Главная страница
Навигация по странице:

Книга Шоба по Лукину. Почва и земля



Скачать 7.18 Mb.
Название Почва и земля
Анкор Книга Шоба по Лукину.doc
Дата 12.04.2017
Размер 7.18 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Книга Шоба по Лукину.doc
Тип Документы
#695
страница 7 из 50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   50

КРЕСТЬЯНЕ В РЕВОЛЮЦИЯХ 1905-1917 Годов И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Крестьянские наказы


В феврале 1905 г. под влиянием начавшейся революции Николай II издал указ о праве подданных подавать предложения по «усовершенствованию государственного благоустройства и улучшению народного благосостояния». Спустя несколько месяцев указ был отменен, однако это не смогло остановить поток наказов и приговоров с мест. В стране началось так называемое крестьянское приговорное движение, т.е. принятие и отсылка в высшие инстанции обращений сельских и волостных сходов, содержащих местные, общеэкономические и политические требования и пожелания. Эти документы являлись по сути социально-экономической программой крестьянства, с которой оно выступало в 1905-1907 гг. По всей стране было подано несколько тысяч крестьянских приговоров и наказов.

Главным вопросом для крестьян был вопрос о земле. Они требовали отмены частной собственности на землю, конфискации помещичьих, казенных, удельных,12 монастырских, церковных земель и передачи их в руки народа. В России с ее общинной организацией у крестьян не сложилось частнособственнических традиций. Низкий уровень социально-экономического развития деревни, особенности географических и природных условий страны, аграрная перенаселенность, а также притеснения со стороны землевладельцев способствовали сохранению общины как института социальной защиты.

С этих же позиций большинство крестьян выступало и против столыпинской реформы, которая была направлена на разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Основное требование всех крестьянских наказов 1905-1907 гг. о том, что земля должна быть общая и поровну поделена между теми, кто ее обрабатывает, в качестве составной части вошло в программы различных политических партий и группировок.

Вторым важнейшим вопросом экономической программы крестьян было требование замены всех налогов единым прогрессивно-подоходным, одинаковым для всех сословий. Крестьяне выступали за уничтожение всех сословных ограничений и остатков крепостничества, за уравнение всех сословий в гражданских правах.

Первые документы советского аграрного законодательства


Крестьянское приговорное движение вновь поднялось в России после Февральской революции 1917 г. При подготовке I Всероссийского съезда крестьянских депутатов в мае 1917 г. было собрано 242 наказа. Эсеры, члены партии социалистов-революционеров, подготовили и опубликовали в августе 1917 г. Примерный наказ – сводку крестьянских наказов.

Один из разделов документа – «О земле» – был посвящен основному земельному вопросу и повторял, в основном, крестьянские приговоры 1905-1907 гг. В нем содержались следующие требования: безвозмездная конфискация частновладельческих земель и обращение всех земель в общенародное достояние, запрещение купли-продажи земли, недопущение наемного труда, запрещение аренды, уравнительное распределение земель между трудящимися, а кроме того, пожелание передачи высококультурных хозяйств в пользование государства, конфискации всего хозяйственного инвентаря. Раздел «О земле» Примерного наказа безо всяких изменений вошел в текст первого советского законодательного акта в области аграрной политики – Декрета о земле, несмотря на то, что некоторые его позиции не поддерживались большевиками. Декрет о земле был принят II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 27 октября 1917 г.

4 декабря 1917 г. было принято Положение по регулированию земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений, направленное на развитие артельных хозяйств и создание им преимуществ при распределении земли. Не подлежали распределению земли несельскохозяйственного назначения, государственных хозяйств и некоторые другие.

По завершении конфискации земель зимой 1918 г. началось их уравнительное распределение, в основу которого наряду с Декретом о земле был положен принятый Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) 27 января 1918 г. Закон о социализации земли. Этот закон отменял всякую собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы; передавал землю безо всякого выкупа в пользование всего трудового народа; устанавливал уравнительно трудовые начала распределения земли с тем, чтобы потребительско-трудовая норма была посильна для каждого земледельца и давала возможность безбедно существовать его семье; объявлял государственную монополию на торговлю хлебом, сельскохозяйственными машинами и семенами. Кроме того, Закон о социализации земли устанавливал виды сельскохозяйственного землепользования в государстве и следующий порядок по их приоритетности: 1) совхозы; 2) сельскохозяйственные коммуны; 3) сельскохозяйственные товарищества; 4) сельские общества; 5) отдельные лица и семьи.

