ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
В.О. Ключевский делит историю Древней Руси на три периода. Первый период начинается с древнейших времен и заканчивается в конце XII – начале XIII в. Второй продолжается с XIII до середины XV в. Третий период приходится на время с половины XV и до начала XVII в. Во время последнего периода сложилось и окрепло Великорусское государство.
Первый период русской истории
К концу XII – началу XIII в. образовалась древнейшая форма Русского государства – великое княжество Киевское, основное население которого сосредоточивалось в области Днепра. Экономической основой существования государства была внешняя торговля. Торговые центры постепенно превратились в политические, а их торговые округа стали государственными территориями – городскими областями. Киевская Русь делилась на земли, образовавшиеся под руководством старых торговых городов: Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Смоленскую и другие. С середины XI в., после смерти князя Ярослава Мудрого, сложился очередной порядок княжеского владения Русской землей. Суть его заключалась в том, что право владения (верховная власть) принадлежало всему княжескому роду, а порядок владения был очередным, т.е. отдельные князья временно владели теми или другими частями земли. Очередь определялась старшинством, местом князя в иерархической структуре семьи. Точно также Русская земля делилась на области по степени их значения и доходности. Порядок княжеского владения основывался на точном соответствии положения князя и значимости выделяемой ему территории. Старший из князей, носивший звание великого князя киевского, получал лучшую волость2, право попечительства над младшими родственниками, собирал в важных случаях родственный совет, являлся представителем и исполнителем воли всего державного княжеского рода. Таким образом, не было ни единоличной верховной власти, ни передачи этой власти по завещанию. Князья были подвижными владельцами, передвигавшимися из волости в волость по определенной очереди.
Русское общество в XI-XII вв. имело тройное деление: политическое, экономическое и церковное. Политически оно делилось на княжих мужей, людей и холопов. Княжи мужи – служилые люди, состоявшие на службе князя. Люди – свободное население, не состоявшее на службе у князя, а платившее подати, дани. Холопы, делившиеся на полных и договорных (добровольно и временно отдавшихся в рабство) составляли последний класс древнего русского общества и были лично зависимы. Экономически общество делилось на бояр (привилегированных частных землевладельцев), горожан, смердов (вольных крестьян, работающих на государственной земле со своим инвентарем или капиталом), наймитов (полусвободных рабочих на чужой земле, вошедших в долговые обязательства к господину) и холопов (не имеющих своей собственности). Церковные люди образовывали отдельное общество, параллельное гражданскому, т.к. выходили из всех классов.
Налоги, существовавшие в древнем русском государстве, можно разделить на два разряда: дани (прямые налоги на труд) и пошлины (например, торговые или судебные, – косвенные налоги на потребление, обмен вещей, различные действия). Дань, состоявшую из хлеба, мяса, сена, различных изделий, платили и промышленные люди, и хлебопашцы, она являлась постоянным поземельным или подворным налогом. Существовала также временная повинность – полюдье. Она заключалась в содержании князя (или управителя князя) и его двора во время пути, когда он объезжал (возможно, не каждый год) свою волость. Какие-либо постоянные ведомства и даже постоянные должности в то время в русском государстве еще не были выработаны.
Русская колонизация Верхнего Поволжья
С середины XII в. Киевская Русь постепенно приходит в запустение. В первую очередь это объясняется княжескими усобицами и нападениями иноземцев – половцев, татар. В это время усилился отток населения из днепровской Руси к ее окраинам. Одним из регионов, куда шел поток колонизации, было междуречье Оки и Верхней Волги. Еще до XII в. здесь появились переселенцы с северо-запада, из Новгородской земли, возникло несколько русских городов – Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром и другие. Колонизация шла, в основном, за счет сельского населения. Этот факт, а также удаленность верхневолжской Руси от приморских рынков сделали экономическим двигателем государства вместо внешней торговли сельскохозяйственную эксплуатацию земли.
