Главная страница
Навигация по странице:

Книга Шоба по Лукину. Почва и земля



Скачать 7.18 Mb.
Название Почва и земля
Анкор Книга Шоба по Лукину.doc
Дата 12.04.2017
Размер 7.18 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Книга Шоба по Лукину.doc
Тип Документы
#695
страница 6 из 50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

Пути решения аграрного вопроса


На рубеже XIX и XX вв. во многих губерниях и уездах России были созданы местные комитеты, занимавшиеся обсуждением нужд сельского хозяйства, а также сбором сведений и предложений по скорейшему подъему деревни и улучшению экономического положения крестьян. Мнения по данному вопросу сводились, в основном, к двум точкам зрения. Одну из них выражал В.К. Плеве9, бывший тогда министром внутренних дел, другую – министр финансов С.Ю. Витте10.

Программа В.К. Плеве предполагала сохранение крестьянской общины и проведение экономической политики, направленной к всемерной государственной поддержке разорявшегося помещичьего землевладения. В целях ослабления борьбы крестьян с помещиками, защиты интересов помещиков государство должно было переориентировать деятельность Крестьянского банка, использовать переселенческую политику. Она заключалась в том, чтобы избыток рабочих рук направить в районы, где имелись свободные земли, ослабив тем самым земельный голод в центре страны и не лишая помещичьи хозяйства дешевой рабочей силы. Предусматривалось также проведение ряда агротехнических мероприятий.

Программа С.Ю. Витте базировалась на том, что важнейшая для страны проблема касается как помещиков, так и крестьян, и что она может быть решена на основе освобождения крестьян от общины. Он заявлял: «Горе той стране, которая не воспитала в населении чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективное владение». Витте выступал за постепенное введение частной собственности на надельную землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя ее хозяином, за уравнивание его в правах с другими сословиями. Он предлагал активизировать деятельность Крестьянского поземельного банка, расширить выдачу банковских ссуд, способствовать переселению крестьян на неосвоенные земли. Предложения Витте были представлены «Особому совещанию о нуждах сельскохозяйственной промышленности», которое он возглавлял, и большинством голосов одобрены. Но в то время эта точка зрения не получила поддержки царя. В Указе 26 февраля 1903 г. провозглашалась незыблемость крестьянской общины.

Главным тормозом развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве являлось общинное землепользование. Коллективное пользование мешало крестьянам по-хозяйски относиться к земле, поскольку в результате частых переделов она регулярно меняла хозяев. Это делало бессмысленным улучшение качества земельных участков и побуждало максимально быстро извлекать из них прибыль, что приводило к быстрому истощению земли.

В общине существовал принудительный севооборот. Поскольку наделы крестьян располагались в каждом поле, хозяева наделов вынуждены были начинать и завершать полевые работы одновременно, тем самым лишаясь возможности использовать на своей полосе личный опыт и вести хозяйство так, как он считали необходимым.

Община наделяла каждый двор земельным наделом одинакового качества, т.е. крестьяне получали свою долю, свою полоску земли на каждом имеющемся у общины поле, угодье. Такой порядок пользования землей приводил к чересполосице, раздробленности участков, дальноземелью (удаленности угодий от жилья) и узкополосью. Одной из причин чересполосного расположения земель были также частные переделы, приводившие к дроблению полос на более мелкие.

Все решения в общине принимались «миром», которому подчинялся каждый крестьянин. Выход крестьянина из общины был крайне затруднен.

За освобождение крестьян от общины, с ее уравнительностью наделов, сословностью и круговой порукой, выступали прогрессивные государственные деятели и многие образованные люди того времени.

