Навигация по странице:
|
Материалы к практике. Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению У. В. Ульенковой Методика Палочки черточки
Тема 1.1. Профессиональное самоопределение Форма проведения — информирование, практикум. Необходимые материалы: доска с мелом или листы ватмана с маркерами.
Информирование. Сущность профессионального самоопределения. Роль раннего профессионального самоопределения в достижении успехов в карьере. Социальные нормы и выбор профессионального пути. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения. Практикум. Проведение блицопроса.
Цель: демонстрация учащимся критериев, опираясь на которые можно определить свой профессиональный выбор. Ход проведения
Учащимся в свободном порядке задаются вопросы:
Вы уже давно определились с выбранной профессией?
Что повлияло на выбор профессии?
Вы обсуждали свой выбор с родителями?
Можете ли вы получить эту профессию в нашем городе?
Что вас привлекает в этой профессии?
Вам уже приходилось обсуждать особенности этой профессии с людьми, работающими по ней?
Легко ли вам будет найти работу по этой специальности?
Как вы считаете, какими способностями, необходимыми для- этой профессии, вы обладаете?
После окончания блицинтервью проводится общая дискуссия:
Что необходимо знать человеку для профессионального самоопределения?
Какие еще существуют критерии выбора профессии? Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я узнал(а)
для себя?»
Тема 1.2. Способности, интересы, потребности и профессиональная пригодность
Форма проведения — информирование, практикум. Необходимые материалы: доска с мелом или листы ватмана с маркерами, карточки с заданиями.
Информирование. Учет способностей, интересов и потребностей человека в выборе профессии. Соотношение желаний («хочу»), возможностей («могу») и социальной ситуации («надо»).
Практикум. Работа в парах.
Первое задание
На карточках даны характеристики на трех учеников. Ниже указаны три профессии. Необходимо определить, к какой профессии наиболее пригоден каждый из них.
Стимульный материал задания
Характеристики учеников
Ученик А. Отличается большой собранностью, целеустремленностью. В любой трудной обстановке умеет сохранять самообладание и ныдержку, обладает большим чувством самоконтроля, четким мышлением, устойчивостью внимания. Движения и действия его быстрые, но не поспешные. Работоспособен, может долго, не уставая, заниматься умственным трудом.
Ученица Б. Когда занимается со своими подшефными малышами, го вся преображается: становится взрослее, голос звучит мягче, задушевнее. Она снисходительна к шалостям малышей, но настойчива, когда нужно призвать ребят к порядку. Она — выдумщица на всякие игры, и малыши с нетерпением ждут ее прихода.
Ученица В. Все годы учится только на «4» и «5», любит литературу, музыку, спорт. Повсюду ищет самостоятельные решения. Занимается с неуспевающими учениками. При этом обратила внимание, что кто-то легко понимает общепринятые варианты решения задач, а другие с трудом их усваивают. В результате ее увлекли поиски наиболее доступных методов объяснения материала.
Профессии', юрист, воспитатель, педагог.
Комментарий. Психолог, проводящий программу со старшеклассниками, может подобрать другие характеристики человека, соответствующие другим профессиям.
Второе задание
На карточках дан перечень свойств личности. Указаны три профессии. Необходимо определить, какие из перечисленных свойств личности входят в ансамбль качеств, составляющий способности к этим профессиям.
Стимульный материал для задания
Перечень свойств личности: двигательная память, лаконичность в рассуждениях, трудолюбие, настойчивость, любовь к детям, хорошее запоминание общих схем и обобщенных способов решения задач, умение передавать свои мысли и чувства с помощью слов, скорость и точность реакций и движений, быстрота мыслительных процессов, сообразительность, гибкость мышления, яркость воображения, богатство словарного запаса, эмоциональность, выдержка и самообладание, умение налаживать контакты, целеустремленность, отзывчивость, память на числа, цифры, формулы, смелость и решительность, устойчивый интерес к делу, широкое распределение и быстрое переключение внимания, умение быстро принимать решения, физическая сила, умение понимать других, эмоциональная выразительность движений.
Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я уз- нал(а) для себя?»
Тема 1.3. Соответствие индивидуально-психологических особенностей человека выбранной профессии
Форма проведения - информирование, практикум.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши), карточки с заданиями.
Информирование. Понятие об индивидуально-психологических особенностях личности (темперамент, характер, направленность) и их влиянии на профессиональные способности.
Практикум. Работа в парах.
1. Задание
На карточках дан перечень индивидуально-психологических особенностей человека. Необходимо определить, какие из них выражают:
а) отношение человека к другим людям;
б) отношение к труду;
в) отношение к своей личности.
Стимульный материал для задания
Перечень индивидуально-психологических особенностей человека: темперамент, характер, раздражительность, повышенное честолюбие, легкомыслие, щедрость, общительность, исполнительность, аккуратность, тактичность, изобретательность, принципиальность, энтузиазм, повышенная эмоциональность, интровертированность, уравновешенность, возбудимость. Меплительность.
2. Профориентационная игра «Один день из жизни»
Цель: повысить уровень осознания участниками общего и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Ход игры. Упражнение проводится в круге. Количество играющих — от 6-8 до 15-20 человек. Время - от 15 до 25 минут.
Основные этапы игры:
Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию фотомодели.
Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: "Звонок — твтрак — звонок - урок - двоечники — вопрос - ответ — тройка - учительская - директор - скандал — урок — отличники — звонок - дом — постель". В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком».
-
Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился ли целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я узнал(а) для себя?»
Тема 1.4. Классификация профессий. Требования профессий к человеку
Форма проведения - информирование, практикум.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).
Информирование. Понятие о профессии, специальности и квалификации. Типы профессий. Классы профессий. Требования профессии к человеку.
Практикум. Групповые профориентационные игры.
Ролевая игра «Кто есть кто?»
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ и свои личностные особенности с различными профессиями.
Ход игры. В игре могут участвовать от 6—8 до 12— 15 человек. Время на первое проигрывание — 5—7 минут.
Инструкция-. «Сейчас я буду называть профессии. Каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».
Перед началом игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10—15 профессий) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может, даже и неприятна.
Если игроков немного (6-8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой — на одного человека, другой - на другого). Для большего количества участников лучше все это проделывать одной рукой, иначе возникает путаница.
-
Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук указывают на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (Следует заметить, что в свое время эксперименты, проведенные В.Н. Шубкиным ■ I другими, показали, Ч10 прогнозы школоникиь относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.) Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но, по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.
Профориентационная игра «Профессия — специальность»
Цель: дифференциация понятий «профессия» и «специальность».
Ход игры. Игровое упражнение может проводиться как в круге (от (>-8 до 15-20 участников), так и в работе с целым классом. Повремени • ню занимает от 10 до 15—20 минут.
Общая процедура:
Участникам объясняется, как соотносятся понятия «профессия» и «специальность»: профессия — группа родственных специальностей (например, профессия — учитель, специальность — учитель физкультуры; профессия — юрист, специальность - следователь и т.п.).
-
Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности». I ели кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы, /[опускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т.е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.
Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по «принципу пинг-понга» (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.
Долго проводить данное упражнение не следует. Для ведущего пажно не упустить момент, когда следует остановиться.
По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: «Профессия — учебное заведение» (называется профессия, л участники должны сказать, где реально можно ее приобрести), «Про- ||юссия — медицинские противопоказания» (для данной профессии), «Профессия — требуемые качества» (проблема профессионально важных качеств) и т.д.
Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними: кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств и т.д.).
Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я уз- нал(а) для себя?»
Тема 1.5. Характер профессии — профессиограмма
Форма проведения — информирование, практикум.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).
Информирование. Назначение профессиограммы. Составление профессиограммы.
Практикум. Работа по подгруппам из 2—3 человек.
Первое задание
По предложенной схеме составить профессиограммы для каждого члена мини-группы (для интересующей их профессии).
Схема составления профессиограммы
-
Общие сведения о профессии:
возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;
смежные профессии;
спрос на профессию.
-
Характеристика процесса труда:
орудия труда;
рабочее место;
продукция;
характер работы (монотонный или разнообразный и др.);
отрицательные стороны процесса труда.
-
Санитарно-гигиенические условия труда:
режим труда и рабочий ритм;
основные требования к физическому состоянию организма работающего;
медицинские противопоказания;
возможные производственные травмы, профессиональные заболевания.
-
Психологические требования профессии к человеку:
возможные трудности и напряженные ситуации;
основные качества, которыми должен обладать работающий:
а) эмоционально-волевые;
б) деловые;
в) познавательные;
г) моральные.
-
Сведения о профессиональной подготовке:
пути получения профессии;
условия поступления;
продолжительность обучения;
-
основные изучаемые дисциплины;
зарплата;
перспективы профессионального роста.
Другие дополнительные сведения о данной профессии. Второе задание
На карточках указана профессия и прилагается список из 14 качеств человека. Необходимо выбрать из них только 10 наиболее важных для данной профессии качеств. Выбранные качества проранжи- ровать по степени значимости для данной профессии.
Цель: Развитие умения выделять профессиональные качества, способствующие развитию профессионализма.
11[Ч1мечание. Для удобства работы табличку необходимо разрезать на карточки.
Юрист
|
Экономист
|
Врач
|
' )моциональность
|
Эмоциональность
|
Эмоциональность
|
Чувство юмора
|
Чувство юмора
|
Чувство юмора
|
1'азвитая речь
|
Развитая речь
|
Вежливость
|
Физическая ныносливость
|
Собранность
|
Физическая выносливость
|
( амообладание
|
Самообладание
|
Самообладание
|
Справедливость
|
Наблюдательность
|
Справедливость
|
11ринципиальность
|
Принципиальность
|
Принципиальность
|
(аконопослушность
|
Исполнительность
|
Законопослушность
|
)нергичность
|
Энергичность
|
Энергичность
|
Умение сочувствовать
|
Умение сочувствовать
|
Умение сочувствовать
|
С ообразительность
|
Сообразительность
|
Сообразительность
|
' )легантность
|
Элегантность
|
Отзывчивость
|
Решительность
|
Ответственность
|
Решительность
|
J 1оброжелательность
|
Доброжелательность
|
Доброжелательность
|
|
|
|