Главная страница
Навигация по странице:

ОМОИ практические. Пояснительная записка. Практические работы предназначен для обучения студентов практической работе на персональных компьютерах в режиме пользователя



Скачать 3.19 Mb.
Название Пояснительная записка. Практические работы предназначен для обучения студентов практической работе на персональных компьютерах в режиме пользователя
Анкор ОМОИ практические.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.19 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ОМОИ практические.doc
Тип Методические указания
#124
страница 2 из 4
1   2   3   4

Диаграммы



  1. Создайте диаграмму в программе Microsoft Word

Наведите указатель мыши на кнопку «Вставка» строки главного меню и нажмите левую кнопку мыши. В раскрывшемся меню выберите строку «Рисунок» ► «Диаграмма» и нажмите левую кнопку мыши.



В документ будет вставлен шаблон диаграммы.



Введите данные в «Таблицу данных». Для ввода данных выделите нужную ячейку, щёлкнув на ней левой кнопкой мыши, и наберите на клавиатуре нужные значения.



  1. Задайте параметры диаграммы

Наведите указатель мыши на кнопку «Диаграмма» строки главного меню и нажмите левую кнопку мыши. В раскрывшемся меню выберите строку «Параметры диаграммы…» и нажмите левую кнопку мыши.

В открывшемся окне «Параметры диаграммы» установите необходимые параметры диаграммы.



Для завершения создания диаграммы щёлкните левой кнопкой мыши на свободной области листа.



  1. Отформатируйте созданную диаграмму

Выделите диаграмму, нажав на ней левой кнопкой мыши. Наведите указатель мыши на чёрный квадратик в углу рамки диаграммы, нажмите левую кнопку мыши и удерживая её измените размер диаграммы.



Сделайте двойной щёлчок мышью на диаграмме. Наведите указатель на подписи данных и нажмите правую кнопку мыши. В открывшемся меню выберите пункт «Формат подписей денных».



В открывшемся окне «Формат подписей данных» выберите вкладку «Шрифт» и щелкните на ней левой кнопкой мыши.



Установите начертание шрифта – «Обычный», размер шрифта – «10». Нажмите кнпку «ОК».

Для завершения построения диаграммы необходимо нажать левой кнопкой мыши в свободной области листа.


Практическое занятие №2

«Множества и операции над ними. Решение задач с помощью кругов Эйлера».

Современный математический язык более краток и заменяет разговорный язык специальными буквенными и символьными выражениями. Понятия и обозначения языка теории множеств составляет фундамент современного математического языка. Всякий объект, входящий во множество, называют его элементом. Например, если множество – дни недели, то понедельник элемент этого множества.

Блок 1. Множества и операции над ними.

1. Перечислите элементы множеств:

а) арабских цифр; (0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9)

б) натуральных чисел; (1; 2; 3; 4;…)

в) целых чисел (…-2; -1; 0; 1; 2;…).

2. Как называется множество цветов, стоящих в вазе? (букет).

3. Перечислите элементы множества планет солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля,

Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

4.Как называется множество фруктовых деревьев и кустарников растущих у дома? (сад).

5. Приведите примеры множеств, элементами которого являются геометрические фигуры.

6. Какие названия применяют для обозначения множеств животных? (млекопитающие,

земноводные, хладнокровные и т.п.).

7. Перечислите элементы множества видов спорта (футбол, теннис, волейбол и т. п.).

8. Какие названия применяют для обозначения множеств кораблей? (флотилия, эскадра).

Задайте сами множество описанием.

Множества обычно обозначают большими буквами латинского алфавита: А, В,

С, Д, и т. д. Некоторые числовые множества столь часто встречающиеся в различных

разделах математики, что для них ввели специальные обозначения:

N – множество натуральных чисел;

Z – множество целых чисел;

Q – множество рациональных чисел;

I - множество иррациональных чисел;

R – множество действительных чисел.

Чтобы не забыть, что перечисляемые элементы объединены вместе в некоторое множество, такое перечисление производят внутри фигурных скобок {,}.

Например, цифры десятичной системы счисления задаются множеством

{0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}.

Если множество состоит из чисел, то при их перечислении иногда удобнее использовать не запятую, а знак препинания « ; » - точку с запятой. Так как «перечислительную» запятую можно спутать с «десятичной» запятой.

Элементы множества можно перечислять в произвольном порядке. От изменения порядка перечисления элементов само множество не меняется. Например, множество гласных букв русского алфавита задается {А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я} или {Э, Е, А, Ё, Я, О, Ы, И, У, Ю}.

Эти множества состоят из одних и тех же элементов, их называют равными, а для записи равенства двух множеств употребляют знак « = ».

{А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я} = {Э, Е, А, Ё, Я, О, Ы, И, У, Ю}.

Чтобы задать конечное множество, можно просто перечислить все его элементы.

Например, запись А = {2; 3; 5; 7; 11; 13} означает, что множество А состоит из первых шести простых чисел.

Однако задавать множество путем перечисления его элементов удобно только в том случае, когда их число невелико. Если число элементов множества достаточно велико или множество бесконечно, то явное перечисление элементов такого множества невозможно.

Способы задания, описания множеств весьма разнообразны. Например, множество всех квадратов натуральных чисел можно записать {1; 4; 9; 16; 25; …}, а множество всех чисел, которые больше 5 и меньше 12 записать {х | 5< х <12} или (5; 12). В примерах использован оборот « … и так далее» и символ « | » внутри фигурных скобок заменяющий комбинацию слов « … таких, что …». (Множество всех х таких, что 5< х <12).

Описав словами некоторое множество, нельзя гарантировать, что найдется хотя бы один объект, отвечающий этому описанию. Предположим, о множестве С сказано, что оно состоит из чисел, делящихся на 6, но не делящихся на 3. Таких чисел просто нет. В подобных случаях множество называют пустым и обозначают символом Ø, в фигурные скобки его не ставят, так как никакого перечисления элементов пустого множества не происходит.

Задание 1.

1) Задайте множество цифр, с помощью которых записывается число:

а) 3254; б) 8797; в) 11000; г) 555555.

2) Задайте множество А описанием:

а) А = {1, 3, 5, 7, 9}; б) А = {- 2, - 1, 0, 1, 2}; в) А = {11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99};

г) А = {0,1; 0,01; 0,001; 0,0001; …}; д) А = {1/2, 2/3, 3/4, 4/5, … }.

3) Задание с выбором ответа. Даны множества: М = {5,4,6}, Р = {4,5,6}, Т = {5,6,7},

S = {4, 6}. Какое из утверждений неверно?

а) М = Р. б) Р ≠ S. в) М ≠ Т. г) Р = Т.

Словесные обороты, как «элемент х принадлежит множеству А» или «х – элемент

множества А», достаточно длинны и не всегда удобны в записи решений конкретных задач.

В математике эти выражения кратко записывают так: х А, где – знак принадлежности.

Например, 5N, лучше читать не буквально, а в «литературном переводе», «5 – число натуральное». Наряду со знаком принадлежит используют и его «отрицание» - знак (знак не принадлежит). Запись 0 N означает, что нуль не натуральное число.

Задание 2.

1. Запишите на символическом языке следующее утверждение:

а) число 10 – натуральное;

б) число – 7 не является натуральным;

в) число – 100 является целым;

г) число 2,5 – не целое.

2. Верно ли, что:

а) – 5 N; б) -5 Z; в) 2,(45) Q?

3. Верно ли, что:

а) 0,7 {х | х2 – 1 < 0}; б) – 7 {х | х2 + 16х ≤ - 64}?

Возьмем множество А = {2; 4; 6} и В = {1; 2; 3; 4; 5; 6; 7}. Каждый элемент множества А принадлежит также и множеству В. В таких случаях говорят, что ножество А является подмножеством множества В, и пишут: А В.

Знак «» называют знаком включения.