П.А. Столыпин


Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) в последние годы XIX в. работал в МВД – ведомстве В.К. Плеве, тем не менее по своим взглядам на данный вопрос он оказался ближе к позиции С.Ю. Витте. Его интерес к аграрной проблеме не был случайным. П.А. Столыпин учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. По окончании университета он поступил на службу в МВД, а затем в Министерство государственных имуществ. Занимаясь систематизацией сельскохозяйственной литературы, Столыпин составил указатель книг и статей по аграрной проблематике, который был издан в Москве в 1887 г. В 1889 г. он вновь перешел на службу в МВД. Занимал должность уездного предводителя дворянства в Ковенской губернии, ковенского губернского предводителя дворянства, затем гродненского губернатора. Именно на заседаниях гродненского губернского комитета он впервые публично изложил свои взгляды о путях модернизации российской деревни, в которых подъему сельского хозяйства отводилась роль рычага для подъема всей экономики империи. Важнейшими мерами на пути решения проблемы он считал крестьянское землеустройство, ликвидацию чересполосицы, переселение крестьян на хутора и отруба, организацию для них мелиорации, предоставление доступного кредита. Кроме того, Столыпин полагал, что власть непременно должна выступать инициатором этого дела, а также контролировать весь процесс. Именно в этом заключалось кардинальное расхождение позиций П.А. Столыпина и С.Ю. Витте, который больше полагался на стихийный процесс разложения общины.

В 1904 г., будучи губернатором Саратова, Столыпин представил Николаю II отчет, содержащий план действий по преодолению назревавшего кризиса режима. Аграрная часть предлагаемой реформы была крайне умеренной, она предусматривала облегчение выхода отдельных состоятельных крестьян из общины при сохранении в целом общинного строя, не противореча, таким образом, Указу 26 февраля 1903 г. Политическая часть программы предусматривала расширение и усиление полномочий губернаторов и поддержку нарождающейся земельной партии, которая могла бы противостоять теоретикам-революционерам. Отчет получил одобрение императора.

В апреле 1906 г., когда правительство Витте уходило в отставку, Столыпин был назначен на пост министра внутренних дел. В это время правительство, которому удалось подавить вооруженные выступления революции, занималось борьбой с I Государственной думой (1906 г.), предлагавшей решение аграрного вопроса путем отчуждения частной земельной собственности и покушавшейся на существование самого режима. Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров, оставаясь одновременно и министром внутренних дел.

II Государственная дума (1907 г.) по составу оказалась даже левее первой, и опять камнем преткновения в отношениях с правительством стал аграрный вопрос. Столыпин отверг требования отчуждения в той или иной форме помещичьих земель, допуская их перераспределение лишь путем скупки государством продаваемых помещиками земель и перепродажи их крестьянам. Но главным направлением аграрной политики Столыпин считал освобождение крестьян от общины и укрепление наделов в личную собственность. II Дума была разогнана, и на основании нового избирательного закона в ноябре 1907 г. собрана III Государственная дума, которая и приняла аграрную реформу Столыпина.

Начало столыпинских реформ


Основу концепции модернизации страны составляли три программы. Первая предполагала сделать крестьян полновластными собственниками, освободить их от опеки общины, помочь расслоению крестьянства, с тем чтобы «крепкие и сильные» смогли обойти «убогих и пьяных». Основной целью реформы было насаждение частной земельной собственности, создание многочисленного и сильного класса зажиточных крестьян – опоры государственной системы. Во-вторых, планировалось достичь всеобщей грамотности в объеме обязательной четырехлетней начальной школы. Без выполнения этого условия, по мнению Столыпина, невозможно распространение сельскохозяйственных знаний и, в конечном итоге, появление класса настоящих фермеров. И в-третьих, необходимо было добиться ускоренного роста промышленности и развития внутреннего рынка страны.

Центральное место среди этих программ занимала аграрная, так называемая вторая крестьянская реформа, которая ко времени выступления П.А. Столыпина 16 ноября 1907 г. перед III Государственной думой уже фактически вступила в фазу реализации. Начало ее относят к выходу указа 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указ конкретизировал и вводил в действие ст.165 «Положения о выкупе». Согласно положениям крестьянской реформы 1861 г. крестьянин после выкупа надела становился его собственником и мог выйти из общины. Однако на деле процесс этот шел крайне медленно, а с 80-х – начала 90-х гг. практически прекратился. Всего за 45 лет из общины вышли 145 тыс. хозяев, а 80% надельных земель по-прежнему находились в общинном пользовании.

Неизбежность пересмотра курса аграрной политики в стране стала очевидной с изданием манифеста 3 ноября 1905 г. В этом документе предусматривалась отмена с 1 января 1907 г. выкупных платежей и расширение операций Крестьянского банка по скупке частновладельческих земель и перепродаже их крестьянам.

