Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Вопросы лингвофольклористики УМК 2014. Министерство образования и науки российской федерации



Скачать 1.17 Mb.
Название Министерство образования и науки российской федерации
Анкор Вопросы лингвофольклористики УМК 2014.doc
Дата 26.04.2017
Размер 1.17 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Вопросы лингвофольклористики УМК 2014.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#4024
страница 1 из 19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Воронежский государственный педагогический университет»
Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы лингвофольклористики

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: «Русский язык», «Литература»

Форма обучения: очная, заочная

Семестр: 4 (очная ФО), 5,6 (заочная ФО)

Трудоемкость: 108 (3 ЗЕТ)

Разработчики: С.И. Доброва
Учебно-методический комплекс

утвержден на заседании кафедры

теории, истории и методики

преподавания русского языка и литературы

01 сентября 2011 г., протокол №01


Заведующий кафедрой
_______________С. И. Доброва
Воронеж 2011

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
РАЗДЕЛ I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ II. Учебно-методические материалы (УММ), обеспечивающие выполнение различных видов аудиторной и неаудиторной работы студентов
1. УММ по теоретическому разделу дисциплины

1. Конспективное изложение лекционного материала (аннотация содержания дидактических единиц)

2. Лекционные материалы

3. Списки литературы, рекомендуемой студентам, по разделам дисциплины

4. Словарь терминов (глоссарий)
2. УММ практических занятий

1. План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий и объёма аудиторных часов по каждой теме

2. Вопросы и списки литературы для подготовки к занятиям
3. Контрольно-оценочные материалы

1. Вопросы к зачету по курсу «Вопросы лингвофольклористики»

2. Примерные вопросы, задания и тесты для самоконтроля студентов

3. Примерные темы рефератов, эссе и других письменных работ

4. Образцы заданий контрольных и письменных работ
4. Образовательные технологии
РАЗДЕЛ III. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов, включая СРС

1. Методические рекомендации по изучению дисциплины

2. Методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекса

3. Рекомендации по работе с литературой

4. Содержание и виды самостоятельной работы студентов

5. Программа внеаудиторной работы со студентами

6. Описание последовательности действий студента
РАЗДЕЛ IV. Методические рекомендации по изучению дисциплины для преподавателей
РАЗДЕЛ I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Воронежский государственный педагогический университет»





УТВЕРЖДАЮ




Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова




«____»_________________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы лингвофольклористики
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: «Русский язык», «Литература»

Форма обучения: очная, заочная

Срок освоения ООП: очная –5 лет, заочная – 5,5 лет

Кафедра: теории, истории и методики преподавания русского

языка и литературы
Разработчик:
Заведующий кафедрой теории, истории и методики

преподавания русского языка и литературы, доцент _________________ С.И. Доброва

Начальник учебно-методического управления _____________________ Т.В. Майзель
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры теории,

истории и методики преподавания русского языка и литературы

от «01» сентября 2011 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой _____________________ С.И. Доброва
Воронеж – 2011
Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели освоения дисциплины «Вопросы лингвофольклористики»:

  • осмысление феномена языка фольклора в философском, культурологическом, эволюционно-генетическом, психолингвистическом аспектах;

  • формирование представления о фольклорном тексте и кодирующих его языковых системах, о многоуровневом характере содержания исторической поэтики;

  • формирование представления о ментальной сущности и эстетических законах, способствующих воплощению самосознания и духовной культуры народа в языке фольклорных произведений;

  • формирование представления о стадиальных закономерностях развития художественных форм фольклора и их связи с эволюцией народного мировосприятия, о внеэстетических и эстетических началах в фольклоре;

  • формирование представления о триаде «миф – фольклор – индивидуально-авторское творчество»;

  • овладение навыками комплексного лингвокультурологического анализа фольклорных текстов различных жанров.


В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Специальные:

способен интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-8);

готов к анализу текстов различных форм существования языка (СК-14).