Соотношения между множествами А и В можно проиллюстрировать на рисунке с помощью так называемых кругов Эйлера (Леонард Эйлер российский ученый — математик, механик, физик и астроном.). Множество изображается в виде некоторого круга, а его элементы изображаются точками этого круга (рис 1).

Пустое множество считают подмножеством любого множества. А В

Будем считать, что все элементы рассматриваемых множеств Рис. 1 взяты из некоторого одного и того же «универсального» множества К. Это множество будем изображать квадратом, а рассматриваемые множества А, В, С, … - подмножества множества К – кругами (или другими полученными из них фигурами, которые выделим штриховкой).

Задание 3.

1. Даны множества: А = {10}, В = {10, 15}, С = {5, 10, 15}, D = {5, 10, 15, 20}.

Поставьте вместо … знак включения ( или ) так, чтобы получилось верное

утверждение: а) А… D; б) А…В; в) С…А; г) С…В.

2. Даны три множества А = {1, 2, 3,…, 37}, В = {2, 4, 6, 8, …}, С = {4, 8, 12, 16,…,36}.

Верно ли, что: а) А В; б) В С; в) С А; г) С В?

Из данных множеств с помощью специальных операций можно образовывать

новые множества:

1) Пересечением множества А и В называют множество, состоящие из всех общих элементов множеств А и В, т. е. из всех элементов, которые принадлежат

и множеству А, и множеству В (рис. 2). Пересечение множеств А и В

обозначают так: А∩В. Это определение можно записать и так:

А∩В = {х | х А и х В}. Иными словами, пересечение двух А∩В К

множеств - это их общая часть. Например, если А = {3; 9; 12} и Рис. 2

В = {1; 3; 5; 7; 9; 11}, то А∩В = {3; 9}. Если А = {10; 20; …90; 100} и В = {6; 12; 18;…}, то

А∩В = {30; 60; 90}. Можно рассматривать пересечение не только двух, но трех, четырех и

т. д. множеств. Пересечение множеств В, С и D обозначают так: В∩С∩D.

Задание 4.

1. Даны множества: А = {2; 3; 8}, В = {2; 3; 8; 11}, С = {5; 11}.

Найдите: а) А∩В; б) А∩С; в) С∩В.

2. Даны множества: А – множества всех натуральных чисел, кратных 10, В = {1; 2; 3;…, 41}.

Найдите А∩В.

3. Даны множества: А = {a, b, c, d}, B = {c, d, e, f}, C = {c, e, g, k}.

Найдите (А∩В)∩С.

2) Объединением множеств А и В называют множество, состоящее из всех элементов,

которые принадлежат хотя бы одному из этих множеств – или

множеству А, или множеству В (рис. 3). Объединение множеств

А и В обозначают так: АUВ.

Это определение можно записать и так:

АUВ = {х | х А или х В}. Например, если А = {3; 9; 12} и

В = {1; 3; 5; 7; 9; 11}, то АUВ = {1; 3; 5; 7; 9; 11; 12}. Можно АUВ К

рассматривать объединение не только двух, но трех, четырех и т. д. Рис. 3

множеств. Объединение множеств В, С и D обозначают так: ВUСUD.

Задание 5.

1. Даны множества: А = {2; 3; 8}, В = {2; 3; 8; 11}, С = {5; 11}.

Найдите: а) АUВ; б) АUС; в) СUВ.

2. Даны множества: А = {a, b, c, d}, B = {c, d, e, f}, C = {c, e, g, k}.

Найдите (АUВ)UС.

3. Даны три числовых промежутка: А = (7,7; 11), В = [; ], С = (; 13].

Найдите (АUВ)UС.

3) Разность А и В это множество элементов А, не принадлежащих В

(рис.4). Разность А и В обозначают так: А\ В. Например,

если А = {2; 4; 6; 8; 10} и В = {5; 10; 15; 20}, то А\ В={2; 4; 6; 8}.

4) Дополнение множества А обозначают так: Ā (рис. 5).

Дополнение множества до множества К: Ā = К\А.