Год спустя, в феврале 1919 г. было опубликовано принятое ВЦИК «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому землевладению». Документ объявлял всю землю РСФСР единым государственным фондом, указывал на необходимость перехода от единоличных форм землепользования к товарищеским.

Эти документы имели огромное политическое и социально-экономическое значение для развития России. В результате выполнения принятых решений крестьяне получили более 150 млн. га удельных, помещичьих и церковных земель (95% из них – в единоличное пользование), а также помещичий инвентарь общей стоимостью 300-350 млн. руб. Крестьяне были освобождены от платежей за аренду и покупку земли и налогов на крестьянские наделы; были аннулированы их долги Крестьянскому банку, составлявшие более 1 млрд. руб.

Таким образом, первые советские аграрные законы выражали надежды и чаяния общинного крестьянства России, высказанные в наказах и приговорах. Эти документы привлекли многомиллионные массы крестьян на сторону советской власти. Вместе с тем, они представляли собой соединение «двух утопий: бедняцко-середняцкой с ее стремлением к уравнительному землепользованию (общинная традиционность, патриархальность, натуральное хозяйство) и коммунистической (отрыв крестьянства от собственности, создание крупного общественного производства в сельском хозяйстве)».13

Чрезвычайные согласно Земельному кодексу, общинным (вплоть до уравнительных переделов), участковым (чересполосным, отрубным, хуторским) и иметь форму товариществ (коммун, товариществ по совместной обработке земли и т.п.). Кодекс предусматривал мирное сосуществование различных хозяйственных форм, в соревновании которых выявились бы наиболее жизнеспособные.

В 1924 г. натуральный продовольственный налог был заменен единым денежным сельскохозяйственным налогом.

Согласно статистике сельское население страны в 1925 г. на 67% состояло из середняков, по 4,5% приходилось на сельскохозяйственный пролетариат и кулаков, беднота составляла 24%. Однако преобладающей формой в деревне продолжало оставаться мелкое частнособственническое крестьянское хозяйство.

В 1926-1927 гг. стало очевидно, что надежды на возрождение экономики не оправдались. Дефицит промышленных товаров и заниженные закупочные цены сделали невыгодным для крестьян производство и продажу зерна. В результате количество зерна, закупаемого государством, уменьшалось с каждым годом.

Зимой 1928-1929 гг. власти столкнулись с серьезным хлебозаготовительным кризисом. Были введены чрезвычайные меры, но изъятие излишков и репрессии лишь усугубили кризис. Весной 1929 г. в стране началась коллективизация.

Коллективизация и раскулачивание
Проходивший в мае 1929 г. V съезд Советов СССР утвердил пятилетний план развития народного хозяйства, включающий проведение коллективизации сельского хозяйства. В нем предусматривалась коллективизация 16-18% от общего числа крестьянских хозяйств. Однако уже осенью 1929 г. власти перешли к насильственной сплошной коллективизации и «ликвидации кулачества как класса». Ускоренным строительством колхозов и совхозов Сталин рассчитывал разрешить зерновую проблему. План коллективизации был пересмотрен. Теперь в течение первой пятилетки предполагалось осуществить коллективизацию основных масс крестьянства, причем в районах зерновой полосы этот процесс должен был завершиться в сроки от полугода до полутора лет. Предусматривалось полное обобществление пашни, инвентаря и рабочего скота, обобществлению на 80% подлежали коровы, свиньи и овцы.

Для выполнения плана власти повсюду прибегали к административно-репрессивным мерам воздействия. В ответ на это зимой 1930 г. в стране начались массовые выступления крестьян. Опасаясь всеобщего крестьянского восстания, ЦК ВКП(б) вынужден был несколько смягчить обстановку, выдвинув на первый план экономические меры воздействия. Однако, ввиду замедления темпов коллективизации, уже осенью 1930 г. партийное руководство вновь вернулось к административно-репрессивным мерам, начался второй этап сплошной коллективизации, а весной 1931 г. – второй этап раскулачивания и депортации крестьянских хозяйств.

Принудительная коллективизация, игнорирование материальной заинтересованности крестьян, крайне тяжелое экономическое положение колхозов привели в первой половине 1932 г. к массовым выходам крестьян из колхозов. Тем не менее, к концу 1932 г. в стране было коллективизировано почти 2/3 крестьянских хозяйств и обобществлено около 4/5 посевных площадей.

