Главная страница
Навигация по странице:

Документ Microsoft Office Word. Методика профессионального обучения (Экономика и управление) 1



Скачать 155.88 Kb.
Название Методика профессионального обучения (Экономика и управление) 1
Анкор Документ Microsoft Office Word.docx
Дата 03.05.2017
Размер 155.88 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Документ Microsoft Office Word.docx
Тип Анализ
#6646
страница 4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

14. Методы и методические приемы профессионального обучения. Классификация методов по характеру познавательной деятельности, дидактическим целям Уровню активности учащихся.

Методические приемы − система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования по данной области знаний; точно следующий установленному плану, способ действий по усвоению содержания образования; детали метода, элементы, составные части или отдельные шаги той учебно-познавательной деятельности, которая происходит в процессе обучения. Методические приемы тесно связаны с рефлексией собственных действий педагога. Осуществление рефлексии приводит к появлению новых приемов обучения, определяющие конкретные действия педагога, давшие ему открытия на занятии. Приемы обучения являются образцами для подражания. Они усваиваются путем показа или описания (открытые занятия, семинары, методические форумы и др.). Среди всех методических приемов можно выделить наиболее сложные, обладающие определенной целостностью, включающий отбор, группировку комплекса операций. Их называют комплексные приемы. К ним относятся инструктаж на производственной практике, педагогической практике, демонстрационный эксперимент на занятиях теоретического обучения и др. Метод обучения − категория историческая. Он характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер эмоционально-интеллектуального взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей процесса воспитания, обучения и развития. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций. Оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется самостоятельная и творческая учебная деятельность обучающихся в изучении ими СУИ. Эта классификация включает в себя пять методов:

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учебная цель достигается в результате предъявления обучающимся готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями на лекциях, в процессе рассказа, беседы, трудовых операций, демонстрации опытов и др. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. Это первый уровень усвоения (знания – знакомства). В вузе данный метод находит самое широкоеприменение для передачи большого массива информации.
Авторы классификации Признак классификации Методы обучения

Н.М. Верзилин, Е.И. По источнику информации Словесные, наглядные,

Перовский, Е.Я. практические

Голант и др.

М.А. Данилов,

Б.П. Есипов По характеру дидактических Методы сообщения новых

целей и решению знаний; методы формирования

познавательных задач в умений и навыков по

процессе обучения применению знаний на практике;

методы проверки и оценки

знаний, умений и навыков

И.Я. Лернер, М.Н. По способу усвоения в Объяснительно-иллюстративный

Скаткин соответствии с характером (информационно-рецептиввный);

учебно-познавательной репродуктивный; проблемное

деятельности изложение; частично-поисковый

(эвристический); исследовательский.
Ю.К Бабанский Комбинирование разных Методы организации и учебно-

признаков познавательной деятельности;

методы стимулирования учения;

методы контроля за эффектив-

ностью учебно-познавательной

деятельности
М.И. Махмутов Сочетание способов де- Методы преподавания: (инфор-

ятельности преподавателя и мационно-сообщающий, объяс-

обучающегося нительный, инструктивно-прак-

тический, объяснительно-побуж-

дающий, побуждающий);

методы учения: (исполнитель-

тельный, репродуктивный, про-

дуктивно-практический, частич-

но-поисковый, поисковый)

Рис. 10. Классификация методов обучения

2. Репродуктивный метод. Призван передать обучающемуся в готовом виде (образец, правило) основную часть фонда способов деятельности, накопленных человечеством. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач, воспроизведение знаковых моделей, рисование схем, чертежей, выполнение лабораторных работ по готовой инструкции. Деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется поинструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуации. Уровень усвоения знаний второй (действие по образцу и в вариативных и легко опознаваемых ситуациях). При этом методе формируются «знания-копии». Первый и второй методы − самые быстрые и экономные в обеспечении усвоения готовых знаний, умений и навыков. Они часто реализуются в традиционной модели обучения и сводятся к передаче готовых известных знаний.

3. Метод проблемного изложения формирует творческий потенциал обучающихся и существенно отличается от первых двух уже рассмотренных. Он осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Обучающийся осознает знания и проблемы, внимателен к последовательности и контролю за степенью убедительности решения проблемы. Осуществляет мысленное прогнозирование определенных шагов логики решения, работает непроизвольное запоминание. Уровень усвоения знаний третий (знание − умение).

4. Частично-поисковый метод. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблем, планирует шаги решения, руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации. Обучающийся осмысливает условия, актуализирует знания о путях решения сходных задач, самостоятельно решает часть задач, осуществляет в процессе решения самоконтроль и самооценку, самостоятельно мотивирует деятельность, проявляет интерес, что способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению. Уровень усвоения знаний третий и четвертый (знания − умения и знания − трансформация).

5. Исследовательский метод. По мнению специалистов, он наиболее продуктивный. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Обучающийся воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение, оценивает результаты. Преобладает непроизвольное запоминание, воспроизведение хода исследования, мотивировка деятельности. Уровень усвоения знаний третий и четвертый (знания − умения и знания − трансформация).

Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств.

Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения:

1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, сущность которых - в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.

16. Формы организации учебного процесса в профессиональной школе.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Преимущества лекции: • творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие; • лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний; • лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора. Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции. Бывают вводные лекции, обзорно повторительные, обзорные, проблемные (Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить), лекции-визуализации (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.).

Семинарские и практические занятия в ВШ. Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции. Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения. СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.

Коллоквиум

Слово "коллоквиум" происходит от латинского "collocvium" - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.

17. Подготовка преподавателя к учебным занятиям в профессиональной школе

Каждому преподавателю (начиная от ассистента кафедры) необходима строгая система в подготовке, которая может обеспечить высокий организационно-методический уровень как отдельных лабораторно-практических занятий, лекций, так и всего учебного процесса. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины, которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний. Знания преподавателя вуза не должны ограничиваться рамками учебников. Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять обьем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с другими преподавателями (кафедры, факультета, вуза), посещать семинары и лекции, то есть постоянно повышать свои профессиональные, научные и деловые качества.

Тематический план должен раскрывать дидактическую последовательность изучения тем и включать определённое количество часов на их изучение. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы, используя теоретические положения, исследования, исторические факты, производственные примеры. Цель такой дидактической перестройки - активизировать интерес студентов к предмету и воспитать чувство ответственности к будущей профессии. Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана.

Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

Тематический план может быть составлен на один или два семестра соответствующего учебного года. Форму плана определяет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета, содержания и своеобразия учебного материала, темы занятия, Учебно-материальной базы. Структура тематического плана должна содержать следующие пункты: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, количество часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, межпредметные связи, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу.

Обьём знаний, которое должен получить студент в результате изучения предмета, определён «примерной программой». Преподаватель, знакомясь с программой по дисциплине, должен обратить внимание на то, что в ней приводится примерное распределение учебного времени по темам. С учётом непрерывного научно-технического прогресса распределение учебного времени по отдельным темам может быть изменено по решению методической комиссии факультета, но в пределах общего количества часов, отведённых на изучение дисциплины.Однако не следует значительно сокращать время на изучение тем, которые, по мнению преподавателя, не очень важны, так как это может нарушить стройность и целостность изучаемого предмета. В дальнейшем преподаватель изучает содержание программы и основного учебника (учебного пособия) по каждой теме предмета. В связи с развитием научно-технического прогресса и другими переменами, происходящими в обществе и некоторым отставанием содержания программы и учебника в особенности, связанных с их подготовкой и изданием, в них могут отсутствовать сведения о новых технологиях, формах и т.д. Поэтому преподавателю необходимо ознакомиться с последними специальными журналами, новыми книга и справочными пособиями. Полный комплект тематических планов по изучению предмета позволяет преподавателю проанализировать свою работу за прошедший учебный год. При подготовке к новому учебному году в разработанные планы вносятся необходимые корректировки. Составление тематического плана следует начинать с распределения материала внутри каждой темы, на отдельные занятия. На изучения сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и, наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов. При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру, то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и обьем самостоятельной работы. Цель занятия должна формулироваться чётко и кратко. Тип занятия, формы и методы обучения зависят от особенностей содержания учебного материала, материально-технической базы, уровня подготовки студентов к данной теме занятия. Важным фактором являются также особенности педагогического мастерства преподавателя, глубокое знание им учебного материала, умение организовать учебный процесс с применением эффективных методов обучения. При разработке плана занятия преподаватель должен главное внимание уделить изучению специальной и педагогической литературы, анализу учебного материала и педагогических особенностей самих студентов. Занятие в большинстве случаев не имеет ярко выраженных структурных элементов: объяснение материала в меру необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их; элементы нового для студентов преподаватель может вводить и в процессе проведения занятия и закрепления материала, и при проверке знаний. В плане занятия, преподаватель вычленяет структурные единицы - этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которых характеризуется определёнными задачами, содержанием, видами деятельности преподавателя и студентов. План не должен быть громоздким и сложным. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной работы. Молодые преподаватели вуза обычно остро нуждаются в приобретении навыков работы над словом при подготовке к уроку. К характерным недостаткам начинающих преподавателей относятся многословие, непоследовательность изложения материала изучаемой темы, нарушение запланированного времени (регламент), отсутствие аргументации, неумение чётко сформулировать выдвигаемые положения и др. Поэтому, кроме плана урока начинающим преподавателям необходимо иметь конспект - занятия, освещающий весь ход занятия с формулировкой вопросов, содержанием изучаемого материала, методикой использования наглядных пособий и т.д. В то же время преподаватель никогда не должен читать конспект на уроке. Преподаватель должен так усвоить материл, чтобы свободно рассказывать, зачитывать можно только цитаты, выдержки.
1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта