Навигация по странице:
|
Практические и ....мет-ка по Гигиене. Практические и индивидуальные занятия по гигиене общеобразовательных учреждений
Тема: Гигиенические требования к условиям обучения учащихся в разных видах современных образовательных учреждений
Цель: Приобрести практические навыки рациональной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Оборудование: учебный план образовательного учреждения, нормативные таблицы по учебной загрузке учащихся
Ход работы:
Первый этап работы:
Ознакомиться с правилами организации труда учащихся в образовательных учреждениях
В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 28) режимы воспитания и обучения допускаются к использованию при наличии заключения о соответствии их санитарным правилам.
Прежде всего нормируется дневная и недельная продолжительность учебных занятий, которая напрямую связана с работоспособностью учащихся. Работоспособность- уровень функциональных возможностей организма (систем, органов), характеризующийся эффективностью работ, выполненных за единицу времени. Работоспособность зависит от знаний, умений, навыков, опыта, уровня тренированности, физического и психического состояния; определяется состоянием здоровья, режимом дня, характером питания, условиями и режимом работы, зависит от пола, мотивации к работе и др.
Различают работоспособность потенциальную и фактическую. Потенциальная работоспособность - это максимум целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Нас интересует фактическая, т.е. продуктивная работоспособность, которая характеризуется количеством и качеством работы, совершенной за определенный отрезок времени. Разница между потенциальной и фактической работоспособностью составляет естественный резерв, истощение которого может приводить к тяжелым нарушениям здоровья. Под влиянием совершаемой работы работоспособность закономерно изменяется во времени, при этом чаще всего «фиксируются» три классические фазы:
1 - фаза врабатывания - вхождение в работу, когда повышается активность центральной нервной системы (ЦНС), возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что приводит к нарастанию работоспособности;
2 - фаза относительно устойчивой работоспособности, в этот период отмечается оптимальный уровень функционирования ЦНС, эффективность труда максимальна;
3 - фаза снижения работоспособности связана с развитием утомления. Однако утомление - естественный физиологический процесс, развивающийся в физиологических системах организма под влиянием совершаемой работы. В норме утомление носит тренировочный характер и не является опасным. Утомление проходит после правильно регламентированного и правильно организованного времени на отдых; опасно переутомление, когда наступает истощение физиологических резервов организма. Первыми признаками утомления во время учебных занятий для учащихся являются двигательное беспокойство, речевое возбуждение, уменьшение количества и снижение качества выполненной работы: растет число ошибок, страдают формулировки ответов.
При переутомлении ухудшается кратковременная память; отмечаются поверхностный сон, трудности при засыпании, снижается аппетит, развивается апатия, утрачивается интерес к окружающему, резко уменьшается работоспособность, трудно концентрировать внимание. Переутомление может стать причиной развития невротических состояний.
Классические фазы работоспособности регистрируются в динамике урока, дня, недели, учебной четверти, в которой в любой из названных отрезков времени ( динамика урока, дня, недели) различают три фазы работоспособности. Протяженность классических фаз работоспособности и фактическая продуктивность школьников (количественные и качественные характеристики выполненных заданий, решенных примеров и т. д.) зависят от организации учебного процесса и состояния здоровья учащихся. Прежде всего учитывается максимальная величина образовательной нагрузки, допустимые нормативы которой представлены в табл. 8.
Таблица 8
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
-
Классы
|
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
|
|
При 6-дневной неделе
|
При 5-дневной неделе
|
3-летняя начальная школа
|
|
|
1-3
|
25
|
22
|
4-летняя начальная школа
|
|
|
1
|
22
|
20
|
2-4
|
25
|
22
|
5
|
31
|
28
|
6
|
32
|
29
|
7
|
34
|
31
|
8-9
|
35
|
32
|
10-11
|
36
|
33
|
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе –25 часов.
Продолжительность учебной недели для учащихся в 5-11 классах зависит от объема недельной нагрузки и определяется в соответствии с табл. 8.
Для учащихся 5-11 классов всех видов образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения не следует вводить 5-дневную учебную неделю.
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением гигиенических требований по организации обучения детей с 6-летнего возраста.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
-учебные занятия проводятся только в первую смену;
-5-дневная учебная неделя;
-организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
-проведение не более четырех уроков в день;
-продолжительность уроков не более 35 мин.;
-организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 мин;
-использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре- октябре –3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти –4 урока по 35 минут каждый;
-организация дневного сна, трехразового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
-обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний;
-дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1-х, 5-х, выпускных классах и классах компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах – не более 40 минут. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в начальных классах и не более 6 уроков в 5-11 классах.
При оценке расписания уроков в школе следует учитывать также степень трудности предметов (все учебные предметы условно делятся на легкие, средние и трудные) – табл. 9.
Таблица 9
Степень трудности предметов в условных единицах
Предмет
|
Количество баллов
|
Математика, информатика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений)
|
11
|
Иностранный язык
|
10
|
Физика, химия, биология
|
9
|
История
|
8
|
Родной язык, литература
|
7
|
Естествознание, география
|
6
|
Физкультура
|
5
|
Труд
|
4
|
Черчение
|
3
|
Рисование
|
2
|
Пение
|
1
|
При использовании в общеобразовательных учреждениях технических средств обучения нормируется длительность их применения в учебном процессе (табл. 10).
Таблица 10
Длительность непрерывного применения на уроках технических средств обучения
Классы
|
Длительность просмотра, мин
|
|
Диафильмов, диапозитивов
|
Кинофильмов
|
телепередач
|
1-2
|
7-15
|
15-20
|
15
|
3-4
|
15-20
|
15-20
|
20
|
5-7
|
20-25
|
20-25
|
25-30
|
8-11
|
--
|
25-30
|
25-30
|
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов – 4-6.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели.
При распределении предметов в динамике учебного дня и недели возникает необходимость чередования учебных дисциплин или видов труда (правило И.М.Сеченова: активный труд лучше, чем пассивный, снимает утомление), особенно при «сдваивании уроков». В начале учебного дня рекомендуется ставить уроки средней трудности, в конце – легкие или условно «второстепенные» для специальных школ. Вторник и среда считаются днями максимальной работоспособности в динамике недели, а суббота –минимальной, что также учитывается при составлении расписания.
Расписание занятий составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. При обучении в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются при условии их проведения сразу за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.
В 10 –11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам, для проведения контрольных работ по математике, написания сочинений по литературе, а также для лабораторных работ по физике, химии, информатике, урокам физкультуры, урокам труда.
При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся 1-й ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного цикла.
Расписание уроков строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 30 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Во время перемен желательно максимальное использование свежего воздуха в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых 30 минут отводится на организацию двигательной деятельности в спортивном зале, спортивной площадке или специально оборудованных рекреациях.
Нормируется продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8 - до 3 ч, в 9-11-м – до 4 ч.
В группах продленного дня продолжительность прогулки для учащихся 1-й ступени – не менее 2 часов; для учащихся 2-й ступени—не менее 1,5 часов.
Второй этап работы: 1. Переписать учебный план образовательного учреждения.
2. Составить расписание уроков на неделю для обследуемого класса с учетом гигиенических нормативов.
Вопросы к индивидуальному контролю знаний по темам курса
Тема 1.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЕ
Гигиенические принципы размещения школ на территории городов и поселков. Радиус обслуживания школы.
Гигиенические требования к земельному участку школы.
Гигиенические требования к планировке школьного здания.
Гигиенические требования к классным комнатам, учебным кабинетам, лабораториям, подсобным помещениям, рекреациям, спортзалам, мастерским трудового обучения.
Световой режим в школе: естественное и искусственное освещение, СК, КЕО,КЗ, коэффициент заслонения, ориентация окон в классных комнатах и кабинетах черчения.
Лампы накаливания, люминесцентные лампы, размещение светильников, общее и местное освещение, нормы освещенности в ваттах и люксах на 1 м2 площади.
Воздушный режим в школьных помещениях. Микроклимат. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в классе (температура, влажность, скорость движения воздуха, содержание углекислого газа).
Вентиляция, режим проветривания.
Отопление школьного здания.
Водоснабжение школы.
Тема 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗАКАЛИВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Значение физического воспитания. Средства воспитания.
Роль двигательной активности в физическом и психическом развитии детей и подростков, гиподинамия.
Гигиеническое значение утренней гимнастики и правила ее проведения.
Урок физической культуры, его организация.
Физкультурные паузы.
Спорт как форма физического воспитания школьников.
Гигиенические требования к занятиям спортом.
Корригирующая гимнастика.
Гигиенические требования к туристическим походам, их организация.
Значение закаливания. Основные принципы закаливания.
Закаливание воздухом.
Водные процедуры.
Солнечные ванны.
Тема 3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ, ОБОРУДОВАНИЮ, ИНСТРУМЕНТАМ, УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ, УЧЕБНИКАМ
Оборудование школы.
Физиологическое обоснование правильной посадки за партой.
Гигиенические требования к классной мебели, размещение ее в классе.
Группы мебели по ГОСТам 1972 и 1985 годов.
Окраска, маркировка, расстановка школьных парт.
Подбор мебели.
Оборудование лабораторий, мастерских, спортзалов.
Гигиенические требования к школьным учебникам, книгам, наглядным пособиям, школьно-письменным принадлежностям.
Гигиенические требования к игрушкам.
Тема 4. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОГО ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
Гигиенические требования к урокам труда.
Гигиена производственного обучения учащихся старших классов.
Профессиональная ориентация подростков.
Техника безопасности и профилактика травматизма.
Гигиена сельскохозяйственного труда школьников.
Гигиена общественно-полезного труда и работ по самообслуживанию.
Гигиенические требования к одежде и обуви.
Тема 5. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Понятия об утомлении и переутомлении.
Понятие о школьной зрелости.
Гигиенические требования к режиму дня школьника.
Гигиенические требования к расписанию уроков.
Гигиеническая организация урока.
Гигиена чтения и письма.
Учет индивидуальных особенностей школьников в процессе учебных занятий.
Гигиенические требования к организации и проведению перемены.
Гигиенические требования к организации и проведению экзаменов.
Принципы организации режима дня в среднем ПТУ.
Гигиенические требования к организации внеклассной и внешкольной работы.
Тема 6. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Понятие о полноценном питании, его значение.
Обмен веществ.
Основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Их роль в питании детей.
Вода и минеральные вещества, их роль в организме.
Витамины, их роль в организме.
Обмен энергии.
Нормы питания. Усвоение питательных веществ.
Режим питания.
Составление рациона питания.
Организация питания школьника.
Пищевые отравления, их профилактика.
Тема 7. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Методы гигиенического обучения и воспитания школьников на уроках.
Внеклассная и внешкольная работа.
Санитарно-просветительная работа с родителями.
Тема 8. ГИГИЕНА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Виды внеклассной и внешкольной работы, продолжительность работ.
Организация режима дня детей в семье.
Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий. Сон и его гигиеническая организация.
Гигиеническая организация прогулок, просмотра телепередач, чтения художественной литературы, помощи по дому, работы по самообслуживанию.
3. Гигиеническая организация выходного дня и каникул.
|
|
|