Например, если А = {3; 6; 9; 12} и

К = {1; 2; 3; 4; 5; 6; …}, то Ā = {1; 2; 4; 5; 7; 8; 10; 11; 13; …}.

нет; в) да; г) да.

Приложение

Блок 2. Решение задач с помощью кругов (диаграмм) Эйлера.

Чтобы облегчить рассуждения в следующих задачах, воспользуемся кругами Эйлера.

.Задача 1.

Расположите 4 элемента в двух множествах так, чтобы в каждом из них было по 3 элемента.

Задача 2.

Множества А и В содержат соответственно 5 и 6 элементов, а множество А ∩ В – 2 элемента.

Сколько элементов в множестве А U В?

Задача 3.

Каждая семья, живущая в нашем доме, выписывает или газету, или журнал, или и то и другое вместе. 75 семей выписывают газету, а 27 семей выписывают журнал и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?

Задача 4

На школьной спартакиаде каждый из 25 учеников 9 –го класса выполнил норматив или по бегу, или по прыжкам в высоту. Оба норматива выполнили 7 человек, а 11 учеников выполнили норматив по бегу, но не выполнили норматив по прыжкам в высоту. Сколько учеников выполнили норматив: а) по бегу; б) по прыжкам в высоту; в) по прыжкам при условии, что не выполнен норматив по бегу?

Задача 5

Из 52 школьников 23 собирают значки, 35 собирают марки, а 16 – и значки, и марки. Остальные не увлекаются коллекционированием. Сколько школьников не увлекаются коллекционированием?

Задача 6

Каждый из учеников 9-го класса в зимние каникулы ровно два раза был в театре, посмотрев спектакли А, В или С. При этом спектакли А, В, С видели соответственно 25, 12 и 23 ученика. Сколько учеников в классе?

Задача 7

В воскресенье 19 учеников нашего класса побывали в планетарии, 10 – в цирке и 6 – на стадионе. Планетарий и цирк посетили 5 учеников; планетарий и стадион-3; цирк и стадион -1. Сколько учеников в нашем классе, если никто не успел посетить все три места, а три ученика не посетили ни одного места?

Задача 8

В одном классе 25 учеников. Из них 7 любят груши, 11 – черешню. Двое любят груши и черешню; 6 – груши и яблоки; 5 – яблоки и черешню. Но есть в классе два ученика, которые любят всё и четверо таких, что не любят фруктов вообще. Сколько учеников этого класса любят яблоки?

Задача 9

На уроке литературы учитель решил узнать, кто из 40 учеников 9 –го класса читал книги А, В, С. Результаты опроса выглядели так: книгу А прочитали 25 учеников, книгу В – 22 ученика, книгу С – 22 ученика; одну из книг А или В прочитали 33 ученика, одну из книг А или С прочитали 32 ученика, одну из книг В или С – 31 ученик. Все три книги прочитали 10 учеников. Сколько учеников: а) прочитали только по одной книге; б) прочитали ровно две книги; в) не прочили ни одной из указанных книг?

Решение задач методом диаграмм Эйлера-Венна

Диаграммы Эйлера-Венна используются при решении большой группы логических задач. Условно все эти задачи можно разделить на три типа.

В задачах первого типа необходимо символически выразить мно­жества, заштрихованные на диаграммах Эйлера-Венна, используя зна­ки операций пересечения, объединения и дополнения.

Например, выразим символически все области, которые получают­ся при взаимном пересечении объемов трех понятий А, В и С.

Этих областей внутри универсального множества восемь. Обозначим каждую цифрами 1-8



Теперь выразим каждое из обозначенных множеств символически:



В задачах второго типа диаграммы Эйлера-Венна применяются для анализа ситуаций, связанных с определением класса. Рассмотрим одну из таких задач.

Если U — множество всех покупателей, А — покупатели хлеба, В — покупатели мяса, то каково значение

Изобразим ситуацию графически. Чтобы легче получать не­обходимый результат, целесообразно объединения классов изображать однонаправленной штриховкой, а для отыскания пересечений исполь­зовать разнонаправленную штриховку.



