Главная страница

ответы на билеты оригинал 27 шт. Принцип всестороннего гармонического развития личности, требования к его реализации в системе физического воспитания


Скачать 0.54 Mb.
Название Принцип всестороннего гармонического развития личности, требования к его реализации в системе физического воспитания
Анкор ответы на билеты оригинал 27 шт.doc
Дата 06.05.2017
Размер 0.54 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы на билеты оригинал 27 шт.doc
Тип Документы
#8292
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Билет № 1

  1. Принцип всестороннего гармонического развития личности, требования к его реализации в системе физического воспитания.

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют, единую систему принципов. К ним относятся:

1. принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;

3. принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принцип всестороннего гармонического развития личности. Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность. Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:

1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

2) обеспечевание широкой ОФП. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды; а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя. В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека - существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные

  1. строго соблюдать единство различных сторон воспитания,

  2. обеспечивать широкую общую физическую подготовленность

Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека - неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.


  1. Аэробная выносливость и методика ее направленного развития в физическом воспитании.

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности.

Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности предусмотренных для освоения в обязательных программах ФВ. 1) уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2) добиться целостного выполнения ДД на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3) устранить мелкие ошибки техники, особенно в её основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приёмов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия. Необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

  1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учётом особенностей изучаемого ДД.

  2. Используется подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путём его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощённой форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого ДД. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения.

  3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого ДД, подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов в противном случае произойдёт забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Эффективность использования различных упражнений достигается при чётком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными ДД; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда ещё не наступило значительное утомление.

Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности и глобальном функционировании мышечной системы. По-другому её ещё называют аэробной выносливостью. Человек который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и др.). основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная биомеханическая экономизация. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность СС и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счёт преимущественно аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной. Большой переменой: суммарная длительность выполнения упражнений состовляет от нескольких до десятков минут. В практике ФВ применяют самые разнообразные по форме ФУ циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересечённой местности, передвижение на лыжах, бег на коньках, плавание, игры и т.д. основные требования, предъявляемые к ним, следующие, упражнения должно выполнятся в зонах умеренной и большой мощности работ: их продолжительность о нескольких минут до 60-90 мин.: работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности); 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод. Методика. Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклический упражнения продолжительности не менее 1-20 мин., выполняемы в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменно-непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил:

  1. Доступность. Сущность правил заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности.

  2. Систематичность. Эффективность ФУ, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Должно соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий.

  3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в СС и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться.




  1. Использование метода дополнительных упражнений на уроке физической культуры.

Метод дополнительных упражнений подразумевает введение в процесс обучения вспомогательных действий, которые позволят более рационально построить учебное занятие, повысить моторную плотность урока, расширить круг решаемых задач, обеспечить активный отдых занимающихся, ин­дивидуально дозировать нагрузку для каждого занимающегося (группы занимающихся).

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. Например, вспомогательными видами деятельности при проведении круговой тренировки могут выступать дополнительные упражнения на гибкость во время отдыха между подходами на станции. Это позволяет решить определенный ряд задач: организовать активный отдых занимающихся, основанный на переключении деятельность с силовых упражнений на развитие гибкости; повысить моторную плотность урока и т.д.

Другим примером использования дополнительных упражнений можно рассмотреть назначение преподавателям дополнительной нагрузки более успевающим ученикам с целью учета индивидуальных особенностей (уровня подготовленности) занимающихся одного класса.

Основными требованиями использования метода дополнительных упражнений являются:

- упражнения проводятся на этапе совершенствования двигательного навыка

- упражнения должны быть доступными, заранее известными и легкоисполнимыми,

- упражнения должны соответствовать основным задачам урока и не противоречить им,

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулировании двигательной деятельности.

Дополнительные упражнения, как правило, выполнятся учащимися самостоятельно, без контроля преподавателя. В связи с этим очень важно, чтобы каждый занимающийся владел информацией о правильной технике выполнения упражнения, целевой направленности, дозировке и самоконтроле.

Дополнительные упражнения очень часто используются при развитии координационных, силовых качеств и выносливости.

Билет № 2

  1. Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания.

Для реализации задач, решаемых в процессе физического воспитания, используют многие средства и методы. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности.

Физические упражнения — это такие виды двигательных действий (включая и совокупности их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Отличительный признак физических упражнений - соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение адекват­ного средства, когда ей придаются рациональные формы, оправданные с позиций физического обра­зования, и когда обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует объективно необходимому для эффективного воспитания физических качеств.

Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные акты (движе­ния, операции) и те основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие.

При рассмотрении содержания физических упражнений с педагогической точки зрения особенно важным является то, что они целенаправленно развивают способности человека в единстве с формированием определенных умений и навыков.

От особенностей содержания того или иного физического упражнения в решающей мере зависит его форма.

Форма физическое упражнения представляет собой его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию). Внутренняя структура физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они соотносятся, взаимодействуют и согласуются друг с другом. Нервно-мышечная координация, взаимодействие моторных и вегетативных функций, соотношение различных энергетически: (аэробных и анаэробных) процессов, например, при беге будут существенно иными, чем при поднимании штанги. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Верное понимание соотношений формы и содержания физических упражнений - необходимое ус­ловие целесообразного использования их в практике физического воспитания.


  1. Формирование учебных групп учащихся класса для проведения урока по предмету «Физическая культура и здоровье».




  1. Технология составления годового плана-графика распределения учебного материала по
    предмету «Физическая культура и здоровье».

К основным документам планирования по ФВ относятся: 1) общий план работы по ФВ; 2) годовой план-график учебного процесса: 3) поурочной рабочий (тематический) план на четверть; 4) план-конспект урока. Реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

В сфере ФВ преподавателями разрабатывается ее рабочая документация по планированию исходя из отправных, официальных документов - учебного плана образовательного учреждения и государственной программы по ФВ.

Общий план ФВ составляет учитель ФК при участии заместителей директора, врача школы. План включает следующие разделы: 1) организационная работа: 2) учебная работа; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятие в режиме учебного дня; 4) физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа.

План утверждает директор школы.

Главное назначение годового плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год. Планом-графиком устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года. Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса: 1) осенний (1 четверть), 2) оссенне-зимний (2 четверть), 3) зимний (3 четверть), 4) весене-летний (4 четверть).

Для каждого этапа предусматривается решение определенных задач общей физической подготовки использование соответствующих средств.

Поурочный рабочий план на четверть составляется на основе годового плана-графика. Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана. В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной работы на четверть с данной параллелью классов; указаны объёмы изучения нового основного материала и повторения ранее пройденного, отмечены особенности организации и методики занятий в данной четверти: приведены контрольные упражнения, учебные нормативы и требования на четверть. Непосредственно в рабочем плане приводятся основные изучаемые упражнения разделов программы, распределенные в порядке преемственности постепенного усложнения по занятиям (поурочно). Наиболее распространенная форма рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и тренировки с указанием нагрузок по объему и интенсивности.

План-конспект урока является документом планирования на каждое занятие (урок). Эффективность любого занятия связана, прежде всего, с четкой, правильной постановкой его задач, отражаемых в плане-конспекте. Содержание уроков по ФК определяется госпрограммами и поурочным рабочим планом на четверть. При разработке содержания урока ФК необходимо:

1. определить средства и методы решения каждой из задач урока;

2. уточнить необходимый инвентарь для урока:

3. разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач;

4. определить критерии оценки деятельности учащихся на уроке.

Первоначально определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
Билет № 3

  1. Принцип наглядности, требования к его реализации в процессе физического воспитания.

Данный принцип обязывает строить процесс ФВ с широким использование наглядности при обучении в воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе ФВ осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров накладных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новым ДД. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идёт на 3 уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – только на уровне представления. Человек запоминает15 % информации, получаемой им в речевой форме, и 25 % - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно. Он может воспринять до 65 % содержания этой информации.

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для ФВ. Её значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению». Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил. Особенно инерционных и реактивных.


  1. Методика тестирования уровня физической подготовленности на уроках по предмету
    «Физическая культура и здоровье».

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используются для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно за­ниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в об­ласти физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориенти­роваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагается состав тестов и нормативные требования к ним. Они определяются исходя из следующих требований:

Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как
известно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следовательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех пе­речисленных двигательных качеств.

Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать
именно то качество, которое измеряется. При этом на достижение результата тестирования не должны
оказывать существенного влияния сопутствующие для тестирования факторы.

Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.

Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов (число и состав системы тестов может варьировать в зависимости от возраста занимающихся, что определено программой по физическому воспитанию школьников и ее нормативными требованиями):

а) челночный бег 4x9 м - тест характеризует ловкость и быстроту: ловкость проявляется при поворотах, быстрота проявляется в скорости перемещения;б) прыжок в длину с места - тест характеризует скоростно-силовую подготовленность;


  1. Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Различают 3 основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя. При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы. Которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно с одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой. При индивидуальном методе каждый занимающийся получает своё задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Для урочных форм занятии в целом, как правило, типично комплексное использование всех 3 методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий времени: одновременно всем или поочерёдно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) и раздельно.

Для поточного способа выполнения упражнений характерно отсутствие (или почти полное отсутствие). Выполнение заданий, направленное на комплексное развитие физических качеств, в последние годы всё чаще организуются в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы. Выбор способа выполнения упражнений в уроке зависит, прежде всего от степени новизны учебного материала и конкретных задач занятий. При ознакомлении и углубленном разучивании предпочтительно раздельное выполнение упражнений. При совершенствовании двигательных навыков и физических качеств – поточное.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта