Навигация по странице:
|
Лекция Значение физического воспитания учащихся в период обучения в общеобразовательной школе. Общее физкультурное образование учащихся как фактор физического и духовного оздоровления нации средствами физической культуры.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с учащимися
В структуру внеклассной работы учителя физической культуры входят:
организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (методические занятия и консультации для учителей и классных руководителей по вопросам проведения на уроках физкультурных минуток, использования физических упражнений и игр в перерывах между уроками, физкультурных занятий во время спортивного часа в группах продленного дня, подготовки и участия класса во внутришкольной спартакиаде, другим вопросам физического воспитания учащихся);
организация и проведение с учащимися физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, спортивных соревнований круглогодичной спартакиады общеобразовательного учреждения, физкультурных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», «Хрустальный конек», ежемесячных дней здоровья и спорта, «уроков (часов) футбола» и т.д.;
участие на первом этапе в таких массовых республиканских спортивных мероприятиях, как спартакиада по программе летнего и зимнего многоборья «Защитник Отечества» для юношей допризывного и призывного возраста, летнее и зимнее многоборья «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь, подвижные игры среди детей и подростков «Вас вызывает Спортландия!», соревнования «Стремительный мяч», «Снежный снайпер», «Золотая шайба» и «Кожаный мяч»;
внедрение в практику работы общеобразовательного учреждения Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса путем проведения с учащимися возрастной категории от семи до восемнадцати лет внутришкольных соревнований «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физическое совершенство»;
организация работы коллектива физической культуры учреждения образования через привлечение физкультурного актива из числа преподавателей и учащихся;
организация и проведение занятий (в том числе и для начальных классов) в секциях и кружках спортивной и оздоровительной направленности;
подготовка и участие сборных команд школьников учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях;
досмотр за состоянием физкультурного инвентаря и спортивного оборудования.
Организационной основой для внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися в общеобразовательных учреждениях является наличие следующей учетно-отчетной документации:
журнала учета внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;
ежемесячного плана внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы каждого учителя физической культуры;
положения о круглогодичной спартакиаде общеобразовательного учреждения;
календаря физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований круглогодичной спартакиады общеобразовательного учреждения на учебный год;
приказов об организации внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на учебный год, об организации и проведении соревнований круглогодичной спартакиады общеобразовательного учреждения, о поощрении лучших спортсменов и учителей;
протоколов и отчетов о спортивных соревнованиях, сценариев физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
плана работы коллектива физической культуры общеобразовательного учреждения;
журнала учета материальных ценностей кабинета физической культуры и здоровья;
актов обследования спортивного оборудования, акта готовности учебно-материальной базы по физической культуре и спорту учреждения образования к новому учебному году.
Министерство образования рекомендует рассматривать массовое привлечение школьников в течение учебного года к участию в спортивных соревнованиях и физкультурно-оздоровительных мероприятиях как один из основных критериев оценки работы общеобразовательного учреждения в вопросах физического воспитания учащихся.
4. Основные стороны учебного предмета и их компоненты. Уровни общего физкультурного образования на различных ступенях общего среднего образования.
Уровни и ступени общего среднего образования, сроки обучения
Структура общего среднего образования включает в себя:
два уровня: общее базовое образование и общее среднее образование;
три ступени: I ступень (I–IV классы); II ступень (V– IX классы); III ступень (X–XI классы, обучение в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы).
В школьном периоде на основании особенностей возрастного становления организма учащихся, а также организационно-методических особенностей организации общего образования выделяется три основных ступени:
I ступень - I–IV класс- начальное образование (7-10 лет)
II ступень - V- VIII класс – базовое образование (11-15 лет)
III ступень - IX–XI класс – среднее образование (16-18 лет)
Целостность структуры общего среднего образования, содержательная основа его системного построения обеспечиваются единством и преемственной взаимосвязью трех ступеней общего среднего образования.
I и II ступени общего среднего образования составляют уровень общего базового образования. Продолжительность обучения – 9 лет.
I ступень общего среднего образования обеспечивает получение общего начального образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени общего среднего образования. Продолжительность обучения – 4 года. Прием детей в I класс осуществляется с шести лет или с более позднего возраста.
Продолжительность обучения на II ступени общего среднего образования – 5 лет.
Получение общего базового образования дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.
Продолжительность обучения на III ступени общего среднего образования – 2 года.
Уровень общего среднего образования включает I, II и III ступени. Срок обучения – 11 лет.
Получение общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Продолжительность учебного года в общеобразовательных учреждениях с учетом специфики целей и задач ступеней общего среднего образования, времени, отводимого в период летних каникул на организацию трудовой и медицинской практики, учебно-полевых сборов, общественно полезного труда составляет от 34 до 36 учебных недель.
Общее среднее образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, включающий уровень общего базового образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем среднем образовании установленного образца.
Общее базовое образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий овладение учащимся основами наук, навыками умственного и физического труда, социальным опытом, нормами морали и правилами поведения, формирование готовности к профессиональному самоопределению и продолжению образования, включающий ступень общего начального образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем базовом образовании установленного образца.
Для оптимизации соотношения состава содержания общего среднего образования с учетом структуры объектов изучения в системе «человек–природа–социум» выделяется совокупность базовых образовательных областей: «Языки и литература», «Обществознание», «Математика», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».
Перечень базовых образовательных областей является инвариантным для всех ступеней общего среднего образования. В соответствии с ними устанавливаются перечни учебных предметов образовательных областей.
К образовательной области «Физическая культура» относятся предметы: «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Допризывная и медицинская подготовка».
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Для общеобразовательных учреждений
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
I-IV классы
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» решает задачи общего физкультурного образования, разностороннего физического, интеллектуального, духовно-нравственного развития и оздоровления учащихся.
Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» имеет общеинтеллектуальное, культурологическое, воспитательное, прикладное и оздоровительное значение.
Целью изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом возрастных особенностей.
Цель предмета достигается в результате решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Образовательные задачи:
овладение доступными в младшем школьном возрасте физкультурными знаниями;
обучение двигательным умениям и навыкам, способам физкультурной деятельности;
обучение применению изученных физкультурных знаний, двигательных умений и навыков во внеурочное время.
Воспитательные задачи:
содействие становлению и развитию потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной активности;
формирование отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
-
содействие гармоничному физическому, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию;
• воспитание дисциплинированности, честности, исполнительности, доброжелательности, коллективизма, отзывчивости, смелости;
• формирование умений и навыков сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности.
Оздоровительные задачи:
овладение навыками, необходимыми для формирования здорового образа жизни средствами физической культуры;
укрепление физического здоровья учащихся;
развитие координационных и кондиционных способностей;
содействие разностороннему физическому развитию;
профилактика заболеваний, стрессовых состояний;
формирование и поддержание правильной осанки;
профилактика миопии, плоскостопия и других заболеваний;
формирование представлений, знаний, умений и навыков безопасного поведения во время организованных и самостоятельных игр и физкультурных занятий в экологически неблагоприятных условиях (для проживающих в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС).
Учебный материал программы распределен по следующим разделам:
введение в школьную жизнь (только в I классе);
знания;
умения, навыки, способы деятельности; в развитие двигательных способностей.
Содержание уроков раздела «Введение в школьную жизнь» составляют преимущественно подвижные игры программы дошкольного образования «Пралеска», предусмотренные для группы «Фантазеры».
Темы раздела «Знания» планируются к освоению на уроках физической культуры и здоровья в течение учебного года в форме непродолжительных (до 3—5 минут) рассказов, бесед.
Раздел «Умения, навыки, способы деятельности» включает в себя физические упражнения, составляющие содержание «школы движений»: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазанье, упражнения в равновесии, акробатические упражнения, передвижение на лыжах, плавание.
Содержание раздела «Развитие двигательных способностей» включает в себя подвижные игры и игровые задания, тестовые упражнения и критерии определения уровня развития двигательных способностей учащихся, примерный перечень домашних заданий и рекомендации по недельному двигательному режиму школьников.
