Навигация по странице:
|
Практические и ....мет-ка по Гигиене. Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений
3.Оценить естественную освещённость в классе
Параметры
|
Показатели
|
Норматив (формула вычисления)
|
Ориентация окон по сторонам света
|
|
Южная и восточная сторона, а также юго–восточная,
Кабинеты черчения и рисования могут быть ориентированы на север, северо-восток
|
Санитарный разрыв – расстояние между окнами школы и близстоящими зданиями или деревьями.
|
|
N = 1:2 – допустимо
N =1:5 – оптимально
Для максимального использования дневного света допустимо сажать деревья не ближе 15 м, кустарники – 5 м от окон школы
|
Световой коэффициент- СК
|
|
СК = S окна / S класса
N = 1:4; В школах для слабовидящих N= 1:3
|
Коэффициент естественной освещённости - КЕО
|
|
КЕО = е/ Е х 100%
е – освещенность на поверхности стола; Е- освещенность на открытом воздухе.
N (Е) = 75000 лк.
N (КЕО)= 1,7 – 2%
|
Коэффициент заглубления – КЗаг
|
|
КЗаг= высота от верха окна до пола ( Н1)/ глубину (ширину) класса.
N – не более 2-х высот Н1
|
Неравномерность естественного освещения
|
|
Не должна превышать 3:1
|
Характеристика чистоты оконных стёкол
|
|
Очистку и мытье окон проводить два раза в год. Грязные окна задерживают 50 % световых лучей
|
Затемнение оконных стёкол шторами
|
|
Солнцезащитные устройства типа жалюзи, тканевые шторы светлых тонов.
Шторы из поливинихлоридной пленки не используются
|
Параметры
|
Показатели
|
Норматив (формула вычисления)
|
Затемнение оконных стёкол цветами
|
|
Не закрывать оконные стекла цветами, не расставлять на подоконнике цветы.
Цветы размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон
|
Окраска стен
|
|
Матовая, светлых тонов, т.к. степень отражения света от окрашенных поверхностей:
белый цвет отражает -90%
жёлтый цвет -80%
голубой цвет – 70%
зелёный цвет – 60%
тёмно – зелёный– 22%
чёрный - поглощает почти все световые лучи
|
Окраска мебели
|
|
Ширина просветов между окнами
|
|
Не более 0,5 м
|
-
Оценить режим искусственной освещённости в классе
Параметры
|
Показатели
|
Норматив (формула вычисления)
|
1
|
2
|
3
|
Тип светильников
|
|
Преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ и лампы накаливания -СК 300 Вт и др.
|
Расположение светильников в классе
|
|
Светильники располагаются в две линии, параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
Предусматривается раздельное включение линий светильников
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
Общая мощность освещения в Вт на площадь класса
|
|
ОМО = мощность одного светильника, умноженная на число световых точек в классе
|
Удельная мощность
( УМО ) в Вт/ м2
|
|
Для люминесцентных ламп –20-24 Вт/м2
Для ламп накаливания—48 Вт/ м2
УМО = Общая мощность освещения / S класса
|
Освещенность в люксах (лк) в классах, кабинетах, читальных залах, лабораториях, мастерских, уголках живой природы
|
|
Для люминесцентных ламп –300 лк
Для ламп накаливания –
- 150 лк
|
Освещенность в люксах в кабинетах черчения и рисования, швейных мастерских, кабинетах машинописи
|
|
Для люминесцентных ламп
- 400 лк
Для ламп накаливания
Освещенность в дисплейных классах на столах – 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 150 лк, в кабинетах технических средств обучения – 300 лк
|
5. Начертить план размещения светильников в классе
Второй этап работы:
составить гигиеническое заключение об условиях обучения в классе и дать рекомендации по улучшению условий обучения, используя табл. 5.
Занятие 4
Тема: Гигиенические требования к основной или рабочей мебели (стульям, школьным партам, классным доскам, лабораторным столам и т.д.) и правила размещения учащихся в классе
Цель: Освоить методику подбора парт и правила размещения учащихся в классе
План работы:
1. Изучить гигиенические требования к ученическим столам и стульям и к условиям размещения учащихся в классе.
2. Составить список учащихся класса с учетом роста и состояния здоровья.
3. Рассчитать количество парт соответствующих ростовых групп (необходимых для данного класса).
4. Нарисовать план класса с соблюдением гигиенических нормативов, разместить на плане необходимое число парт соответствующих ростовых групп. Указать на каждой парте «ростовую группу» либо цифрой, либо маркировочным знаком.
5. Отметить на плане размещение учащихся за партами в классе с учетом роста и состояния здоровья.
Оборудование: списки учащихся класса с выпиской из медицинских карт, гигиенические нормативы.
Ход работы:
Первый этап работы: изучить гигиенические требования к ученическим столам и стульям и к условиям размещения учащихся в классе
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Размеры мебели должны соответствовать ГОСТам (см. табл. 6).
Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Учащихся, сидящих в крайних рядах, не менее двух раз в год меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
В процессе учебных занятий организм школьников испытывает статические нагрузки, обусловленные длительным пребыванием в вынужденной рабочей позе. Неправильное устройство мебели, несоответствие ее размеров росту и пропорциям учащихся увеличивает нагрузку. В результате возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию. Поэтому гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, относятся прежде всего к ее размерам. В соответствии с ГОСТ 11015-93 и ГОСТ 11016-93 нормируются шесть номеров учебной мебели (табл. 6), которые устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.
