Философия и мировоззрение. Природа философских проблем
Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека (социальных групп, наций, классов, общества в целом) на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих. Главная функция мировоззрения – ориентировать в окружающей действительности, предопределять поведение.
Структура мировоззрения: 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном восприятии. Определяет эмоциональный настрой. 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
Исторические типы мировоззрения:
- мифологическое мировоззрение: фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм (очеловечивание вещей и животных), множество сверхъестественных сил, доминирование чувств;
- религиозное мировоззрение: формируется профессиональными священниками, есть идеологическая структура (Священное писание, догматы, традиции), велика роль церемоний и ритуалов, мир удвоен (посю- и потусторонний миры), Бог – Всеохватывающий дух и творец всего, творения в разной степени совершенны (человек – подобен Всевышнему);
- философское (научное) мировоззрение: опора на разум, свободный интеллектуальный поиск истины, осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности и логичности.
Философское мировоззрение предполагает: 1) осмысление предельных оснований бытия и мышления; 2) обоснование ценностного отношения людей к действительности; 3) стремление к систематической целостности знания о мире, человеке и характере их взаимоотношений; 4) логическую аргументацию выдвигаемых положений; 5) опору на разум и внутренний опыт человека;
Философия рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий (предельно общих понятий).
Философия — это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Проблема человека – центральная проблема философии.
1) Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа?
2) Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?
3) Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4) Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности. 5) Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.
Восточную и западную философию принято твердо разграничивать, противопоставляя мировоззрение Китая, Индии, Ближнего Востока и даже России мировоззрению Западной и Центральной Европы, США, Канады и других англоязычных стран.
Считается, что на Западе все сводится к поиску Абсолютного Блага, а на Востоке к поиску Абсолютного смысла, равнозначного слиянию с Бесконечным. Западные общества очень динамичны, и их называют «горячими». Восточные – стабильны и называются «холодными».
Основные особенности западной философии:
1) свобода – превыше всего;
2) культ новизны, совершенствования, прогресса;
3) природа – мастерская;
4) возвеличивание личности ее прав, свобод, успехов;
5) плюрализм мнений;
6) поиск истины и постоянное пополнение знаний;
8) высокий статус богатств и житейского успеха;
7) книга (в широком смысле) – основное средство передачи знаний, учитель – вспомогательное.
Основные особенности восточной философии:
1) традиционализм и консерватизм,
2) ортодоксальность (старательная приверженность исходному учению),
3) объяснение перемен борьбой двух начал (обычно Бога и Дьявола или Добра и Зла),
4) подчеркивание целостности мироздания, единства человека и мира;
5) признание цикличности истории,
6) коллективизм – основа морали, умаление значения отдельной личности или группировки с одновременным возвеличиванием государства и строгого порядка;
7) обожествление духовного, презрение к материальному богатству и иному мирскому преуспеянию;
8) основная форма передачи мудрости от Великого Учителя к почтительным ученикам.
Вместе с тем, у каждого западного и восточного народа есть свои неповторимые (специфические) особенности мышления, что обогащает разнообразием мировую культуру. Национальное самосознание (осознание народом самого себя как уникального социального единства, определение своего места в мире, общенациональной стратегии и тактики поведения) вырабатывается в тесном взаимодействии с философией. Философия доводит до максимальной степени обобщенности и полноты национальное самосознание. А то в свою очередь придает философии данного народа неизгладимые национальные особенности (национальный колорит).
Основные исследовательскиекие стратегии в постклассической западноевропейской философии
К основным стратегиям постклассических философских исследований в Западной Европе относятся: 1) Аналитическая стратегия – получение экспериментально проверяемых знаний без примеси умозрительных и непроверяемых фантазий теологов и метафизиков. Чтобы отсеять истинные знания от мнимых разрабатывают методики «анализа знаний». При этом огромное значение придается изучению структур существующего языка и выработке более совершенного языка. 2) Социально-критическая или гуманистическая стратегия - на первое место выдвигается всеохватывающее диалектическое взаимодействие отдельных индивидуальностей. Всё остальное: естествознание, культура, политика, идеология рассматриваются лишь в качестве форм межличностного взаимодействия. 3) Экзистенциональная-феноменологическая стратегия – все внимание сосредоточено на внутренней духовной (интимной) жизни. А самым важным считается самое непостижимое – экзистенция, основа существования человека, носитель всех его качеств. Считается, что экзистенция ощутима лишь в моменты наивысшего напряжения, на грани жизни и смерти. Внешний же мир считается чуждым и враждебным человеку. 4) Синергетическая или системно-эволюционная стратегия представление Вселенной как саморазвивающейся целостности.
Герменевтика – наука об истолковании тестов (методологическая текстология). В XX столетии приобрела статус философского (общетеоретического) учения – теории интерпретации и понимания всей человеческой деятельности, и в первую очередь – языка и иных коммуникационных средств. Такой взгляд на герменевтику был предложен немецким психологом и историком культуры Дильтеем. Герменевтика была распространена им на все «науки о духе» (обществоведение, культуру, историю и т.д.). В истории человек лишь проявляет качества своего духа. Природа же нашему духовному пониманию чужда и весьма далека от того, что мы о ней думаем. Бетти, Гадамер, Дандман. Герменевтики заняты в основном изучением форм языка и аналогичной языку символики.
Структурализм сформирован в 20-е годы XX века. Особо популярен в 60-е годы во Франции (Соссюр, Леви-Стросс, Фуко).
