Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях
Температура воздуха должна составлять:
в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20 0С при обычном остеклении и 19-21 0С – при ленточном остеклении;
в учебных мастерских – 15-17 0С;
в актовом зале, лекционных аудиториях – 18-20 0С;
в спортзале и комнатах проведения секционных занятий – 15-17 0С;
в раздевалке спортивного зала – 19-23 0С;
в кабинетах врачей – 21-23 0С;
в рекреациях 16-18 0С;
в библиотеке – 17-21 0С.
в вестибюле и гардеробе – 16-19 0С.
Учебные занятия и уроки физкультуры проводятся в хорошо проветриваемых помещениях. Рекомендуется сквозное проветривание во время перемен при отсутствии детей в помещении.
При достижении в помещении температуры воздуха 14-15 0С проветривание следует прекратить.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреации во время уроков. Аэрация классных комнат должна контролироваться термометром, который располагается на уровне 1,0-1,2 м от пола.
Площадь фрамуг и форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, они должны функционировать в любое время года.
Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных учебно-производственных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется принудительная вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м3 в час на одного ученика. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
Вытяжная вентиляция оборудуется также в помещениях кухни, уборных.
Таблица 1
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, 0С
|
Длительность проветривания
помещений, мин
|
От 10 0С до 6 0С
|
4-10 25-35
|
От 5 0С до 0 0С
|
3-7 20-30
|
От 0 0С до –5 0С
|
2-5 15-25
|
От –5 0С до –10 0С
|
1-3 10-15
|
Ниже –10 0С
|
1-1,5 5-10
|
Требования к естественному освещению
В учебных помещениях следует проектировать левостороннее естественное освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направления основного светового потока впереди и сзади от учащихся.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
-В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам.
-Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
-Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, ориентация кабинетов вычислительной техники – на север, северо- восток.
-Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
-Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.
-Для отделки помещений используются материалы, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения:
-для потолка – 0,7- 0,8; для стен – 0,5 –0,6; для пола – 0,3 –0,5. Следует использовать следующие типы красок:
-для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
-для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
-для классных досок – темно- зеленый, темно- коричневый;
-для дверей, оконных рам – белый.
-Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;
-не закрывать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.
-Очистку и мытье окон проводить два раза в год: осенью и весной.
Требования к искусственному освещению
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания - при этом нормы освещенности снижаются на две ступени шкалы освещенности.
Для контроля общего освещения в помещениях рекомендуется использовать санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.2.1/1278-03.
Таблица 2
Правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.2.1/1278-03. «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»
Помещения
|
Естественное освещение, КЕО, %
|
Комбинированное освещение, Е мин., лк
|
Общее освещение, Е мин., лк
|
Классные комнаты, кабинеты (на рабочих столах)
|
1,5
|
-
|
300 (оптимально 500)
|
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумах и ВУЗах
|
1,2
|
-
|
400
|
Кабинеты информатики и вычислительной техники
|
1,2
|
500
|
400
|
Учебные кабинеты черчения и рисования
|
1,5
|
-
|
500
|
Мастерские по обработке металлов и древесины
|
1,2
|
1000
|
300 (оптимально 500)
|
Спортивные залы
|
0,7
|
-
|
200
|
Кабинеты и комнаты преподавателей
|
1,0
|
-
|
300
|
Таблица 3
Нормы искусственной освещенности помещений школы
Помещение школы
|
Искусственная освещённость (лк)
|
|
При лампах накаливания
|
При люминесцентных лампах
|
1
|
2
|
3
|
Классы, учебные кабинеты, читальные залы, лаборатории, мастерские, уголки живой природы
|
150
|
300
|
Кабинеты черчения и рисования, швейные мастерские, кабинеты машинописи
|
200
|
400
|
1
|
2
|
3
|
Спортивный зал, актовый зал, буфет, учительская, кабинеты директора, врача и
|
100
|
200
|
Рекреация и коридоры
|
75
|
150
|
Гардеробы и вестибюли
|
50
|
100
|
- Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
- В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются в две линии: параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
- Предусматривается раздельное включение линий светильников.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Второй этап работы:
составить таблицу нормативных показателей для ряда помещений общего пользования в школьном здании (рекреации для отдыха, читальный зал, спортивный зал, столовая и др.).
Для выполнения задания рекомендуется использовать пример из табл. 4.
Таблица 4
Пример таблицы нормативных показателей для помещений общего пользования в школьном здании
Параметры спортивного зала
|
Показатели
|
Норматив (формула вычисления)
|
Площадь спортивного зала –S, м2
|
|
S = L x D, где:
L – длина классной комнаты, D - ширина
|
Площадь на одного ученика в м2
|
|
|
Занятие 3
Тема: Гигиеническая оценка классной комнаты, воздушного режима и освещенности
Цель: овладеть методами гигиенической оценки классной комнаты.
План работы:
1. Провести гигиеническое обследование классной комнаты.
2. Составить гигиеническое заключение об условиях обучения в классе.
3. Дать гигиенические рекомендации по улучшению условий обучения.
Оборудование: люксметр, рулетка, сантиметровая лента, комнатный термометр, компас, таблицы по размещению светильников и типам светильников.
Ход работы:
Первый этап работы: Произвести оценку классной комнаты, используя табл. 5.
Таблица 5
Сравнительная оценка классной комнаты
Оценить площадь и кубатуру классной комнаты
Параметры
|
Показатели
|
Норматив (формула вычисления)
|
Длина классной комнаты – L, м
|
|
8,0-8,4 м
|
Глубина (ширина) - D, м
|
|
6,0-6,3 м
|
Площадь класса –S, м2
|
|
S = L x D
Площадь прямоугольного класса - 50 м2
Площадь кабинета – 64 м2
|
Площадь на одного ученика в м2
|
|
В классе - 1,25 м2
В кабинете при фронтальных формах работы –2,5 м2
При групповых и индивидуальных занятиях-
-3,5 м2
|
Высота- H, м
|
|
3,0 – 3,5 м
|
Объём – V, м3
|
|
Объём воздуха на одного ученика 4-5 м3 , умноженное на 3, т.к. воздух должен обменивается 3-х кратно за 45 мин урока
|
Оценить воздушный режим
|
Параметры
|
Показатели
|
Норматив
(формула вычисления)
|
|
Количество вытяжных систем, вентиляционных каналов
|
|
Принудительные вытяжные системы
Естественная вентиляция за счет щелей
|
|
Количество открывающихся форточек (фрамуг)
|
|
|
|
Площадь форточек (фрамуг)
|
|
|
|
Форточный коэффициент
|
|
ФК = S форточки/ S класса N = 1/50 от S класса
|
Температура воздуха в классе
|
|
Температура воздуха в классах и кабинетах северных широт-21 0С, для средней полосы-18 0С, для жарких районов-17 0С, в мастерских для обработки дерева и металла -16-18 0С, в спортивном зале-15-17 0С, в рекреациях-16-18 0С
|
Относительная влажность воздуха
|
|
40 – 60%
|
Скорость движения воздуха
|
|
0,2 – 1,2 м/с
|
Содержание углекислого газа
|
|
0,1 %
|
Термометр для контроля аэрации располагается
|
|
На уровне 1,0-1,2 м от пола
|
Допустимое понижение температуры воздуха во время проветривания
|
|
До 12 0С - 14 0С
|
|