Навигация по странице:
|
Документ Microsoft Office Word. Методика профессионального обучения (Экономика и управление) 1
6. Учебно-програмная документация профессионального обучения: квалификационная характеристика, государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.
6.1 Государственный стандарт профессионального образования является основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Он служит гарантией конкурентоспособности членов общества на национальном и мировом рынках труда. Стандарт состоит из профессиональной характеристики и федерального компонента профессионального цикла образования.
Профессиональная характеристика содержит информацию, необходимую для определения содержания обучения. Ее структура обеспечивает требования к качеству и уровню профессиональной подготовки на всей территории России. Федеральный компонент профессионального цикла определяет объем знаний и умений, которые обеспечивают профессиональную подготовку соответствующего уровня и качества. Контроль за соблюдением образовательных стандартов в соответствии с Законом РФ «Об образовании» будет осуществлять аттeстационно-диагностическая служба, не зависимая от органов управления образованием. В ее состав войдут представители Министерства труда и социального развития, представители Российского союза промышленников и предпринимателей, профсоюзов работников образования и науки. По ее предложению Министерство общего и профессионального образования РФ выдает учебным заведениям сертификаты на право образования по профессиям нового перечня.
Государственный образовательный стандарт является юридической и организационно-методической основой образования.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) - совокупность требований к уровню, содержанию и качеству образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
На основании государственного образовательного стандарта происходит аттестация учебных заведений.
ГОС включает следующие компоненты:
федеральный - отражает требования, обеспечивающие эквивалентность образования на всей территории России и представляет совокупность нормативных документов, разрабатываемых на федеральном уровне;
национально-региональный - отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию образования и представляет совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне.
Перечень профессий и номенклатура специальностей могут уточняться и дополняться и на уровне национально-регионального компонента с учетом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и основных положений ГОС.
Функции государственного образовательного стандарта:
ГОС обеспечивает развитие непрерывной системы образования;
ГОС обеспечивает конкурентоспособность личности;
ГОС обеспечивает свободное взаимодействие на рынке труда;
ГОС обеспечивает требования регионов.
6.2. Квалификационная характеристика (КХ) - государственный документ, в котором сформулированы требования к уровню квалификации рабочего: «Что должен знать» и «Что должен уметь» рабочий по той или иной профессии. КХ составляется на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, занятых в определенной отрасли народного хозяйства. В КХ указывается точное наименование профессии (специальности), уровень квалификации (разряд, класс, категория) по этой профессии; содержание и сложность работы, которые должен выполнять рабочий данного разряда. В учебных заведениях ПТО квалификационные характеристики используются экзаменационными комиссиями как руководящий документ.
6.3. Учебный план - государственный документ, который определяет содержание и общие условия обучения. Учебный план составляется применительно к каждой профессии, а также к типу учебного заведения: ПУ с получением учащимися среднего образования (бывшие средние ПТУ), училище для подготовки квалифицированных рабочих из молодежи, имеющей законченное среднее образование (бывшие ТУ), а также ПУ, в котором учащиеся получают только профессию. В учебном плане указаны все изучаемые предметы, количество часов на них, количество часов на предметы в неделю, время и продолжительность каникул, предметы, выносимые на экзамены. Профессиональное обучение включается в учебный план как учебный предмет. Количество часов в неделю на ПО - кратное 6 часам (или 7). Это позволяет включать его в расписание занятий полным рабочим днем. Учебный план является документом, на основании которого организуется и осуществляется планирование всей учебной работы.
Учебный план - форма педагогического проекта, в котором определяется перечень и объем циклов учебных дисциплин и происходит их распределение по годам обучения, курсам, полугодиям, неделям. В плане при формировании дисциплин учитываются особенности технического знания.
Типовой учебный план - это документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке компонентов содержания обучения.
Рабочий учебный план - документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требований государственного, регионального и местного компонентов образования.
Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность изучения устанавливаются на основе ряда принципов (научности, систематичности, последовательности, реализации межпредметных связей и т.д.), отражающих основные положения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений, навыков.
Содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном уровне предметами из перечня предметов по выбору и факультативное обучение за рамками учебной недели.
6.4. Программа ПО разрабатывается на основе учебного плана и включает тематический план и собственно программу. В тематическом плане указаны периоды: обучение в учебных мастерских, обучение на полигоне, обучение на предприятии, производственная практика.
Содержание ПО разделено на отдельные темы - от более простого учебного материала к более сложному. На каждую тему указано количество времени в часах на ее изучение. В целях приведения учебных программ в соответствие с требованиями научно-технического прогресса они регулярно, один раз в 5-6 лет, перерабатываются. Коррективы учебных программ, связанные с внесением в них новинок и исключение устаревшего материала, производят учебные заведения. Методические комиссии училищ вносят в учебные программы необходимые уточнения, дополнения и изменения в соответствии со спецификой предприятий, которым подготавливаются рабочие.
Учебная программа – учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.
Цель учебной программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи учебной программы – определение содержания, объема и порядка изучения учебной дисциплины.
Функции учебной программы:
1. Определение требований к уровню подготовленности студента по учебной дисциплине.
2. Самообразование.
3. Координация деятельности преподавателей вуза.
4. Контроль результатов обучения и качества подготовки специалистов.
5. Самоконтроль результатов усвоения учебного материала студентами.
Рабочая программа дисциплины детализирует примерную учебную программу в:
1. Организации учебного процесса.
2. Точках контроля.
3. Объеме содержания.
4. Отборе методов, средств и форм обучения.
Рабочая программа дисциплины имеет следующие элементы
1. Титульный лист.
2. Оборот титульного листа.
3. Основная (содержательная) часть.
4. Лист с выходными данными.
Титульный лист учебной программы должен содержать следующие элементы:
Полное наименование министерства, вуза, факультета (института), кафедры.
Подпись проректора по учебной работе, утверждающего программу.
Наименование вида издания (рабочая программа).
Наименование учебной дисциплины.
Сведения о специальности (код и наименование)
Указание на составление рабочей программы в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Место и год издания.
Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:
Библиографическое описание.
Сведения о составителе (-ях): ученая степень, ученое звание, должность, ФИО.
Сведения о рецензенте: ученая степень, ученое звание, должность, ФИО.
Сведения о рассмотрении и одобрении рабочей программы методической комиссией кафедры (учебного заведения) с указанием даты подписания и номера протокола.
Сведения о рекомендации учебной программы к печати методическим советом факультета (учебного заведения) с указанием даты подписания и номера протокола.
Сведения о рекомендации учебной программы к печати методическим советом университета (учебного заведения) с указанием даты подписания и номера протокола.
Основная (содержательная) часть программы имеет следующую структуру:
Введение.
Виды и объем учебной работы, график изучения дисциплины.
Тематический план
Содержание тем (разделов) дисциплины
Лабораторный практикум
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Лист с выходными данными содержит:
Наименование учебной дисциплины.
Наименование вида издания (рабочая программа).
Сведения о специальности (код и наименование), специализации (код и наименование).
Сведения о редакторе (ФИО).
Типографские данные
8. Учебный план как модель специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.
Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Основные виды учебных планов в ОУ: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы.
Базисный учебный план является частью государственного образовательного стандарта и служит основой для разработки рекомендованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др.), базисных региональных учебных планов школы. В базисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до-профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология.
Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:
– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;
– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).
Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как "Математика" и "Информатика", и частично такие области, как "Окружающий мир", "Искусство", в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как "Родной язык и литература", "Второй язык", и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.
Содержание теоретического обучения представляет систему учебных дисциплин (предметов).
Учебный предмет (дисциплина) понимается как средство реализации содержания теоретического обучения. Она содержит часть опыта профессиональной деятельности, как системы практических ЗУН, усвоение которых обеспечивает получение квалификации по профессии. Она входит в учебный план подготовки профессии и относится к определенному циклу дисциплин. Каждая дисциплина имеет свои научные (научно-технические основы): вытекает из научного направления. Дисциплина имеет свои объекты изучения, цели изучения формы и методы изучения дисциплины; имеет свое систематизированное содержание, которое фиксируется в различных носителях учебной информации и информационных средствах обучения (учебники, пособия, учебные тексты); имеет свою учебную программу, под которую создается учебник; учебная дисциплина обслуживает производственное обучение и предшествует ему в расписании занятий.
Действия педагога с дисциплиной
Называет дисциплину согласно Рабочему учебному плану подготовки профессии, относит ее к определенному циклу дисциплин.
Ориентируется в общем количестве часов по дисциплине, их распределении по курсам - годам) и полугодиям.
Осознает место дисциплины среди других предметов цикла, устанавливает межпредметные связи, знает назначение дисциплины, объекты изучения.
Владеет научными основами (научным направлением) учебной дисциплины.
Умеет анализировать, отбирать и проектировать содержание, передавать его с помощью определенных средств и методов обучения, достигая цели изучения дисциплины; владеет методикой преподавания дисциплины.
Анализирует, реализует готовые и самостоятельно разрабатывает учебную программу по дисциплине и учебные пособия к ней.
Своевременно обновляет учебно-программную документацию, учебные пособия и учебные материалы по дисциплине при условии обновления Обязательного минимума содержания, заданного стандартом.
Отбирает из учебной литературы учебные материалы к уроку (учебные тексты).
Конструирует опорные конспекты, рабочие тетради, инструкционно-технологические карты и другие формы предъявления учащимся учебной информации; проектирует комплексное учебно-методическое обеспечение по дисциплине.
Цикл – совокупность предметов одной образовательной направленности. В учебном плане выделяют общеобразовательный цикл, общетехнический, общепрофессиональный и профессиональный (специальный).
9. Учебная программа как проект учебной дисциплины: понятие, виды, структура.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:
– перечень тем изучаемого материала;
– рекомендации по количеству времени на каждую тему;
– распределение их по годам обучения;
– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:
– типовые программы;
– рабочие школьные программы;
– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.
На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.
Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:
– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;
– содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.
В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.
При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
|
|
|