Структуралисты заняты выявлением типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании и языковых контекстах. Утверждают, что наш разум и наша речь лишь проявления неких глубинных («неявных») структур (моделей) нашего подсознания. Выявить эти структуры и сделать их достоянием сознания – задача структурализма. При этом структура (модель) должна быть 1) целостной, 2) приспосабливающейся к любой конкретике, 3) саморегулирующейся.
Постструктурализм —Основание постструктурализма связывают с политической нестабильностью конца 1960-х, разочаровании в науке и социальном прогрессе. Распространено во Франции (Э. Морена, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза). Связано с названием другого философского течения — структурализма, из которого постструктурализм вырос и который он преодолевал. Постструктуралисты обвиняли своих предшественников в догматичности. Они признавали существование структур, но были уверены в их децентрализованности и в том, что «главное в структуре — то, что выводит за её пределы»
Постмодернизм – разнообразная критика культуры, сформировавшейся ко второй половине XX века, и прежде всего разоблачение пагубности прогресса, уличение бессилия и запутанности сознания людей. Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар и М. Фуко. Первоначально постмодернистов интересовала только искусство, но потом они распространили свой подход на всю культуру, пренебрегая любыми запретами-барьерами и применяя «иронию в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии». Постмодернисты исходят из неповторимости всего и вся. Человеку же посильна только «имманенция» интерпретация и сведение воедино небольшого числа частностей.
Социокультурный статус и функции философии в современном мире
В определении предмета философии нет единства – слишком много школ, и представления о предмете существенно трансформируются в разные времена и у разных народов.
В древности философия охватывала все науки. Специализация (дифференциация) наук сделала философию общетеоретической и мировоззренческой дисциплиной (изучением «самого общего - предельного»). С XIX в. научные обобщения осуществляются и помимо философии. И теперь универсальную картину мира философия может строить лишь вместе с другими науками, служа «теоретическим ядром мировоззрения».
Ныне предмет философии – основные принципы взаимоотношения человека и мира, познание предельно общих законов природы, человека, общества и сознания (культуры).
Социокультурный статус философии – быть формой общественного сознания, служить общетеоретическим ядром мировоззрения и культуры в целом. Для этого философия обобщенно интегрирует знания и навыки всех областей человеческой деятельности.
Основные функции философии:
- познавательная и эвристическая (производство знаний и открытие наиболее общих законов бытия);
- мировоззренческая (интеграция мировоззрения);
- методологическая и праксеологическая (разработка наиболее общих методов познания и деятельности);
- критическая (воспитание здоровых сомнений, помогающих избежать заблуждений и догм);
- аксиологическая (выработка системы ценностей, критериев оценки любого объекта и поведения);
- социальная (ориентирование в общественной жизни);
- гуманитарная (формирование чуткого отношения к людям).
Поиски метафизических оснований бытия в истории философии
Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека.
Метафизика - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Понятие метафизики было введено Андроником Родосским в I в. до н. э. Он систематизировал произведения Аристотеля. Первое место он отвел сочинениям по физике. А все остальные сочинения назвал метафизикой (то, что после физики). Метафизические проблемы есть во всех областях, везде человек сталкивается с тем, что выходит за границы опыта - в познании человека, истории, природы.
Метафизические вопросы
Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?
Онтология - учение о бытии как таковом. Иногда онтологию отождествляется с метафизикой, но чаще всего онтология рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые этот термин употребил немецкий философ X. Вольф - предшественник Канта.
В философии со времен античности различают бытие и сущее. Сущее - совокупность окружающих вещей. Но в многообразии вещей можно обнаружить то, что является общим для них всех. Такой "нейтральный" признак всего сущего заключается в том, что оно вообще существует. Это выражено в понятии бытия. Почему вообще что-либо есть, и на чем оно держится? Что является его причиной? Бытие - это чистое существование, не имеющее причины, оно - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это действительность в полном смысле слова, ибо все остальное, имеющее внешние причины, не в полном смысле слова действительность, не в полном смысле слова существует.
Первым поставил проблему бытия древнегреческий философ Парменид. До него предметом изучения в античной науке и философии были реальные, конкретные вещи, но не сущее как таковое. Парменид сделал важный шаг в развитии философского мышления. Бытие, согласно Пармениду, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит. Оно не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе бы оно не было бытием, а зависело бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, всегда есть все целиком - либо оно есть все целиком, либо его нет.
Бытие можно как-то понять через такие проявления, такие бытийственные характеристики, как совесть, любовь, честь, ум и т.п. В связи с этим ясно, что бытие - это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей или какая-то высшая нематериальная субстанция - Бог или мировой разум и т.д. Все это только проявления бытия. Бытие как таковое открывается нам, становится доступным для нашей мысли, когда мы находимся в особом бытийном состоянии, т.е. в таком состоянии ума (а не просто знания), когда приходят мысли и слова, в которых звучит голос бытия. Такие мысли нельзя вызвать усилием воли, подобные слова нельзя придумать. Бытие - это то, что всегда уже есть: оно может только открыться нам, если мы совершим усилие и если нам повезет попасть в соответствующее состояние. Поиски бытия в философии - это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности. Это поиски корней, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, ощутить себя, в конце концов, необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир. Эти поиски составляют незримый фундамент науки, искусства, религии, стремления к счастью, любви, совести, долгу и т.п.
В первом приближении можно сказать, что бытие - это тайна, которую нужно пережить, и тогда она в какой-то степени станет понятной - непознанной, но понятой. Поэтому нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразуют, преображают человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая само-бытным, делая его самого бытием.
|