Главная страница
Навигация по странице:

Материалы к практике. Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению У. В. Ульенковой Методика Палочки черточки



Скачать 304.5 Kb.
Название Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению У. В. Ульенковой Методика Палочки черточки
Анкор Материалы к практике.doc
Дата 22.04.2017
Размер 304.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Материалы к практике.doc
Тип Документы
#1396
страница 2 из 4
1   2   3   4
Тема 1.1. Профессиональное самоопределение Форма проведения — информирование, практикум. Необходимые материалы: доска с мелом или листы ватмана с маркерами.

Информирование. Сущность профессионального самоопределения. Роль раннего профессионального самоопределения в достижении успе­хов в карьере. Социальные нормы и выбор профессионального пути. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения. Практикум. Проведение блицопроса.

Цель: демонстрация учащимся критериев, опираясь на которые можно определить свой профессиональный выбор. Ход проведения

Учащимся в свободном порядке задаются вопросы:

      1. Вы уже давно определились с выбранной профессией?

      2. Что повлияло на выбор профессии?

      3. Вы обсуждали свой выбор с родителями?

      4. Можете ли вы получить эту профессию в нашем городе?

      5. Что вас привлекает в этой профессии?

      6. Вам уже приходилось обсуждать особенности этой профессии с людьми, работающими по ней?

      7. Легко ли вам будет найти работу по этой специальности?

      8. Как вы считаете, какими способностями, необходимыми для- этой профессии, вы обладаете?

После окончания блицинтервью проводится общая дискуссия:

  • Что необходимо знать человеку для профессионального само­определения?

  • Какие еще существуют критерии выбора профессии? Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я узнал(а)

для себя?»

Тема 1.2. Способности, интересы, потребности и профессио­нальная пригодность

Форма проведения — информирование, практикум. Необходимые материалы: доска с мелом или листы ватмана с маркерами, карточки с заданиями.

Информирование. Учет способностей, интересов и потребностей человека в выборе профессии. Соотношение желаний («хочу»), воз­можностей («могу») и социальной ситуации («надо»).

Практикум. Работа в парах.

Первое задание

На карточках даны характеристики на трех учеников. Ниже ука­заны три профессии. Необходимо определить, к какой профессии наиболее пригоден каждый из них.

Стимульный материал задания

Характеристики учеников

Ученик А. Отличается большой собранностью, целеустремленно­стью. В любой трудной обстановке умеет сохранять самообладание и ныдержку, обладает большим чувством самоконтроля, четким мыш­лением, устойчивостью внимания. Движения и действия его быст­рые, но не поспешные. Работоспособен, может долго, не уставая, за­ниматься умственным трудом.

Ученица Б. Когда занимается со своими подшефными малышами, го вся преображается: становится взрослее, голос звучит мягче, заду­шевнее. Она снисходительна к шалостям малышей, но настойчива, когда нужно призвать ребят к порядку. Она — выдумщица на всякие игры, и малыши с нетерпением ждут ее прихода.

Ученица В. Все годы учится только на «4» и «5», любит литературу, музыку, спорт. Повсюду ищет самостоятельные решения. Занимается с неуспевающими учениками. При этом обратила внимание, что кто-то легко понимает общепринятые варианты решения задач, а другие с трудом их усваивают. В результате ее увлекли поиски наиболее доступ­ных методов объяснения материала.

Профессии', юрист, воспитатель, педагог.

Комментарий. Психолог, проводящий программу со старшеклас­сниками, может подобрать другие характеристики человека, соответ­ствующие другим профессиям.

Второе задание

На карточках дан перечень свойств личности. Указаны три профес­сии. Необходимо определить, какие из перечисленных свойств личности входят в ансамбль качеств, составляющий способности к этим профессиям.

Стимульный материал для задания

Перечень свойств личности: двигательная память, лаконичность в рассуждениях, трудолюбие, настойчивость, любовь к детям, хорошее запоминание общих схем и обобщенных способов решения задач, умение передавать свои мысли и чувства с помощью слов, скорость и точность реакций и движений, быстрота мыслительных процессов, сообразительность, гибкость мышления, яркость воображения, богат­ство словарного запаса, эмоциональность, выдержка и самообладание, умение налаживать контакты, целеустремленность, отзывчивость, па­мять на числа, цифры, формулы, смелость и решительность, устойчи­вый интерес к делу, широкое распределение и быстрое переключение внимания, умение быстро принимать решения, физическая сила, уме­ние понимать других, эмоциональная выразительность движений.

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я уз- нал(а) для себя?»

Тема 1.3. Соответствие индивидуально-психологических осо­бенностей человека выбранной профессии

Форма проведения - информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши), кар­точки с заданиями.

Информирование. Понятие об индивидуально-психологических особенностях личности (темперамент, характер, направленность) и их влиянии на профессиональные способности.

Практикум. Работа в парах.

1. Задание

На карточках дан перечень индивидуально-психологических осо­бенностей человека. Необходимо определить, какие из них выражают:

а) отношение человека к другим людям;

б) отношение к труду;

в) отношение к своей личности.

Стимульный материал для задания

Перечень индивидуально-психологических особенностей человека: темперамент, характер, раздражительность, повышенное честолю­бие, легкомыслие, щедрость, общительность, исполнительность, ак­куратность, тактичность, изобретательность, принципиальность, энтузиазм, повышенная эмоциональность, интровертированность, уравновешенность, возбудимость. Меплительность.

2. Профориентационная игра «Один день из жизни»

Цель: повысить уровень осознания участниками общего и спе­цифического в профессиональной деятельности того или иного спе­циалиста.

Ход игры. Упражнение проводится в круге. Количество играющих — от 6-8 до 15-20 человек. Время - от 15 до 25 минут.

Основные этапы игры:

  1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захо­тела рассмотреть профессию фотомодели.

  2. Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилиями по­стараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работ­ника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: "Звонок — твтрак — звонок - урок - двоечники — вопрос - ответ — тройка - учительская - директор - скандал — урок — отличники — звонок - дом — постель". В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное про­изведение. Чтобы лучше запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком».

  1. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного (6-8 человек), то мож­но пройти два круга, когда каждому придется называть по два суще­ствительных.

  2. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился ли целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то об­щий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ полу­чился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков правдиво и типично был представлен трудовой день рассматривае­мого профессионала.

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я узнал(а) для себя?»

Тема 1.4. Классификация профессий. Требования профессий к человеку

Форма проведения - информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).

Информирование. Понятие о профессии, специальности и квали­фикации. Типы профессий. Классы профессий. Требования профес­сии к человеку.

Практикум. Групповые профориентационные игры.

Ролевая игра «Кто есть кто?»

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ и свои личностные особенности с различными профессиями.

Ход игры. В игре могут участвовать от 6—8 до 12— 15 человек. Время на первое проигрывание — 5—7 минут.

    1. Инструкция-. «Сейчас я буду называть профессии. Каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны по­казать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подхо­дящего для названной профессии)».

Перед началом игры ведущий может спросить у участников груп­пы, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти про­фессии (примерно 10—15 профессий) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может, даже и неприятна.

Если игроков немного (6-8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой — на одного человека, другой - на другого). Для большего количества участников лучше все это проде­лывать одной рукой, иначе возникает путаница.

    1. Показав рукой на своего товарища, все должны на время заме­реть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук указывают на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (Следует за­метить, что в свое время эксперименты, проведенные В.Н. Шубкиным ■ I другими, показали, Ч10 прогнозы школоникиь относительно про­фессионального будущего своих одноклассников нередко оказыва­ются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это оз­начает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.) Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но, по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведуще­го многие сбиваются.

Профориентационная игра «Профессия — специальность»

Цель: дифференциация понятий «профессия» и «специальность».

Ход игры. Игровое упражнение может проводиться как в круге (от (>-8 до 15-20 участников), так и в работе с целым классом. Повремени • ню занимает от 10 до 15—20 минут.

Общая процедура:

      1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия «профессия» и «специальность»: профессия — группа родственных специаль­ностей (например, профессия — учитель, специальность — учитель физкультуры; профессия — юрист, специальность - следователь и т.п.).

      2. Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нуж­но будет по очереди называть соответствующие специальности». I ели кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы, /[опускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, что­бы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т.е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специаль­ности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по «принципу пинг-понга» (только что назвавший специальность игрок сам опре­деляет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

Долго проводить данное упражнение не следует. Для ведущего пажно не упустить момент, когда следует остановиться.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые уп­ражнения: «Профессия — учебное заведение» (называется профессия, л участники должны сказать, где реально можно ее приобрести), «Про- ||юссия — медицинские противопоказания» (для данной профессии), «Профессия — требуемые качества» (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упраж­нения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревно­вание между ними: кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских про­тивопоказаний, профессионально важных качеств и т.д.).

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я уз- нал(а) для себя?»

Тема 1.5. Характер профессии — профессиограмма

Форма проведения — информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).

Информирование. Назначение профессиограммы. Составление профессиограммы.

Практикум. Работа по подгруппам из 2—3 человек.

Первое задание

По предложенной схеме составить профессиограммы для каждого члена мини-группы (для интересующей их профессии).

Схема составления профессиограммы

        1. Общие сведения о профессии:

          1. возникновение профессии, произошедшие изменения ее со­держания;

          2. смежные профессии;

          3. спрос на профессию.

        2. Характеристика процесса труда:

          1. орудия труда;

          2. рабочее место;

          3. продукция;

          4. характер работы (монотонный или разнообразный и др.);

          5. отрицательные стороны процесса труда.

        3. Санитарно-гигиенические условия труда:

          1. режим труда и рабочий ритм;

          2. основные требования к физическому состоянию организма работающего;

          3. медицинские противопоказания;

          4. возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.

        4. Психологические требования профессии к человеку:

          1. возможные трудности и напряженные ситуации;

          2. основные качества, которыми должен обладать работающий:

а) эмоционально-волевые;

б) деловые;

в) познавательные;

г) моральные.

        1. Сведения о профессиональной подготовке:

          1. пути получения профессии;

          2. условия поступления;

          3. продолжительность обучения;

          4. основные изучаемые дисциплины;

          5. зарплата;

          6. перспективы профессионального роста.

        2. Другие дополнительные сведения о данной профессии. Второе задание

На карточках указана профессия и прилагается список из 14 ка­честв человека. Необходимо выбрать из них только 10 наиболее важ­ных для данной профессии качеств. Выбранные качества проранжи- ровать по степени значимости для данной профессии.

Цель: Развитие умения выделять профессиональные качества, способствующие развитию профессионализма.
11[Ч1мечание. Для удобства работы табличку необходимо разрезать на карточки.

Юрист

Экономист

Врач

' )моциональность

Эмоциональность

Эмоциональность

Чувство юмора

Чувство юмора

Чувство юмора

1'азвитая речь

Развитая речь

Вежливость

Физическая ныносливость

Собранность

Физическая выносливость

( амообладание

Самообладание

Самообладание

Справедливость

Наблюдательность

Справедливость

11ринципиальность

Принципиальность

Принципиальность

(аконопослушность

Исполнительность

Законопослушность

)нергичность

Энергичность

Энергичность

Умение сочувствовать

Умение сочувствовать

Умение сочувствовать

С ообразительность

Сообразительность

Сообразительность

' )легантность

Элегантность

Отзывчивость

Решительность

Ответственность

Решительность

J 1оброжелательность

Доброжелательность

Доброжелательность

1   2   3   4
написать администратору сайта