Главная страница
Навигация по странице:

Вопросы лингвофольклористики УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации



Скачать 1.17 Mb.
Название Министерство образования и науки российской федерации
Анкор Вопросы лингвофольклористики УМК 2014.doc
Дата 26.04.2017
Размер 1.17 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Вопросы лингвофольклористики УМК 2014.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#4024
страница 6 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Композиционная теория языка фольклора. Специфика композиционной теории языка фольклора и ее методологические основы.

Научные предпосылки становления композиционной теории языка фольклора.

Основные положения композиционной теории языка фольклора в трудах Е.Б. Артеменко.

Принципы народно-песенного текстообразования: основные понятия (паратактический строй песни; текстообразующий блок (ТОБ), типология ТОБ, инвариантная модель ТОБ (ГР-1-7 и их ментальные характеристики), инициальное звено ТОБ в песне (в сравнении с другими фольклорными жанрами – былина, сказка, заговор).

Принципы былинного текстообразования. Макротекстовой уровень: соотношение речевой партии эпического повествователя, прямой речи персонажей и композиционно-речевых форм, их культурологическое и ментальное содержание. Микротекстовой уровень: акциональная модель былины и модель дороги, их культурологическая и ментальная характеристики.

Принципы сказочного текстообразования. Структура рекурсивных фольклорных текстов

Принципы заговорного текстообразования.

Принципы текстообразования в частушке. Сопоставительная характеристика композиционных форм и композиционных приемов русского фольклора.

Эволюционно-генетическая теория языка фольклора. Специфика эволюционно-генетической теории языка фольклора и ее методологические основы.

Научные предпосылки становления эволюционно-генетической теории языка фольклора (А.Н. Веселовский, И.А. Оссовецкий, Н.И. Толстой и др.).

Основные положения эволюционно-генетической теории языка фольклора в работах С.И. Добровой.

Эволюция художественных форм фольклора как отражение динамики народного мировосприятия. Параллелизм макро- и микрокосма как ведущая речемыслительная операция человеческого сознании, как основной прием поэтического мышления, как ведущая этнопоэтическая константа.

Связь параллелизма с концептуальной моделью мира как представлением о природном и человеческом универсуме.

Фундаментальные классические принципы эстетики, лежащие в основе приема: повтор, симметрия, выражение внутреннего через внешнее, нового через известное, ассоциативность.

Характеристика единой эволюционно-генетической модели развития приема поэтического мышления в фольклорном тексте, отражающая пять базовых уровней эволюционных процессов:

1) эволюция типов символической образности;

2) эволюция структурно-семантических разновидностей приема;

3) эволюция моделей соотношения синтаксической организации приема с его содержательной стороной;

4) эволюция концептуальной сферы приема (динамика формирования и развития символических концептов);

5) динамика тематических групп образов, составляющих основу приема.

Типы символической образности, сложившиеся на основе образного параллелизма (ОП): образы-символы, символические действия, символические картины; способы разграничения, механизмы формирования, эволюция семантического комплекса.

Структурно-семантические разновидности ОП и три линии развития приема в его классической разновидности: трансформация приема на уровне формы (антропоморфизация образов природы и пластическое преобразование образов мира природы и мира человека, символического и реального миров), трансформация приема на уровне содержания, формализация приема одновременно на уровне формы и содержания.

Модели соотношения синтаксической организации ОП с его содержательной стороной.

Типология традиционных культурных смыслов (концептов) и их языковое воплощение в образном параллелизме. Эволюция концептуальной сферы приема: ядерный концепт, интегрированный концепт и гиперконцепт.

Типология и специфика тематических групп образов, составляющих основу приема в различных фольклорных жанрах.

Эволюция приемов поэтического мышления (параллелизм мира природы и мира человека, ступенчатое сужение образов, цепочная связь картин и др.) в фольклорных жанрах и в индивидуально-авторском творчестве.

III. Жанровый раздел

Фольклорно-языковая картина мира в различных фольклорных жанрах.

Фольклорно-языковая картина мира в песне.

Фольклорно-языковая картина мира в былине.

Фольклорно-языковая картина мира в сказке.

Фольклорно-языковая картина мира в заговоре.