Еще 10 января 1906 г. С.Ю. Витте, занимавший тогда пост председателя Совета министров, в своем докладе императору предложил в качестве решения проблемы две основные меры: во-первых, признание надельных земель личной собственностью крестьян и, во-вторых, установление порядка их выхода из обществ в связи с выделением им отдельных участков из общинных земель. Подобное предложение, поданное несколько лет назад «Особым совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности», которое возглавлял Витте, не получило тогда поддержки царя. На этот раз доклад председателя Совета министров был одобрен, и началась окончательная разработка законопроектов.

К 19 февраля 1906 г. совещание под председательством заведующего земским отделом МВД В.И. Гурко подготовило фактически прототип указа 9 ноября. К 15 апреля был подготовлен проект думской декларации правительства, содержащий аграрную программу. Но в апреле 1906 г. Витте получил отставку, и все документы, подготовленные его кабинетом перешли в руки нового премьера И.Л. Горемыкина и министра внутренних дел П.А. Столыпина.

Таким образом, Столыпин получил в свое распоряжение материалы, подготовленные в недрах правительства Витте на основе идей, которые он, в целом, разделял и к которым пришел сам ранее, работая на посту губернатора. Он внес в них некоторые коррективы и, став премьер-министром, сделал аграрную реформу осью своей внутренней политики. Столыпин первым начал практическую реализацию нового аграрного курса, выработанного правительством, отстаивая его и в Думе, и в Государственном совете.

Содержание и ход второй крестьянской реформы


Указом 9 ноября 1906 г., который стал законом 14 июня 1910 г., надельные земли в связи с отменой выкупных платежей освобождались от ограничений общинного владения, а крестьяне приобретали право свободного выхода из общины с укреплением надела в личную собственность. Заявление о выходе утверждалось большинством сельского схода, а в случае непринятия решения в течение месяца, переносилось на усмотрение земского начальника, который обычно решал его в пользу заявителя. В сельских общинах, в которых не было переделов земель с момента наделения ими крестьян, члены общины автоматически объявлялись владельцами своих наделов. Для роспуска передельных общин требовалось решение не менее 2/3 голосов схода. В указе предусматривалось также право крестьянина, получившего во владение земельный надел, свести все полосы в один участок. Этот законодательный акт был призван начать разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности, что являлось первым этапом реализации нового аграрного курса.

Вторым шагом в проведении реформы стал закон 29 мая 1911 г., предусматривающий проведение землеустройства. Поскольку само по себе объявление наделов личной собственностью не снимало проблем, касающихся раздробленности отдельных владений, чересполосицы, совместно используемых угодий, принудительного севооборота и т.п., требовалось проведение землеустроительных работ для сведения полос в один участок и решения других хозяйственных вопросов. Сам акт землеустройства теперь становился основанием для признания надела личной собственностью. В ходе землеустроительных работ проводилось разверстание на хутора и отруба общинных и подворных земель и выдел к одному месту отдельных участков из общинных земель, а также раздел земель между селениями. Отрубными называли отдельные участковые хозяйства, имеющие усадьбу на территории села, хуторскими – перенесшие усадьбу за пределы села, на свой земельный участок.

Государство всячески способствовало обособлению крестьянских хозяйств. Для роспуска общины теперь было достаточно решения простого большинства ее членов, а не двух третей голосов, как ранее. Основной упор был сделан на образование отдельных участковых хозяйств – отрубов и хуторов. Значительную помощь крестьянским семьям в приобретении земель оказывал Крестьянский банк, продавая в кредит земли, купленные у помещиков или принадлежавшие государству, а также выдавая ссуды для организации хозяйства под залог надельных земель. Кроме того, правительство поощряло переселение малоземельных крестьян на казенные земли в Сибирь и Среднюю Азию. Кредиты, отпускаемые переселенцам, по сравнению с 1900-1904 гг. выросли в четыре раза.

Все эти меры были направлены на буржуазную модернизацию аграрного сектора и вели к расслоению крестьянства, позволяя, с одной стороны, разорвать связь с землей беднейших крестьянских семей, а с другой, укрепляя позиции зажиточных слоев.

Вместе с тем социальные процессы в деревне по-прежнему регулировало и удерживало на определенном уровне государство. В частности, крестьяне были ограничены в своем праве распоряжаться надельной землей. По заявлению Столыпина она «не может отчуждаться лицам других сословий; не может быть заложена, кроме как в Крестьянском банке; не может быть продана за долги; не может быть завещана...». Кроме того, правительство не допускало создания крупных крестьянских хозяйств, которые могли бы конкурировать с помещичьими. Для этого были установлены временные нормы концентрации наделов в одних руках (не более 6 в одном уезде) и нормы покупок земли через Крестьянский банк (не свыше 3 наделов).

Все это тормозило проведение реформы в стране, способствовало обесцениванию крестьянских земель. Возможность изменения сословно-крестьянского характера надельной земли была предусмотрена лишь законом 29 мая 1911 г., который устанавливал, что эта земля может приобрести характер частной собственности, если к ней при выходе крестьянина из общины присоединяется земля купленная.

Результаты и итоги столыпинских преобразований


1 сентября 1911 г. П.А. Столыпин был смертельно ранен провокатором Богровым в киевской опере и 5 сентября скончался. Однако начатые им программы продолжались вплоть до мая 1915 г., когда их действие было приостановлено в связи с войной. Окончательно реформа была прекращена по постановлению Временного правительства 28 июня 1917 г.

Столыпинская реформа была многоцелевым, комплексным предприятием и не ограничивалась узкой задачей модернизации крестьянского хозяйства. В отличие от программы Витте в ней упор делался на разработку и реализацию социально-политических целей. За разрушением общины должно было последовать создание из зажиточных крестьян крепкой консервативной опоры власти. Реформа была, в первую очередь, направлена против революции и фактически начала реализовываться после ее подавления. С возрождением деревни на новой агрикультурной и агротехнической основе Столыпин связывал и общий подъем экономики страны.

За период проведения реформы с 1906 по 1915 г. в сельскохозяйственном секторе экономики страны произошли значительные перемены. Из общины вышло более 3 млн. хозяев, что составило около трети общей численности крестьянских хозяйств, согласно переписи 1905 г., или около четверти, с учетом прироста населения к 1916 г. Крестьянским банком было продано владельцам наделов 3/4 собственного земельного дохода. Крестьяне продали 4,1 млн. десятин, т.е. около 1/4 личной надельной земли. Покупали земли 1,2 млн., или 40% крестьян, вышедших из общины. Ссуды на общую сумму более 30,6 млн. руб. получили почти 300 тыс. домохозяев, безвозвратные пособия для 58 тыс. крестьян составили более 1,2 млн. руб., авансы в размере 110,5 тыс. руб. получили более 2 тыс. владельцев, заложивших надельную землю.

В стране было образовано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов, что составляло 11% всей площади надельных земель. И хотя эта цифра относительно невелика, по абсолютному количеству участковых хозяйств и темпам землеустройства российской деревне не было равных в мире. Землеустроительные работы, завершенные к маю 1915 г., охватили около 2,5 млн. крестьянских дворов на общей площади более 21,3 млн. десятин в 47 губерниях Европейской части России. Общее число переселенцев на свободные земли составило 3,1 млн. человек, что в 2 раза больше, чем за предыдущие 10 лет. Одни из них сумели закрепиться и обзавестись хозяйством, другие расселились, не став самостоятельными хозяевами, 18% уехавших вернулись.

П.А. Столыпин делал ставку на сильных, знающих свое дело крестьян, способных эффективно воспользоваться помощью государства и личным трудом создать высокодоходное устойчивое хозяйство. (Именно эта часть крестьян впоследствии была названа кулачеством.)

В результате реформы 215 млн. га сельскохозяйственных земель в стране составляли земли крестьян, 152 млн. га принадлежали помещикам, царской фамилии и монастырям. Всего (в границах СССР до 17 сентября 1939 г.) в стране насчитывалось 367 млн. га сельскохозяйственных земель.11

В целом в начале XX в. в экономике России происходили глубокие изменения. Выросли объемы сельскохозяйственного производства, его товарность и урожайность. Увеличилось использование машин и искусственных удобрений. Вдвое выросли накопления крестьян в государственных сберегательных кассах, почти в 10 раз больше стало различных кооперативов.