Однако раскулачивание миллионов людей, насильственное выселение сотен тысяч семей и насильственная коллективизация вызвали обострение политического положения и не решили экономических проблем. Производительные силы в деревне были разрушены, сельскохозяйственное производство упало. В 1931-1939 гг., исключая урожайный 1937 г., в стране ежегодно производилось в среднем менее 70 млн. т зерна, тогда как в 1909-1913 гг. – 72,5 млн. т. Больше всего пострадало животноводство. Во время коллективизации была уничтожена половина поголовья крупного рогатого скота, поэтому с 1934 г. поощрялось его приобретение в личное пользование. Уровень 1913 г. в производстве животноводческой продукции был достигнут только к 1937 г.16

Таким образом, приусадебное животноводство в стране преобладало над общественным, тогда как земля почти вся перешла в коллективное владение. В 1932-1933 гг. в стране разразился страшный голод.

Насильственная коллективизация превратила крестьян из мелких или средних собственников фактически в крепостных работников советского государства, которые почти ничего не получали за свой труд. Колхозы явились той формой организации, которая позволяла государству привязывать крестьян к земле и облегчала изъятие хлеба и другой сельскохозяйственной продукции из деревни. Крестьяне были ограничены в гражданских правах. Они не могли свободно выбирать место жительства и работу, не имели права покидать деревню, за исключением случаев призыва в армию, отъезда на учебу или на работу на строительство и промышленные предприятия по организованному набору.

В 1937 г. в стране была завершена сплошная коллективизация крестьянских хозяйств, следствием чего явились снижение сельскохозяйственного производства и разорение деревни.

Деревня в послевоенные годы


В 1946 г. в России, преодолевавшей послевоенную разруху, было собрано менее 40 млн. т зерна. Неурожай объяснялся ужасной засухой, а также ошибками административного управления колхозами. Правительство решило вновь ужесточить контроль над деревней, который был несколько ослаблен в годы войны.

В 1946 г. в колхозный фонд были возвращены 4,7 млн. га, а к 1949 г. – еще 5,9 млн. га земель, «незаконно присвоенных колхозниками».17 Указы, принятые в 1947 г., предусматривали от 5 до 25 лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность». В 1948 г. колхозникам было рекомендовано продать государству мелкий скот, вследствие чего за полгода тайком было забито более 2-х млн. голов скота. Сильно ударила по крестьянам и денежная реформа 1947 г., поскольку в массе своей они хранили деньги у себя, а не в сберкассах.

Возросли сборы и налоги с доходов от продаж на свободном рынке, которые разрешали только при условии полностью выполненных обязательств перед государством. Вместе с тем, размер обязательных поставок увеличивался год от года при неизменных ценах (цены на сельскохозяйственную продукцию оставались ниже уровня 1940 г. вплоть до 1952 г. и возмещали, например, для зерновых, только седьмую часть себестоимости).

Сохранялось и социально-правовое ущемление крестьян. Они по-прежнему были жестко прикреплены к колхозам, на них не распространялись государственное пенсионное обеспечение, выплаты и льготы.

Антикрестьянская политика правительства создала в сельском хозяйстве кризисную ситуацию. В стране увеличился отток крестьян в города. Стихийная миграция сельского и колхозного населения из деревни началась еще в довоенный период в ходе индустриализации и коллективизации. В послевоенные годы уменьшение населения, занятого в сельском хозяйстве, происходило за счет мобилизации крестьян на государственные промышленные предприятия и стройки, лесозаготовки и торфодобычу, организованного переселения в малообжитые районы страны, вследствие исключения из колхоза крестьян, не вырабатывавших обязательного минимума трудодней, а также довольно значительной, несмотря на жесткое законодательство, самовольной миграции из деревни. Особенно сильно сократилось крестьянское население Нечерноземной зоны России, в которой под влиянием природно-географических, социальных и экономических факторов сложились наиболее тяжелые условия жизни.

Для преодоления кризиса в аграрном секторе экономики требовалось изменить финансовую и налоговую политику по отношению к деревне, отказаться от административно-бюрократических методов руководства колхозами. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС(1953 г.) впервые открыто признавалось тяжелое положение в сельском хозяйстве и намечались конкретные меры по преодолению кризисной ситуации.

Колхозам были значительно увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, с колхозов списали задолженность и разрешили им продавать часть продукции по повышенным ценам. Колхозникам снизили размер сельскохозяйственного налога, уменьшили нормы обязательных поставок продукции государству, также списали задолженность.

