Главная страница
Навигация по странице:

Документ Microsoft Office Word. Методика профессионального обучения (Экономика и управление) 1



Скачать 155.88 Kb.
Название Методика профессионального обучения (Экономика и управление) 1
Анкор Документ Microsoft Office Word.docx
Дата 03.05.2017
Размер 155.88 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Документ Microsoft Office Word.docx
Тип Анализ
#6646
страница 6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

21. Методика разработки опорного конспекта по теме учебного предмета.

В понятие «опорный конспект» авторы вкладывают разнообразные формы представления знания. В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации. Поэтому в определениях опорного конспекта его основа и суть передаются через наглядность, отражающую сведения, содержащую оценку значительного события, явления или признака. Опорный конспект один из авторов определяет через опорные сигналы в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В определение опорного конспекта нами вкладывается иной смысл.

Опорный конспект — это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. Разворачивается учебная информация согласно логике учебной деятельности. Сначала представляются в наглядной форме учебные элементы, создающие ориентировочную основу деятельности, затем — формирующие исполнительские и контролирующие действия. Это создает целостную систему знаний об изучаемом техническом объекте, с одной стороны, и общую систему учено-познавательных действий по их формированию — с другой. Суть опорного конспекта это система опор в виде ключевых слов, фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков и других способов кодирования, позволяющая представить основное содержание учебного материала в ходе его изучения и применения как целостный логически завершенный образ. Характеристика: компактность; одномоментная обозримость; легкое восприятие, запоминание и воспроизведение.

Основные правила разработки методической системы опорных конспектов заключаются в следующем:

- полное и блочное отражение основного содержания учебного материала в опорном конспекте с четким выделением главного. В одном опорном конспекте не должно быть более пяти блоков учебной информации;

  • строгая логическая последовательность в расположении учебного материала. Произвольное нарушение последовательности выбранного порядка расположения недопустимо, так как сама логика представления учебной информации в опорном конспекте имеет обучающую значимость. Обучаемые привыкают к логике представления учебной информации, что помогает им ориентироваться в новой порции учебного материала;

  • образная наглядность, лаконичность и цветовая кодировка информации.

Знаковая форма в опорных конспектах создает возможности: показа важной информации, основных связей благодаря отбору и акценту на отдельных единицах информации; однозначного понимания смысла за счет унифицированности основных знаков и символов; самостоятельной работы со смысловыми связками, передающими автономные смыслы.

Этапы разработки опорного конспекта:

1.отбор учебного материала.

2.структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации. 3.выделение основных понятий, определений, формул.

4.кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур. 5.расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. 6.кодирование значимости учебной информации в цвете.

22. Методика диагностики знаний и умений учащихся по учебному предмету.

Одним из важнейших структурных элементов процесса обучения является диагностика результатов профессионального обучения. Проверка и контроль знаний и умений на каждом учебном занятии должны быть в центре внимания преподавателя и мастера производственного обучения. Структурная схема процесса обучения показывает, что проверка и контроль завершают процесс обучения, являясь очень важным блоком

Цели обучения

-->

Принципы

-->

Содержание

-->

Методы обучения

-->

Организационные формы учебно-познавательной деятельности







Проверка, контроль профессиональных знаний и умений




Диагностика результатов обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информацию о положительных и отрицательных сторонах методики профессионального обучения. Преподаватель может переоценить умственное развитие своих учеников и ставить перед ними завышенные цели, недооценить трудности отдельных тем содержания программы и выбрать методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не способствуют достижению планируемого уровня знаний и умений.

Для учащихся начального профессионального образования проверка знаний и умений является источником эмоциональных переживаний. Учащийся удовлетворен, когда все задания контрольной работы или практического занятия выполнены, и искренне радуется, когда оценка преподавателя совпадает с самооценкой. И, наоборот, огорчается, а иногда теряет интерес к обучению, если проверка знаний и умений не дает ожидаемых результатов. Поэтому важное значение приобретают методические задачи, которые стоят перед преподавателем и мастером производственного обучения. Методические задачи разрабатываются на основе ряда функций.

В теории профессионального обучения (дидактике) выделены следующие функции диагностики знаний и умений:

-контролирующая — состоит в выявлении уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой;

-обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;

-воспитывающая — реализуется при формировании у учащихся ответственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе обучения.

Система функций и методических задач


Функции

Методические задачи

Контролирующая

Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений



Выявление знаний и умений учащихся на уроке



Определение уровня сформированное™ знаний, умений и навыков



Корректировка методики изучения темы, по которой проводился контроль знаний и умений



Уточнение, углубление знаний учащихся



Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащихся

Обучающая

Разработка дополнительных вопросов по выявлению способностей учащихся к логическому мышлению и умственным действиям



Развитие речи учащихся в процессе проверки знаний



Обеспечение материально-технической базы для индивидуальной и коллективной работы

Воспитывающая

Формирование ученических групп по контролю за качеством обучения



Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы

Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методических задачах, которые решает преподаватель или мастер производственного обучения.

В зависимости от того, какой объем изученного материала охватывает проверка в процессе изучения курса, различают следующие виды проверки:

-текущую, сопровождающую повседневную учебно-познавательную деятельность учащихся на каждом уроке;

-тематическую, охватывающую систему уроков по определенной теме программы;

-периодическую, относящуюся к содержанию материала, изученного в определенный период обучения (полугодие, курс);

-заключительную (итоговую), охватывающую весь материал

учебного предмета.

В основу такой классификации положены два признака: деление учебного материала на темы и организационное деление учебного времени на периоды обучения.

По охвату учащихся в единовременном акте проверки различают:

-индивидуальную проверку (участвуют преподаватель и учащийся) ;

-групповую (охватывается часть учащихся группы);

-фронтальную (участвуют все обучающиеся).

Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта (ГОС) по информатике вносит значительные изменения в методику проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ГОС «...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования». В нем реализуются как бы четыре ступени, постепенно приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся: общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников; «измерители» уровня обязательной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения.

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контрольоперация сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

23. Методика разработки тестов контроля экономических знаний и умений.

Тест — это испытание обучаемого с целью выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценки результатов.

Тест состоит из задания, которое выдается учащемуся, и эталона ответа, который остается у преподавателя.

Эталон — это правильный и полный ответ или метод выполнения заданной деятельности. Наглядным выражением структуры теста может быть следующая запись:

т = з + э,

где Т — тест, 3 — задание, Э — эталон.

Преподаватель, сверяя пооперационно ответ учащегося с эталоном, приходит к выводу о качестве выполненного теста. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное задание, решение о качестве выполнения которого принимается на основе субъективного мнения преподавателя. Зная число существенных операций (р) в наборе тестов и проверив ответ учащегося, можно определить по эталону число правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний учащихся.

Коэффициент усвоения — показатель обученности учащегося по предмету. Он вычисляется по следующей формуле:

К = а / р

где К — коэффициент усвоения знаний.

О < К< 1. Если К> 0,7, то делают вывод, что процесс обучения можно считать завершенным. Обчающиеся уверенно решают задачи заданного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоятельно ищут способ исправления ошибок. Если К< 0,7, то учащийся в последующей своей учебной деятельности систематически совершает ошибки и не способен их исправить из-за неумения их находить.

В обучении применяются самые разнообразные тесты.

Разработка тестовых заданий. Педагогическая тестология в последнее время интенсивно развивается как прикладная отрасль научно-педагогических знаний. В развитии любой области научного знания важную роль играют базовые понятия. Основным понятием теории тестов является «педагогическое (учебное) задание». Задания могут формулироваться как в тестовой, так и в нетестовой форме. К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

  • правильность предметного содержания задания;

  • - логичность высказывания;

  • правильность формы;

  • краткость;

  • наличие определенного места для ответов;

  • правильность расположения элементов задания;

  • одинаковость правил оценки ответов;

  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;

  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

По типу ответов выделяют две большие группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы. Задания открытой формы сформулированы так, что готового ответа нет, а испытуемые должны вписать ответы самостоятельно в отведенном для этого месте. Если в заданиях предусмотрены готовые варианты ответов, то такую форму заданий можно назвать закрытой. Задания закрытой формы могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию. Придерживаясь предложенной классификации, рассмотрим различные конструктивные формы, их достоинства и недостатки, область применения тестовых заданий открытой и закрытой формы.

