Главная страница
Навигация по странице:

ОМОИ практические. Пояснительная записка. Практические работы предназначен для обучения студентов практической работе на персональных компьютерах в режиме пользователя



Скачать 3.19 Mb.
Название Пояснительная записка. Практические работы предназначен для обучения студентов практической работе на персональных компьютерах в режиме пользователя
Анкор ОМОИ практические.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.19 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ОМОИ практические.doc
Тип Методические указания
#124
страница 3 из 4
1   2   3   4

“ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ”


Задача 1.

Браун всегда ставит один доллар на номер 13 в американской рулетке, вопреки совету своего благожелательного друга. Чтобы отучить Брауна от игры в рулетку, этот друг спорит с ним на 20 долларов, утверждая, что Браун останется в проигрыше после 36 игр. Имеет ли смысл Брауну принять такое пари?

(Большинство американских рулеток имеет 38 одинаково вероятных номеров. Если выпадает номер игрока, то он получает свою ставку обратно, плюс ту же сумму в 35-кратном размере, если нет - теряет свою ставку.)

Задача 2.

Имеются 6 одинаковых урн. В одной из них содержится 2 белых и 1 черный шар, в двух других - по 3 белых и по 2 черных шара, а остальных трех урнах - по 2 черных и по одному белому шару. Наудачу вынимается урна, и из нее наудачу вынимается шар. Чему равна вероятность того, что этот шар окажется белым (обозначим это событие за B)?

Задача 3.

В ящике 10 пронумерованных шаров с номерами от 1 до 10. Вынули один шар. Какова вероятность того, что номер вынутого шара не превышает 10?

Задача 4.

В урне 15 шаров: 5 белых и 10 черных. Какова вероятность вынуть из урны синий шар?

Задача 5.

Три стрелка независимо друг от друга стреляют по цели. Вероятность попадания в цель для первого стрелка равна 0,75, для второго - 0,8, для третьего - 0,9. Определить вероятность того, что все три стрелка одновременно попадут в цель.

Задача 6.

В условиях предыдущей задачи определить вероятность того, что в цель попадает хотя бы один стрелок.

Задача 7.

В теннисном турнире участвуют 8 игроков. Номер, вытаскиваемый игроком наудачу, определяет его положение в турнирной таблице (в первый тур попадают восемь участников, во второй - 4, в финал - 2, а затем определяется победитель). Предположим, что лучший игрок всегда побеждает второго по мастерству, а тот в свою очередь занимает второе место. Какова вероятность того, что это место займет второй по мастерству игрок?

Задача 8.

Мэрвин кончает работу в случайное время между 15 и 17 часами. Его мать и его невеста живут в противоположных частях города. Мэрвин садится в первый подошедший к платформе поезд, идущий в любом направлении, и обедает с той из дам, к которой он приедет. Мать Мэрвина жалуется на то, что он редко у нее бывает, но юноша утверждает, что его шансы обедать с ней и с невестой равны. Мэрвин обедал с матерью дважды в течение 20 рабочих дней. Объясните это явление.

Задача 9.

Три узника A, B, и C, одинаково хорошего поведения ходатайствовали об освобождении на поруки. Администрация решила освободить только двух из трех, что стало известно узникам, которые, однако, не знают, кто именно эти двое. У заключенного A в охране есть друг, который знает, кого отпустят на свободу, но A считает неэтичным осведомиться у охранника, будет ли он освобожден. Все же A хочет спросить об имени одного узника, отличного от самого A, который будет отпущен на свободу. Прежде чем спрашивать, он оценивает вероятность своего освобождения как 2/3. A думает, что если охранник скажет B будет освобожден, то его шансы уменьшаются до 1/2, так как в этом случае освобождены будут либо A, либо B. Однако A ошибается в своих расчетах. Почему?

Задача 10.

В урне 20 белых и 10 черных шаров. Вынули подряд 4 шара, причем каждый шар возвращают в урну перед извлечением следующего и шары в урне перемешивают. Какова вероятность того, что из четырех вынутых шаров окажутся два белых?

Задача 11.

Определить вероятность того, что в семье, имеющей пять детей, будет три девочки и два мальчика. Вероятности рождения мальчика и девочки предполагаются одинаковыми.

Задача 12.

В условиях предыдущей задачи определить вероятность того, что среди детей будет не меньше трех девочек.

Задача 13.

Вероятность попадания стрелком в цель равна 0,7. Сделано 25 выстрелов. Определите наивероятнейшее число попаданий в цель.

Задача 14.

В результате многолетних наблюдений установлено, что вероятность выпадения осадков в данном городе равна 1/7. Определите наивероятнейшее число дождливых дней 1 октября в данном городе за 40 лет.

Задача 15.

В урне 10 белых и 40 красных шаров. Вынимают подряд 14 шаров, причем цвет вынутого шара регистрируют, а затем шар возвращают в урну. Определить наивероятнейшее число появление белого шара.