На каждом уроке физической культуры и здоровья рекомендуется планировать игровую деятельность учащихся. При использовании в уроках подвижных игр и игровых заданий решаются следующие задачи:
-
закрепление и совершенствование двигательных умений, навыков и изученных способов деятельности;
развитие координационных (точное воспроизведение пространственных, временных и силовых характеристик движений, сохранение равновесия, быстрое и своевременное реагирование на изменяющиеся ситуации, согласованность одновременных и последовательных движений различными частями тела, воспроизведение темпа и ритма движений) и кондиционных (скоростных, силовых, скоростно-силовых, общей выносливости, гибкости) способностей.
Тестовые упражнения используются исключительно для мотивации учебной деятельности, индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса. Учащиеся I класса выполняют тестовые упражнения только один раз в учебном году — в мае. Учащиеся II, III и IV классов тестируются два раза в течение учебного года — в сентябре и мае. Уровень развития двигательных способностей учащихся III—IV классов не учитывается при определении итоговых отметок за четверть и учебный год.
Содержание учебной программы рассчитано на его освоение учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры, занимаются отдельно от уроков физической культуры по специальным программам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Учащиеся, освобожденные по медицинским показаниям от двигательной активности на уроках физической культуры и здоровья, присутствуют на них и выполняют непротивопоказанные индивидуальные задания под контролем учителя.
В целях эффективного решения задач физического воспитания учащихся начальных классов содержание уроков физической культуры и здоровья должно быть тесно взаимосвязано с двигательной активностью школьников в режиме учебного и продленного дня, с участием школьников во внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Для повышения оздоровительного эффекта учебного предмета «Физическая культура и здоровье» рекомендуется как можно чаще проводить занятия с детьми на открытых пришкольных площадках.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Для общеобразовательных учреждений
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
V-XI классы
Общая характеристика учебного предмета. В системе учебных предметов общего среднего образования освоение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» обеспечивает получение учащимися базового физкультурного образования.
Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» представлено базовым и вариативным компонентами.
Базовый компонент является содержанием учебного предмета «Физическая культура и здоровье», обязательным для освоения учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Он включает разделы «Знания» и «Основы видов спорта», которые содержат минимальный объем учебного материала, необходимый для общего физкультурного образования, общекультурного, духовного и физического развития, оздоровления, нравственного совершенствования учащихся, формирования здорового, физически активного образа жизни, развлечения и отдыха с помощью средств физической культуры.
Раздел «Знания» включает теоретический материал, необходимый для практического освоения учебного предмета, формирования мировоззрения здорового, физически активного образа жизни, самостоятельного использования средств физической культуры с целью оздоровления, развлечения и активного отдыха.
Раздел «Основы видов спорта» включает практический и необходимый теоретический учебный материал, который осваивается на практических учебных занятиях одновременно с двигательными умениями, навыками, способами деятельности. Содержание практического учебного материала представлено упражнениями, комплексами и игровыми элементами таких видов спорта, как гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, что соответствует общим задачам формирования координационных и кондиционных способностей учащихся.
Вариативный компонент представлен такими видами спорта, как плавание, аэробика, атлетическая гимнастика, теннис настольный, конькобежный спорт, а также учебным материалом спортивных игр, изучаемых на более высоком уровне. Содержание вариативного компонента может использоваться учителем физической культуры с учетом интересов школы, учащихся и наличия физкультурно-спортивной базы в соответствии с примерным распределением учебного материала для каждого класса.
Целью изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в V—XI классах является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Понятие «здоровье» в названии учебного предмета является комплексным и определяется созданием в каждом общеобразовательном учреждении условий и мотивации для регулярных физкультурных занятий учащихся, формирования у них основ здорового образа жизни.
Указанная цель достигается в результате решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, прикладных задач.
К образовательным задачам учебного предмета относятся освоение и обучение использованию доступных в школьном возрасте:
♦ физкультурных знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий; « духовных ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;
♦ двигательных умений и навыков, составляющих содержание изучаемых видов спорта.
|
|
|