Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет физической культуры»
Спортивно-педагогический факультет массовых видов спорта
Кафедра легкой атлетики
Дипломная работа
на тему
«МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗДОРОВЬЯ И ЕСТЕСТВЕННОГО РОСТА ОРГАНИЗМА»
Исполнитель:
Студентка 4 курса 244 группы
Костенко Александра Андреевна
Научный руководитель:
Старший преподаватель лёгкой атлетики
Новиков Александр Леонович
Работа защищена с оценкой: «_______________»
Дата защиты: «___»_______________2012
Протокол №______ от «___»________2012
Минск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………...……3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……..….……4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ…...……………......………….…......5
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………..….....6
1.1.Принципы организации подготовки юных бегунов на
средние дистанции……………………………………………………...………...6
1.2. Тренировочные средства бегуна на средние дистанции…………………..8
1.3. Различные подходы к методике тренировки юных легкоатлетов…………………………………………………………………..….11
1.4 Особенности функционирования ведущих систем организма
и его энергетических возможностей у детей и подростков………………..…14
1.5. Биохимические изменения в организме во время бега
на средние дистанции……………………………………………………….…..18
Выводы ………………………………………………………………………......20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….22
2.1. Методы исследования……………………………………...……………22
2.2. Организация исследования…………………………………..…………24
ГЛАВА 3. ТРЕНИРОВАЧНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ НА ОСНОВН АНАЛИЗА ЗДОРОВЬЯ И ДИНАМИКИ РОСТА РЕЗУЛЬТАТА……………….…………………………………………..…..…...25
3.1.Характеристика нагрузки и отдыха при выполнении физических упражнений………………………………………………………………..……..25
3.2. Восстановление и стимуляция работоспособности юного
бегуна на средние дистанции……………………………………………..…31
3.3.Основные правила оздоровительной тренировки………….……….….34
3.4.Предупреждение травматизма, укрепление позвоночника
и восстановление работоспособности…………………………..….………36
3.5.Правильное питание……………………………………………..………40
3.6.Структура тренировочной нагрузки юных бегунов на
средние дистанции……………………………………………...……………43
Выводы…………………………………………………………………......…47
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННОГО РОСТА ОРГАНИЗМА……………………………...…...49
|
4.1. Результаты исследования и их обсуждение...........................…......49
|
Выводы……………………………………………………………………51
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....…53
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. ..……55
Перечень условных обозначений
АнП – анаэробный порог
БМВ – быстрое мышечное волокно
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
КФА– коэффициент физической активности
МАМ - максимальная алактатная мощность
МВ – мышечное волокно
ММВ – медленное мышечное волокно
ОМВ – окислительное мышечное волокно
ВВЕДЕНИЕ
Трудно себе представить человека никогда не занимавшегося бегом. Детские игры, школьные соревнования, служба в Армии... В течение всей своей жизни человек ощущает необходимость уметь бегать. Бег - отличное средство физического совершенствования, укрепления здоровья. В тоже время бег - один из основных видов легкоатлетического спорта, которым занимаются многие тысячи детей и подростков, юношей и девочек, мужчин и женщин. Для человека бег, как и ходьба, жизненно необходим.
Непрерывно растущие результаты в современном спорте, поражающие даже специалистов своей фантастичностью, обострили конкуренцию тренеров и спортсменов в борьбе за победу. Тренеры упорно ищут новые приемы, методы тренировки, вовлекая в спортивную орбиту специалистов смежных и весьма отдаленных на первый взгляд сфер деятельности. Врачи, физиологи, биохимики, инженеры, специалисты по кибернетике и статистике помогают сегодня тренерам и спортсменам в борьбе за первенство на мировой спортивной арене.
Естественно, что в поисках новых путей специалисты обратились и к юношескому спорту, стремясь использовать этап спортивной подготовки юношей с максимальной выгодой для достижения высших результатов взрослых спортсменов. До пятидесятых годов считалось, что юные легкоатлеты, ставшие призерами всесоюзных соревнований, обязательно обеспечат значительный прирост своих спортивных результатов при переходе во взрослую возрастную группу. С большим интересом ждали появления во взрослых сборных командах сильных и очень перспективных юных спортсменов. Но этого не происходило. Сначала немногим, а затем и большому числу специалистов стало ясно, что кратчайшее расстоянии между двумя точками «дети» и «взрослые» — не лучший путь в большой спорт.
Внимательнейший анализ показал, что в большинстве случаев высокие результаты с младшего возраста передаются эстафетой только до 17—18 лет. Дальше чаще всего следует потеря «палочки» и замена состава команды почти полностью. Постепенно специалисты разделились на два лагеря. Одни искали, и довольно успешно, пути повышения спортивных результатов юношей, а другие пытались найти объяснение бесперспективности большинства юных чемпионов.
На одной из скал обнаружена надпись: "Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай "Ученые установили, что слова эти высечены древними людьми 2,5 тысяч лет назад. Ряд других литературных памятников далекого прошлого свидетельствуют, что бег был любимым упражнением древних греков, а состязания в беге были для них своеобразным ритуалом и праздником.
Бег на средние дистанции является одним из наиболее популярных упражнений и занимает центральное место в легкой атлетике, которая по праву считается во всём мире спортом номер один.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Связь работы с научными программами и темами.