Фольклорно-языковая картина мира в частушке.

Фольклорно-языковая картина мира в пословицах и поговорках.

Фольклорно-языковая картина мира в загадках.

Фольклорно-языковая картина мира в быличках.

Фольклорно-языковая картина мира в плачах, причитаниях.

IV. Практический раздел

Итоговая научно-практическая конференция

(защита творческих проектов).

Примерный (рабочий) план творческого проекта

«Фольклорно-языковая картина мира в различных фольклорных жанрах».

1. Общетеоретическая часть: определение, генезис, эволюция и специфика жанра.

2. Практическая (методическая) часть: лингвофольклористический анализ текстов выбранного жанра.

Узконаправленный анализ текстов выбранного фольклорного жанра: семиотический, семантический, синтаксический, композиционный.

Комплексный анализ текста выбранного фольклорного жанра.

3. Лексикографическая часть: картотека мифологических образов.

4. Аналитическая часть: определение специфики фольклорно-языковой картины мира в выбранном жанре.

5. Источники исследования (общее количество рассмотренных текстов и их характеристика: территориальные параметры и время сбора материала).

6. Библиография.

2. Лекционные материалы
Введение. Система научных подходов к изучению поэтики фольклора.

Цели и методы изучения поэтических закономерностей фольклора.
План

1.1. Классические (традиционные) научные подходы к изучению поэтики фольклора.

1.2. Современные (актуальные) научные подходы к изучению поэтики фольклора.

1.3. Новейшие (интердисциплинарные) подходы к изучению поэтики фольклора.
Научное изучение поэтических закономерностей фольклора имеет богатую традицию. Выделяются три типа научных подходов к изучению поэтики фольклора, отражающих основные этапы становления и развития поэтики фольклора как науки и учебной дисциплины.
1.1. Классические научные подходы к изучению поэтики фольклора.

1.1.1. Термин «поэтика» в его базовых значениях. Основные категории поэтики в их классической интерпретации.

1.1.2. Составные части и разделы поэтики.

1.1.3. Место поэтики фольклора среди других направлений и дисциплин.

1.1.4. Четыре уровня поэтики фольклора.
1.1.1. В любой науке и учебной дисциплине важной является проблема определения терминологического аппарата.

Первоисточником термина «поэтика» является греч.: «искусство творения; поэтическое искусство» [Этимологический словарь русского языка. Т. 3. СПб, 1996. – С. 350].

Анализ различных словарных статей [Ожегов, Шведова Толковый словарь русского языка. – С. 576; Брокгауз-Ефрон МЭС. Т. 4. М., 1997. – С. 1060; Словарь иностранных слов в русском языке. – С. 556], определяющих термин поэтика, позволяет выделить несколько его значений (от наиболее общего, широкого к более узкому).

1. «Наука о формах, видах, средствах и способах словесно-художественного творчества» [Виноградов В.В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. М., 1963. – С. 159]. Наука о художественной литературе, теория литературы.

2. Теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, ее происхождение, формы и значение.

3. Часть теории литературы, изучающая строение художественных произведений и используемые в них эстетические средства.

4. Поэтическая манера (способ, образ действия), свойственная данному поэту, направлению, эпохе.

5. Совокупность и система художественных принципов и особенностей какого-либо направления или поэта.

Таким образом, значения термина «поэтика» группируются на двух основных полюсах.

I. Поэтика как искусство словесных форм обозначает совокупность и систему особенностей художественной формы словесных произведений.

II. Поэтика как наука о формах искусства слова обозначает раздел литературоведения и фольклористики, изучающий своеобразие художественной формы литературы и фольклора.

Поэтика как искусство словесных форм включает в себя три составные части:

1) особенности структуры произведений;

2) систему выразительных средств, при помощи которых литература и фольклор создают картины жизни, образы людей, воспроизводят различные явления действительности (исторические события, быт и нравы людей, природу);

3) идейно-эстетические функции структуры произведений и их выразительных средств (эмоциональное изображение действительности, оценка событий и поведения персонажей, раскрытие творческого замысла произведения и его идейно-художественной ценности и мастерства).

Каждая из этих составных частей имеет ритмико-звуковое, языковое, предметно-образное и сюжетно-композиционное воплощение.