Всем этим Российская империя в немалой степени была обязана и сложившейся общей благоприятной конъюнктуре, ряду особо урожайных лет, росту цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д. Страна экспортировала треть своей товарной продукции зерновых и была крупнейшим в мире поставщиком зерна. Прибыльная внешняя торговля сделала уравновешенным государственный бюджет. В стране с небывалой быстротой возобновился рост промышленного производства. Значительно увеличилось общее количество рабочих. В ведущих отраслях происходил процесс концентрации производства, обеспечиваемый деятельностью нескольких крупнейших банков. С каждым годом увеличивался национальный доход страны. Годы с 1908 по 1914 можно назвать золотым веком капитализма в России.

Вместе с тем, правительственную программу Столыпина нельзя считать в полной мере выполненной. Слишком велики были тяга к прошлому, консерватизм, недальновидность правящих классов и приверженность к старым традиционным формам хозяйства и социальной жизни основной массы населения страны, особенно крестьянства. Для реализации реформы не хватило ни времени, ни средств.

Спад темпов в проведении преобразований наметился еще при жизни Столыпина. Движение за упразднение общины на селе, достигшее своего максимума между 1908 и 1909 гг. с 1910-1911 гг. пошло на убыль. В это же время сократилось число переселенцев. С 1912 г. уменьшилось число клиентов Крестьянского банка, а с 1913 г. – число ходатайств о землеустройстве.

Несмотря на принятые меры, правительству не удалось сколько-нибудь существенно подорвать значение общины в деревне. Большинство крестьян выступало против насильственного разрушения общин, случаи их полного роспуска были крайне редкими. Это объяснялось как сильными традициями, так и произошедшими в общине изменениями, обеспечившими в какой-то мере хозяйственный и агрикультурный прогресс.

Количество участковых хозяйств в стране было относительно невелико. Основная их масса приходилась на северо-западные, южные и юго-восточные губернии, где общинный строй был не так силен. Таким образом земледельческий центр оказался наименее затронутым реформой.

Кроме того, большинство участковых хозяйств по-прежнему страдало от малоземелья. Средний размер хуторов и отрубов в России составлял 9,8 десятины, у членов общины – 7,1 десятины. Около половины всех хуторов и отрубов имели площадь менее 8 десятин, т.е. ниже потребительской нормы, рассчитанной дореволюционными экономистами.

В целом аграрную реформу Столыпина нельзя считать удачной по ряду причин. Во-первых, страна не имела 20 спокойных лет, на которые он рассчитывал, и война прервала процесс образования массового слоя политически консервативных крестьян-собственников.

Во-вторых, реформа не смогла снять социальную напряженность в деревне. Члены общины проявляли к выходцам из общины вражду, которая выражалась в давлении на них сельских сходов, самостоятельных переделах и даже нападениях на хутора и их поджогах. Причины этого явления были различны, здесь и нарушение хозяйства общинников, выделение лучших земель в участковые хозяйства, и патриархально-общинные пережитки.

В-третьих, процесс землеустройства не отвлек крестьян от идеи передела помещичьих земель, которую пропагандировали левые партии. В 1917 г. именно община поглотила земли помещиков и большую часть хуторов и отрубов.

В политической сфере реформа Столыпина провалилась. Еще в начале реализации аграрной программы он говорил, что в случае ее неуспеха правительство будет окончательно дискредитировано, а престиж революционеров возрастет. Очевидно, своевременная и разумная, без административного нажима реализация аграрной реформы, составлявшей стержень преобразований страны, могла бы снять проблему революции. Однако, опыт столыпинских реформ показывает, что самодержавие постоянно запаздывало с преобразованиями и демонстрировало противоречивость и непоследовательность в процессе их реализации.

Не удалось провести в намеченный десятилетний срок и школьную реформу, предполагавшую обязательное бесплатное начальное обучение детей. Хотя бюджет народного образования с 1908 по 1914 г. был увеличен втрое, реализация программы такими темпами требовала еще не менее 20 лет.

Несмотря на значительные неудачи, опыт столыпинских преобразований, разумеется, нельзя считать отрицательным. В какой-то мере он учитывался в первые годы советской власти. Этот опыт показал, что насильственное навязывание деревне форм собственности и хозяйствования могут привести к крайне тяжелым последствиям в масштабах всей страны. Вместе с тем, совершенно очевидно, что сельское хозяйство не может развиваться без помощи государства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
написать администратору сайта