В стране не был разработан стратегический план развития сельского хозяйства, руководство этой отраслью народного хозяйства осуществлялось путем проведения различных кампаний. Проводилось множество административно-бюрократических реорганизаций сельского хозяйства. Они были направлены на преодоление неэффективности колхозной системы, но не затрагивали ее сути и часто приводили к нежелательным последствиям.

Так, освоение целинных земель, хотя и дало в первые годы прибавку урожая, привело к запустению областей Нечерноземья. Курс на укрупнение колхозов обернулся отчуждением крестьян от земли и привел к оттоку населения из «неперспективных» деревень. (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР 1974 г. о развитии сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР наметило ликвидацию 114 тыс. «неперспективных» деревень из существовавших 143 тыс.18)

Преобразование колхозов в совхозы разрушило традиционный уклад жизни колхозника, превратив его в наемного сельскохозяйственного рабочего.

В конце 50-х гг. в стране стала проводиться линия на отмирание приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как частнособственнический пережиток.

Крупнейшей реформой тех лет была осуществленная в 1958 г. передача машинно-тракторных станций в собственность колхозов. Она подняла эффективность использования техники, однако необходимость немедленного выкупа парка машин поставила беднейшие колхозы в трудное положение.

Несмотря на все трудности и отсутствие последовательной продуманной политики в аграрном секторе, восстановление сельского хозяйства в стране в основном завершилось к началу 50-х гг. К 1958 г. денежные доходы колхозов РСФСР выросли в 7 раз, Нечерноземья – в 5,5 раз.19 Вместе с тем, процесс раскрестьянивания деревни продолжался с нарастающей быстротой. С 1945 по 1958 г. крестьянское население уменьшилось в РСФСР на 23,5%, в Нечерноземье – на 30%.20

Аграрная политика начала 60-х – середины 80-х годов


С начала 60-х гг. темпы роста в сельском хозяйстве вновь пошли на убыль. Если в 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственного производства составлял 7,6% в год, то в период 1959-1964 гг. – всего 1,5%. Среднегодовое производство зерновых на душу населения в эти же годы едва превышало уровень 1913 г.21

В 1965 г. государство ослабило контроль над колхозами, они были переведены на пятилетний план продажи продукции, цены на которую значительно возросли. Оплата колхозников по трудодням, состоявшая из натуральной части (зерна, картофеля, овощей, животноводческой продукции и т.п.) и денежной, была в 1966 г. заменена помесячной зарплатой из государственного бюджета. В деревне теперь, как и в городе, получали гарантированную оплату. Это явилось фактом состоявшегося раскрестьянивания.

Были сняты некоторые ограничения, касающиеся приусадебных участков. Произошли изменения и в социально-правовой сфере. Колхозники получили право на пенсию и социальное страхование, а также, наконец, на гражданский паспорт. Этими мерами государство пыталось удержать в деревне сельское население.

С середины 70-х гг. начался новый этап концентрации сельскохозяйственного производства – межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция, призванные способствовать стиранию классовых различий между городом и деревней.

В 1982 г. в этом направлении были предприняты более радикальные меры. Началось объединение совхозов, колхозов и всех работающих для нужд сельского хозяйства машиностроительных, химических, перерабатывающих предприятий, расположенных на одной территории, в агропромышленные комплексы – АПК. Являясь административным объединением, АПК также не оправдали возложенных на них надежд.

В эти годы резко осложнилась социально-демографическая ситуация в Центральном районе России. С конца 60-х гг. здесь начали сказываться последствия интенсивной миграции, выражавшиеся в падении естественного прироста, старении населения, дефиците трудовых ресурсов в сельской местности. Одновременно снизился общеобразовательный уровень работников сельского хозяйства.

В 1979 г. в СССР прекратился абсолютный прирост колхозного населения.

Аграрная политика 60-х – середины 80-х гг., основанная на значительных финансовых вливаниях в сельское хозяйство, не решала главной проблемы – отчуждения крестьянина от земли. Продолжалось падение сельскохозяйственного производства.

За 1983-1987 гг. валовая продукция сельского хозяйства выросла всего на 11,5%, что лишь немного превышало темпы прироста населения.22 Сельское хозяйство, оставаясь наиболее слабой отраслью, превратилось в тяжелое бремя для всей экономики страны.

третья Земельная реформа

Причины проведения земельной реформы


Существовавшая в России до конца 80-х гг. экономическая система послужила причиной значительных отрицательных изменений в состоянии и использовании земель. Бесплатное землепользование, отсутствие экономического интереса в развитии производства у крестьянства, а также возможность беспрепятственного изъятия сельхозугодий для несельскохозяйственных целей привели к тому, что за 25 лет, предшествующих земельной реформе (1990 г.), на территории бывшего СССР из аграрного сектора выбыло 20 млн. га земель, 6 млн. га из которых заросли кустарником и мелколесьем.23

К 1990 г. земельные ресурсы России составляли 1707,5 млн. га, из которых 224,8 млн. га (13,2%) занимали сельскохозяйственные угодья, в том числе пашня – 132,8 млн. га (7,8%). По землепользователям земельные угодья распределялись следующим образом, в млн. га:


Землепользователи:

Общая земельная площадь

сельхозугодья

пашня

Колхозы

139,9 (8%)

86,7

58,8

Совхозы и др. гос. с/х предприятия

507,7 (29,7%)

126,1

71,8

Межхозяйственные предприятия и организации АПК

0,5 (0,03%)

0,4

0,3

Колхозники, рабочие, служащие

4,0 (0,2%)

3,7

2,6

Госземзапас и лесные организации

1018,2 (59,6%)

7,0

0,2

Прочие землепользователи

38,6 (2,3%)

2,2

0,2

Итого

1707,5 (100%)

224,8

132,824



Такое распределение земельного фонда страны сдерживало производство продукции сельского хозяйства в индивидуальном секторе. Эффективность сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах продолжала неуклонно снижаться. Страна столкнулась с необходимостью коренной перестройки земельных отношений.

Земельные преобразования, начавшиеся в России на рубеже XX-XXI вв. включали 3 направления: 1) реформирование отношений собственности на землю; 2) учет и стоимостная оценка земельно-ресурсного потенциала в составе национального богатства страны и постановка его на государственный баланс; 3) организация эффективного управления земельными ресурсами страны.

Содержание и ход третьей земельной реформы


Главной целью третьей земельной реформы в России являлось возвращение земле хозяина, т.е. создание класса собственников земли и закрепление их прав, а также улучшение использования земли и повышение эффективности производства. Со второй половины 1990 г. основу земельной политики Российской Федерации составили задачи, решение которых необходимо для осуществления поставленной цели:

  • ликвидация монополии государственной собственности на землю, развитие многоукладного хозяйства, различных форм землевладения и землепользования;

  • создание механизма реализации прав граждан на получение и использование земли;

  • коренная децентрализации управления земельными ресурсами;

  • обеспечение приоритетов в области охраны земли и окружающей среды.

В ходе осуществления реформы произошло радикальное изменение земельного законодательства, были приняты новые нормативные акты. К числу важнейших документов следует отнести Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г., Республиканскую программу проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденную Постановлением Совета Министров России № 30 от 18 января 1991 г., Законы РФ «О плате за землю» (октябрь 1991 г.), «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков» (декабрь 1992 г.), указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г., новую Конституцию РФ (введена в действие 12 декабря 1993 г.), а также Земельный Кодекс РФ 2001 г.

Для претворения в жизнь государственной земельной политики в стране была создана новая система землеустроительных органов во главе с Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

В апреле 1990 г. Указом Президиума ВС РСФСР был изменен порядок землепользования в сельских населенных пунктах. Из существующих землепользований были выделены участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и пастьбы скота, формирования крестьянских хозяйств сельских жителей. Было разрешено также арендовать земельные участки. Полномочия по распоряжению этими землями перешли от сельскохозяйственных предприятий к сельским и поселковым органам местного самоуправления.

В 1990 г. был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе.

В конце 1990 г. ВС РСФСР принял законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе» и «О социальном развитии села». Этими документами было установлено, что экономическая деятельность сельского населения осуществляется на основе многообразия форм собственности и развития всех форм хозяйствования, что каждый член коллектива имеет право выйти из его состава, получить земельный надел, соответствующую часть основных производственных фондов и создать крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации предприятия.

Были определены права собственников земельных долей. Земельную долю (пай) можно было сдать в аренду, продать другим членам хозяйства в случае выхода работника на пенсию, передать по наследству. Однако размер участка, выделяемого в счет земельной доли, не мог обеспечить нормальное сельхозпроизводство, поэтому его разрешено было увеличивать за счет аренды или покупки.