В верхневолжской Руси складывается совсем иной хозяйственный быт. В северной Руси было сравнительно небольшое количество городов, да и в них значительная часть населения занималась хлебопашеством. В силу природных условий (обилие лесов, болот, отсутствие протяженных открытых пространств), а также благодаря тому, что здесь отсутствовали постоянные внешние опасности, угрожавшие Киевской Руси, сложился особый тип поселений – деревня в один-два крестьянских двора. Такие деревни преобладали в северной России чуть не до конца XVII в. Основной формой хозяйствования было переносное или переложное земледелие. Оно заключалось в том, что крестьяне, выбрав подходящее место, выжигали лес, корчевали пни, поднимали целину. Через 6-7 лет эксплуатации почва совершенно истощалась и ее оставляли отдыхать – запускали в перелог. Двор переносили на другое место и опять поднимали новь. Дополнительным источником существования крестьян были различные промыслы (охота, рыболовство, лесное пчеловодство, солеварение, смолокурение, железное дело, заготовка лыка и т.д.).
Разрушение очередного порядка княжеского владения Русской землей
В конце XII в. очередной порядок княжеского владения Русской землей, основанный на простейших отношениях, возможных в кругу близких родичей, стал постепенно разрушаться. Круг расширялся, отношения родства усложнялись и запутывались, вызывая споры в определении старшинства и, следовательно, очереди владения князей. Споры разрешались рядами (договорами) или усобицами (оружием). Возникло понятие старшинства условного или договорного, т.е. юридического, в отличие от существовавшего ранее старшинства физического и генеалогического. Вследствие усобиц по мере падения авторитета князей поднялось значение главных городов, которые своим вече (общим собранием горожан, существовавшим в ряде древних русских городов) могли ограничивать власть местных князей, тем более, что князей на земле городов могло быть несколько.
Одновременно с распадом княжеского рода на отдельные линии, все далее расходившиеся и отчуждавшиеся одна от другой, Русская земля распадалась на обособленные друг от друга области, земли, в которых все более замыкались различные ветви рода. Эти области стали считаться отчинами отдельных княжеских линий. Когда становилось трудно определить взаимное генеалогическое отношение, князья старались разместиться по волостям, занимаемым ранее их отцами, т.е. отчиной для сыновей являлась область, которой владел их отец. Таким образом, появление отчины в значении территории разрушало основание очередного порядка княжеского владения, совместную власть княжеского рода над всей Русской землей. Она распалась на несколько генеалогических территорий, которыми князья владели уже не по очереди старшинства, а по отчинному наследству.
Политическим следствием русской колонизации Верхнего Поволжья явилось образование Андреем Боголюбским в начале XII в. великого Суздальского княжества. Взяв Киев своими полками и получив звание старшего великого князя, Андрей впервые отделил старшинство от места. Став великим князем, он не поехал в Киев, а остался в своей отчине – Суздальской волости. Андрей отделился с северной Русью от Руси южной и образовал Суздальское великое княжение с великокняжеским престолом во Владимире. Постепенно Суздальская область заняла главенствующее положение среди других областей Русской земли. Великие князья правили теперь отсюда и верхневолжской, и южной Русью.
Второй период русской истории – удельные века
В XIII в. во Владимиро-Суздальской Руси сложился удельный порядок княжеского владения. Северо-Восточная Русь распалась на отдельные княжества – вотчины, которые позднее стали называть уделами. Это были личные постоянные наследственные владения. Удельные князья стали оседлыми владельцами своих волостей. Земля в качестве собственности передавалась по личному распоряжению князя наследникам: сыновьям, жене, дочери или любому дальнему родственнику. Таким образом, в удельном порядке носителем власти был уже не весь княжеский род, а конкретное лицо, князь, чье владение стало его удельной собственностью.
Удельные князья XIII-XV вв. не были простыми частными землевладельцами. Они обладали державными правами, доставшимися им по наследству от предков – князей Киевской Руси, всем родом владевших Русской землей. Однако теперь верховные права князя были неразрывно связаны с его удельной собственностью. Князь XII в., лишившись волости, сохранял за собой право на владение частью земли, соответствующей его положению в княжеском роде. Удельный князь XIV в., потеряв свою вотчину, терял и державное право, т.е. оставался без земельного владения.