Таблица 6
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические и стулья ученические»
ГОСТ 11015-93
11016-93
|
Группа
роста, в см
|
Высота края крышки стола, обращенного к ученику, над полом по ГОСТ 11015-93, в см
|
Высота переднего края сиденья над полом по ГОСТ 11016-93, в см
|
Цвет маркировки
|
1
|
100-115
|
46
|
26
|
Оранжевый
|
2
|
115-130
|
52
|
30
|
Фиолетовый
|
3
|
130-145
|
58
|
34
|
Желтый
|
4
|
145-160
|
64
|
38
|
Красный
|
5
|
160-175
|
70
|
42
|
Зеленый
|
6
|
Свыше 175
|
76
|
46
|
Голубой
|
Парты, столы, стулья в соответствии с ГОСТ должны иметь числовую и цветную маркировки.
Числовая маркировка наносится на нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула или внутренних поверхностях крышки и сиденья парты в виде дроби, где в числителе номер мебели, а в знаменателе – диапазон роста. Например,
___2_____; ___4______
115-130 см 145-160 см
Цветовая маркировка мебели наносится на обеих боковых сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размерами не менее 10 x15 мм и должна быть видна со стороны прохода между рядами.
Кроме размеров, соответствующих определенной ростовой группе, в школьной мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула. Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.
Дифференция – расстояние (по вертикали) от края стола, обращенного к ученику до сиденья. Это расстояние равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5-6 см. Занижение или завышение дифференции вынуждает школьника опускать или поднимать плечо правой или левой руки во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги.
Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от края стола (крышки парты) до спинки стула (скамьи), в норме оно не должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки более, чем на 5 см. При завышении дистанции спинки учащийся лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору; поскольку центр тяжести туловища смещается вперед по отношению к точке опоры. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается «зажатым» между краем крышки стола (крышки парты) и спинкой стула (скамьи), в результате поза становится неудобной, увеличивается статическая нагрузка.
Дистанция сиденья – расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем сиденья, должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой или положительной дистанции школьник для правильного размещения предплечья на столе должен тянуться вперед, рабочая поза становится неудобной, что ускоряет развитие утомления.
Правильная посадка (поза) должна постоянно контролироваться и корректироваться учителем.
Школьник должен глубоко сидеть на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом не менее 90º, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе, ученик не должен опираться грудью о край стола, и расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до кончиков пальцев..
Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях устанавливаются следующие:
между рядами двухместных столов не менее 60 см;
между рядами одноместных столов не менее 50 см;
между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 50 - 70 см;
между рядами столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 50 - 70 см; от последних столов до стены, противоположной классной доске, не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100, а при наличии оборотных классов – 120 см ( при устройстве входа со стороны задних столов );
расстояние между столами в ряду не менее 50 см;
между столом учителя и передней стеной не менее 65 см;
от демонстрационного стола до классной доски не менее 100 см;
высота нижнего края учебной доски над полом – 80 – 90 см;
между столом учителя и первым ученическим столом не менее 50 см;
угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен составлять в первых классах и лабораториях – не менее 45º, во втором-четвертом - 40º, в кабинетах других классов не менее 35º;
между столом учителя и первым ученическим столом не менее 50 см;
от первой парты до учебной доски – 240 – 270 см;
-
наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см.
Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества.
Для обеспечения лучшей видимости учебно–наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
Для учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
Кабинеты иностранного языка должны иметь: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставку под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы для хранения наглядных пособий и ТСО, лингафонные установки.
Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям.
Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
Второй этап работы: практическая часть
1. Составить список учащихся класса с оценкой их физического развития и состояния здоровья в виде табл. 7.
Таблица 7
Список учащихся класса
№
|
Ф.И.О.
|
Пол
|
В
о
з
р
а
с
т
|
Рост, см
|
Ростовая группа парты (маркировочный знак, цифра в соответствии с ростом)
|
Окружность грудной клетки в паузе, см
|
Вес,кг
|
Состояние здоровья по мед. картам или по проведенным анкетам
|
Средний балл успеваемости
|
1
|
Иванов А.
|
М
|
15
|
167
|
Зеленый
|
82
|
56
|
Право-сторонний сколиоз
|
3,5
|
2
|
Петрова Н.
|
Ж
|
15
|
159
|
Красный
|
78
|
52
|
Близо-рукость
|
4,5
|
Выявить лиц с нарушениями зрения, слуха, сколиозами и другими распространенными заболеваниями.
2. Рассчитать количество парт соответствующих ростовых групп, необходимых для данного класса.
3. Нарисовать план класса, указав окна и двери. Разместить на плане стол учителя и необходимое число парт соответствующих ростовых групп. Указать на каждой парте маркировочный знак в соответствии с ростом сидящего за партой ученика.
4. В заключение отметить укомплектованность класса партами (ученическими столами) и стульями в соответствии с ростом и здоровьем учащихся.
Занятие 5
|
|
|