Поэтика как наука о формах искусства слова – в свою очередь – исследует структуру, выразительные средства произведения, их идейные и эстетические функции в соответствии с их возможным воплощением в четырех основных направлениях: ритмико-звуковом, языковом, предметно-образном и сюжетно-композиционном.
Подвергшиеся анализу значения термина «поэтика» выявляют в классической интерпретации основные категории поэтики, на базе которых можно обозначить составные части и разделы поэтики.
1.1.2. Традиционно в поэтике можно выделить следующие составные части, или составляющие:

1) учение о родах и жанрах словесных произведений;

2) учение о предметно-образном мире и системе персонажей различных жанров словесных произведений;

3) учение о композиционной структуре, приемах развертывания и развития сюжета;

4) учение об особенностях организации поэтической речи, ее эстетических качествах;

5) учение о функциональной направленности поэтических средств.

При этом поэтика состоит из двух основных разделов: общей и частной поэтики.

1. Объектом изучения общей поэтики служит все словесное искусство.

2. Частная поэтика – это поэтика отдельных родов (эпос, лирика, драма) и жанров, поэтика различных методов художественного творчества, его национальных разновидностей и направлений (например, поэтика романтизма и т. д.).
1.1.3. Фольклор и литература: общее и отличное (на занятии этот вопрос излагается в форме беседы).

В предыдущих вопросах мы не разграничивали произведения фольклора и литературы. Однако каждая из этих сфер словесного искусства имеет не только сходные черты, но и отличные, специфические.

Общее:

1) произведения и фольклора, и литературы создаются при помощи слова;

2) и фольклор, и литература – это искусство слова.

Отличное.

Фольклор – особый вид искусства, зародившийся в глубочайшей древности и обладающий отличными от литературы и профессиональных видов искусства формами бытования и сохранения.

Фольклор является предметом исследования целого ряда наук: истории, этнографии, литературоведения, искусствоведения, лингвистики.

Фольклористика – наука об устном народном творчестве – использует данные разных наук и в то же время изучает фольклор как целостное явление в его связях с историей, бытом, мировоззрением, эстетическими вкусами народа.

Одно из направлений фольклористики – изучение фольклора как искусства слова. Именно это направление разрабатывает проблемы поэтики фольклора в целом (общая поэтика) и поэтики отдельных родов и жанров устного творчества (частная поэтика – например, поэтика русских народных лирических песен – Николай Иванович Кравцов; поэтика былин – Федор Мартынович Селиванов и т. д.).

Таким образом, выстраивается схема:

фольклористика  одно из направлений фольклористики – изучение фольклора как искусства слова  в рамках этого направления разрабатываются проблемы общей и частной поэтики фольклора.

Главное отличие фольклора от литературы – синкретичность (синкретизм), т. е. соединение в ткани фольклорного произведения особенностей различных видов искусств:

1) словесного (стихотворный или прозаический текст);

2) музыкального (напев);

3) театрального, исполнительского (выразительные интонации устной речи; жесты; мимика; костюмы в ряженьях, обрядах, в представлениях драм).

Кроме того, фольклор отличается от литературы по ряду параметров:

 своей социальной природой (это создание народных масс, коллективное творчество);

идейной сущностью (выражает стремления этноса, его психологию, понимание и оценку жизни);

художественным своеобразием (особые жанры и выразительные средства).
1.1.4. Поэтика фольклора может быть различных уровней. Николай Иванович Кравцов выделяет четыре уровня поэтики фольклора: общефольклорная, жанровая, индивидуально-творческая и национальная поэтика.

1. Общефольклорная поэтика включает в себя те художественные формы, способы изображения и выразительные средства, которые используются во всех областях устного народного творчества, во всех его жанрах (типах) произведений.

 Например, общефольклорным является принцип простоты и краткости изложения: он свойствен всем видам фольклорных произведений, хотя и проявляется в них в различной степени;

 многие жанры фольклорных произ­ведений характеризуются сюжетностью, за исключением малых (пословицы, загадки), но она в них не одинакова: то име­ет развернутую форму (сюжет – в сказке), то сжатую или вернее частич­ную (сюжетная ситуация – в лирической песне);

 всему фольклору свойственны и некоторые выразительные средства (ус­тойчивые формулы, повторы, эпитеты, сравнения).

2. Жанровая поэтика включает в себя те художественные формы, которые свойственны произведениям лишь одного ка­кого-либо жанра.

Различия в поэтике жанров могут состоять и в том, что в некоторых жанрах существуют одни и те же формы, способы изображения и выразительные средства, но конкретные их образцы будут присущи одному только жанру.

 Так, в былине и в сказке есть концовки – свое­образные заключения, но в былинах это одного рода концовки, а в сказках другого. Для былин, например, характерна такого рода концовка: «То старина, то и деянье!» А для сказки – иная концовка, например, «Стали жить-поживать да добра наживать!» Для бытовой лирической песни концовки почти не свойственны.

3. Индивидуально-творческая поэтика — это особенности формы, способов изображения и выразительных средств, свойственные художественной манере отдельного художника (сказителя, сказочника, певицы) или отдельному произведению какого-либо жанра: определенной былине, сказке или песне. Хотя исполнитель былин, сказок и песен более чем писатель зависит от традиционного стиля, он вносит в исполняемые произведения свойственные ему слова и выражения, любимые художественные средства (проблема инвариант - вариант).

 Так, поэтику сказителя Андрея Сорокина рассмотрел в своей статье «Былины Андрея Сорокина» (К вопросу о творческой манере сказителя.) Ю. А. Новиков // Советская этнография. 1972. № 2. – С.88-97.

 Сказочница Королькова.

4. Национальная поэтикапоэтика фольклора в целом и отдельных жанров, манера отдельных певцов, сказителей и сказочников может иметь национальные особенности.

 Песни русские, украинские и белорусские весьма близки между со­бой и в то же время различаются не только в тематическом и сюжетном отношении, но и в строении, выразительных средст­вах и эмоциональной окраске.

 Докторская диссертация И.Ф. Амроян «Повтор в структуре фольклорного текста (на материале русских, болгарских и чешских сказочных и заговорных текстов)».

Первый уровень поэтики фольклора – общефольклорная поэтика – входит в раздел общей поэтики, три других уровня – жанровая, индивидуально-творческая и национальная поэтика – входят в раздел частной поэтики.

1.2. Современные (актуальные) научные подходы

к изучению поэтики фольклора.

1.2.1. Мотивация курса «Поэтика фольклора» (генетическая и профессиональная) и его место в профессиональной подготовке выпускника.

1.2.2. Доминанта курса, его специфика и объект изучения.

1.2.3. Цель, задачи курса и его практическая направленность. Требования к уровню освоения содержания курса.

1.2.4. Основные категории поэтики: категориальный аппарат как набор основополагающих понятий. Цели и методы изучения поэтических закономерностей фольклора.

1.2.5. Формы проведения учебных занятий и отчетности, структура экзаменационного билета.
1.2.1. Системный подход к текстологическому анализу произведений фольклора предполагает изучение фольклорного текста как системы.

Художественные уровни – поэтический и музыкальный – фольклорного текста как системы имеют две категории признаков:

1) самодостаточные (автономные) признаки;

2) реляционные (системоприобретенные) свойства фольклорного текста.

Мотивация курса.

1. Генетическая мотивация (генезис – происхождение): синкретизм фольклора, т. е. органическое единство и взаимопроникновение в ткани фольклорного произведения словесного, музыкального и театрального искусства.

2. Профессиональная мотивация: многоаспектность и системность в подходе к текстологическому анализу произведений музыкального фольклора предполагает обязательный учет на профессиональном уровне поэтического (словесного) компонента фольклорного текста.
1.2.2. Фольклористика  одно из направлений фольклористики – изучение фольклора как искусства слова  в рамках этого направления разработка проблемы поэтики фольклора. Данная схема четко обозначает доминанту курса.

Доминантой курса является словесное искусство, специфика поэтического (словесного) пласта фольклорного текста.

Таким образом, объектом изучения является язык русского фольклора как основа и инструмент формирования системы художественных принципов и особенностей фольклора, т. е. его поэтики.

Специфика курса состоит в
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта