Главная страница
Навигация по странице:

Практические и ....мет-ка по Гигиене. Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений


Скачать 330.5 Kb.
Название Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений
Анкор Практические и ....мет-ка по Гигиене.doc
Дата 03.05.2017
Размер 330.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Практические и ....мет-ка по Гигиене.doc
Тип Методические рекомендации
#6662
страница 6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Тема: Гигиенические требования к условиям обучения учащихся в разных видах современных образовательных учреждений

Цель: Приобрести практические навыки рациональной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Оборудование: учебный план образовательного учреждения, нормативные таблицы по учебной загрузке учащихся

Ход работы:

Первый этап работы:

Ознакомиться с правилами организации труда учащихся в образовательных учреждениях

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 28) режимы воспитания и обучения допускаются к использованию при наличии заключения о соответствии их санитарным правилам.

Прежде всего нормируется дневная и недельная продолжительность учебных занятий, которая напрямую связана с работоспособностью учащихся. Работоспособность- уровень функциональных возможностей организма (систем, органов), характеризующийся эффективностью работ, выполненных за единицу времени. Работоспособность зависит от знаний, умений, навыков, опыта, уровня тренированности, физического и психического состояния; определяется состоянием здоровья, режимом дня, характером питания, условиями и режимом работы, зависит от пола, мотивации к работе и др.

Различают работоспособность потенциальную и фактическую. Потенциальная работоспособность - это максимум целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Нас интересует фактическая, т.е. продуктивная работоспособность, которая характеризуется количеством и качеством работы, совершенной за определенный отрезок времени. Разница между потенциальной и фактической работоспособностью составляет естественный резерв, истощение которого может приводить к тяжелым нарушениям здоровья. Под влиянием совершаемой работы работоспособность закономерно изменяется во времени, при этом чаще всего «фиксируются» три классические фазы:

1 - фаза врабатывания - вхождение в работу, когда повышается активность центральной нервной системы (ЦНС), возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что приводит к нарастанию работоспособности;

2 - фаза относительно устойчивой работоспособности, в этот период отмечается оптимальный уровень функционирования ЦНС, эффективность труда максимальна;

3 - фаза снижения работоспособности связана с развитием утомления. Однако утомление - естественный физиологический процесс, развивающийся в физиологических системах организма под влиянием совершаемой работы. В норме утомление носит тренировочный характер и не является опасным. Утомление проходит после правильно регламентированного и правильно организованного времени на отдых; опасно переутомление, когда наступает истощение физиологических резервов организма. Первыми признаками утомления во время учебных занятий для учащихся являются двигательное беспокойство, речевое возбуждение, уменьшение количества и снижение качества выполненной работы: растет число ошибок, страдают формулировки ответов.

При переутомлении ухудшается кратковременная память; отмечаются поверхностный сон, трудности при засыпании, снижается аппетит, развивается апатия, утрачивается интерес к окружающему, резко уменьшается работоспособность, трудно концентрировать внимание. Переутомление может стать причиной развития невротических состояний.

Классические фазы работоспособности регистрируются в динамике урока, дня, недели, учебной четверти, в которой в любой из названных отрезков времени ( динамика урока, дня, недели) различают три фазы работоспособности. Протяженность классических фаз работоспособности и фактическая продуктивность школьников (количественные и качественные характеристики выполненных заданий, решенных примеров и т. д.) зависят от организации учебного процесса и состояния здоровья учащихся. Прежде всего учитывается максимальная величина образовательной нагрузки, допустимые нормативы которой представлены в табл. 8.

Таблица 8

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки


Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах




При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

3-летняя начальная школа







1-3

25

22

4-летняя начальная школа







1

22

20

2-4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32

10-11

36

33


Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе –25 часов.

Продолжительность учебной недели для учащихся в 5-11 классах зависит от объема недельной нагрузки и определяется в соответствии с табл. 8.

Для учащихся 5-11 классов всех видов образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения не следует вводить 5-дневную учебную неделю.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением гигиенических требований по организации обучения детей с 6-летнего возраста.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

-учебные занятия проводятся только в первую смену;

-5-дневная учебная неделя;

-организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

-проведение не более четырех уроков в день;

-продолжительность уроков не более 35 мин.;

-организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 мин;

-использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре- октябре –3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти –4 урока по 35 минут каждый;

-организация дневного сна, трехразового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

-обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний;

-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1-х, 5-х, выпускных классах и классах компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах – не более 40 минут. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в начальных классах и не более 6 уроков в 5-11 классах.

При оценке расписания уроков в школе следует учитывать также степень трудности предметов (все учебные предметы условно делятся на легкие, средние и трудные) – табл. 9.

Таблица 9

Степень трудности предметов в условных единицах

Предмет

Количество баллов

Математика, информатика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений)

11

Иностранный язык

10

Физика, химия, биология

9

История

8

Родной язык, литература

7

Естествознание, география

6

Физкультура

5

Труд

4

Черчение

3

Рисование

2

Пение

1

При использовании в общеобразовательных учреждениях технических средств обучения нормируется длительность их применения в учебном процессе (табл. 10).

Таблица 10

Длительность непрерывного применения на уроках технических средств обучения

Классы

Длительность просмотра, мин




Диафильмов, диапозитивов

Кинофильмов

телепередач

1-2

7-15

15-20

15

3-4

15-20

15-20

20

5-7

20-25

20-25

25-30

8-11

--

25-30

25-30


В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели.

При распределении предметов в динамике учебного дня и недели возникает необходимость чередования учебных дисциплин или видов труда (правило И.М.Сеченова: активный труд лучше, чем пассивный, снимает утомление), особенно при «сдваивании уроков». В начале учебного дня рекомендуется ставить уроки средней трудности, в конце – легкие или условно «второстепенные» для специальных школ. Вторник и среда считаются днями максимальной работоспособности в динамике недели, а суббота –минимальной, что также учитывается при составлении расписания.