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


2.1. Учебная дисциплина «Вопросы лингвофольклористики» входит в модуль «История языка и литературы, фольклор» и относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3. В. ОД 2.6.).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: устное народное творчество, введение в языкознание, введение в литературоведение.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: разговорная речь, мифология, семиотика искусства.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Вопросы лингвофольклористики» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

- о фольклорном тексте и кодирующих его языковых системах, о многоуровневом характере содержания исторической поэтики;

- о стадиальных закономерностях развития фольклора и их связи с эволюцией художественного мышления народа;

- о жанровой системе русского фольклора;

- особенностей генезиса фольклорных жанров и художественных приемов с учетом мифологических представлений и этнографических явлений (обрядов);

- о ментальной сущности и эстетических законах, способствующих воплощению самосознания и духовной культуры народа в языке фольклорных произведений;

- образцов комплексного лингвокультурологического анализа фольклорного текста.
Умения:

- производить комплексный лингвокультурологический анализ фольклорного текста;

- определять лингвокультурологическую специфику фольклорных произведений различных жанров;

- анализировать языковую специфику фольклорного текста в проекции на особенности народной культуры и эволюцию художественного мышления народа.
Навыки:

- комплексного лингвокультурологического анализа фольклорных текстов различных жанров;

- определения специфики фольклорно-языковой картины мира в различных фольклорных жанрах;

- осмысления в многообразных аспектах (философском, лингвокультурологическом, эволюционно-генетическом, психолингвистическом и др.) феномена языка фольклора как одной из важнейших составляющих триединой сущности синкретической природы фольклорного искусства;

- интерпретации произведений фольклора как феномена национально-духовной культуры народа.
3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.
Планируемые уровни сформированности компетенции СК-8

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знает о стадиальных закономерностях развития фольклора и их связи с эволюцией художественного мышления народа; имеет представление о жанровой системе русского фольклора


Имеет представление о фольклорном тексте и кодирующих его языковых системах; о стадиальных закономерностях развития художественных форм фольклора и их связи с эволюцией народного мировосприятия, о внеэстетических и эстетических началах в фольклоре; знает основные требования к выполнению комплексного лингвокультурологического анализа фольклорного текста


Имеет представление о ментальной сущности и эстетических законах, способствующих воплощению самосознания и духовной культуры народа в языке фольклорных произведений; характеризует особенности генезиса фольклорных жанров и художественных приемов с учетом мифологических представлений и этнографических явлений (обрядов)

Умеет производить комплексный лингвокультурологический анализ фольклорного текста

Обладает инструментальным умением определять лингвокультурологическую специфику фольклорных произведений различных жанров

Умеет профессионально анализировать языковую специфику фольклорного текста в проекции на особенности народной культуры и эволюцию художественного мышления народа

Способен интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа


Владеет навыками комплексного лингвокультурологического анализа фольклорных текстов различных жанров; способен выявить специфику фольклорно-языковой картины мира в различных фольклорных жанрах


Способен осмыслить в многообразных аспектах (философском, лингвокультурологическом, эволюционно-генетическом, психолингвистическом и др.) феномен языка фольклора как одну из важнейших составляющих триединой сущности синкретической природы фольклорного искусства.


Планируемые уровни сформированности компетенции СК-14

Структура компетенции

Основные признаки уровня

Базовый уровень

Повышенный уровень

Знает исторические и современные научные подходы к решению проблемы природы и статуса языковых основ народного творчества

Характеризует отношение языковых основ фольклора к диалекту: отношение языка фольклора к локально ограниченным явлениям диалектных систем; отношение языка фольклора

к устно-разговорной стороне диалектной речи


Интерпретирует правомерность признания языковых основ фольклора диалектным или наддиалектным феноменом

Умеет определить соотношение языка фольклора и диалектной речи


Умеет интерпретировать диалектную коммуникацию как коммуникацию разговорного типа; обработку языка фольклора в плане преодоления конситуативности и спонтанности разговорной речи


Умеет противопоставить язык фольклора и диалектную речь с целью выявления специфики языка фольклора в плане преодоления свойств, порождаемых разговорным (конситуативным и спонтанным) характером диалектной речи.

Готов к анализу текстов различных форм существования языка

Способен определить природу и структуру феномена наддиалектности фольклорно-языкового строя (наддиалектности первого и второго порядка).


Способен интерпретировать язык фольклора как наддиалектный феномен: построение, диалектное по материалу, но наддиалектное по организации этого материала, осуществляемой на основе универсальных для различных диалектных регионов и функционально (прежде всего эстетически) целенаправленных принципов и приемов




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Очная ФО

4 сем.

Заочная ФО

5, 6 сем.

Аудиторные занятия (всего)

54

12

В том числе:







Лекции (Л)

36

6

Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

18

6

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС)

54

92

СРС в период промежуточной аттестации

-

4

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

З

З, к.р.

экзамен (Э)

-

-

ИТОГО: Общая трудоемкость

часов

108

108

зач. ед.

3

3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
написать администратору сайта