Задания открытой формы. Они относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. Учебные задания такого типа постоянно используются в учебном процессе — во время изложения нового материала, для активизации когнитивной деятельности учащихся, в процессе устного и письменного контроля. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о его знании соответствующего раздела темы. Само задание формулируется в форме вопроса или высказывания. Для выполнения задания открытой формы необходимо продолжить (дополнить) недостающую часть утверждения для того, чтобы оно стадо истинным. Вместе с тем у заданий открытой формы есть несомненные достоинства, благодаря которым данная форма используется в тестовом контроле:

  • нет возможности угадывать правильный ответ (вероятность угадывания правильного ответа особенно высока при проведении итогового контроля);

  • задания открытой формы удобно использовать при диагностике стандартизированного объема учебных элементов по учебной дисциплине, учебной эрудиции учащихся.

Тестовые задания открытой формы состоят из следующих частей: инструкции, самого задания в утвердительной или вопросительной форме и эталона правильного ответа.

В инструкции к заданию содержатся указания, какие действия должен выполнить испытуемый для успешного решения данного задания. Инструкция должна быть краткой. В инструкции, по возможности, следует использовать простые предложения, избегая сложных конструкций, причастных и деепричастных оборотов. Если это целесообразно, можно привести примеры выполнения задания с аналогичной инструкцией. На этапе апробации теста имеет смысл оценить качество инструкций, понимание их испытуемыми. Если обучающиеся не понимают, что от них требуется выполнить в задании, значит, инструкцию необходимо пересмотреть. Для однотипных заданий часто используется одна инструкция.

Следом за инструкцией располагается смысловая часть задания, с помощью которой проверяется знание испытуемым соответствующего объема учебного материала. В заданиях открытой формы в этой части предусматривается пустое место для ответа испытуемого.

Эталон ответа представляет собой недостающее в задании слово, словосочетание, дату, число, буквенное обозначение и т.д., т.е. данные, которые должен вписать в задание испытуемый, чтобы предлагаемое утверждение стало истинным. Наличие эталонов ответов позволяет оптимизировать процесс проверки выполненных учащимися тестов.

Тестовые задания закрытой формы. Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы: инструкцию, формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме), варианты ответов и эталон. Таким образом, закрытые формы тестовых заданий отличаются от открытых наличием готовых вариантов ответов, из которых учащийся должен выбрать правильный (правильные). Вместе с тем закрытые тестовые задания могут иметь разнообразную внутреннюю конструкцию при сохранении общего дидактического смысла. Это позволяет создать различные варианты теста на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками.

В зависимости от целей тестирования, возможностей и опыта разработчика в тесте могут быть использованы разнообразные конструкции тестовых заданий закрытой формы.

Некоторые из них.

В наиболее распространенном виде тестовых заданий закрытой формы предлагается несколько вариантов ответов (от 2 до 5), среди которых один верный. Неправильные, но правдоподобные ответы в зарубежной литературе называются дисшракторами (от англ. to distract — отвлекать). В общем случае, чем лучше подобраны дистракторы, тем лучше задание. Талант разработчика теста в первую очередь проявляется в разработке содержательно корректных и статистически эффективных дистракторов.

Задания с несколькими правильными вариантами ответов. Помимо заданий с несколькими вариантами ответов, среди которых один правильный, выделяют задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Задания с одним правильным ответом отличаются от заданий с несколькими правильными ответами вероятностью угадывания правильного ответа и степенью сложности. Время, затрачиваемое на решение этих заданий, также различно. Это прежде всего связано с тем, что, когда учащемуся предлагается задание с несколькими правильными вариантами ответов, он находится в условиях неполноты информации, т.е. не знает, сколько правильных ответов имеется в задании, поэтому вынужден рассматривать каждый ответ. В случае, когда правильный ответ один, учащийся, найдя его, остальные может не рассматривать (если он уверен в правильности своеговыбора).

Оценивание ответа учащегося осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает 1 балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа — 0 баллов.

Тестовые задания на установление соответствия между элементами двух множеств. В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов: «Установите соответствие», названия двух столбцов и составляющие их элементы. Одно из требований к заданиям на соответствие — это неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах. Рекомендуется, чтобы число элементов правого столбца было больше (хотя бы на один), чем левого, так как в противном случае последнее задание будет выполняться методом исключения.

Задания на логическое сравнение. Структура задания на логическое сравнение имеет следующий вид:

а) оба утверждения истинны;

б) истинно только утверждение, приведенное в колонке 1;

в) истинно только утверждение, приведенное в колонке 2;

г) оба утверждения ложны;

д) невозможно установить истинность или ложность хотя бы одного из утверждений;

  • содержание задания (утверждения, определения, формулы и т.д.), записанное в двух колонках;

  • эталоны ответов.
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта