Воспитательными задачами учебного предмета являются содействие становлению и развитию:
♦ отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
положительных черт характера, таких как дисциплинированное поведение, доброжелательное отношение к товарищам, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;
гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности.
Оздоровительными задачами физического воспитания являются:
профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;
-
содействие укреплению здоровья учащихся, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
повышение умственной работоспособности;
♦ освоение навыков формирования здорового образа жизни.
К прикладным задачам учебного предмета, обеспечивающим успешную социальную адаптацию и безопасность жизнедеятельности учащихся, относятся:
обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;
освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных физкультурных занятий;
формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях (для проживающих в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС).
5. Особенности содержания, построения, методики обучения, воспитания и развития учащихся в процессе освоения учебного предмета
В работе по ФВ подрастающего поколения воплощаются общие принципы системы физического воспитания, некоторые из них требуют конкретизации соответственно особенностям контингента занимающихся и условий работы.
Требования по реализации принципа всестороннего гармонического развития личности исходят из главенствующего значения широкой общей физической подготовки, даже с началом спортивной специализации, связи физического воспитания с другими видами воспитания.
Принцип прикладности в школьном возрасте исходит опять таки из всесторонней физической подготовленности, которая является залогом готовности учащихся к разнообразным формам жизнедеятельности.
Принцип связи ФВ с трудовой и военной деятельностью вытекает из прикладного аспекта всей совокупности средств ФВ, и опять таки из всесторонней физической подготовленности; реализуется связью физического и трудового воспитания, содействием при помощи средств ФВ учебному труду, восстановлению после интенсивных учебных нагрузок.
Оздоровительная направленность ФВ реализуется в первую очередь соответствием содержания, объема и интенсивности двигательной деятельности возрастным особенностям на различных этапах развития школьников, а также половым особенностям. Существенным фактором повышения оздоровительного эффекта является приучение учащихся к рациональному режиму труда и отдыха, гигиеническим навыкам, приобщение к знаниям о рациональном питании, о самостоятельных занятия и т.д. Особое место занимает организация врачебно-педагогического контроля.
Реализация принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении образовательных задач физического воспитания.
При построении учебного процесса определение последовательности обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств должно основываться на знаниях и учете положительного и отрицательного «переноса» навыков и физических качеств.
Принцип доступности и нидивидуализации предполагает в выборе задач, средств и методов обучения ДД и развития ФК руководствоваться возрастными особенностями в развитии различных систем организма ребенка. Чем младше ребенок, тем большее место занимают методы обеспечения наглядности, чем старше, тем значительнее место методов слова, и сложнее его формы. Чем младше ребенок, тем большее место занимают методы целостно-конструктивного метода и выполнения упражнений в облегченных условиях, чем старше, тем значительнее место методов расчлененного разучивания, и сопряженного метода. Чем младше ребенок, тем большее место занимают игровые методы, чем старше, тем значительнее место соревновательных методов расчлененного разучивания, и сопряженного метода.
В построении процесса обучения двигательному действию выделяют относительно завершенные этапы, которым соответствуют стадии формирования двигательного умения и навыка.
На первом этапе происходит начальное разучивание двигательного действия, чему соответствует стадия образования умения воспроизводить технику действия в общей, «грубой», форме.
Второй этап характеризуется углубленным, детализированным разучиванием. В результате на этом этапе происходит уточнение двигательного умения, оно частично переходит в навык.
На третьем этапе обеспечивается закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего формируется прочный навык; он приобретает качества, позволяющие целесообразно использовать его в различных условиях двигательной деятельности.
Понятно, что с увеличением координационного опыта учащихся большую роль приобретает совершенствование двигательных действий.
Закономерности воспитания силы, быстроты, выносливости и других физических качеств также требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык.
Физические способности детей за время обучения в школе в целом существенно прогрессируют. Однако темпы развития в определенные годы то уменьшаются, то увеличиваются, что обусловлено в первую очередь физиологическими закономерностями возрастных изменений. Поэтому основной чертой методики воспитания двигательных особенностей в школьный период является всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей, соответствие воздействующих факторов сенситивным периодам.
|