Главная страница
Навигация по странице:

Методики обследования семьи. Методика Рисунок семьи (крс) Методика Семья животных Методика Незавершенные предложения



Скачать 126.26 Kb.
Название Методика Рисунок семьи (крс) Методика Семья животных Методика Незавершенные предложения
Анкор Методики обследования семьи.docx
Дата 14.04.2017
Размер 126.26 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Методики обследования семьи.docx
Тип Инструкция
#1067
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

Перечень методик


  1. Методика «Рисунок семьи» (КРС)

  2. Методика «Семья животных»

  3. Методика «Незавершенные предложения»

  4. Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО)

  5. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ)

  6. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)

  7. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса. Опросник родительского отношения к детям – «зеркало» для АСВ



ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПОДРОСТКОВ)
1.1. Методика «Рисунок семьи» (КРС)

Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана

дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно

переживает сам ребенок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье,

вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других

членов семьи и свое место среди них [7, 21].

Используя методику КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок

является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие

семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семей-

ные отношения. Поэтому рисунок семьи не только раскрывает настоящее и

прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интер-

претирует ситуацию, по-своему решает проблему семейных отношений.

Методика КРС состоит из двух частей: рисование всей семьи и бесе-

да после рисования. Для выполнения ребенку дается стандартный лист бу-

маги, карандаш и ластик.

Процедура проведения обследования

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены

(члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует

отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ре-

бенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последова-

тельность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком прово-

дится беседа по следующей схеме.

1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами

семьи?

Психолог может задать и более нацеленные вопросы, интересующие

его в данной ситуации.

Порядок и последовательность обработки данных

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и

содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество

линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или от-

дельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание от-

дельных частей рисунка. Содержательной характеристикой рисунка явля-

ется изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке.

5

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следую-

щие аспекты.

1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нари-

сованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).

2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в

стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных

членов семьи).

3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов

семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реак-

ции во время рисования).

Интерпретания результатов обследования осуществляется по сле-

дующим основациям.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует

тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Кроме того, рас-

положение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотноше-

ния. Например, важным показателем психологической близости является

расстояние между членами семьи. Иногда между ними рисуются различ-

ные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность всех

членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семей-

ных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь некоторых

членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп.

Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может

свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На

некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это

также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и

тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И на-

оборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека

неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межлично-

стные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены

или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении то-

го члена семьи, с которым у него сложились конфликтные связи. О том же мо-

гут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.

3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного

возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним

стилем рисуются отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отли-

чается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует

себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или

отцом), адекватно ли это полу ребенка.

4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о

внутрисемейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его жизни и о его

личности. Когда дети, особенно младшего и среднего школьного возраста,

отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и по-

6

нятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать,

сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что мно-

гочисленные отговорки, а также манера загораживаться, прикрывать рукой

нарисованное могут свидетельствовать о неуверенности, неверии ребенка в

свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

5. Чаще всего дети начинают свой рисунок с изображения того члена

семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникнуть

паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну фигуру. В отдельных

случаях это может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или

даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может про-

звучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста

лучше не вступать в разговор.

Для методики КРС разработана система количественной оценки.

Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуа-

ция; 2) тревожность; 3) конфликтность в семье; 4) чувство неполноценно-

сти в семейной ситуации; 5) враждебность в семейной ситуации.

О наличии соответствующего симптомокомплекса свидетельствуют

следующие симптомы в рисунке (см. таблицу 1).
Таблица 1

Симптомы пяти симптомокомплексов методики КРС

Симптомокомплекс Симптом Балл

I. Благоприятная се- 1 . Общая деятельность всех членов семьи 0,2

мейная ситуация 2. Преобладание людей на рисунке 0,1

3. Изображение всех членов семьи 0,2

4. Отсутствие изолированных членов семьи 0,2

5. Отсутствие штриховки 0,1

6. Хорошее качество линий 0,1

7. Отсутствие показателей враждебности 0,2

8. Адекватное распределение людей на листе 0,1

9. Другие возможные признаки 0,1

II. Тревожность 1. Штриховка 0,1

2. Линия основания – пол 0,1

3. Линия над рисунком 0,1

4. Линия с сильным нажимом 0,1

5. Стирание 0,1

6. Преувеличенное внимание к деталям 0,1

7. Преобладание вещей 0,1

8. Двойные или прерывистые линии 0,1

9. Подчеркивание отдельных деталей 0,1

10. Другие возможные признаки 0,1
7

III. Конфликтность в 1. Барьеры между фигурами 0,2

семье 2. Стирание отдельных фигур 0,1

3. Отсутствие основных частей тела у отдельных 0,2

фигур

4. Выделение отдельных фигур 0,2

5. Изоляция отдельных фигур 0,2

6. Неадекватная величина отдельных фигур 0,2

7. Несоответствие вербального описания рисунка 0,1

8. Преобладание вещей 0,1

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2

10. Член семьи, стоящий спиной 0,1

11. Другие возможные признаки 0,1

IV. Чувство непол- 1. Автор рисунка непропорционально маленький 0,2

ноценности в семей-

2. Расположение фигур в нижней части листа 0,2

ной ситуации

3. Линия слабая, прерывистая 0,1

4. Изоляция автора от других 0,1

5. Маленькие фигуры 0,1

6. Отсутствие автора 0,2

7. Автор стоит спиной 0,1

8. Другие возможные признаки 0,1

V. Враждебность в 1 . Одна фигура на другом листе или другой сторо- 0,2

семейной ситуации не листа

2. Агрессивная позиция фигуры 0,1

3. Зачеркнутая фигура 0,2

4. Деформированная фигура 0,2

5. Обратный профиль 0,1

6. Руки раскинуты в стороны 0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнуты 0,1

8. Другие возможные признаки 0,1

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

(заполняется психологом)

Ф.И.О.____________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________

Дата исследования__________________________________________________________

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная Тревожность в Конфликтность в Чувство Враждебность в

семейная семье семье неполноценности семейной

ситуация в семейной ситуации

ситуации

8

1.2. Методика «Семья животных»
Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рису-

нок семьи» и используется для детей и подростков в случае необходимости

замаскировать цели обследования [7, 14, 17].

Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует се-

мью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации рисунка

примерно соответствуют интерпретации исходной методики.

Еще одним вариантом этой методики является методика «Ссорящие-

ся животные».

Процедура проведения обследования

В ходе тестирования по методике «Ссорящиеся животные» ребенку

предлагают нарисовать ссорящихся животных, а затем в беседе с психоло-

гом выяснить их интересы, потребности, цели, понять причины их поведе-

ния и найти такой способ их взаимодействия, при котором они реализовы-

вали бы свои цели.

В процессе рисования и описания животных ребенок выражает свои

чувства на бумаге, передает их своим персонажам, переживает вместе с

ними. Когда ребенок налаживает диалог между оппонентами, он понимает,

что оба животных правы и имеют основания для проявляемого поведения.

По мнению автора методики, таким образом ребенок понимает и принима-

ет противоречивые стороны собственной личности.

1.3. Методика «Незавершенные предложения»
В исходной форме методика «Незавершенные предложения» являет-

ся проективной личностной методикой. Однако представляется интерес-

ным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ре-

бенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.

Процедура проведения обследования

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются незавершенные

предложения. Пожалуйста, продолжите их (закончите). Здесь нет правиль-

ных или неправильных вариантов ответа. Ваше творчество приветствуется.

Благодарим за сотрудничество».

Методика «Незавершенные предложения» не раскрывает испытуе-

мому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение

или тренировка памяти, внимания. Перед испытуемым ставят задачу рабо-

тать как можно быстрее, завершать начало предложений, не особенно раз-

думывая, первым, что приходит в голову.

Порядок проведения: при письменном варианте испытуемый получа-

ет лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложе-

ниями. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксиру-

ются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

9

Гораздо более широко распространенным является вариант Saks-

Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологии Санкт-

Петербургского научно-исследовательского психоневрологического ин-

ститута им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений

с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они

делятся на 16 групп по 4 предложения; каждая из них соответствует опре-

деленной сфере отношений человека – к самому себе, к другим людям.

Вопросы методики Saks-Sidney

Отношение к отцу.

1. Думаю, что мой отец редко...

17. Если бы мой отец только захотел...

33. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец...

49. Думаю, что мой отец...

Отношение к себе.

2. Если все против меня, то...

18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы...

34. Моя наибольшая слабость заключается в том...

50. Когда мне начинает не везти, я...

Жизненные цели.

3. Я всегда хотел(а)...

19. Я мог(ла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы...

35. Моим скрытым стремлением в жизни...

10

51. Больше всего я хотел(а) бы в жизни...

Отношение к подчиненным.

4. Если бы я занимал(а) руководящий пост...

20. Если кто-нибудь работает под моим руководством...

36. Мои подчиненные...

52. Когда я даю другим поручение...

Отношение к будущему.

5. Будущее кажется мне...

21. Надеюсь на...

37. Наступит тот день, когда...

53. Когда я буду старым (старой)...

Отношение к начальству и учителям.

6. Мое начальство...

22. В школе мои учителя...

38. Когда ко мне приближается мой начальник...

54. Люди, превосходство которых я над собой признаю...

Страхи и опасения.

7. Знаю, что глупо, но боюсь...

23. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...

39. Хотелось бы мне перестать бояться...

55. Мои опасения не раз заставляли меня...

Отношение к друзьям.

8. Думаю, что настоящий друг...

24. Не люблю людей, которые...

40. Больше всего люблю людей, которые...

56. Когда меня нет, мои друзья...

Отношение к прошлому.

9. Когда я был(а) ребенком...

25. Когда-то я...

41. Если бы я снова стал(а) молодым (молодой)...

57. Моим самым живым воспоминанием детства является...

Отношение к мужчинам.

10. Идеалом мужчины для меня является...

26. Считаю, что большинство юношей...

42. Считаю, что большинство мужчин...

58. Мне очень не нравится, когда мужчины...

Отношение к сексуальной жизни.

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...

27. Супружеская жизнь кажется мне...

43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...

59. Моя половая жизнь...

Отношение к семье.

12. По сравнению с большинством других семей моя семья...

28. Моя семья обращается со мной как...

44. Большинство известных мне семей...

60. Когда я был(а) ребенком, моя семья...

Отношение к сотрудникам.

13. Лучше всего мне работается с...

29. Люди, с которыми я работаю...

45. Люблю работать с людьми, которые...
11

61. Люди, которые работают со мной...

Отношение к матери.

14. Моя мать...

30. Моя мать и я...

46. Считаю, что большинство матерей...

62. Я люблю свою мать, но...

Осознание вины.

15. Сделал(а) бы все, чтобы забыть...

31. Моей самой большой ошибкой было...

47. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым (виноватой), если...

63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...

Отношение к женщинам.

16. Идеалом женщины для меня является...

32. Считаю, что большинство девушек...

48. Считаю, что большинство женщин...

64. Мне очень не нравится, когда женщины...

(Реально предложения даются по порядку номеров.)
Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у

него систему отношений к семье, представителям того же или противопо-

ложного пола, к сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудни-

кам, друзьям, отцу, матери. Ряд ответов отражает отношение к испытывае-

мым и переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству созна-

ния вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему,

жизненным целям и самому себе.

Порядок и последовательность обработки данных

Обработка результатов, полученных с помощью методики «Не-

завершенные предложения», традиционно содержит качественный и коли-

чественный анализ.

Качественный анализ весьма разнообразен и определяется в основ-

ном тремя моментами: 1) содержанием личностной или межличностной

проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими

представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкрет-

ным вариантом используемых неоконченных предложений.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отноше-

ние, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, на-

званному в первой части предложения. Выделяют три типа отношений:

1) нейтральное, оцениваемое как «0»; 2) положительное, оцениваемое как

«+»; 3) отрицательное, оцениваемое как «–».

Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации. Например, по

отношению к описываемому варианту методики Saks-Sidney применяются

такие оценки:

+2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное

отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;

+1 – положительное отношение;
12

0 – нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или не-

понятен его эмоциональный знак;

–1 – отрицательное отношение;

–2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное

отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту, вербаль-

ные отказы (ответы типа «не знаю», «не думал») и поведенческие отказы

(пропуск предложения, отсутствие его завершения).

Некоторые предложения в своей первой части содержат не только

указание на объект, но и включают в себя положительную или отрица-

тельную позицию по отношению к данному объекту.

Например: «Мне очень не нравится, когда мужчины...», «Больше

всего люблю людей, которые...». Количественная оценка завершения по-

добного предложения определяется тем, усиливает, увеличивает или сни-

жает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию

(особенно отрицательную).

Например, сфера отношение к себе: «Если все против меня, то...» (варианты за-

вершения):

1) «это ужасно», «мне очень плохо», «я умру»: –2;

3) «то кто же за?», «то я за»: 0;

4) «я не расстраиваюсь, не огорчаюсь, плевал на это»: +1;

5) «я все равно стою на своем», «отстаиваю свое»: +2.

Или же сфера отношение к мужчинам: «Мне очень не нравится, когда мужчи-

ны...» (варианты завершения):

1) «негодяи», «отвратительны»: –2

2) «курят», «не держат слова»: –1;

3) «обыкновенные»: 0;

4) «слишком разговорчивые», «болтливые»: +1;

5) «много смеются, шутят»: +2.

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы от-

дельно в виде общей суммарной оценки каждого из четырех входящих в

нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до –8 или

может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количе-

ством сфер.

Последовательность расположения сфер на горизонтальной оси мо-

жет передаваться не в случайном порядке, а специальными тематическими

группами.

1. Тема представления о себе:

1) страх;

2) чувство вины;

3) отношение к себе.

2. Тема семейных отношений:

4) отношение к отцу;

5) отношение к матери;

6) отношение к семье.

3. Тема отношений со своим и противоположным полом:

7) отношение к мужчинам;
13

8) отношение к женщинам;

9) отношение к сексуальной жизни.

4. Тема отношений с другими людьми:

10) отношение к друзьям;

11) отношение к сотрудникам;

12) отношение к подчиненным;

13) отношение к начальству.

5. Тема временной перспективы:

14) отношение к прошлому;

15) отношение к будущему;

16) жизненные цели личности.

В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и меж-

ду отдельными темами. Так, по данным клинических исследований, высо-

кие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются,

как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в буду-

щем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных

оценках соответствующей сферы.
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта