011 учебном году».
Физическая культура как учебная дисциплина равноправна с другими учебными предметами в школе. Физическая культура тесно связана с другими предметами учебного плана школы – естествознанием, анатомией, физиологией и др. предметами. Полученные там знания и умения используются на уроках физической культуры и наоборот. Обязательный курс физического воспитания осуществляется на основе типовой программы по физической культуре учащихся I–XI классов общеобразовательной школы.
Из инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Физическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в 2010/2011 учебном году»
Общие положения
Организация физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений предусматривает тесную взаимосвязь образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с физкультурно-оздоровительной работой с учащимися в режиме учебного дня, а также с внеурочной и внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой.
Условия организации физического воспитания учащихся должны соответствовать требованиям СанПиН 2010 года «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений».
Содержание, эксплуатация, устройство физкультурно-спортивных сооружений учреждений образования обеспечиваются в соответствии с требованиями СанПиН № 12-19-2006 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных сооружений».
Организация физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Правилами безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗы) (Минск, 2000) и Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 21.12.2004 № 10).
Проведение уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», физкультурно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, физкультурных праздников и т.п.) и спортивных соревнований за пределами учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством, оформляется приказом руководителя учреждения образования и допускается только при наличии перечня документов, регламентирующих порядок предоставления и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений при проведении занятий физической культуры и спорта.
В целях обеспечения безопасных условий при проведении физкультурных и спортивных занятий учащиеся допускаются к ним только в спортивной форме и обуви.
Требования к организации образовательного процесса
Изучение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» осуществляется в объеме 2 часов в неделю.
При планировании расписания уроков не допускается проведение уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в одном классе в течение двух дней подряд, более одного раза в неделю первым и последним уроками; в общеобразовательных учреждениях сельских населенных пунктов – первыми и последними уроками (при отсутствии подвоза учащихся).
Порядок и формы проведения аттестации учащихся на всех ступенях общего среднего образования по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» определяют Правила аттестации учащихся общеобразовательных учреждений (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.12.2006 № 108) и Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674).
В новом учебном году в перечне выпускных экзаменов по выбору для учащихся XI классов сохраняется экзамен по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Билеты к экзамену включают в себя практические задания для контроля уровня усвоения двигательных навыков и определения уровня физической подготовленности, предъявляемые к выпускникам в соответствии с требованиями новых учебных программ.
В связи с возрастными отличиями и особенностями организационно-методического характера образовательного процесса преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на I (I–IV класс) II и III ступенях общего среднего образования (V–XI классы) имеет свои отличительные особенности.
У каждого учителя, проводящего уроки по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», должны быть следующие документы планирования учебного материала:
I (I–IV класс)
календарно-тематические планы;
планы-конспекты уроков.
II и III ступенях общего среднего образования (V–XI классы)
годовой план-график распределения учебного материала;
календарно-тематические планы;
планы-конспекты уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
Планы-конспекты уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должны включать в себя дату и место проведения урока, систему соподчиненных учебных задач, соответствующих этапам формирования двигательных умений и навыков, перечень используемого на уроке оборудования и инвентаря, методы организации и проведения занятий, дозировку нагрузок, формы, методы и критерии контроля учебных достижений учащихся и др.
Перечисленные документы учебного планирования обновляются ежегодно с внесением в них необходимых изменений или дополнений согласно изменениям содержания и требований учебных программ. Годовой план-график и календарно-тематические планы согласовываются с директором (заместителем директора) общеобразовательного учреждения на каждый учебный год.
Все перечисленные документы планирования должны храниться у учителя физической культуры в общеобразовательном учреждении в течение всего учебного года.
При изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» во внеурочное время могут проводиться факультативные занятия спортивной направленности. Количество часов на проведение факультативных занятий определяется и распределяется педагогическим советом общеобразовательного учреждения. При проведении факультативных занятий необходимо учитывать максимальную допустимую нагрузку на одного ученика.
Для проведения факультативных занятий используются программы, дидактические материалы и методические рекомендации, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь. Кроме этого, для проведения факультативных занятий допускается использовать разработанные учителями физической культуры программы, которые прошли обсуждение на методических объединениях и утверждены директором общеобразовательного учреждения. Содержание таких программ разрабатывается на основе программ повышенного и углубленного уровней изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (Минск: НИО, 2007).
Некоторые особенности физического воспитания учащихся в специализированных по спорту классах
В целях создания условий для спортивной подготовки одаренных, перспективных учащихся в общеобразовательных учреждениях на основании ходатайства специализированного учебно-спортивного учреждения по согласованию с соответствующим управлением (отделом) образования местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться специализированные по спорту классы на I, II и III ступенях общего среднего образования по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр. Прием в специализированный по спорту класс осуществляется по направлению специализированного учебно-спортивного учреждения из числа его учащихся, прошедших углубленное медицинское обследование, без вступительных испытаний по учебным предметам.
Образовательный и учебно-тренировочный процессы осуществляются в соответствии с расписанием уроков и особенностями проведения учебно-тренировочного процесса по виду спорта с учетом режима работы группы продленного дня в соответствии с учебными программами по видам спорта для специализированных учебно-спортивных учреждений, утверждаемыми Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, и разрабатываемыми на их основе учебными планами по этапам подготовки.
Учебные планы общеобразовательного учреждения для специализированных по спорту классов не включают в себя учебные часы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
Учащиеся специализированных по спорту классов ежегодно сдают контрольно-переводные нормативы по виду спорта в специализированных учебно-спортивных учреждениях.
Аттестация учащихся по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» за четверть, год осуществляется учителем физической культуры на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности, и теоретических знаний учащихся, предусмотренных учебной программой по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», подписанной руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения и направленной в общеобразовательное учреждение не позднее чем за 3 дня до проведения аттестации.
|