Работа выполнена по свободному плану НИР БГУФК на 2006-2007 годы по проблеме 2.3.3. «Совершенствование тренировочной и соревновательной деятельности легкоатлетов».
Цель работы.
1.Разработать и обосновать методику тренировки юных бегунов на средние дистанции на основе анализа здоровья и естественного роста.
2.Найти закономерность динамики роста объемов тренировочной нагрузки юных бегунов.
Задачи работы.
1.Повысить интерес у юных бегунов на средние дистанции к своему виду.
2.Изучить основные тренировочные средства бегуна на средние дистанции и их рациональное распределение в годовом цикле.
3.Эксперементально проверить эффективность предложенной методики.
Научная новизна.
Предложена методика тренировки юных бегунов на средние дистанции с учетом анализа здоровья и естественного роста организма.
Теоретическая значимость работы.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении имеющихся литературных знаний по методике тренировки юных бегунов на средние дистанции на основе анализа здоровья и естественного роста организма.
Практическая значимость работы.
Практическая значимость работы состоит в использовании полученных знании при построении методики тренировки юных бегунов на средние дистанции.
Основные положения дипломной работы, выносимые на защиту:
-особенности функционирования ведущих систем организма и его энергетических возможностей у детей и подростков;
-структура тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции.
ГЛАВА 1.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1. Принципы организации подготовки юных бегунов на средние дистанции
Во множестве проблем, связанных с многолетней подготовкой спортсмена, пожалуй, главная — начальный этап спортивной специализации. Вопросы возникают перед тренером и спортсменом в самом начале спортивной деятельности, и от того, насколько рационально будет построена спортивная начальная подготовка, во многом зависит весь последующий ход спортивного совершенствования. Этим объясняется непреходящее и все более пристальное внимание к начальному этапу спортивной специализации [35].
Большинство ведущих специалистов в области теории и методики спорта считают, что основной задачей начального этапа подготовки является гармоничное физическое развитие, которое может быть как результатом правильно организованного тренировочного процесса, так и естественных условий жизни (Полунин Л.И., Снесарев Н.К., 1990).
Еще в 1955 г. Mateef разделил процесс многолетней подготовки юных спортсменов на два этапа. Первый был назван этапом раннего обучения и охватывал возрастной период от 7 до 13—14 лет. Цель спортивных занятий на данном этапе, по мнению автора, — физическое, а также духовное развитие ребенка, формирование основных двигательных навыков, что впоследствии даст возможность занимающимся наиболее правильно выбрать вид спорта для углубленной специализации.
П. Филин (1966), Б.В. Валик (1974) также отмечают, что главная задача в детском возрасте — это укрепление здоровья подрастающего поколения и содействие его нормальному физическому развитию.
Анализируя начальную подготовку в беге на средние дистанции в США, В.И. Ильинич (1961) специально отметил, что спортивная работа с юношами сосредоточена в основном в средних общеобразовательных школах, причем в 11 — 13 лет занятия строятся с игровым уклоном, и только в 16—17 лет происходит переход к специализации в беге на средние дистанции.
Л.И. Полунин и Н.К. Снесарев (1990) предложили приступать к специализации в беге на средние дистанции не раньше 13—14 лет. При этом авторы считают, что методика тренировки и нагрузки юных бегунов должны значительно отличаться от таковой у взрослых, а объем и интенсивность тренировочного процесса должны увеличиваться постепенно.
Высокие темпы роста спортивных достижений, как отмечают Ю.Г. Травин с соавт. (1980), оправданы лишь тогда, когда примерно такими же темпами идет повышение других показателей тренированности, прямо или косвенно влияющие на результаты в беге на средние дистанции. Только разносторонне развитые юные спортсмены способны достигнуть спортивных высот, став взрослыми[6;7].
Прежде чем приступить к узкоспециализированной тренировке в избранном виде легкой атлетики, подчеркивает А. Коробов (1983), следует пройти разностороннюю физическую подготовку и создать крепкий фундамент, на котором должно строиться здание высокого спортивного результата в избранном виде.
Применение разносторонней физической подготовки в тренировке молодых бегунов, указывает Ю.И. Козловский (1984), не только закладывает основу для проявления определенного уровня двигательных качеств, но и создает предпосылки для достижения высокого мастерства в зрелом возрасте, сохраняет потенциальные возможности бегуна, предоставляет ему возможность добиться более высоких спортивных результатов с применением специальных средств[40].
Увлечение слишком ранней специализацией, отмечают Н.А.Фомин и В.П. Филин (1986), имеет существенные издержки. Она может стать серьезным тормозом на пути к спортивному успеху. В перспективном поиске оптимальных сроков начала специализированных занятий спортом следует опираться не на интуицию и желание ребенка, а на объективные, проверенные многолетней практикой работы с юными спортсменами данные. Несмотря на встречающиеся в спорте случаи ранних успехов, спорт высших достижений требует установления жестких возрастных рамок, в которых должны быть реализованы потенциальные задатки.
В.Г. Бауэр и Л.И. Матвеева (1977) считают, что на начальном этапе подготовки разумно предоставить возможность юному спортсмену проверить свои силы в различных видах спорта и затем выбрать предмет будущей специализации. По мнению же В.К. Бальсевича (1980), решить задачу начальной подготовки на основе занятий каким-либо одним видом спорта невозможно даже с установкой на разносторонний тренировочный процесс (что предполагает преобразование большинства ДЮСШ в школы общефизической подготовки).
Сегодня совершенно очевидна только необходимость использования «щадящих» нагрузок на первом этапе многолетнего совершенствования.
Результаты исследований С.А. Локтева (1991) свидетельствуют о том, что ранняя специализация (в частности, использование больших объемов работы аэробной направленности) приводит к достаточно быстрому росту спортивных результатов, особенно на длинных и сверхдлинных дистанциях. В дальнейшем (приблизительно к концу третьего года тренировки) в связи с низким уровнем развития остальных физических качеств, определяющих достижения в беге, рост спортивного мастерства резко замедляется.
Отсутствие должного общего физического развития до определенного момента не препятствует росту спортивных достижений. Однако позже, на фоне возрастающих по объему и интенсивности нагрузок, обнаруживается нарушение силовой равнозначности звеньев кинематической цепи, что становится одной из главных причин не только снижения скоростно-силовых возможностей, но и хронического перенапряжения, а также различных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата у легкоатлетов.
1.2.Тренировочные средства бегуна на средние дистанции
Средством достижения запланированных результатов являются физические упражнения. В практике подготовки легкоатлетов используется огромный выбор всевозможных упражнений, значительно различающихся по их ценности, поэтому основная задача тренера - выбрать такие средства подготовки, которые были бы наиболее эффективными при решении поставленных задач. Выбор должен быть научно обоснован и апробирован на практике.
При выборе упражнений необходимо установить объект, на который будут направлены тренировочные воздействия. Основным объектом у бегунов являются мышцы ног, главные из них - сгибатели стопы (икроножная и камбаловидная), сгибатели голени (мышцы задней поверхности бедра), разгибатели бедра (большая, ягодичные, двуглавая, полусухожильная, полуперепончатая, большая приводящая). Поэтому в ходе тренировок необходимо следующее:
увеличить физиологический поперечник ММВ и БМВ (максимальную силу);
развить митохондриальную систему (увеличить потребление кислорода на уровне АнП):
а) в медленных мышечных волокнах (I тип),
б) в быстрых мышечных волокнах (II тип);
3) сформировать навыки оптимальной техники бега, добиться согласованной работы систем и органов при беге с соревновательной скоростью[31].
Все упражнения разделены на пять групп по специфическому воздействию на разные по функциональным свойствам элементы мышц.
В первую группу вошли упражнения, которые способствуют росту максимальной силы БМВ; митохондриальной системы около ионных насосов и, как следствие, скорости сокращения и расслабления мышц (скорости бега).
Максимальная сила может увеличиться, если при выполнении упражнений будут соблюдаться следующие правила:
Упражнение заставляет тренируемые мышцы сокращаться с максимальной амплитудой.
Скорость сокращения мышцы должна быть минимальной.
Активация мышц должна быть максимальной.
Продолжительность упражнения - до отказа (не превышает 20-30 с).
В соответствии с этими правилами наиболее эффективными средствами, видимо, являются прыжки с ноги на ногу в гору и спринт в гору (50-100 м). В этом случае удается добиться максимальной амплитуды сокращения мышц, минимизировать скорость отталкивания, снизить ударные воздействия на суставно-связочный аппарат стопы (минимизируется травмоопасный фактор). Менее эффективным средством являются спринтерские ускорения на дорожке, однако на соревновательных этапах, когда совершенствование техники является главной задачей, эти упражнения становятся основными для поддержания МАМ и главным образом для развития митохондриальной системы на саркоплазматическом ретикулуме, что ведет к уменьшению времени расслабления мышц [3].
Вторая группа. Для увеличения силы ММВ следует использовать упражнения из второй группы. Это силовые упражнения, выполняемые без расслабления мышц, в каждом подходе до отказа (по методике культуристов).
Напряжение мышц затрудняет кровоток в них, создает анаэробные условия, увеличение концентраций свободного Креатина, ионов водорода, что ведет к интенсификации синтеза белка в ОМВ.
Третья группа упражнений объединяет упражнение которые направлены на вовлечение в каждом акте мышечного сокращения не только ММВ (I), но и БМВ (II В). Наиболее правильная форма такого упражнения выглядит как бег прыжками или ходьба с выпадами (очень широким шагом) в холм с высоким подниманием бедра.
Низкий темп должен обеспечить в среднем низкую мощность упражнения - ЧСС 160-170 уд/мин, концентрацию молочной кислоты не более 30-50 мг%. Весьма эффективным средством воздействия на мышцы задней поверхности бедра является бег с "тормозом", когда, например, спортсмен на длинной веревке (5-7 м) во время бега прыжками тащит за собой покрышку от легковой машины - автомобиля и т.п. Упражнения третьей группы являются основными при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции, поскольку только в таком варианте можно достигнуть значительных объемов нагрузок, способствующих росту VO2 АнП без существенного закисления организма бегунов.
Длительное участие в окислительном фосфорилировании митохондрий MB II А типа способствует, видимо, появлению информации (митохондрии имеют собственную ДНК), которая дает сигнал к увеличению массы митохондриальной системы [19].
К четвертой группе относятся упражнения, которые выполняются на скорости, равной или ниже VO2 АнП, то есть когда активируются в основном MB I типа. Выполнение бега с такой мощностью способствует решению четырех задач:
Поддерживается митохондриальная система в MB I типа.