Расписание занятий составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. При обучении в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются при условии их проведения сразу за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10 –11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам, для проведения контрольных работ по математике, написания сочинений по литературе, а также для лабораторных работ по физике, химии, информатике, урокам физкультуры, урокам труда.

При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся 1-й ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного цикла.

Расписание уроков строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 30 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Во время перемен желательно максимальное использование свежего воздуха в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых 30 минут отводится на организацию двигательной деятельности в спортивном зале, спортивной площадке или специально оборудованных рекреациях.

Нормируется продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8 - до 3 ч, в 9-11-м – до 4 ч.

В группах продленного дня продолжительность прогулки для учащихся 1-й ступени – не менее 2 часов; для учащихся 2-й ступени—не менее 1,5 часов.

Второй этап работы: 1. Переписать учебный план образовательного учреждения.

2. Составить расписание уроков на неделю для обследуемого класса с учетом гигиенических нормативов.


Вопросы к индивидуальному контролю знаний по темам курса
Тема 1.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЕ


  1. Гигиенические принципы размещения школ на территории городов и поселков. Радиус обслуживания школы.

  2. Гигиенические требования к земельному участку школы.

  3. Гигиенические требования к планировке школьного здания.

  4. Гигиенические требования к классным комнатам, учебным кабинетам, лабораториям, подсобным помещениям, рекреациям, спортзалам, мастерским трудового обучения.

  5. Световой режим в школе: естественное и искусственное освещение, СК, КЕО,КЗ, коэффициент заслонения, ориентация окон в классных комнатах и кабинетах черчения.

  6. Лампы накаливания, люминесцентные лампы, размещение светильников, общее и местное освещение, нормы освещенности в ваттах и люксах на 1 м2 площади.

  7. Воздушный режим в школьных помещениях. Микроклимат. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в классе (температура, влажность, скорость движения воздуха, содержание углекислого газа).

  8. Вентиляция, режим проветривания.

  9. Отопление школьного здания.

  10. Водоснабжение школы.



Тема 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗАКАЛИВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ


  1. Значение физического воспитания. Средства воспитания.

  2. Роль двигательной активности в физическом и психическом развитии детей и подростков, гиподинамия.

  3. Гигиеническое значение утренней гимнастики и правила ее проведения.

  4. Урок физической культуры, его организация.

  5. Физкультурные паузы.

  6. Спорт как форма физического воспитания школьников.

  7. Гигиенические требования к занятиям спортом.

  8. Корригирующая гимнастика.

  9. Гигиенические требования к туристическим походам, их организация.

  10. Значение закаливания. Основные принципы закаливания.

  11. Закаливание воздухом.

  12. Водные процедуры.

  13. Солнечные ванны.


Тема 3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ, ОБОРУДОВАНИЮ, ИНСТРУМЕНТАМ, УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ, УЧЕБНИКАМ


  1. Оборудование школы.

  2. Физиологическое обоснование правильной посадки за партой.

  3. Гигиенические требования к классной мебели, размещение ее в классе.

  4. Группы мебели по ГОСТам 1972 и 1985 годов.

  5. Окраска, маркировка, расстановка школьных парт.

  6. Подбор мебели.

  7. Оборудование лабораторий, мастерских, спортзалов.

  8. Гигиенические требования к школьным учебникам, книгам, наглядным пособиям, школьно-письменным принадлежностям.

  9. Гигиенические требования к игрушкам.


Тема 4. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОГО ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.


  1. Гигиенические требования к урокам труда.

  2. Гигиена производственного обучения учащихся старших классов.

  3. Профессиональная ориентация подростков.

  4. Техника безопасности и профилактика травматизма.

  5. Гигиена сельскохозяйственного труда школьников.

  6. Гигиена общественно-полезного труда и работ по самообслуживанию.

  7. Гигиенические требования к одежде и обуви.


Тема 5. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ


  1. Понятия об утомлении и переутомлении.

  2. Понятие о школьной зрелости.

  3. Гигиенические требования к режиму дня школьника.

  4. Гигиенические требования к расписанию уроков.

  5. Гигиеническая организация урока.

  6. Гигиена чтения и письма.

  7. Учет индивидуальных особенностей школьников в процессе учебных занятий.

  8. Гигиенические требования к организации и проведению перемены.

  9. Гигиенические требования к организации и проведению экзаменов.

  10. Принципы организации режима дня в среднем ПТУ.

  11. Гигиенические требования к организации внеклассной и внешкольной работы.


Тема 6. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


  1. Понятие о полноценном питании, его значение.

  2. Обмен веществ.

  3. Основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Их роль в питании детей.

  4. Вода и минеральные вещества, их роль в организме.

  5. Витамины, их роль в организме.

  6. Обмен энергии.

  7. Нормы питания. Усвоение питательных веществ.

  8. Режим питания.

  9. Составление рациона питания.

  10. Организация питания школьника.

  11. Пищевые отравления, их профилактика.


Тема 7. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ


  1. Методы гигиенического обучения и воспитания школьников на уроках.

  2. Внеклассная и внешкольная работа.

  3. Санитарно-просветительная работа с родителями.



Тема 8. ГИГИЕНА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Виды внеклассной и внешкольной работы, продолжительность работ.

  2. Организация режима дня детей в семье.

Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий. Сон и его гигиеническая организация.

Гигиеническая организация прогулок, просмотра телепередач, чтения художественной литературы, помощи по дому, работы по самообслуживанию.

3. Гигиеническая организация выходного дня и каникул.
1   2   3   4   5   6   7