Задача 16.

Играются шесть партий между двумя шахматистками Аней и Лизой. Считаются только победы и поражения. В случае ничьей партия не имеет порядкового номера и переигрывается. Вероятность выигрыша каждой отдельной партии Аней равна 2/3. Вероятность выигрыша каждой отдельной партии Лизой равна 1/3. Чему равна вероятность выигрыша всей игры Аней, Лизой и ничейного результата?

Задача 17.

В жюри из трех человек два члена независимо друг от друга принимают правильное решение с вероятностью p, а третий для вынесения решения бросает монету (окончательное решение выносится большинством голосов). Жюри из одного человека выносит справедливое решение с вероятностью p. Какое из этих жюри выносит справедливое решение с большей вероятностью?

Задача 18.

В одной из популярных в Америке игр игрок бросает монету с достаточно большого расстояния на поверхность стола, разграфленную на однодюймовые квадраты. Если монета (3/4 дюйма в диаметре) попадает полностью внутрь квадрата, то игрок получает награду, в противном случае он теряет свою монету. Каковы шансы выиграть при условии, что монета упала на стол?

Задача 19.

Про некоторую семью известно, что там двое детей, причем один из них мальчик. Что более вероятно: что второй ребенок является мальчиком (М) или девочкой (Д)?
Практическое занятие №8

Случайные величины, числовые характеристики дискретной распределения случайной величины

В ходе аудиторской проверки строительной компании аудитор случайным образом отбирает n счетов. Известно, что a% счетов содержат ошибки. Требуется

  • составить таблицу распределения вероятностей числа правильных счетов,

  • найти числовые характеристики этого распределения,

  • записать функцию распределения вероятностей и построить ее график,

  • определить вероятность того, что хотя бы 1 счет будет с ошибкой.

Пример.Решить задачу для следующих данных: n=4, a=27.

Решение. Число правильных счетов есть случайная величина X, которая может принимать значения: 0, 1, 2, 3, 4. Вероятности этих значений определим по формуле Бернулли: , где - вероятность неправильного счета, а - вероятность правильного счета. Получим

,

,

,

,

.

Сделаем проверку. Сумма вероятностей должна быть равна 1. Действительно, .

Распределение вероятностей случайной величины X содержится в табл.1.

Таблица 1

Распределение случайной величины X



Определим числовые характеристики этого распределения. Математическое ожидание дискретной случайной величины X находим по формуле

,

где - возможные значения X, а - соответствующие вероятности.



Дисперсию случайной величины X находим по формуле

.

Так как

,

То .

Среднее квадратическое отклонение случайной величины X равно

.

Найдем функцию распределения вероятностей .

Если , то .

Если , то .

Если , то .

Если , то .

Если , то .

Е
сли , то .

График функции изображен на рис.1.

Рис.1. График функции распределения
Событие A, состоящее в том, что хотя бы 1 счет будет с ошибкой, является противоположным к событию, что все счета будут правильными, следовательно,

.

Вероятность того, что хотя бы 1 счет будет с ошибкой, равна .

Ход работы

Задача 1. Плотность распределения случайной величины X имеет вид (x)= ax2 e- kx, где >0x.

Найти:а) коэффициент a;

б) функцию распределения случайной величины X;

в) вычислить вероятность попадания случайной величины X на

интервал (0 ).

Задача 2. Случайная величина X имеет функцию распределения



Найтиа) плотность распределения (x), построить графики F(x) и (x)

б) математическое ожидание E(X) и дисперсию D(X);

в) вероятность попадания случайной величины Xна отрезок 115

Задача 3. Функция распределения непрерывной случайной величины имеет вид

F (x) = AB arctg x    x   

Найтиа) постоянные AB

б) плотность распределения (x), построить графики F(x) и (x);

в) выяснить существует ли E(X)

Задача 4. Плотность распределения случайной величины Xимеет вид



Найтиа) коэффициент A

б) функцию распределения F(x), построить графики F(x) и (x);

в) математическое ожидание E(X) и дисперсию D(X);

г) вероятность попадания случайной величины Xв интервал(2 ; 3);

д) вероятность того, что при 4 независимых испытаниях случайная величина X ни разу не попадает на отрезок 2; 3.

Задача 5. График плотности распределения случайной величины X представляет собой полуэллипс с большей полуосью “a” (a - известно).

Найти

а) полуось b;

б) аналитическое задание (x);

в) моменты E (X), D(X);

г) вероятность .



Задача 6. Функция распределения непрерывной случайной величины X имеет вид



Найти а) коэффициенты а и b

б) математическое ожидание E(X) и дисперсию D(X).
З

Найти: а) аналитическое задание (x);

б) функцию распределения F(x);

в) вероятность (a/2  Xa);

г) моменты E(X), D(X).
адача 7.
Случайная величина X распределена по закону “прямоугольного треугольника” в интервале (0; a).
Задача 8. Функция распределения случайной величины X задана графиком


Найти математическое ожидание E(X)и дисперсию D(X).

З

Найти: а аналитическое задание (x);

б) математическое ожидание E(X),

дисперсию D(X).

дисперсию D(X).
адача 9.
Случайная величина X подчинена “закону равнобедренного треугольника” на участке - a; a.

Задача 10. Случайная величина распределена по закону Коши

, при    x   

Найти а) коэффициент a;

б) функцию распределения F(x);

в) вероятность попадания случайной величины Xна отрезок -11

г) выяснить существует ли E(X)

Задача 11. Случайная величина X подчинена показательному закону распределения с параметром  >0



Найтиа) функцию распределения F(x);

б) вероятность того, что случайная величина X примет значение меньшее, чем её математическое ожидание.

Задача 12. Случайная величина X подчинена закону Лапласа

, где u0.

Найтиа) коэффициент a;

б) функцию распределения F(x);

в) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X).

Задача 13. Функция распределения случайной величины X имеет вид



Найтиматематическое ожидание E (X) и дисперсию D (X).

Задача 14. Плотность распределения случайной величины Xимеет вид



Найтимоменты E(X), D(X), (X) и вероятность P(0 < X < 2a).

Задача 15. Плотность распределения случайной величины Xимеет вид



Найтиа) коэффициент a;

б) функцию распределения F(x);

в) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X);

г) вероятность .

Задача 16. Функция распределения непрерывной случайной величины Xимеет вид



Найтиа) коэффициентыA, B, C;

б) плотность распределения f (x);

в) вероятность (0  X  1/2);

г) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X);

Задача 17. Плотность распределения случайной величины Xимеет вид



Найтиа) коэффициентA;

б) функцию распределения F (x);

в) математическое ожидание E (X);

г) вероятность ( / 8 < X <  / 4).

Задача 18. Дана функция



Найтиа) при каком функция f (x) является плотностью распре-

деления некоторой случайной величины X;

б) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X).

Задача 19. Дана плотность распределения случайной величины X



Найтиа) коэффициент;

б) функцию распределения F (x);

в) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X).
Задача 20. Плотность распределения случайной величины Xимеет вид



Найтиа) коэффициентa;

б) функцию распределения F (x);

в) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X);

г) вероятность P(3 < X < 5).
Задача 21. Дана плотность распределения случайной величины X

Найтиа) коэффициентa;

б) функцию распределения F(x);

в) вероятность (0  X  ).
Задача 22. Плотность распределения случайной величины Xимеет вид



Найтиа) коэффициентa;

б) функцию распределения F(x);

в) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X);

г) вероятность P(/2 < X< 3/2).

Задача 23. Плотность распределения случайной величиныXимеет вид



Найти: а) функцию распределения F(x);

б) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X).

Задача 24. Плотность распределения случайной величины Xимеет вид



Найтиа) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X);

б) что вероятнее: в результате испытания окажется, что случай-

ная величина X< 1 или что случайная величина X> 1?
Задача 25. Пусть задана функция распределения непрерывной случайной величины X



Найтиа) коэффициентa;

б) плотность распределения случайной величины f (x);

в) математическое ожидание E (X) и дисперсию D (X);

г) вероятность (X(0,2; 0,8)).

д) построить графики функций f (x) и F(x).


Практическое занятие №9

Основы статистической обработки информации с использованием EXCEL. Определение некоторых числовых характеристик экспериментальных статистических данных.
В табл. № 1 представлены экспериментальные данные, полученные после медицинского обследования 100 студентов. Необходимо оценить числовые характеристики выборки студентов, проанализировать форму распределения частот.

Таблица 1

Результаты измерения веса студентов

61

57

61

85

48

41

73

66

91

70

50

45

64

46

55

82

69

75

82

72

68

43

81

71

47

50

54

75

81

68

80

67

64

76

61

57

62

57

66

53

79

56

63

88

65

74

67

54

65

80

86

40

59

64

65

71

72

78

70

61

39

63

89

59

61

75

67

51

65

55

62

60

75

73

91

72

54

46

52

55

78

67

94

60

44

49

88

74

44

60

52

61

66

74

56

52

71

73

75

60



1. Построить в Excel гистограмму распределения признаков по частотам и полигон частот. Для этого:

  • найти min и max значения в выборочной совокупности (с помощью статистических функций Excel);

  • размах варьирования: Rx = xmax - xmin;

  • число интервалов: k  1+3,2*log10(n), (где n – количество данных в выборке).Число интервалов всегда округляется до целого (вверх или вниз).

  • создать массив признаков и посчитать для них частоту.


2. Используя данные выборки студентов, рассчитать:

  • среднее арифметическое;

  • медиану;

  • моду;

  • дисперсию;

  • среднее квадратичное отклонение;

  • эксцесс;

  • асимметрию распределения (функция СКОС).


1   2   3   4
написать администратору сайта