Главная страница
Навигация по странице:

Технологическая карта урока. Н и нн в прилагательных


Скачать 29.53 Kb.
Название Н и нн в прилагательных
Анкор Технологическая карта урока.docx
Дата 24.04.2017
Размер 29.53 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Технологическая карта урока.docx
Тип Документы
#2377

Технологическая карта урока

Учитель: Бабунова Екатерина Евгеньевна

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Н и НН в прилагательных

Цель: познакомить с выбором одной и двух букв «Н» при написании суффиксов прилагательных

Задачи:

Образовательные – Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;

Воспитывать интерес к изучению русского языка

Развивающие- Создать условия для развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

Воспитательные- Воспитывать интерес к изучению русского языка

УУД Личностные:

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;- осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Познавательные: - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Планируемые результаты:

Предметные: Знать-правописание Н и НН в суяяиксах прилагательных, образованных от существительных

Уметь--- соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания причастий

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме

Личностные: - формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Основные понятия: прилагательное, суффикс, орфограмма, кластер.

Ресурсы основные-Русский язык. 6класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2010.

Дополнительные-Задания в виде презентации,  таблички-памятки для каждого учащегося

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – музыка, изо

Технология

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, направленные на достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Познавательные

2. Коммуникативные

3.регулятивные

Орг.момент (2 мин.)

Этапы: приветствие, мотивация к уроку

Готовят рабочие места, приветствуют учителя


Приветствует, задает положительный эмоц.тон урока







личностные:мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные:саморегуляция


Проверка дом.задания

(5мин.)

Консультанты проверяют и объясняют.

Один ученик вместе с классом работает у доски

(морфемный разбор слов: пришкольный, голубоватый, французский)


Предлагает консультантам проверить наличие домашних работ

Выявляет затруднения при выполнении ДЗ


Устные вопросы,

Морфемный разбор слов

Уметь применять правило «Дефисное написание прилагательных»

1.систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

2.работа с отстающими учениками

3. Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой)

Изучение нового материала

Этапы:

1.Мотивация

Обучающиеся  отвечают на вопрос учителя, обмениваются мнениями и делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.


Учитель:  - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Кабутта»)

У Оли в тетрадке

Опять непорядки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу – написано

Слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая –  в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:

 - Волшебное слово в тетрадке твоей!

Но мам а подходит

И смотрит с улыбкой:

 - ведь это «как будто»,

но только с ошибкой. –

так вот что такое

Кабутта, Кабутта,

Ведь это простое

«Как будто», «как будто».

Н. Слепакова

 - Почему Олю не поняли?

 - Важно ли быть грамотным?








коммуникативные УУД:определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение,установление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание


2.Актуализация знаний

Отвечают на вопросы учителя

Обращение к толковому словарю во время работы

Орфоэпическая характеристика во время образования слова


Вспомните, какие способы образования прилагательных вы знаете.

1.Творческий орфографический диктант (работа в группах)

***Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»:

сумка из холста (холщовая сумка),

платье из парчи*** (парчовое платье),

компот из груш (грушевый компот),

обувь из замши*** (замшевая обувь),

цвет апельсина (апельсиновый цвет).

  - Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША?

  - Обратите внимание на правильное произношение слова ГРУШЕВЫЙ. От ударения зависит выбор гласной в суффиксе прилагательного.


Творческий орфографический диктант (работа в группах)

Уметь преобразовывать словосочетания в другие типы связи.

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:целеполагание, самоконтроль знаний


3. Постановка цели урока

(«Открытие» детьми)

Выразительно читают текст, определяют стиль и тип речи

По цепочке произносят слова, комментируют.

Записывают тему урока в тетради.


***

Ты посмотри – какая красота!

Вечерний снег мелькает еле-еле.

Поляна лунным светом залита

Вокруг немой заиндевелой ели.

Выразительно прочитаем текст «Серебряная сказка»  вслух , подумаем над темой и идеей текста.

- Подтвердились ваши

гипотезы* ? О чем этот текст? Какова основная мысль? К какому стилю и типу  речи мы отнесем этот текст? Какие языковые средства присутствуют в нем?
 - Обратите внимание, каких в тексте много прилагательных в тексте много?

Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты (данные слова -  на доске):

лунный –           луна

звериный –       зверь

стеклянные –    стекло

серебряный –    серебро

утренний -         утро

 - Внимательно посмотрите на данные слова. Произнесите их вслух. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно? Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема?

После ответов учеников диктует тему.

 


Работа с речевыми аспектами текста

Работа со словами: фонетический и графический устный анализ



Умение видеть орфограмму в тексте

познавательные:применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)


4.Вывод правила

Отвечают на вопросы учителя и самостоятельно составляют кластер.

-От сущ-х, в которых уже есть буква Н в основе, вторая образуется у прилагательного.

В суффиксах –енн- пишется НН.

В них пишется одна буква Н, т.к. имеют значение материал или отношение к животному.

Следуя подсказкам учителя, оформляют записи в тетрадях.

Представляет учащимся слова для анализа, помогает определить выбор написания.

-Посмотрите на слова лунный и длинный? Как они образованы? Откуда у них появились две буквы Н?
-Посмотрите на слово

Клюквенный. Выделите суффикс?

А теперь поработайте с тремя словами, определите их значение и свяжите с правилом.

Тигриный, куриный, кожаный, серебряный.

Учитель обращает внимание на суффиксы в этих прилагательных—ян-,-ин-. Показывает верное выделение орфограммы.


Работа с предложенным материалом, составление кластера.


Знание о правиле написания Н и НН в суффиксах прилагательных.

Умение составлять кластер

познавательные:применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)


Закрепление материала


Работа по учебнику, дополняют правило.

Работают по заданию учителя, по одному человеку каждое слово у доски.

Прослушивают отрывок из балета, приобщение  к миру искусства.

Самостоятельная работа обучающихся

Читают составленные примеры, делятся впечатлениями от прослушанного отрывка и картины.

   - А все ли слова подчиняются данному правилу?

Работа со словами-исключениями из учебника

От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или  НН в суффиксах:

мужество - …;        туман - …        

дерево - …;        революция - …;

кожа - …;        серебро - …;

лебедь - …

- Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»? Обратимся к толковому словарю.

 - К какому роду относится это слово? (м. р. – чудесный лебедь)

 - А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде:

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – по верх текучих вод

Лебедь  белая  плывет…

                           А. С. Пушкин

-    (Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На его фоне звучат слова.) Чудесная сила слов ЛЕБЕЛЬ, ЛЕБЕДИНАЯ  не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. Вы слышите божественную музыку из произведения П. И. Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»)

 -   (На доске  - репродукции картин М. Врубеля «ЛЕБЕДЬ» и «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»).

Учитель обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.


Орфографическая и лексическая работа со словами

Речевая работа по картине и прослушанному отрывку музыки.

Посмотрите на прекрасное изображение этой птицы на репродукциях М.Врубеля. Составьте словосочетания с использованием прилагательных с Н и НН по картине и музыке.

Уметь применять полученные в ходе наблюдения над словами правила на письме.

Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных.


познавательные:структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном)


Контроль и включение правила в систему знаний


Восстановление учебной мотивации.

Ученики выполняют задание учителя, комментирую написание кратких прилагательных.


Б)  Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, та и на краткие формы.

 - Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

            длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно;

            румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно;

            единый – коллектив един, Россия едина, общество едино.

 -      Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме).

 

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.



-     Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы  (бледнолицый, бледный)

- Составьте словосочетания «прил. +сущ.»:

 величество (природа), былина (размах),  стекло (фигурка), барабан (дробь),

ветер (день), шерсть (шарф), станция (смотритель)





познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, умение работать в паре


Рефлексия деятельности

Формулируют результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Акцентирует внимание на уели и конечном результате занятия. Задает учащимся вопросы.

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

 - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

 - Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…





Умение читать правило по кластеру.

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.


Задание на дом

Записывают домашнее задание в дневники

Предлагает выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);

 - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»;


Творческое-придумать сказку,

Дидактическое-составление заданий







написать администратору сайта