Удельная вотчина князя состояла из трех разрядов земель: дворцовых, черных и боярских. Дворцовые земли обрабатывались несвободными людьми князя или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам за определенный налог. Доходы с них шли на содержание княжеской семьи и его дворца. Черные (оброчные) земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам, крестьянским обществам или людям других классов. Боярскими назывались земли частных собственников, светских или церковных, которые в ходе передела земель, возникновения церковных учреждений или вследствие других причин оказывались в границах удельной вотчины князя.
Постепенно вырабатывалось понятие о верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Удельный князь соединял в своем лице государя и верховного собственника земли. Это сближает его с сеньором – феодальным правителем Западной Европы. Однако бояре и вольные слуги князя не были вассалами. В удельной Руси земельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Бояре и вольные слуги могли свободно переходить от одного князя на службу к другому, могли, служа в одном уделе, одновременно иметь вотчины в другом и отбывать там поземельные повинности.
Гражданское общество в удельные века делилось по отношению к князю на два разряда: высший – служилых людей (бояр, вольных слуг, слуг дворовых) и низший – черных людей. Бояре служили князю по высшему управлению, получали от него на откуп землю или хозяйственные ведомства, собирали с них доходы, которыми делились с князем. Вольные слуги были наемными ратниками или служили по низшему управлению, получая в кормление статью дворцового хозяйства или мелкий округ. Дворовые слуги служили по дворцовому хозяйству князя, получая на время своей службы участки дворцовой земли. Таким образом, служилый класс, вознаграждаемый князем земельными дачами – участками земли, постепенно становился землевладельческим. Черные, или земские люди – горожане и свободные крестьяне, арендовавшие у князя городскую, промысловую или пашенную землю, платили ему за это не службой, а данью. Холопы оставались самым бесправным классом русского общества. Полные холопы в Древней Руси были прикреплены к княжеству и к князю. Церковное общество, как и раньше, состояло из представителей всех классов.
С XIII в. все христианское русское население стало называться крестьянами. Позднее это название закрепилось за незнатными сельскими людьми.
В этот период на Руси при княжеском дворе возникли постоянные должности. Они выработались из придворных званий, каждому из которых соответствовал определенный круг хозяйственных дел. Сановники, занимавшие эти должности, управляли вверенными им делами единолично, являясь правительственными приказчиками князя. Никаких учреждений при них тогда еще не существовало.
Посошная система налогообложения
В удельные века на Руси сложилась посошная система налогообложения. Соха – самая крупная податная единица, подразделявшаяся на более мелкие обжи или выти. Обжей назывался участок от 10 до 15 десятин3 в трех полях, в зависимости от качества почвы. Выть была единицей несколько более крупной и также изменчивой: нормальный, или казенный, размер выти составлял обычно от 18 до 24 десятин в трех полях. Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей, взимавшихся с сохи, называлась тяглом. Люди, подлежащие таким платежам, а также главные предметы тяглового обложения – земли и дворы – назывались тяглыми. Тягло состояло из даней, или податей, выплачиваемых князю, и кормов, которые шли управителям князя. Кормы с каждой сохи приносили управителям князя при вступлении в должность и в другие установленные дни.
Основанием податного обложения служили писцовые книги, или сошное письмо, описывающее преимущественно хозяйственные средства (земли, угодья, промыслы), по которым население облагалось податью. Писцовые книги представляли собой расписание на сохи тяглых земель в селах и деревнях, занимавшихся хлебопашеством, и посадских дворов в промышленных поселениях, городах и слободах таким образом, чтобы они могли обеспечить определенный оклад дани.
Размер промышленной (посадской) сохи в разных местах и в разное время был неодинаков по количеству и составу, в нее входили дворы зажиточные, средние по достатку и бедные. Размер сельской пашенной сохи также изменялся в зависимости от качества земли и состояния землепашцев. Земли подразделяли на добрые, средние и худые, причем качество определялось их доходностью, а не свойством самой почвы.
Следствия удельного порядка княжеского владения
Результатом установления на Руси удельного порядка княжеского владения, который проявился уже в XIII и особенно в XIV в., было усиливающееся политическое дробление северной Руси. Князей становилось все больше, в каждом поколении земля делилась между все возраставшим числом наследников, следовательно, уделы постепенно измельчались. Происходило обеднение большей части удельных князей северной Руси. Взаимное разобщение сделало их неспособными к каким-либо союзам. Княжеские родственные съезды, обычные в XII в., в XIV практически прекратились. В результате упало и политическое значение князей. Служилые люди – наемные слуги князя и черные люди-съемщики земли князя, жившие в его уделе, были вольны расторгнуть договор и уйти в другой княжеский удел. Только холопы были привязаны к территории удельного княжества. Таким образом, у населения удела, не связанного ничем, кроме соседства, отсутствовал общий объединяющий интерес, и князь, переставая быть государем, становился только землевладельцем, частным сельским хозяином – собственником территории с ее хозяйственными угодьями. Последствия удельного порядка подготовили благоприятные условия для политического объединения Руси.
Объединение Руси вокруг Москвы
В удельные века с 1228 по 1462 г. Северная Русь вынесла 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн, множество неурожаев и пожаров.4 Возникла потребность в твердом государственном порядке, политическом объединении сформировавшегося великорусского племени. В роли собирателя Древней Руси выступило Московское княжество. Этому послужило несколько причин. Во-первых, выгодное географическое положение удельного княжества. Город Москва возник на пересечении трех больших дорог, что давало городу и его краю значительные экономические выгоды. Кроме того, Москва была удалена от тогдашних окраин Русского государства, а значит реже подвергалась набегам внешних врагов. Во-вторых, Москва как новый и окраинный город была младшим уделом. Младшие князья не могли рассчитывать на высокое положение и, выступая врагами старшинства, расширяли границы своего удела за счет соседних княжеств. Московские князья захватывали земли с помощью оружия; имея свободные деньги, скупали земли у обедневших удельных князей, у монастырей и частных лиц; кроме того, владельцы слабых и бедных уделов сами искали московской службы и отдавали свои вотчины, получая их назад уже в виде служебного пожалования. Еще одним источником расширения Московского княжества было заселение Заволжья. Монахи центральных монастырей осваивали глухие прежде территории, в которые вслед за ними переселялись крестьяне-выходцы из московских владений. Приобретая новые земли, московские князья заселяли их людьми, которых, переманивая из чужих княжеств и выкупая из плена, на льготных условиях сажали на своей земле.
Основы политического и экономического могущества Москвы заложил Иван Калита (с 1325 г. – московский князь, а с 1328 г. – великий князь владимирский). Он сумел получить великокняжеский престол, обеспечить порядок и безопасность в своем княжестве, в то время еще очень незначительном. Ему же приписывают введение в действие Земледельческого закона – византийского земско-полицейского и уголовного устава свободной деревни, составленного в VIII в. Калита образовал княжеский союз вокруг Москвы. В период правления Ивана Калиты митрополичья кафедра из Владимира была перенесена в Москву, ставшую благодаря этому церковной столицей Руси. Сын Калиты Дмитрий Донской подчинил себе давних соперников – тверских князей. Под его руководством Северная Русь в 1380 г. на Куликовом поле одержала победу над татаро-монголами. Таким образом, полуторавековые усилия московских князей по собиранию чужих земель завершились образованием Московской Руси.
Третий период русской истории – московское время
Третий период истории Древней Руси начинается в 1462 г. со вступления на великокняжеский престол Ивана III. В этот период завершилось территориальное собирание северо-восточной Руси вокруг Москвы. Московское княжество превратилось в национальное великорусское государство, а великий московский князь приобрел значение национального великорусского государя. Основой этого государства по-прежнему оставался земледельческий труд вольного крестьянина, работающего на государственной или частной земле.
Состав русского общества по сравнению с удельными веками чрезвычайно усложнился, оно дробилось на множество иерархических разрядов – чинов, имевших незначительные отличия. Прежде всего, выделялись чины служилые и чины земские. Чины служилые делились на думные чины (бояр, окольничьих, думных дворян) и собственно служилые чины (различные московские чины и чины городовые – не жители столицы). Чины земские, или жилецкие люди были тяглые и нетяглые. Тяглые люди, приписанные к городским или сельским тяглым обществам, – это купцы и мелкие торговцы, ремесленники, городские обыватели, крестьяне и безземельные сельские обыватели. Нетяглые люди делились на людей вольных, которые не несли ни государственной службы, ни тягла и не были приписаны ни к какому обществу (работники поденные или занимающиеся вольными промыслами, приживалы, нищие), и холопов крепостных (полностью зависимых) и кабальных (временно зависимых). Крепостью называли грамоты, прикреплявшие холопа к хозяину.
В XVI в. в Московском государстве из постоянных должностей боярвозникли постоянные учреждения, которые называли приказами, или избами. Управляли ими начальники приказа. Наблюдение за ходом земельных описаний и межеваний было поручено Поместной избе, учрежденной Иваном Грозным для ведения всех дел, касающихся поместий и вотчин. Это был, по сути, первый в истории России орган, ведающий земельно-кадастровыми работами. Впоследствии он был преобразован в Поместный приказ.
В XVI в. в России одновременно существовало несколько форм землевладения и землепользования.
Вотчинное землевладение
Вотчинное землевладение сформировалось на Руси в удельные века. Вотчины – личные постоянные наследственные владения. На основании Соборного уложения 1649 г. различались три вида вотчин, которыми владелец мог распоряжаться на праве полной собственности (продавать, дарить, завещать): наследственные (родовые); выслуженные – полученные от князя за определенные заслуги; купленные – приобретенные за деньги у других вотчинников. Владельцы вотчин были обязаны предоставлять в распоряжение князя (царя) определенное количество вооруженных воинов.
Кроме законных способов приобретения или увеличения вотчинных земельных владений существовали и незаконные: прямой захват или долговое закабаление земель свободных крестьян; захват смежных земель, принадлежащих другим феодалам; занятия пустующих земель.
Дворцовое и государственное землевладение
Дворцовое и государственное землевладения сформировались из различия дворцовых и черных земель вотчины князя удельных веков. Доходы с дворцовых земель принадлежали лично князю (позже – царю) и шли на содержание его семьи и дворца. С развитием государственности черные земли стали считаться собственностью государства, доходы с них поступали в казну. Позднее из черных, или государственных земель были выделены специальные земли различных ведомств.
Увеличение фонда государственных земель происходило в основном за счет завоеваний.
Поместное землевладение
В XV-XVI вв. в Московском государстве произошли значительные перемены в положении служилого класса. Во-первых, военная служба стала обязательной, а не вольной, как раньше, т.е. слуги лишились права покидать службу. Во-вторых, московский государь начал давать за службу земли на особенном праве, отличающемся от вотчинного. Он уже не мог обеспечить своих служилых людей, как прежде делали князья, денежным жалованием, вотчинами и кормлениями. Вместе с тем, успешным собиранием Руси он приобрел новый капитал – обширные пространства земли. Эта земля и была сделана средством хозяйственного обеспечения ратной службы. И в-третьих, произошло постепенное сближение и смешивание военной и дворцовой служб, одинаково награждавшихся теперь земельными дачами – поместьями. Со второй половины XV в. в Московском княжестве выработалась поместная система, при которой государь давал подданному в личное владение поместье, т.е. участок земли. Поместье являлось вознаграждением за службу и, одновременно, средством для службы. Это владение было временным (обычно пожизненным), как и сама служба, тем самым отличаясь от вотчины, составлявшей наследственную земельную собственность владельца. Таким образом, возникло представление о поместье как земельном участке, обеспечивающем государственную службу (ратную или дворцовую) служилого человека. Первоначально в поместную раздачу шли дворцовые земли и вотчины, по каким-то причинам лишившиеся владельцев (например, конфискованные), позже – черные, государственные земли.
Поместье было временным земельным владением, могло передаваться по наследству лишь старшему сыну в семье и не могло дробиться. Согласно Уложению о военной службе 1555 г., за пользование поместьем необходимо было выставлять с каждых 150 десятин одного вооруженного конника. По Соборному уложению 1649 г. наследник также обязан был состоять на государственной службе. Впоследствии, однако, участки земли, полученные за службу, все чаще оставались у прежних хозяев и в казну не возвращались.
Размеры поместий значительно отличались по регионам. Они зависели от знатности рода помещика, характера его службы, наличия свободных царских земель. Наиболее крупные участки земли (оклады) при поступлении на службу давались в местностях, имеющих важное оборонное значение. Рядовой помещик получал оклад от 150 до 750 десятин земли, знатный – от 1500 до 3000 десятин. При наделении землей учитывалось ее качество по трем разрядам: добрая, средняя и худая. При выделении участков учитывалось качество земель: с худыми землями давалась надбавка 50%, со средними – 25%. Учитывался также состав угодий: отводилась не только пашня, но и сенокосы, пастбища, лес и другие угодья.
Верстание, или зачисление дворян, боярских детей и городовых казаков на службу с назначением им земельного надела и денежного жалованья осуществлялось в России в XVI-XVII вв.
Поместное землевладение явилось средством развития на Руси частного землевладения. Уже к концу XVI в. огромное количество земли было роздано служилым людям, и поместное землевладение количественно намного превзошло вотчинное, а в XVII в. практически полностью вытеснило его (к этому времени на его долю приходилось около 80% всех земель). Благодаря соединению службы с землей было ограничено право приобретения вотчин и право распоряжения вотчинами. Постепенно происходило слияние обоих видов землевладения, и само слово помещик получило значение земельного собственника из дворян, заменив собой слово вотчинник.
Монастырское и церковное землевладение
Значительное количество земель в Московской Руси были монастырскими вотчинами. Они сложились постепенно из земель жалованных, т.е. подаренных, земель, отданных в виде различных вкладов (для заупокойного поминовения, для пострижения), купленных, а также захваченных и присоединенных свободных государственных земель и земель черносошных крестьян. В результате многие монастыри превратились в крупных землевладельцев. Церковь создавала государству большие затруднения в обеспечении землей служилого класса.
Московские государи в XVI в. предпринимали неоднократные попытки остановить дальнейшее земельное обогащение монастырей за счет служилого класса. К этому времени монастырское землевладение расширилось настолько, что стало подрывать поместную систему. Собор 1580 г. принял решение запретить архиереям и монастырям увеличивать каким-либо способом свои владения, покупать, брать в заклад или принимать в виде вкладов вотчины служилых людей, а земли служилых людей, ранее полученные церковью, было предписано отобрать в пользу государя. Земский собор 1619 г. постановил вернуть казенных крестьян, оказавшихся на монастырских землях, в тягло на прежние места. Однако эти предписания зачастую не выполнялись. И только соборным Уложением 1649 г. была проведена конфискация церковных (а также боярских) слобод, населенных государственными крестьянами, а передача поместных земель монастырям была полностью запрещена.
Крестьянское землевладение и землепользование
В Московском государстве XVI в. существовало всего 3 разряда землевладельцев: государь, церковные учреждения и служилые люди. К этому времени не осталось почти крестьян-собственников, сидевших на своей земле. В областях бывших вольных городов в XVI в. они постепенно зачислялись в служилые люди или смешивались с черными государственными крестьянами. Крестьянские земли чаще всего становились объектом захвата князьями и помещиками. Хотя на Руси долгое время было много свободных земель, именно заселенные земли представляли особую ценность, поскольку не требовали больших вложений труда для освоения. Параллельно с ростом феодального землевладения уменьшалось землевладение крестьян, и к концу XVI в. оно преобладало лишь в северных районах страны. Крестьяне всюду жили на чужих землях: церковных, служилых или государственных, являясь пользователями, безземельными хлебопашцами, а не собственниками земли.
Чужую землю, черную, дворцовую, поместную или вотчинную, крестьяне снимали, обычно на год, ежегодно возобновляя контракты с землевладельцем или сельским обществом, если земля была государственная.
Вплоть до XVI в. крестьяне в Московском государстве были вольными хлебопашцами, их отношения к землевладельцам определялись свободным поземельным договором, который они заключали как юридически равноправные лица. Исполнив условия контракта, крестьянин в назначенный законом срок мог уйти от землевладельца, из общины, мог даже выйти из крестьянства, записаться в посад, продаться в холопство. Таким образом, крестьянство было тогда временным вольным состоянием.
|