Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников



Скачать 26.26 Kb.
Название Формирование коммуникативной компетенции младших школьников
Анкор kommunikativnaya_kompetenciya_ml_shkolnikov.docx
Дата 09.02.2018
Размер 26.26 Kb.
Формат файла docx
Имя файла kommunikativnaya_kompetenciya_ml_shkolnikov.docx
Тип Документы
#16433

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников

Чекашкина О.В. -

МБОУ «Инсарская СОШ №1»


Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, т.к. процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в настоящее время затруднён в связи с нарушениями системы социальных отношений в обществе. Это однодетность и малодетность семей, жизнь порознь со старшим поколением, утрата традиций народной педагогики, автономность общения детей и взрослого населения, социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей.

В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение. В нормативных документах школы указано: необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.

За основу формирования навыков чтения выбрана методика профессора И.П. Федоренко. Согласно данной методике освоение умений, доведение их до уровня навыка, необходимо проводить короткими по времени упражнениями, но с большей частотой. При обучении школьника чтению выделены задачи: овладеть оптимальным чтением, развить интерес к чтению, работать над выразительными средствами речи.

Обучение оптимальному чтению проводится с помощью пятиминуток чтения и коротких письменных упражнений с буквами, слогами, словами с допущенными ошибками. Наиболее эффективными явились многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста и хоровое чтение.

К.Д.Ушинский говорил: «Без развития интереса к чтению нельзя добиться высокой техники чтения». Упражнения со словами-анаграммами и постепенный переход к анаграммам–предложениям и текстам, упражнениям по сложению и вычитанию букв, всё это повышает скорость мышления и чтения, совершенствуют звуко–буквенный анализ слов, скорость мыслительных процессов детей.

Научить ребёнка читать выразительно – достаточно сложная задача. С первых этаповформирования этого навыка следует добиваться громкого и чёткого произношения. Далее – обучение детей выразительным средствам речи: дыхание, дикция, голос. Дыхание и дикцию развиваем проговариванием на вдохе и выдохе цифр, слов и предложений, произношением гласных, а затем гласных с любыми согласными звуками. Для развития голоса произносим звуки плавно, протяжно на выдохе с разной силой.

Постановку логических ударений проводим при работе над смыслом текста чтением его вслух медленным, средним и быстрым темпом. Меняя логические ударения и интонации в предложениях, можно добиться от учеников выразительного чтения.

Важной стороной речевого общения является умение воспринимать информацию, что достигается развитием и совершенствованием умений восприятия, анализа и понимания услышанного. Обязательными условиями формирования таких умений являются: мотивация учителем предлагаемого задания, установка на восприятие, контроль за выполнением задания.

Формирование у младших школьников умения слышать должно расти от класса к классу, и проводиться на межпредметном уровне с помощью цепочки слов, рецензирования ответов, дополнения к услышанному на уроке, или обсуждения тем, волнующих детей. В итоге ученики должны научиться пересказывать, записывать тезисы или спорное положение, составлять план и кодировать информацию, осмысливать и оценивать услышанное.

Особое место в развитии данных умений отводится урокам русского языка, где дети учатся воспринимать текст: глобально, детально, критически. Элементами активного, практического усвоения учениками языка на таких уроках должны стать: произношение, словарь, синтаксический строй, связность речи.

Решая задачи развития умения слушать, учитель одновременно формирует у детей навыки письменной и устной речи. Опыт показывает, что обучение учащихся не следует сводить к умению выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях. Развитие речи - это работа над речевой культурой учащихся, формирование умения создавать самостоятельные высказывания.

Обучение письменной речи состоит из этапов подготовительного и словесного творчества. Первоначально формируются умения задавать вопросы, конструировать слова, словосочетания и предложения, составляются загадки, телеграммы, короткие письма. На этапе словесного творчества применяются нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи - создание сказок и сказочных историй. Эта работа включают в мыслительную деятельность воображение и фантазию, хорошо развитые у младших школьников.

Обучение устной речи состоит из произносительного и лексического этапов. На первом этапе школьники с помощью упражнений отрабатывают технику, правильное произношение и интонации слов. Задачами лексического уровня являются количественное накопление в памяти слов с различными оттенками их значений, формирование готовности словаря школьника к речевой деятельности. Развитие устной речи школьников достигается приёмами: устные высказывания и сочинения по иллюстрациям книг, пересказы, составление различных диалогов, речевые зарядки, работа со скороговорками и чистоговорками, пересказ по ролям, инсценирование.

Обращение к опыту отечественного педагога В.Я. Сухомлинского, позволяет расширить методику развития речи младших школьников. Экскурсии в природу,  уроки любования, побуждение к освоению окружающего в собственных образах, фантазии, всё это стимулирует работу сознания, вызывая у детей желание передать свои чувства и переживания, рассказать о красоте в минисочинениях.

Свойствомкоммуникативной личности является и способность слышать собеседника, которая формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения. Это - диалогическое общение, упражнения-тренинги, анализ поведения, диагностика и рефлексия, этические игры. Так дети учатся осуществлять выбор собственных действий и, главное - почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических норм и правил.

Успешному развитию речи способствуют и отношения между учителем и учащимися. Основанные на уважении личности ребенка, они должны создать атмосферу взаимного доверия, непринужденности и раскованности, столь необходимую для нормального протекания всякого обучения  как творчества. Развитие коммуникативной компетенции младшего школьника должно включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями и педагогами.

Итогом работы по формированию коммуникативной компетенции стало накопление дидактического материала по данной проблеме, повышение техники чтения учащихся, обогащение словарного запаса. Речь детей стала более связной, содержание творческих работ - более полным и выразительным, отношения в классе стали теплее и доброжелательнее. Главный вывод: формирование коммуникативной компетенции должно стать важнейшей задачей педагога, т.к. позволяет научить школьника думать, мыслить, общаться, а также проявлять творческие, художественные силы и дать им надлежащий выход.

Литература:

  1. Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников. // Вопросы психологии.- 1985. - № 4. – С.15-20

  2. Брагуца, А.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе /А.В. Брагуца //Начальная школа.- 2010.-№9.-С.75-78

  3. Будачёва, О.А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках литературы /О.А. Будачёва //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.- №10.-С.34-35

  4. Вебер, Н.П. Набор умений для формирования коммуникативной компетенции обучающихся /Н. П. Вебер //Справочник заместитель директор.- 2011.-№4.-С.11-12

  5. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№4.-С.78-87

  6. Иванов, Д. Коммуникативная компетентность. Оценка ключевых компетенций в учебном процессе /Д. Иванов //Школьное планирование.- 2008.-№5.-С.4-75-76

  7. Модель коммуникативной компетенции учащихся //Школьное планирование.- 2010.- №3.-С.13-14

  8. Шкуричева, Н.А. Я хочу учиться вместе…: Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности /Н.А. Шкуричева //Начальная школа. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№13.-С.37-41



написать администратору сайта