Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Документ Microsoft Office Word. Методика профессионального обучения (Экономика и управление) 1
24. Оценка и учет результатов учебной деятельности учащихся по предмету.
Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.
Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.
Оценка выполняет ряд функций:
– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;
– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;
– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;
– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
В начальном и высшем профессиональном образовании принята 5-балльная шкала оценки знаний.
К выставлению оценки предъявляются следующие требования:
– индивидуальный характер;
– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);
– гласность;
– обоснованность, аргументированность;
– объективность.
Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.
Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.
Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.
Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.
Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.
Данная система позволяет:
– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);
– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;
– повысить объективность оценки знаний.
Основными принципами системы рейтинговой оценки является:
– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;
– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.
К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:
1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;
2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.
Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.
25. Комплексное методическое обеспечение по учебной дисциплине.
КМО предполагает решение следующих задач:
- систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
- развитие творческого потенциала педагогических коллективов;
- интенсификация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
- интегрирование, дифференцирование и профилизацию образовательных программ;
- внедрение современных образовательных технологий.
Основные критерии комплексного подхода к методическому обеспечению процесса обучения:
Исходным документом для разработки КМО учебной дисциплины является учебная программа;
-
2. КМО должно охватывать все основное содержание учебной программы;
3. Комплексность выражена в том. что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено средствами обучения (хотя бы минимальными);
4. Разные средства обучения имеют разное назначение и выполняют различные дидактические функции;
5. КМО учебного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали познавательную деятельность студентов на всех этапах обучения:
-подачи и воспроизведения учебного материала:
-закрепления и совершенствования знаний;
-контроля и изменения умений и навыков;
6. КМО должны реализовывать три функции учебного процесса: обучающую, развивающую, воспитывающую.
7. КМО должно учитывать экономический фактор (возможность употребления, разработку и изготовление).
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает:
1. Учебную документацию: учебный план, учебную программу, календарно - тематические планы, планы уроков;
2. Средства обучения: учебники и учебные пособия, конспекты лекций, справочники, сборники задач и упражнений, комплекты инстуктивно - технологической документации, практикумы;
3. Дидактические средства (все, что обеспечивает процесс обучения): наглядные пособия, технические средства обучения, вычислительная техника, дидактические материалы;
4. Средства обучения для преподавателя: частные методики, методические разработки по темам, методические рекомендации, информационные материалы о педагогическом и профессиональном опыте;
|
|
|