Главная страница
Навигация по странице:

Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации



Скачать 0.83 Mb.
Название Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации
Анкор shpory_GOS.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.83 Mb.
Формат файла doc
Имя файла shpory_GOS.doc
Тип Документы
#2011
страница 1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Вопрос 60. Психолого-педагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром. В формировании и развитии школьной дезадаптации играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Причины ШД - минимальные мозговые дисфункции (ММД). Наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, отвечающих за поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По интеллектуальному развитию на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, проявляющиеся в виде нарушений формирования навыков письма, чтения, счета. Среди детей с ММД выделяются с синдромом дефицита внимания и гиперактивность - неврозы и невротические реакции. Причиной невротических страхов являются острые или хронические психотравмирующие ситуации. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению."Дезадаптанты"- дети, имеющие отклонения в психосоматическом развитии:1. отклонения в соматическом здоровье детей. 2. недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к обучению в школе. 3. несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся. Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации: 1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД); 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД); 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

Задача психолога ,осуществл-го профилактику ШД среди детей группы риска - смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным. Осн. направления конс-я и психотерапии: 1. Нужно повысить с/оценку уч-ка. (важная роль у мнения значимых взрослых) 2. компенсировать негативные переживания (раз-ть др. виды д-ти). Действия К-та при ШД – 1)всестороннее обследование на основе гипотез/ стереоскопическое видение ситуации *при органике – МПК, *недостаточная сформирован-ть уч. навыков – коррекция *эмоц.компонент – особое отношение к оценкам самого реб-ка род-ми и учит-ми. 2)раз-е видов компенсирующей д-ти 3)неадаптивные стили род-го воспит-я, надо помочь род-м выработать адекватные стили восп-я. Особ-ти конс-я: При претензии к л-ти реб-ка – исслед-ся индивид-е особ-ти в условиях максим. возможной конкретизации претензий к реб-к. Особая техника в работе с род-ми: просьба к род-м описать ситуацию, когда реб-к прояв-т себя, так как их не устраивает. Необх-ма оценка поведения ребенка ч/з ситуацию. При выявлении кач-в реб-ка необх-мо выдвинуть гипотезу дальнейшего развития данной особ-ти реб-ка. Работу с реб-ом д.осущ-ся на основе отстаивания интересов реб-ка. Исходя из этого резко м-ся отказ от конс-я род-ей без обследования реб-ка.

Вопрос 59. Воспитание, как педагогическое взаимодействие. Тренинг эффективного педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс организуется как взаимодействие двух его участников (субъектов): педагога и воспитанника. Деятельность педагога заключается в преподавании научного материала, деятельность ученика состоит в его усвоении и учении. Большую роль в этом процессе играет понимание характера взаимодействия между ними. Оно может быть представлено функционально, т.е. педагог передает информацию и предполагает, что ученик будет в новом состоянии. Через определенное время, после проверки знаний ученика, педагог как бы сам переходит в новое состояние. Далее происходит тот же самое, только на более высоком уровне и стороны, таким образом, совершенствуются. В педагогике этот циклический процесс, развивающийся по спирали, получил название – явление обратной связи. Личностная ориентация - такая организация педагогического процесса, при которой педагог будет ориентирован на учащегося как на целостную личность. Такой тип личностного педагогического образования предполагает не только уважение и признание учащегося, но и такое содержание образования в котором предлагается эмоционально окрашенное знание с живыми примерами и т.п. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту. Принцип культуросообразности воспитания. Идея появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с не противоречащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Принцип коллективности социального воспитания, коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19в. Современная трактовка принципа - социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности социального воспитания - духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Понятие о воспитательной системе - современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах. Гуманистич. воспитательные системы современной школы - личн- ориент образование. Основу положили Бахтин: понимание и взаимопонимание. От объяснения к пониманию от управления к самоуправлению. На исследовательский поиск.Физ. и интеллектуальное развитие. Нужна пед. помощь и поддержка(по Амонашвили):1).любить реб.2)очел. среду в к-й он живет.3) прожить в реб. свое детство.

Вопрос 58. Целостный педагогический процесс, его диалектика, закономерности и принципы.

Долгое время в науке относительно самостоятельно развивались 2 процесса: обучение и воспитание. Но в этих процессах много общего. В процессе обучения педагог воспитывает, а в процессе воспитании обучает. В связи с этим был предложен термин УВП, кот соединил два этих понятия. В конце 80х годов этот термин заменили на ЦПП – специально организованное направление на решение развивающих, воспитательных и образовательных задач, взаимодействие педагогов и воспитанников. Синонимом является УВП – совокупность учебных занятий, внешкольной воспитательной работы проводимых педагогами и ученическим коллективом по единому плану. Пед.процесс хар-ся цел-ю : 1) обуславливается диалект ед-вом обуч-ния и восп-я; 2) в процессе обуч-я и восп-я в ед-ве реализ-я обр-е и восп-е ф-ии. Согласно Выгодскому обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой способствуя прогрессу; 3) говоря о содержании обучения и воспитания можно выделить общие и специфические характеристики. В обучении больше внимания удел-я формир-ю научн понятий и зак-ей. В сод-нии восп-я главное формир-е убежд-ний, положит соц. уст-к. 4) цел-ть обусл стр-ой, ед-вом компонентов. Основные функции ЦПП: 1. информатизация; 2. развитие основной цели ЦПП; 3. социализация.

Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. 1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. 2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами. 3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении. 4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики. 5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат. 6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) применяемых средств и способов педагогического воздействия. 7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. 8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов. 9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного. 10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. 11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технических, экономических и других) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие). Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий. К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом. 12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. 13. Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. 14. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов соответствующих поставленным целям.
Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса. В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения. Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда. Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, что выражается в соблюдении ряда правил: - изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними; - в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал; - при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Принцип наглядности – один из важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Принцип сознательности и активности, учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Активности и сознательности в учении можно добиться, если: - опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте познавательные интересы, профессиональные склонности; - включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем; - использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии; - стимулировать коллективные формы работы. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Есть правила: - прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность; - для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учеников; - прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи; - прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и других.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
написать администратору сайта