Очевидно, что речь идет о покупающих либо хлеб, либо мясо.

Третий тип задач, при решении которых используются диаграммы Эйлера-Венна, — задачи на логический счет. Вот одна из них.

Анкетирование 100 студентов дало следующие результаты о коли­честве изучающих различные иностранные языки: английский — 28 человек, немецкий — 30, французский — 42, английский и не­мецкий — 8, английский и французский — 10, немецкий и фран­цузский — 5, все три языка — 3. Сколько студентов не изучают ни одного языка?

При решении подобных задач следует соблюдать ряд правил.

1. На диаграммах Эйлера-Венна изображаются все классы, включая универсальный. Каждому классу присваивается соответствующее бук­венное обозначение.

2. Искомая часть заштриховывается.

3. На диаграмму наносятся численные значения соответствующих областей.

Решение. Пусть А — студенты, изучающие английский язык, Η — не­мецкий, Φ — французский. Тогда остальные классы являются пересече­нием названных. Изобразим ситуацию графически (рис. 11).



Рис. 11

Пересечение трех множествсостоит, по условию, из трех элементов. Отметим это на схеме. Пересечение АН состоит из восьми эле­ментов, три из которых уже указаны; значит, изучающих английский и немецкий языки (без французского) — пять. Аналогично находим, что пересечение А1> состоит из десяти элементов, то есть английский и французский языки (без немецкого) изучают семь студентов; пересе­чение ΗΦ состоит из пяти элементов, то есть немецкий и француз­ский (без английского) изучают два человека.

Определив численные значения пересечений, не трудно заме­тить из диаграммы, что изучающих исключительно английский: 28 - (5 + 7 + 3) = 13; немецкий: 30 - (5 + 2 + 3) = 20; французский: 42 - (7 + 2 + 3) = 30. Теперь, сложив все числа внутри окружностей, мы узнаем, сколько всего студентов изучает иностранные языки: 13 + 30 + 20 + 5 + 7 + 2 + 3 = 80. Значит, ни одного языка не изучает 100 - 80 = 20 студентов.

4. Если U — множество всех покупателей, А — покупателей ав­томобилей, В — покупателей телевизоров, С — покупателей холодильников, то каковы значения:



5. В спортивной делегации 83 человека владеют английским языком, 75 — знают французский, 10 — не знают ни английского, ни французско­го языков. Сколько человек владеют обоими иностранными языками, если численность делегации 100 человек?

6. Анкетирование 100 студентов дало следующие результаты о коли­честве изучающих различные иностранные языки: английский — 28 че­ловек, немецкий — 30, французский — 42, английский и немецкий — 8, английский и французский — 10, немецкий и французский — 5, все три языка — 3. Сколько студентов не изучает ни одного языка?

7. В одной известной спортивной семье семеро детей увлекались лег­кой атлетикой, шестеро — лыжными гонками, пятеро — велоспортом. Чет­веро занимались легкой атлетикой и лыжами, трое — легкой атлетикой и велоспортом, двое — лыжными гонками и велоспортом, а один увлекал­ся легкой атлетикой, лыжами и велоспортом. Сколько детей было в семье? Сколько из них увлекалось только одним видом спорта?

8. Сколько дней в году мы работаем, а сколько отдыхаем? Займемся подсчетом. В невисокосном году 365 дней. Восемь часов в день уходит у каж­дого на сон — это 122 дня ежегодно. Вычитаем, остается 243 дня. Восемь часов в день — свободное от работы время — 122 дня в год. Вычитаем, оста­ется 121 день. Выходные дни, а их в году 52, также нерабочее время. Вычи­таем, остается 69 дней. В предвыходные дни рабочий день, как правило, укорочен — это 26 дней в году. Вычитаем, остается 43 дня. Далее, трехне­дельный отпуск — это 21 день. Вычитаем, остается 22 дня. Полчаса каждый день, затраченные на обед, составляют в год 8 дней. Вычитаем, остается 14 дней. Праздников, объявленных нерабочими днями, набирается в год 13. Вычитаем, остается всего ... один день. Этот день — 1 января, когда все празднуют приход Нового года. Но мы же работаем! Когда?

9. В олимпиаде участвовало 50 человек. Арифметическую задачу ре­шили 30 человек, геометрическую — 10, логическую — 9. Все три задачи решили 2 человека, арифметическую и логическую — 7, арифметическую и геометрическую — 3, логическую и геометрическую — 4. Сколько человек:

1) решили арифметическую или геометрическую задачи;

2) решили только арифметическую задачу,

3) решили арифметическую и логическую задачи, но не решили геоме­трическую задачу;

4) решили только логическую задачу;

5) решили логическую задачу тогда и только тогда, когда решили геоме­трическую задачу;

6) не решили ни одной задачи.

10. При обследовании сотрудников некоторого научного учреждения выяснилось, что 60% из них могут читать английскую специальную литера­туру, 30% — французскую, 20% — немецкую, 15% — и английскую, и фран­цузскую, 5% — английскую и немецкую, 2% — французскую и немецкую и 1% может читать на всех трех языках. Спрашивается, каков процент со­трудников, не способных читать ни на одном из трех языков?

Практическое занятие №3

Математические и информационные модели в науке как средство работы с информацией. Функция как математическая и информационная модель. Процессы и явления, описываемые с помощью функций. График функции как модель процесса и явления

Практическое занятие №4

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ.
Цель работы: Изучить логические операции и основные законы, определяющие свойства введенных логических операций.

Порядок выполнения работы.

  1. Изучить теоретические сведения.

  2. Получить задание у преподавателя.

  3. Исследовать логические операции и основные законы.

  4. Сделать выводы по результатам исследований.

  5. Оформить отчет.


Выполнение








Задача 5. Таблица истинности высказывания, составленного из двух простых высказываний, состоит из четырех строк; а таблица истинности высказывания, составленного из трех простых высказываний, – из восьми строк. Сколько строк должна иметь таблица истинности высказывания, составленного из четырех простых высказываний? Сколько – из пяти? Сколько – из n? Укажите способ систематической записи таблиц истинности для произвольного п?

Указание. Для систематической записи таблиц истинности для произвольного п можно применить метод «последовательного половинного деления столбцов» – столбец первой переменной делят пополам и заполняют верхнюю половину нулями, а нижнюю половину – единицами, затем каждую половину второго столбца делят пополам и опять заполняют полученные половины нулями и единицами и т. д.





















































































































































































































































































































































































































Задача 26




Определить двумя способами, являются ли формулы тавтологиями для следующих заданий.



Практические занятия №5-6

Комбинаторика.

Цель работы: Изучить методы комбинаторного анализа.

Порядок выполнения работы.

  1. Изучить теоретические сведения.

  2. Получить задание у преподавателя.

  3. Исследовать методы комбинаторного анализа.

  4. Сделать выводы по результатам исследований.

  5. Оформить отчет.

Ход работы.





















Задача 18



Задача 19



Задача 20



Задача 21



Задача 22



Задача 23



Контрольные вопросы.

  1. то такое комбинаторика и для чего она нужна?

  2. Что называется:

– перестановкой n-элементного множества;

– размещением из n элементов по m элементов;

– сочетанием из n элементов по m элементов?

  1. В чем отличие размещений от перестановок?

  2. В чем отличие сочетаний от размещений?

  3. Сколькими способами можно разместить три книги на книжной полке?

  4. Запишите формулу для вычисления числа сочетаний элементов, используемую в формуле бинома Ньютона.

  5. Как найти число перестановок с повторениями?

  6. Сколько существует пятизначных чисел, у которых каждая следующая цифра:

меньше предыдущей,

– больше предыдущей.

  1. Сколько прямых можно провести через n точек, если никакие три из них не лежат на одной прямой?

  2. Сколько разных слов можно составить перестановкой букв в слове «чачача»?

13. Докажите свойства биномиальных коэффициентов.

Практическое занятие №7
1   2   3   4
написать администратору сайта