Постановлением СМ РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 «О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР» Госкомзему и Минсельхозпроду РСФСР совместно с Россельхозакадемией было поручено разработать научные основы платного землевладения и землепользования, экономического стимулирования рационального использования земель, научные основы, содержание и методы ведения земельного кадастра и землеустройства в условиях многообразия форм землевладения и землепользования, новые формы документации и т. д., предписано завершить создание комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, намечено организовать на базе Московского института инженеров землеустройства Государственный университет по землеустройству и открыть землеустроительные факультеты в ряде сельскохозяйственных вузов страны.

В январе-феврале 1992 г. было принято несколько новых инструкций и рекомендаций о порядке приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России внес поправки в Конституцию РСФСР, согласно которым полученные или приобретенные в собственность земельные участки могли быть отчуждены, в том числе проданы их собственниками без изменения целевого назначения Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых земельный участок был им предоставлен, с учетом произведенных на нем затрат, а физическим и юридическим лицам по договорной цене для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства и индивидуального жилищного строительства.

23 декабря 1992 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».

Эти два законодательных акта разрешили собственникам личных подсобных хозяйств, земельных участков в садово-огородных кооперативах и дачных участков их куплю-продажу. В отношении крупных хозяйств разрешалась лишь продажа земли частным лицам не ранее чем через 10 лет, если они были получены в собственность бесплатно, и не ранее чем через 5 лет, если они были приобретены в собственность за плату.

Таким образом, в октябре 1990 г. – ноябре 1992 г. на первом этапе реформирования земельных отношений государство отказалось от монополии собственности на землю, в стране был осуществлен переход к многообразию форм собственности на землю и форм ее использования с одновременным ее перераспределением, изменен правовой и экономический механизм регулирования земельных отношений, сформированы предпосылки для создания системы экологически безопасного землепользования и землевладения.

Впервые с 1917 г. в России была провозглашена частная собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства (земли фермеров, садоводов, находящиеся под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими кооперативами, а также находящиеся в колхозно-кооперативной и коллективно-долевой собственности), и имущество сельскохозяйственных предприятий. В соответствии с желанием землю можно было получить в собственность, в аренду с правом выкупа и во владение с правом наследования.

В конце 1991 г., как и во всех цивилизованных государствах, в России были введены нормативы земельного налога, арендной платы и оценки земли в случае ее купли-продажи. Вместе с тем, право частной собственности на землю было предоставлено не всем категориям граждан и юридических лиц. Был также введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет), запрещено было сдавать землю в залог, дарить, менять и совершать другие операции по ее обороту.

В этот период было издано множество противоречивых нормативных актов, выявились недостатки в правовом и организационном обеспечении земельной реформы. Разделение земли по среднерайонным нормам между широким кругом претендентов привело к чрезмерному дроблению участков, которые далеко не во всех случаях предоставлялись единым массивом; нередко выделялось два и более участков. Возникла сложная проблема более удобного расположения участков и сведения их к единому массиву. Повторялись ошибки крестьянской реформы 1861 г. и столыпинской аграрной реформы.

На следующем этапе реформы предстояло обеспечить развитие земельных отношений не только на сельскохозяйственных землях, но и на землях городов, промышленности, транспорта, обороны, лесного и водного фондов, природоохранного и другого назначения, организовать работу по упорядочению и установлению границ землепользований, их регистрации в единой государственной системе, определению сопоставимой кадастровой оценки земель всех категорий, ведению государственного земельного кадастра.

В ходе реформирования земельных отношений в стране было принято более 50 основных нормативных документов – законов, указов, постановлений правительства.

В 1993 г. нормативными документами был утвержден Порядок купли-продажи гражданам Российской Федерации земельных участков, в соответствии с которым мораторий на куплю-продажу земель сохранялся только для фермеров и сельскохозяйственных предприятий. Устанавливалось, что при перерегистрации участка, предоставленного ранее бесплатно в пользование, в собственность передавалась земельная площадь в пределах действующих на момент перерегистрации норм предоставления земельных участков, а остальная часть, по желанию, либо выкупалась гражданином в собственность у местной администрации по договорной цене, либо передавалась ему в пожизненно наследуемое владение или аренду.

Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» земля впервые была включена в состав объектов недвижимости, отменялось большинство ограничений на отчуждение земли, был расширен перечень сделок с земельными долями. Субъектами земельных отношений согласно указу выступают физические и юридические лица. Тем самым юридически были оформлены два типа регулирования земельных отношений: государственное и рыночное.

Новая Конституция 12 декабря 1993 г. закрепила право частной собственности на землю в России и свободу распоряжения ею как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом. В то же время многие регионы активно работали над своими земельными уставами, кодексами, законами в направлении, часто противоположном общегосударственному. Например, Санкт-Петербург и Вологодская область признали частную собственность на землю для иностранцев, Алтайский край исключил продажу сельскохозяйственных земель, Красноярский край выступил против частной собственности на любые земельные участки, Московская область просила разделить землю на федеральную и областную собственность и т. д. В связи с этим вышли Указы Президента РФ «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 7 декабря 1993 г. и «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.

За второй период проведения реформы в 1992-1993 гг. в стране был сформирован слой средних и мелких собственников земли; улучшена структура управления земельными ресурсами; осуществлено обеспечение всех желающих приусадебными и садово-огородными участками; внедрен новый экономический механизм регулирования земельных отношений, стимулирования рационального использования и охраны земель; проведена реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и фермерских хозяйств. Было принято большое число правовых документов, регламентирующих стоимостные характеристики земли: нормативная и рыночная цена, арендная плата, земельный налог и др.

На втором этапе земельной реформы в России возник принципиально новый правовой механизм перераспределения участков между субъектами земельного права; фактически начал формироваться регулируемый государством земельный рынок.

В последующие годы осуществлялась деятельность по реализации уже принятых нормативных документов. Продолжалась работа по различным направлениям нормативно-правовой регламентации земельных отношений. Несмотря на определенные сдвиги в развитии земельного законодательства России, принимаемые законы и иные нормативные правовые акты, в том числе многочисленные указы Президента РФ, плохо согласовались между собой, препятствуя реальному действию многих норм земельного законодательства.

Основным содержанием земельных преобразований в период 1995-1999 гг. стал переход к рынку между всеми субъектами земельных отношений; земля приобрела статус недвижимой собственности; было осуществлено введение кадастрового номера, позволяющего идентифицировать любое землевладение и землепользование на территории России; совершенствовался механизм установления стоимостных характеристик земли.

Некоторые итоги земельной реформы за первые 10 лет ее проведения


В результате проведения реформы к 1998 г. была удовлетворена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; выросло индивидуальное жилищное строительство; перестали быть государственной собственностью земли сельскохозяйственных предприятий; создано около 275 тыс. фермерских хозяйств; расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд перераспределения земель; активно приватизировались земли под предприятиями; были приняты законодательные земельные акты; начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования; шло создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра.

В стране произошло существенное изменение всей системы земельных отношений. Районными и городскими земельными комитетами выдано 38,8 млн. государственных актов и свидетельств о праве собственности на землю. По состоянию на 1 января 1999 г. эти документы получили 95% сельскохозяйственных предприятий, 69% несельскохозяйственных предприятий, 96% крестьянских хозяйств, 88% личных подсобных хозяйств, 68% садоводов и 48% граждан, взявших земельные участки под жилищное, дачное и гаражное строительство.

Сформирован фонд перераспределения земель. Его общая площадь составила более 32 млн. га, в том числе 22 млн. га сельхозугодий.25

Создана система фермерского хозяйства. Количество крестьянских фермерских хозяйств в стране увеличилось с 4,4 тыс. в 1991 г. до 274,3 тыс. в 1998 г., а их площадь – с 181 тыс. га до 13045,1 тыс. га.26 К концу 2002 г. площадь фермерских хозяйств превысила 18055 тыс. га (рис. 1.3).

По данным 1997 г. земельные участки имели более 44,4 млн. граждан России, т.е. практически каждая семья.27

Всего в частной и общей (совместной и долевой) собственности граждан к началу 1998 г. оказалось более 137 млн. га, или 62% сельскохозяйственных угодий.28

Существенно расширился оборот земель. Постоянно возрастало количество сделок с землей (рис. 1.4). Продолжались работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. Поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней в 1997 г. составило 9,5 трлн. руб. В ряде регионов были проведены массовая оценка земель и ценовое зонирование территории.

Вместе с тем следует отметить, что земельная реформа в России осуществлялась методом проб и ошибок, поскольку с самого начала не было выработано научно обоснованной комплексной концепции и государственной программы ее проведения. Не уделялось должного внимания решению вопросов сохранности земель и повышению эффективности их использования.


Рис. 1.3. Наличие земель у основных производителей сельскохозяйственной продукции (Состояние и использование земель в Российской Федерации – 2002)


Рис. 1.4. Количество сделок с землей (Состояние и использование земель в Российской Федерации – 2002)

В результате этого за период с 1990 по 1998 г. в стране произошло существенное сокращение площадей используемых сельскохозяйственных угодий и пашни – на 31,4 млн. га (около 15%) и 12, 9 млн. га (около 10%), соответственно.29 Многие из заброшенных сельскохозяйственных угодий зарастают кустарником и мелколесьем, заболачиваются. Значительный урон состоянию земель наносят усиливающиеся процессы деградации, эрозии, опустынивания, повсеместное сокращение мелиоративных и рекультивационных работ, изъятие из сельскохозяйственного оборота оленьих пастбищ, захламление и загрязнение отходами промышленных зон.

Ухудшение качественного состояния земель привело к значительному снижению урожайности сельскохозяйственных культур. Так урожайность зерновых культур составляла 15,9 ц/га в среднем за 1986-1990 гг., 12,9 ц/га в 1996 г. и менее 11,0 ц/га в конце 90-х гг.30

Таким образом, опыт первых 10 лет проведения земельной реформы в России показал нецелесообразность и, более того, невозможность полного отстранения государства от управления земельными ресурсами. В переходном к рынку периоде, помимо таких необходимых преобразований, как введение частной собственности на землю, приватизация, легализация рынка и рыночных отношений, требуются дополнительные меры по организации самого переходного процесса, обеспечение «щадящего» режима осуществления земельных преобразований.

Заключительный этап проведения реформы


26 июня 1999 г. Правительство России утвердило федеральную целевую программу «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы». Выполнение программы было призвано помочь справиться с экономическим кризисом в стране, завершить земельную реформу, создать предпосылки для радикальной структурной перестройки в экономике.

В последние годы в сфере использования и охраны земель был принят ряд нормативных документов, включая федеральные законы «О государственном земельном кадастре» (2000 г.), «О разграничении государственной собственности на землю» и «О землеустройстве» (2001 г.), «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.). Важнейшим событием явилось принятие в 2001 г. Земельного кодекса Российской Федерации, который упорядочил и связал в единую систему изданные за время проведения реформы законодательные акты РФ и субъектов РФ, утвердил основы современного земельного законодательства России.

В настоящее время проведение третьей земельной реформы можно считать оконченным. К критериям завершения реформы относят31:

  • приватизацию земли всеми имеющими на это право гражданами и юридическими лицами;

  • разграничение всех неприватизированных земель по уровням собственности (федеральная, государственная субъектов Федерации, муниципальная);

  • создание в основном рынка землеустроительных услуг, автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на землю, проведение массовой оценки земли на большей части территории России;

  • осуществление инвентаризации, межевания, государственного учета и регистрации прав на землю на большей части территории страны;

  • перераспределение всех основных массивов сельскохозяйственных земель.

Задачей наступившего периода является обеспечение регулирования земельных отношений на новом достигнутом уровне, осуществление необходимых изменения в экономике страны.


Контрольные вопросы:


  1. Земельные отношения в Древней Руси (период до рубежа XII-XIII веков, удельные века, московское время). Формы землевладения и землепользования в России XVI века.

  2. Межевание земель в Русском государстве. Писцовые и переписные книги. Валовое межевание. Генеральное межевание.

  3. Крепостное право в России. Крестьянская реформа 1861 года.

  4. Столыпинская аграрная реформа.

  5. Социально-экономическая программа крестьянства в революциях 1905-1917 гг. Первые документы советского аграрного законодательства. Политика военного коммунизма в деревне.

  6. Земельные отношения и крестьянский вопрос в 20-х - 80-х гг. XX века (Новая экономическая политика. Коллективизация и раскулачивание. Аграрная политика 40-х - 80-х гг.)

  7. Третья земельная реформа в России.


Темы рефератов:


Первая крестьянская реформа 1861 года. Основные этапы реформирования. Результаты реформы.

Столыпинская реформа 1906-1915 годов. Содержание и ход второй крестьянской реформы. Результаты и итоги преобразований.

Третья земельная реформа. Причины проведения реформы. Содержание и итоги земельной реформы за прошедшие годы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   50
написать администратору сайта