Разрастается капиллярная система в этих MB .
Ускоряются восстановительные процессы при выполнении упражнений на пульсе 100-150 уд/мин в перерывах между интенсивными забегами, по окончании занятий, во второстепенных тренировках (на зарядке, вечером) компенсаторного характера.
B пятую группу вошли упражнения, которые должны использоваться на предсоревновательных и соревновательных этапах. Все они выглядят как темповой бег со скоростями выше, равными или несколько ниже соревновательной.
Все упражнения пятой группы можно разделить на:
Максимальные (выступления в соревнованиях, прикидках).
Бег с соревновательной скоростью на отрезках менее 2/3 от соревновательной дистанции.
3. Темповой бег по дорожке в определенной мере решает в соревновательном периоде проблему развития и поддержания АнП, поскольку выполняется на скорости выше АнП, а по продолжительности бега находится в таких пределах, чтобы закисление крови не превышало 50-90 мг%.
Бег с соревновательной скоростью служит основным средством совершенствования техники, а также улучшения согласованности в функционировании различных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечного аппарата).
Для успешного выступления в ответственных соревнованиях средневик должен иметь (как показывает тренерский опыт) 5-7 прикидок или малоответственных стартов на основной и смежной дистанциях, поэтому в тренировке должны присутствовать упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, приводящие к значительному закислению организма (более 100 мг% молочной кислоты) [35].
1.3.Развитие методики тренировки с использованием различных методов
Понятие метода отражает смысловую интенцию способа достижения цели, и здесь практика выделяет несколько подходов к решению проблемы достижения искомых результатов тренировочной деятельности. Поскольку в практике спорта принято в качестве критериев тренированности иметь определенную совокупность развития двигательных качеств, считается, что различными методами тренировки развиваются данные свойства организма. Первоначально тренировка связывалась с применением кроссового бега как основного средства развития специфических свойств, необходимых для улучшения общей и частично специальной выносливости бегунов. Педагогические аспекты обучения предполагали повторное выполнение заданий, это и предопределило повторное выполнение различных дистанций как основного метода тренировки к этому времени. Очевидно, длина такого бега, скорость и характер трассы предполагал и развитие общих или специальных свойств. Ориентация на нагрузку отдавалась на «чувство» самого бегуна управлять своим состоянием. Поскольку считалось, что человек обладает врожденными свойствами самовосстановления, основной подход в нагрузке определялся количеством дней, необходимых для последующего занятия. Поэтому методика тренировки предполагала от 3 до 5 занятий в неделю. Чередование «легких» и «тяжелых» дней было основным ориентиром в организации стандартных микроциклов (обычно недельных), стандартной схемой организации мезоциклов - 3 недели нагрузки + 1 неделя «разгрузочная» [18].
К 30-м годам XX века пришли к заключению, что в процессе тренировки необходимо бегать как на скоростях, соответствующих предполагаемой соревновательной, так и на выше- и нижесоревновательных. Собственно, с этого момента и началось непосредственное становление методов тренировки как научно обоснованных методик развития двигательных проявлений выносливости.
Наиболее просто планировалось повышение нагрузки при применении длительных непрерывных методов бега. Здесь выделяются два подхода -увеличение объемов бега в первую фазу тренировки и повышение скорости бега при снижении километража во вторую [41].
Методическими приемами разнообразия можно назвать применение переменных, фартлековых форм занятий, а также кроссового бега и бега по горам [18]. В то же время многочисленные подходы показывают, что изменение параметров техники относительно медленного бега (по 4 мин. 40 с - 4 мин. 00 с на 1 км бега) за счет намеренного увеличения или уменьшения длины шага, либо включение технических ускорений в последней трети дистанции, по мнению К. Хоттен-ротта, может существенно улучшить процесс адаптации к данному режиму тренировки.
Фартлековые методы тренировки основывались на «чувстве» бегуна использовать ту или иную длину тренировочного отрезка, при соответствующей скорости бега на выше-, ниже- и соревновательных скоростях, которое обосновал Г. Холмер. К началу 60-х годов тренеры использовали данный метод в двух основных направлениях - нагрузочном, с точно дозированными отрезками и скоростью бега (каждый выбирал свою методику нагрузки), и восстановительно-поддерживающем с ориентацией на выбор самого бегуна. Развивающие аспекты фартлека как метода подчиняются тем же закономерностям, что и в интервальной методике [18].
Интервальная методика тренировки значительно модифицировалась со времен начального обоснования ее В. Гершлером [41].
Первоначальные исследования выясняли предельное количество повторений применяемого отрезка , а также оптимальную длину отрезка - сначала 200 м, затем 300 м и предпочтением в 400 м . Учитывая, что в интервальной тренировке встречается шесть возможностей изменять напряженность данного метода (длина отрезка, скорость бега, число повторений в серии, количество серий, продолжительность отдыха и его характер), возникли различные подходы в организации планирования интервального метода [41]. Повторный бег со скоростью, близкой к скорости на уровне анаэробного порога обычно выполняется на дистанции 1000-3000м. Расчетная скорость должна допускать образование молочной кислоты лишь в ограниченном количестве – чуть-чуть больше показателя в состоянии покоя [14]. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить число аэробных энзимов, находящихся в мышечных волокнах (в митохондриях), и тем самым улучшить потребление кислорода. Скорость составляет 97-105% от скорости на уровне анаэробного порога. В интервалах между повторениями обязательно выполняется восстановительный бег, поскольку во время него мышцы удаляют лактат, образовавшийся в процессе пробегания предыдущего отрезка. Это заставляет медленные мышечные волокна использовать лактат [13].
Г. Колфер [ПО] считает, что начинать интервальную тренировку следует с двух серий 4 х 400 м по 65 секунд с 90 секундами отдыха и последовательно изменять число серий, количество повторений в серии, увеличивать тренировочный отрезок, затем - скорость бега, после чего понижается продолжительность отдыха или меняется характер отдыха. Возможны и комбинации компонентов: уменьшение длины отрезка и увеличение скорости бега или повышение скорости и сокращение продолжительности отдыха. Тем не менее автор предлагает отдавать предпочтение сериям с уменьшением длины отрезка и увеличения скорости бега, похожими на фартлековые схемы тренировки. Р. Дэниэлс считает, что начальная индивидуализация в стандартной тренировке на отрезке в 400 м осуществляется тремя путями: а) увеличением количества повторений с 3 до 12 при стандартной скорости в 75 с и продолжительности отдыха в 3 минуты, б) увеличением скорости бега за 10 недель с 75 с до 65 с при стандартных 12 повторениях и отдыхе в 3 минуты, в) уменьшением отдыха с 90 с до 45 с при стандартных 12 повторениях и скорости в 75 с. Т. Эккерт [41] показал что скорость в интервальной тренировке должна соответствовать предполагаемой скорости бега на средние и длинные дистанции с последовательным увеличением длины отрезка от 100 м до 600 м у средневиков и с 200 м до 600 м у стайеров.
Методика подготовки в 80-х годах показала высокую эффективность применения интервальных методов тренировки, которую можно проследить в различных школах бега.
Совершенно справедливо замечено, что развитие двигательных качеств может происходить с помощью разных методов - синтетического (одновременного) и аналитического (избирательного). Усиление тренировки возможно и методом «вариативного» воздействия, сочетающими аналитические и синтетические свойства. Группы упражнений при этом делятся на «спортивные» - соревновательные, «специальные» и «специально-вспомогательные». Для видов спорта с проявлением выносливости необходим баланс между развитием основных функциональных свойств, специальной силовой выносливости, техники и психических свойств[5]. Все это «одновременно совершенствуется» в соревновательных формах, а также тренируется методом «до отказа». Объем упражнений «в каждом отдельном случае определяет только возможность сохранять заданную интенсивность». Можно говорить, что автор предопределил направления подбора оптимальных объемов работ, совершенствующих разные стороны подготовки.
1. 4. Особенности функционирования ведущих систем организма и его энергетических возможностей у детей и подростков
При организации занятий спортом в детском и подростковом возрасте особое значение имеет знание особенностей функционирования ведущих систем организма и его энергетических возможностей.
В сгруппированном виде они выглядят следующим образом:
высокий уровень возбудимости, повышенная реактивность;
относительная слабость внутреннего торможения;
более низкие функциональные возможности аппарата кровообращения и менее совершенная его регуляция;
менее экономичный расход энергии;
значительно уменьшенные, по сравнению со взрослыми, возможности удовлетворения кислородного запроса, более низкий уровень максимального кислородного потребления и более короткое время его удержания;
более низкие способности к выполнению анаэробной работы;
более выраженные сдвиги вегетативных функций при физическом напряжении;
более длительный восстановительный период.
Особенно неустойчиво функционирование организма с 11 до 15 лет (в период полового созревания), что требует большой осторожности в дозировании физических упражнений.
Сенситивные периоды развития двигательных качеств. Особенности возрастного развития обусловливают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания ребенка с постепенным расширением арсенала используемых средств, направленных на развитие различных качеств и навыков (табл. 1) [8].
Таблица 1- Периоды наибольшего прироста физических качеств у школьников 10-17 лет
Физическое качество
|
Возраст, лет
|
Девочки
|
Мальчики
|
Сила
|
10-14, 15-16
|
13-16
|
Быстрота
|
10-13,15-16
|
11-14,15-16
|
Скоростно-силовые качества
|
10-13, 15-16
|
11-16
|
Выносливость
|
15-16
|
15-17
|
Младший школьный возраст (7—10 лет) — наиболее ответственный период в формировании двигательной координации у ребенка. В это время закладываются основы культуры движений, наиболее успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными.
Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, диктуют необходимость осторожного подхода к дозированию физических нагрузок. Должны ограничиваться силовые упражнения, тренировочные нагрузки на выносливость и время на проведение отдельных занятий.
В младшем школьном возрасте у ребенка воспитывается интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, приемов и действий. Развитие двигательной координации — главная направленность физической подготовки юных спортсменов.
Младший школьный возраст характеризуется завершением анатомофизиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность. Однако сначала эти системы далеки от совершенства, процесс развития моторики еще не завершен, хотя и протекает у детей достаточно интенсивно.
Способности юных спортсменов к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные навыки приобретаются без специального инструктажа, а сложные элементы техники различных видов спорта зачастую осваиваются быстрее, чем подростками и юношами.
Известно, что ритмические и силовые движения дети воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных образах (в меньшей мере — путем осознанного, продуманного освоения деталей техники). Данный феномен, по-видимому, объясняется тем, что обучение целостному упражнению в этом возрастном периоде более результативно, чем разучивание его по элементам.
В младшем школьном возрасте почти все физические качества имеют очень высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого уже начинают снижаться.
В возрасте 7—10 лет происходит бурное развитие биодинамики движений ребенка (прежде всего, координационного компонента), активное формирование физического и функционального потенциала организма. Если двигательная активность по каким-либо причинам ограничена, то на последующих этапах онтогенеза потери в развитии двигательного анализатора практически невозможно наверстать.
В 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.
Наиболее важный момент в физическом воспитании ребенка этого периода жизни — формирование личностного отношения к физической тренировке, воспитание активной позиции по отношению к своему здоровью.
Физическая деятельность младшего школьника в виде организованных занятий должна дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю.
Средний школьный возраст (11—14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно складывается моторная индивидуальность, присущая затем уже взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение двигательной координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирования интересов, склонностей и вкусов.
Основная направленность физического воспитания подростков— формирование интереса к систематической спортивной тренировке. Важный элемент физического воспитания в этот возрастной период — становление спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.
В подростковом возрасте происходит рост самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. При этом тормозящая функция становится более эффективной — возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями.
Внушаемость подростка уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения, конфликтах с миром взрослых (учителями, родителями и др).
Во время физического воспитания подростка необходимо учитывать и некоторые морфофункциональные особенности его организма. Так, чрезмерные мышечные нагрузки (как факторы ускорения процесса окостенения) могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет на сбалансированность роста ребенка.
Пристальное внимание необходимо уделять формированию осанки юного спортсмена, так как возникающие нарушения вследствие слабого мышечного корсета могут приводить к серьезным изменениям функций различных органов и систем организма.
При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости. В этом случае рационально разнообразить виды этих нагрузок.
В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала, которые обеспечивают повышение уровня скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом всего комплекса физических качеств является быстрота.
Основной акцент в физической подготовке должен быть сделан на использовании тех физических упражнений, которые наиболее адекватны особенностям ритма развития двигательной функции в подростковом возрасте. (С этой точки зрения очень важен соответствующий подбор спортивных снарядов.)
Для возрастного развития старших школьников (15—17 лет)характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Отмечаются наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательной координации. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Наиболее важными задачами физического воспитания юношей и девушек являются: развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений.
Программа физического развития старшего школьника должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Наиболее целесообразны занятия одновременно несколькими видами спорта, возможно, с сезонной их сменой. Однако в этом возрасте хорошей и эффективной формой физической активности может быть признана и углубленная специализация.
Помимо этого, полезно ходить в туристические походы, участвовать в различных соревнованиях, заниматься спортивными играми (самодеятельный футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, гандбол и др.). Немаловажную роль могут сыграть и занятия ритмической гимнастикой. Ежедневная утренняя зарядка остается обязательной.
Большинство авторов, специально изучавших этот вопрос, считают, что в начальном периоде физического воспитания детей необходимо использовать разнообразные упражнения, направленные на их гармоническое развитие.
При этом необходимо:
избегать односторонней нагрузки на какие-либо определенные группы мышц, упражнений асимметричного характера;
придерживаться принципа — чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки;
в обучении учащихся со слабой нервной системой использовать преимущественно средства общей физической подготовки, в занятиях с детьми, имеющими сильную нервную систему, делать акцент на освоение ими разнообразных технических приемов (наибольшего эффекта можно добиться при условии, если ребенок будет выполнять несвойственную ему работу в соответствии с особенностями силы его нервной системы);
по окончании занятий обязательно проводить комплекс упражнений корригирующего характера[8].
1.5. Биохимические изменения в организме при беге на средние дистанции
Бег на средние дистанции (800 и 1500 м) характеризуется работой субмаксимальной мощности по своему воздействию на организм резко отличается от бега на короткие дистанции. Кислородный запрос и абсолютная величина кислородного долга в связи с большей величиной и длительностью работы (но сравнению с бегом на короткие дистанции) значительно увеличиваются (в 2—3 раза). Относительная же величина кислородного долга уменьшается и составляет от 90% (400 м) до 50% (1500 м) кислородного запроса. Однако анаэробные реакции еще имеют решающее значение, особенно при беге па 400 и 800 м, где за счет этих реакций работа энергетически обеспечивается более чем наполовину. В противоположность коротким дистанциям, когда в ресинтезе АТФ видная роль принадлежит переэстерификацпи с креатинфосфатом, при беге па средние, дистанции основное значение имеет гликолиз. Именно поэтому повышение содержания молочной кислоты в крови при беге на средние дистанции достигает наибольших величин (от 150 до 250 мг%) и обусловливает наибольшие сдвиги внутренней среды в кислую сторону. В соответствии с этим снижение щелочных резервов крови при беге на средние дистанции также наиболее велико. Так, при беге на 400 м они могут снижаться на 60%. Резкое повышение содержания в крови молочной кислоты приводит к значительному выделению ее с мочой и потом. Вследствие несоответствия между расходованием и ресинтезом АТФ в мышцах содержание ее при беге на 400 м с рекордной скоростью существенно снижается, а у спортсменов младших разрядов это имеет место и при беге на 800 м.
Под влиянием тренировки с увеличением удельного веса аэробных окислительных процессов изменения содержания молочной кислоты и щелочных резервов крови при беге на средние дистанции становятся несколько меньшими. Относительная величина кислородного долга также уменьшается[28,29,32]. Эти обстоятельства говорят о принципиальном отличии бега на средние дистанции от бега на короткие дистанции, где под влиянием тренировки работа в условиях рекордной для данного лица скорости становится даже более «анаэробной».
В связи с резкими сдвигами реакции внутренней среды в кислую сторону (до значений рН7,0 и даже 6,9), а также с изменениями в белковом составе плазмы крови при беге на средние дистанции в моче должен быть обнаружен белок от 0,1 до 1,2%. Следует отметить, что появление в моче даже 4% белка при спортивной деятельности не являлся признаком патологии почек и проходит для организма бесследно.
Наряду с увеличением выделения молочной кислоты может несколько возрастать и потеря организмом фосфатов, содержание которых в крови становится больше. Вследствие высокой интенсивности обмена веществ и, видимо, частичного разобщения дыхания с фосфорплированием при беге на средние дистанции усиленная теплопродукция не уравновешивается увеличением теплоотдачи. В результате температура тела у бегунов повышается на 1—1,5°.
Следует также отметить, в первую очередь мышечной деятельности у бегунов на средние дистанции осуществляется преимущественно за счет анаэробных источников[14, 31], что если при беге на короткие дистанции энергетика мышц обеспечивается преимущественно внутримышечными источниками энергии, то при беге на средние дистанции начинают использоваться и внемышечные источники (гликоген печени). Именно поэтому значительно повышается уровень сахара в крови (до 150-240 мг.%)
Характерной особенностью бега на средние дистанции является «мертвая точка» — внезапное резкое понижение работоспособности, преодолеваемое усилием воли («второе дыхание»). При беге на 800 м она наступает на 60—80-й сек., а при беге на 1500 м — на 2—3-й мин.
Попытки раскрыть биохимическую сущность «мертвой точки» и перехода ко «второму дыханию» до сих пор не увенчались успехом. Наиболее распространенное мнение о том, что состояние «мертвой точки» связано с угнетением процессов аэробного окисления, а переход ко «второму дыханию» — с мобилизацией механизмов, улучшающих протекание окислительных процессов, не получило экспериментального подтверждения. Любопытно, что в эксперименте на животном также удается обнаружить состояние, несколько напоминающее «мертвую точку». Исследование гликолиза и аэробного окисления пока что не позволило и у животных отметить какой-то переломный момент в течении этих процессов во время перехода от «мертвой точки» к дальнейшему продолжению работы.
Следует, однако, иметь в виду, что «мертвая точка» не является обязательным атрибутом бега на средние дистанции. При правильной тренировке и оптимальном распределении усилий на дистанции «мертвой точки» может не быть. С другой стороны, не обязательным является и переход ко «второму дыханию». Ярко выраженное состояние «мертвой точки» может заставить спортсмена резко снизить интенсивность бега и даже сойти с дистанции, после чего нормальное состояние организма быстро восстанавливается.
Восстановительный период после бега на средние дистанции длится от 1 до 2 часов.
Что касается тренировки в беге на средние дистанции, то здесь так же, как и в тренировке спринтеров, следует обращать большое внимание на развитие и совершенствование анаэробных механизмов ресинтеза АТФ и адаптации организма к значительным сдвигам реакции внутренней среды в кислую сторону. Вместе с тем в противоположность спринту в беге на средние дистанции необходимо развивать способность организма переключаться во время работы с анаэробного на дыхательный ресинтез АТФ, для чего возможности аэробных окислительных процессов нужно развивать не меньше, чем анаэробные механизмы[3;10;22].
Выводы по первой главе
Большинство ведущих специалистов в области теории и методики спорта считают, что основной задачей начального этапа подготовки является гармоничное физическое развитие, которое может быть как результатом правильно организованного тренировочного процесса, так и естественных условий жизни.
Увлечение слишком ранней специализацией, отмечают, имеет существенные издержки. Она может стать серьезным тормозом на пути к спортивному успеху. В перспективном поиске оптимальных сроков начала специализированных занятий спортом следует опираться не на интуицию и желание ребенка, а на объективные, проверенные многолетней практикой работы с юными спортсменами данные. Несмотря на встречающиеся в спорте случаи ранних успехов, спорт высших достижений требует установления жестких возрастных рамок, в которых должны быть реализованы потенциальные задатки. Сегодня совершенно очевидна только необходимость использования «щадящих» нагрузок на первом этапе многолетнего совершенствования.
Результаты исследований С.А. Локтева (1991) свидетельствуют о том, что ранняя специализация (в частности, использование больших объемов работы аэробной направленности) приводит к достаточно быстрому росту спортивных результатов, особенно на длинных и сверхдлинных дистанциях. В дальнейшем (приблизительно к концу третьего года тренировки) в связи с низким уровнем развития остальных физических качеств, определяющих достижения в беге, рост спортивного мастерства резко замедляется. Средством достижения запланированных результатов являются физические упражнения. В практике подготовки легкоатлетов используется огромный выбор всевозможных упражнений, значительно различающихся по их ценности, поэтому основная задача тренера - выбрать такие средства подготовки, которые были бы наиболее эффективными при решении поставленных задач. Выбор должен быть научно обоснован и апробирован на практике.
В процессе тренировки необходимо бегать как на скоростях, соответствующих предполагаемой соревновательной, так и на выше- и нижесоревновательных. Собственно, с этого момента и началось непосредственное становление методов тренировки как научно обоснованных методик развития двигательных проявлений выносливости.
Методическими приемами разнообразия можно назвать применение переменных форм занятий, фартлековых, а также кроссового бега и бега по горам.
При организации занятий спортом в детском и подростковом возрасте особое значение имеет знание особенностей функционирования ведущих систем организма и его энергетических возможностей.
Особенно неустойчиво функционирование организма с 11 до 15 лет (в период полового созревания), что требует большой осторожности в дозировании физических упражнений.
Основная направленность физического воспитания подростков— формирование интереса к систематической спортивной тренировке. Важный элемент физического воспитания в этот возрастной период — становление спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.
Характерной особенностью бега на средние дистанции является преодоление «мертвой точки» — внезапное резкое понижение работоспособности, преодолеваемое усилием воли («второе дыхание»). При беге на 800 м она наступает на 60—80-й сек., а при беге на 1500 м — на 2—3-й мин.
Интенсивность тренировочных средств, весьма незначительная в младшем возрасте, должна постепенно повышаться, достигая ко времени тренировки в старшем возрасте значительных величии. Такое соотношение объема и интенсивности тренировочных средств обеспечивает достижение высоких спортивных результатов к 17— 18 годам с перспективой дальнейшего совершенствования.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Изучение и анализ научно-методической литературы;
педагогические наблюдения;
обобщение опыта работы тренеров и спортсменов
методы математической статистики.
С целью изучения научно-практического опыта по проблематике настоящего исследования проводился анализ научно-методической литературы и официальных документов (дневники спортсменов, учетная тетрадь тренера).
На основе анализа научно-методической литературы были выявлены особенности бега на средние дистанции, которые необходимо учитывать в тренировочном процессе для подготовки юных спортсменов. В этой связи особый интерес для нас представляют вопросы, принципы начальной подготовки бегуна на средние дистанции на основе естественного роста организма, особенности функционирования ведущих систем в подростковом возрасте, восстановление и стимуляция работоспособности юного бегуна на средние дистанции, основные правила оздоровительной тренировки, а так же объем и интенсивность бега в годичном цикле.
Важно понимать, что тренировка сама по себе влияет не только на спортивный результат. Она оказывает влияние также и на ход естественного роста организма юного спортсмена. Воздействие тренировочной нагрузки может быть положительным, отрицательным и нейтральным.
Вполне возможен случай, когда чрезмерная тренировочная нагрузка может сдерживать рост организма, в то же время значительно повышая спортивные результаты. Возможны и многие другие комбинации. Так, например, тренировка может, активно способствуя естественному росту организма спортсмена, очень незначительно влиять на рост его спортивных результатов. Все это говорит о том, что даже весьма упрощенный схематичный анализ позволяет увидеть всю несостоятельность существующей оценки методики многолетней тренировки детей. Именно поэтому мы до сих пор сталкиваемся с диаметрально противоположными мнениями тренеров по основным принципиальным вопросам методики, таким, как сочетание объема и интенсивности тренировочных нагрузок, сроки и соотношение общей и специальной подготовки и многое другое.
Педагогические наблюдения проводились на всех этапах исследования во время тренировок и на учебно-тренировочных сборах бегунов на средние дистанции, а также на соревнованиях. Они включали в себя систематическое получение информации о тренировочных воздействиях (применяемых средствах, методах, формах построения занятия) и комплексных эффектах (сдвигах в показателях физической подготовленности, спортивных результатах и т.п.) на основе визуальных наблюдений занятий, хронометража, протоколирования, графических изображений и других измерений.
При помощи хронометража велся учет времени на выполнение беговой нагрузки и отдыха между упражнениями. Также учитывалась выполняемая беговая нагрузка по зонам интенсивности.
Реакция спортсмена на физическую нагрузку оценивалась по поведению занимающихся и внешним признакам (окраска кожи лица, характер выполнения движений, отношение к занятиям), а также по величине частоты сердечных сокращений во время и после выполнения нагрузки.
Полученные в процессе обследования данные анализировались путем сопоставления их со спортивными результатами во время тренировок и соревнований.
Обобщение опыта работы тренеров и спортсменов заключалось в подборе наиболее правильных средств и методов нагрузки юным бегуном на средние дистанции.
Особенно хочется подчеркнуть принципиальное различие в тренировке спортсменов высших разрядов и в многолетней тренировке детей. Подготавливая взрослых чемпионов, тренер стремится уместить как можно больше упражнений в меньший промежуток времени, как бы уплотняет объем, что соответственно повышает интенсивность. Такой подход к делу способствует быстрому и значительному росту спортивных результатов. В противовес этому, тренируя детей, мы должны не уплотнять объем работы, а стремиться распределить его на большее количество лет. Именно поэтому «объемный» вариант подготовки детей, завершаемый жесткой специализированной тренировкой, при переходе их в группу взрослых обеспечивает высокие и стабильные результаты.
Методами математической статистики мы получили средние результаты объема нагрузки за год, а так же по периодам(подготовительный, соревновательный), исходя из дневников испытуемых. В подготовительном и соревновательном периоде нагрузку поделили по зонам мощности в процентном соотношении и по километражу.
|